Проект «Волшебница вода».
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему: «Волшебница Вода»
в старшей группе
- Название проекта: «Волшебница Вода»
- Тематическое поле: познание
- Проблема: Свойства воды и значение в жизни
- Цель: Ознакомление детей со значение воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
- Задачи: Развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта): на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план-схему проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности.
- Описание продукта, получаемого в результате проекта: У детей сформируется начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (появится потребность получить экспериментальным путем, научатся фиксировать наблюдения, используя схемы модели).
- Вид проекта: исследовательско-творческий
- Состав участников: воспитатели, дети старшей группы, родители, специалисты.
- Интеграция образовательных областей: вариативность использования интегративного метода довольно многообразна.
Формы и методы организации проекта через образовательные области.
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: информация из интернета, энциклопедии, литература, обращение к специалистам.
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Плакаты
Иллюстрации
Картинки
Карточки
Картотеки
Мультимедийное оборудование
Литература: «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса; «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л.Ю. Павлова; «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова; «Развитие познавательных способностей дошкольников» Е.Е. Краменников, О.Л. Холодова.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Волшебница вода и её свойства»
Проект «Волшебница-вода «Для старшего дошкольного возраста детского сада.
Актуальность проблемы:
В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя из этого следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Подготовишки очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду цель более глубокого знакомства детей со свойствами и качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства экологическими аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и то, что некоторые родители не прививали своему ребенку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.
Цель: приобщение детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.
Задачи работы над проектом
1. Всестороннее педагогическое просвещение родителей посредством знакомства подробнее о пользе водных ресурсов и о полезных и вредных свойствах воды. Установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей, создание единого социокультурного пространства через организацию совместно проведенных мероприятий. Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде.
2. Развивать коммуникативные навыки: познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной деятельности, умение находить выход, из проблемной ситуации, поддерживать доброжелательное общение в играх и продуктивной совместной деятельности. Развивать творческие способности детей через пение, художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки правильного поведения в быту и на природе, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу, научить ребят отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
3. Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы.
- обогащать детско-родительские – родительские отношения путем консультаций и совместных экспериментов и выездов на природу.
Девиз
“Чистая вода-залог здоровья.”
Тип проекта – информационно экспериментально познавательный.
Участники проекта - дети, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.
Сроки реализации проекта: в течение I квартал
Этапы реализации проекта:
I Этап- исследовательский:
1.Постановка проблемы.
2.Расказ воспитателя о волшебнице- воде.
3.Выдвижение детьми собственных гипотез.
4.Сбор материала и информации для реализации проекта.
II Этап- технологический:
1.НОД «Волшебница- вода»
2.Беседа «В мире воды*
4.НОД «Путешествие с Капелькой»
5.Практическая НОД– экспериментирование «Свойства воды»
6. Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька –вода»
7.Конкурс стихов о явлениях природы (дождь, туман, тучи, град, облака и
т.д.)
8.Викторина «Про волшебницу воду все знай и на вопросы отвечай»
9.НОД «По морю на дно морское»
10.Развлечение «Веселая квакуша».
Работа с родителями:
1.Анкетирование.
2.Информация для родителей или папка-передвижка «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма
4.Консультация для родителей “Закаливание водой ‘.
5. Фотовыставка “Вода вокруг нас”.
6. Экскурсия с детьми и родителями к водоему: очищение берега реки от мусора
Предполагаемые результаты.
Проект «Волшебница –вода» разрешая проблему, реализовал поставленные задачи:
1.Дети получили знания о:
- водовороте воды в природе
- о бережном отношении к воде как к природному ресурсу.
- о пользе и свойствах воды.
2. Дети и родители стали больше уделять внимания бережному отношению к воде.
3. Отношения родителей и детей стали больше близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры.
4. У детей расширился кругозор, появился интерес к экспериментальной
деятельности.
5. Дети стали более коммуникативно- компетентными по данной теме.
6. Родители стали более активно участвовать в жизни группы.
Конспект итоговой НОД «Вода и её свойства».
Задачи
1. Образовательные
- ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- активизация словаря: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.
- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие
- развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к воде.
Планируемый результат
Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Пространственно – временной ресурс: НОД проводится по подгруппам – 6 человек в подготовительной к школе группе. Воспитатель не препятствует общению детей во время НОД.
