План проекта по самообразованию "Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в подготовительной группе"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Полина Петрова

Ребенок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира.Мир открывается ему через опыты его личных ощущений,действий и переживаний .Эксперементальная деятельность позволяет в яркоий и запоминающейся форме рассказать о окружающем нас мире живой и неживой природы. А также научно-эксперементальная деятельность озволяет развить и привить ребенку понавательный интерес  и заинтереисовать его исследовательской деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№ 15  «Нэбзый»

План по самообразованию педагога

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

 Петрова Полина Николаевна воспитатель

2023 гг.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования; изучение  научной литературы по данной теме  и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по вопросам использования экспериментирования как средства познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии).

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностичес-кий этап

1.Изучение научной литературы, методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности.

2.Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;

3.Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.

Сентябрь, октябрь, ноябрь             (в течение года).

Сентябрь, октябрь, ноябрь             (в течение года).

Сентябрь

1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду».

 И.Л.Паршутова. стр.63.

2.«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников».                Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.

3. «Занимательные опыты и эксперименты».

Москва. Айрис пресс.2007г.

4. «Почемучка».

А.Дитрих, Г.Юрмин.

5. «Занимательные опыты».

О.М.Наумова

6. «Домашняя лаборатория».

7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами».

М.Султанова.

8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ.

1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ.

2. «Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации».

Н.В.Нищева.

3. «Секреты природы- это так интересно!»

Л.В.Ковинько

1. Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду.

Практический этап

1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему само-  образования.

2. Посещение ООД воспитателей, специалистов своего ДОУ.

3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов.

4.Работа с родителями.

В течение года.

Ноябрь, декабрь.

В течение года.

Январь- май.

1. Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии  ФГОС ДОУ.

1. Обмен опытом с коллегами 

своего ДОУ:

изучение предметно-пространственной развивающей 

среды в группах разных возрастов;


2.Изучение дополнительной  литературы.

3. Участие во всероссийских и международных  конкурсах, викторинах на тему самообразования.

1. Участие в конкурсе совместно с родителями по экспериментальной деятельности «Я познаю мир».

Обобщающий этап

1. Подведение итогов о проделанной работе на тему  самообразования.

2.Оформление результатов (самоанализ).

Апрель, май.

1. Обмен опыта на городских метод объединениях, педсоветах ДОУ.

2. Проведение серии открытых мероприятий для родителей.

3. Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.

4. Оформление отчета о проделанной работе на сайте детского сада.

5. Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер- классов на базе своего ДОУ по познавательной активности детей дошкольного возраста.

Внедренческий этап

1.Распространение опыта работы на тему самообразования.

1. Публикация на сайтах, в журналах.

2. Организация мастер-классов для педагогов.

3.Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте детского сада

4. Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада.

Приложение 2

Перспективный план работы  с детьми по теме самообразования

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Содержание  

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

 «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

моделирование изделий из глины.

Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Лепка из глины по замыслу Физминутка. «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

 «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Развитие речи: «Что произойдёт, если…»

Художественное творчество «Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Тема 7: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами

 «Песчаные художники»

 «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

Оформление папки «Мои открытия».

Тема 8: «Песок и глина»

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Моделирование из глины «Олешек» Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Содержание

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

 «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) физминутка «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

 «Рисование мыльными пузырями»

Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Дыхательная гимнастика. Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Придумать с родителями сказку «О воздухе»

Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Тема 6: Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Конструирование «Жуки» (из природного материала).

Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Закаливание с помощью воздушных ванн.

Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема 8: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.

формирование умений работать во взаимодействии

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Содержание

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

 «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

 «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).

Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

Тема 3: Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Аппликация «Снежинка». формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

 «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Содержание

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант»

Беседа «Зачем нужно беречь уши»

Памятка: «Береги уши»

Тема 2: Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

 «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная)

создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы: Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

Посадка деревьев на участке.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Тема: «Лес – как экосистема» Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Памятка: «Береги лес!»

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

 «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Содержание

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

 «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку»

Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности

Задачиэкспериментальной деятельности

Содержание

Взаимодействие с родителями

Тема 1: «Домашняя засуха»

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2: «Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы

Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Список литературы

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  2. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
  3. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
  4. Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
  5. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  6. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
  7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
  8. А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (Подготовительная группа)

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»          (Подготовительная группа)...

План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....