Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
методическая разработка по окружающему миру по теме

Деордиева Инна Александровна

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_orientirovannyy_podhod.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход

в ознакомление детей раннего возраста

с окружающим миром

Старший воспитатель

МДОУ №19 «Светлана»

 И.А. Деордиева

Железногорск 2010

Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности.

Мы считаем, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

- Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса.

- Демократизация педагогических отношений.

- Новую трактовку индивидуального подхода.

- Формирование положительной Я – концепции у ребенка.

Новый взгляд на личность я представляю следующими позициями:

- Личность проявляется, выступает уже в раннем детстве.

- Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.

- Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей.

- Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.

Личностные отношения являются важнейшими факторами, определяющими результаты учебно-воспитательного процесса.

Суть нового индивидуального подхода мы видим в том, чтобы идти в системе образования не от учебных занятий к ребенку, а от ребенка к учебному занятию, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я – концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду, а также обучение приносили ребенку радость. Исключить акценты на недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепции ребенка.

Представить возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности.

Хотя современные занятия стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т.д., но, на наш взгляд, их не всегда можно считать личностно-ориентированными.

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога потребуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

В первую очередь это:

1. Опора на субъективный опыт ребенка.

Сообщаем детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

2. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие меня как педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что мы сообщаем.

В этом смысле мы выступаем, как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

3. Продумываю, какой материал буду сообщать, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.

4. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.

Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.

Обычно, готовясь к занятию, подбирается дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от нас еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

В-третьих, очень важно моё участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.

Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого относим все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным.

Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в холе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения партнерами по познанию.

Для реализации личностно-ориентированного подхода использую следующие рекомендации к подготовке занятия:

Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания.

Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

в) использование содержания субъективного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог” и “ребенок - дети”.

Результативность проведенного занятия предусматривает:

- обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;

- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

- анализ степени активности каждого ребенка;

- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.

А самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.

В первую очередь, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"

Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить,  наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подб...

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!"

Конспект педагогического мероприятия по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром "Никто не может без воды!" Разработала: воспитатель МДОУ "ЦРР - д/с № 134 "Нотка" г. Магнитогорска М...

Ознакомление детей раннего возраста с миром природы

Дети и природа – тема вечная. С одной стороны ребенок – часть природы, с другой современные дети все реже общаются с природой, все чаще реальная природа заменяется искусственной и виртуальной.Проработ...

Конспект НООД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений «Малыш знакомится с растительным миром»».

Цель:- Учить узнавать овощи: огурец, помидор, репа, капуста, морковь, картошка. Знать обобщающее слово овощи....

Конспект НОД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений.

Конспект НООД по ознакомлению детей раннего возраста с миром растений....