Материалы к НОД:
ТСО магнитофон,
- аудиозапись журчание воды.
- модель «Как человек воду использует»,
- маска «Родничок» по количеству детей.
- голубые ленточки (1 м) по количеству детей,
- канат, изображающий ручей,
- с помощью камней, растений, маски оборудовать родник.
- накидка для воспитателя, для изображения воды.
- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.
Оформление:
На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника, извилистой линией тянется канат (шнур голубого цвета), который заканчивается возле полотна синего цвета, обозначающего реку (озеро, море). За полотном расположены столы с оборудованием для опытов.
Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (на равных, как партнёров), создаёт атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Предварительная работа: разучивание игры «Ручейки и река»
- сказкотерапевтическая НОД «Заяц Коська и родничок»,
- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,
- составление модели «Как человек воду использует»,
- построение запруд в песочнице.
Ход НОД
Введение:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды»
- Что вы услышали?
- Как догадались?
Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.
I часть:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Н.Рыжова
II часть:
Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?
Для чего нужна вода?
Как мы её используем?
Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»
Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.
Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов.
Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (В реке, в озере).
- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник –ручей – река»).
- Давайте найдём его начало.
- Как называется место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник)
- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли)
(Надеваю маски «Родничков» детям на голову, Дети берут голубые ленточки)
- Как много родничков здесь появилось!
- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»
III часть:
Экспериментальная деятельность
Описание игры:
Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие.
Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.
Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.
- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.
- А привела она вас в гости к волшебнице Воде, (воспитатель надевает накидку, накидку для вхождения в образ Воды).
-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.
- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.
- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?
Опыт №1. Узнаем «Какая вода»
На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленном ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Воспитатель показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в банках?
- Подержите ёмкости в руках.
- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)
- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)
- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в ёмкости?
- Как её поместить в стаканы? (Перелить)
- Сравните вес пустого и полного стакана.
- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)
Опыт №2. Экспериментальные игры.
- Опустите в воду ложки, соломинки.
- Что вы видите?
- Почему предметы хорошо видны?
- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (марганец)?
- Бросайте.
- Что изменилось? (Вода изменила цвет)
- Видны ли предметы в окрашенной воде?
- Как ещё можно окрасить воду? (Добавить краситель)
- Что будет если в воду соль, сахар?
Давайте проверим.
- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?
-Что вы чувствуете?
- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
- Ребята, скажите, чем пахнет вода?
- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.
- Имеет ли вода запах?
- Что придаёт ей запах?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из-под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса.
Запах и вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.
Опыт №3
Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).
- А ещё вода, может быть вот какой:
Предлагаю опустить руки в тазики.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной температуры?
- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).
Заключение:
- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.
О воде можно узнать много интересного. Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.
Конспект НОД - эксперимента на тему
«Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
Цели:
Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
Оборудование: глобус, рисунок-схема “Движение воды в природе 12 стаканов с водой, цветные палочки, термос с горячей водой,10 ч. ложек, 12 сахаринок, одеколон, зеркальце, тарелка со спичками, 10 стаканов, банка с водой.
Ход занятия
- Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
-А что такое глобус?
(Глобус- это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют) - Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода? (Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей)
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя , зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке и собрались они сначала маленькими ручейками, встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”).
Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме
Тучке.
- Ребята, а какие вы знаете свойства воды?
- Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.
Опыт 1. Вода -жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.
Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы(в пробирку, стакан, блюдце)Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать ,почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса
Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.
Вывод: У воды нет вкуса, но вода может приобретать вкусы других веществ.
Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.
Опыт 6. Пар – это тоже вода.Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Опыт 7. Спичечные бега.
В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды,
(Изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?
Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.
Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?
(- Нет)
- Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам. Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы,
Воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
(Чтение стихотворений детьми)
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Проект «Волшебница - вода»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребенка. Кроме того, сказки развивают воображение, учат его фантазировать, развивают мыслительную деятельность. Метод мнемотехники при помощи, которого дошкольники учатся составлять рассказы, пересказывать литературные произведения, знакомятся с русскими народными сказками, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память — значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Так например, дети среднего дошкольного возраста знакомились с русской народной сказкой «По Щучьему велению». При кодировании информации и занесении ее в мнемотаблицу, в сюжете, когда Емеля отправился за водой и прорубил прорубь на реке, педагогом было предложено решить логическую задачу и ответить на вопрос «Что такое лед?». В результате экспериментирования детьми было выявлено, что лед это твердое вещество, которое плавает, тает и состоит из воды. (Рисунок №1) Совместно с детьми определили, что лед тает от тепла, что в горячей воде тает быстрее и что вода на холоде замерзает, так же определили, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Волшебница - вода» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.
Во время рассматривания иллюстраций к сказке дети спросили «А почему лед в проруби белый?». Педагог предложил сверстникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, что потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность дошкольников, взрослый задал детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение продолжить проект по расширению знаний детей о свойствах воды, на подготовительном этапе, которого было разработано и проведено диагностирование детей по интересующим вопросам, и выявлено что дети имеют недостаточно знаний о свойствах воды и льда. Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» и «В какой воде живет щука». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.
На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4)
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
- Определение темы и типа проекта.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По содержанию: естественнонаучный.
По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (4 недели).
По характеру контактов: семья, в рамках ОУ
По профилю знаний: межпредметный (по двум или более разделам образовательной программы «Детство»).
По типу объекта проектирования: социальный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получениярезультата.
- Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды
Задачи проекта:
- Активизация творческого мышления детей.
- Выявление свойств воды.
- Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
- Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
- Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- Познакомить с составом воды (кислород).
- Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
- Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.
Основной этап
Срок проведения: 2 недели
Совместная деятельность | Задачи | Участники | Ожидаемый результат | |
Тема | Игры - эксперименты | |||
Лед | Замерзшая вода | Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатель дети | Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество. Лед состоит из воды и тает в тепле. |
Тающий лед | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | |||
Прозрачная вода | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Называют некоторые свойства воды. | ||
Разноцветные льдинки | Играем с красками | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. | Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно | |
Окрашивание воды | Помочь выявить свойства воды | Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | ||
Вода принимает форму | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита | Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. | ||
Замораживание цветных льдинок | Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки | Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки | ||
В какой воде живет щука | Вода бывает теплой, холодной, горячей | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные. | В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. | |
Друзья | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде. | ||
Консультирование на тему «Неизведанное рядом», | Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. | Родители | Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях | |
Раздаточный материал «Экспериментируем дома» | Активизировать совместную деятельность детей и родителей. |
Завершающий этап
Срок проведения: 1 неделя
№ | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Фотовыставка «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта | Воспитатель | Презентация результатов проекта |
2 | Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта | Воспитатель | Выявление уровня знаний по теме проектирования. |
3 | Анализ результатов диагностики дошкольников | Воспитатель | Подтверждение актуальности реализации данного проекта |
4 | Оформление портфолио проекта | Воспитатель | Предоставление материалов для конкурса |
- Формирование проектировочной группы.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта, педагог и группа среднего дошкольного возраста.
- Распределение прав и обязанностей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта.
Дети - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.
Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.
Этот проект значим для всех участников проекта:
- У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
- Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
- Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Данный проект целесообразно использовать для развития мышления средних дошкольников.
- Изучение методической литературы по теме проекта;
Анализируя раздел «Критерии оценки содержания и методов воспитания, и обучения, реализуемых в Дошкольном Образовательном Учреждении» выяснила, что педагог обязан обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость, и др. В свою очередь программа «Детство» предлагает организовывать с детьми дошкольного возраста игры – эксперименты с водой, снегом, льдом и другими веществами. М. В. Крулехт в статье «Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада» опубликованной в сборнике «Методические советы к программе «Детство» утверждает «Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления…».
Таким образом, реализованный проект «Волшебница - вода» в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами. Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада, с учетом учебного плана для детей среднего дошкольного возраста. Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта:
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Определение продукта проектирования;
Предполагаемый результат
Внешние продукты:
Пополнение дневника экспериментирования
Внутренние продукты:
Расширение знаний детей о свойствах воды.
- Составление конспектов совместной деятельности по темам «Лед», «Разноцветные льдинки», «В какой воде живет щука».
Основной этап:
- Проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности для детей: игры - экспериментирования в рамках кружковой совместной деятельности по темам «Лед» (рисунок 8), «Разноцветные льдинки», «В какой воде живет щука»; Результаты опытов фиксировали на фотокамеру и при помощи рабочих листов в дневнике экспериментирования. (рисунок 5)
В процессе опытно-экспериментальной деятельности придерживались единой структуры:
- Постановка, формулирование проблемы;
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Консультирование родителей.
- Консультация «Неизведанное рядом»
- Раздаточный материал «Экспериментируем дома»
Заключительный этап:
- Диагностирование дошкольников и анализ полученных результатов.
Диагностика знаний и представлений детей по теме проекта на заключительном этапе.
Вопросы Ф.И. ребенка | Наличие знаний | Имеют представления | Итог | |||||||||||||
№ | о том, почему лед на реке белый | о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании | о свойствах льда | о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду. | о том, что в состав воды входит кислород | о свойствах воды | ||||||||||
|
| Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
Итог | Высокий | |||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||
Низкий |
- Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные исследователи»)
- Составление портфолио проекта
- Трансляцию проекта на педагогическом часе «Экспериментальная деятельность в детском саду» и предоставление портфолио проекта на конкурс «Проектирование детской деятельности»
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
Материально - техническое: Материалы и оборудование для экспериментирования. Дневник фиксирования результатов экспериментирования.
Диагностико - дидактическое:
Вопросы диагностирование знаний детей. Модифицированная методика диагностики. Конспекты НОД.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Опыт «Вулкан в банке»
Цель: Выявить, что происходит с горячей жидкостью, когда опускают её в холодную.
Задачи:
- Закрепить и уточнить знания детей о воде;
- Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;
- Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;
- Воспитывать интерес к опыту, познанию нового.
Оборудование:
Иллюстрации вулкана, методическое пособие, веревка, колба, красная краска, большая стеклянная банка, ножницы, кисточка.
Ход НОД:
I. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.
- Но занятие у нас непростое, к нам сегодня пришли гости!
II. Вводная беседа.
- Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода?
- Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т.д.
- Хорошо, молодцы!
- А как вы думаете, какая бывает вода?
- Вода бывает твердая и жидкая.
- Правильно!
- Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего?
- В виде льда, сосульки.
- Правильно, молодец, Настя!
- А ещё, какая бывает вода?
- Холодная, горячая.
- Правильно, Арина!
- Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится?
- Получится тёплая вода.
- Правильно, молодцы!
Физкультминутка.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Раз, два – всем нужна вода,
Три, четыре, пять – будем воду охранять.
- А знаете, что может ещё получится?
- Нет.
- А хотите узнать.
- Да.
- Кто из вас видел вулкан?
- Может, кто то рассказать, что такое вулкан?
- Вулкан – это гора, которая извергает лаву.
- Правильно, Маргарита.
- А что такое лава?
- Лава - это камни, песок, пепел, глина.
- Молодцы, всё правильно!
- А сейчас послушайте, что же такое вулкан.
Вулкан - это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная парода, называется лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших и умных извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение.
- А теперь давайте, проведём опыт и посмотрим, как же извергается вулкан.
III. Основная часть. Проведение опыта.
Возьмём кусок веревки длинной около 30 см. Привяжем один конец, к горлышку колбы – так, чтобы петелька свободно крутилась.
Крепко привяжем другой конец веревки к веревочной петельке на горлышке – получится ручка, за которую можно держать колбу.
Нальем в большую банку холодную воду. Но, банку не заполняем до самого верха, так как нужно оставить место для колбы.
Наполним колбу горячей водой до краев, но делаем это аккуратно, чтобы не обжечься. Добавим в нее красной краски, чтобы вода стала ярко – красной.
Возьмем колбу за веревочную ручку и осторожно опустим ее в банку с холодной водой.
IV. Подведение итогов.
- Когда мы отпускаем в банку с холодной водой колбу, то горячая вода начинает выливаться из нее, словно из вулкана. Довольно скоро горячая вода окажется наверху, а холодная снизу.
- Исходя из этого, можно сделать вывод:
- Что когда воду нагревают, она становится легче и как бы разбухает, увеличивается в объеме. Вот почему горячая вода поднялась на поверхность.
Список используемой литературы:
1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
2. Мирская Е. «Моя первая энциклопедия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебница вода"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии(снег, град, ле...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)
Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-ПРОЕКТ «Волшебница - вода» проект по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)...