ООД Познавательное развитие "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ворошилова Анна Геннадьевна

Тема: «Воздух» (в рамках тематической недели о свойствах воздуха)

Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного активности детей по ознакомлению со свойствами воздуха посредством экспериментальной деятельности

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха на основании элементарных опытов: не видим, бесцветен, заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета (познавательное развитие);

2. Обеспечить развитие у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи (познавательное развитие);

3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи (речевое развитие);

4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов, партнера (социально – коммуникативное развитие);

5. Способствовать развитию навыков взаимодействия работы в коллективе (социально – коммуникативное развитие);

6. Способствовать формированию бережного отношения к окружающему миру, природе (социально – коммуникативное развитие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Ворошилова Анна Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»

Тема: «Воздух» (в рамках тематической недели о свойствах воздуха)

Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного активности детей по ознакомлению со свойствами воздуха посредством экспериментальной деятельности

Задачи:

  1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха на основании элементарных опытов: не видим, бесцветен, заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета (познавательное развитие);
  2. Обеспечить развитие у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи (познавательное развитие);
  3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи (речевое развитие);
  4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов, партнера (социально – коммуникативное развитие);
  5. Способствовать развитию навыков взаимодействия работы в коллективе (социально – коммуникативное развитие);
  6. Способствовать формированию бережного отношения к окружающему миру, природе (социально – коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельностей: 

  1. Познавательно - исследовательская деятельность;
  2. Коммуникативная деятельность;
  3. Игровая деятельность.

Оборудование: пустые полиэтиленовые пакеты, пустая пластиковая бутылка, стаканчики с водой; ёмкость с водой, пустые баночки с запахом чеснока, апельсина, духов; игрушка лодочка или парусник; воздушные шары на каждого ребёнка; пластмассовые трубочки по количеству детей; вывеска «Лаборатория», «волшебная палочка», цифры «1», «2», «3» на подставках; иллюстрации с изображением заводов, дымящихся труб, пожаров, автомобильных стоянок, дельтаплана, парусника.

Предварительная работа: беседы «Чем мы дышим??», «Кому нужен воздух?», «Как человек использует воздух?»; игра «Земля, огонь, вода, воздух»; прогулки – исследования; наблюдения; рассматривание иллюстраций на тему «Как человек использует воздух»; заучивание стихов о ветре, чтение сказки «Спор», загадывание загадок; надувание воздушных шариков; запускание бумажных самолётиков, игра с мыльными пузырями; изготовление дыхательного тренажора.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/задачи

Вводная часть

(организационный момент)

Дети по схеме находят красивую деревянную коробку

В: - Ребята, вы любите играть?

- А хотите поиграть в игру «Найди клад»?

- Молодцы! Вы настоящие сыщики!

- Да, любим!

- Да!

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются с вопросами к взрослому.

Условия для проявления поисковой деятельности.

В.: Откуда здесь могла появиться коробка?

Предположения детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Предлагаю исследовать коробку:

  • Какая она по цвету, размеру;
  • Какая на ощупь (гладкая – резная, теплая – холодная)
  • Какая она по весу

Ответы и обследовательские действия детей

Условия для развития исследовательских действий.

В.: Как можно открыть её?

Предположения детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Предварительно придумать волшебные слова (заклинания)

Дети проговаривают слова, но коробка не открывается.

С помощью считалки определяют, кто будет открывать коробку.

В.: Давайте откроем коробку!

- Может кто – ни будь, сможет нам помочь?

Договариваются между собой, кто будет открывать

- Может быть, поможет считалочка?

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Открываем коробку

Закрываю и открываю заново коробку

Если дети не догадываются, то использую загадку

- В сундуке что – то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?

- Может понюхаем?

- А на вкус мы можем попробовать?

- Я ничего не понимаю….

- Загляните ещё раз, что вы видите внутри коробки?

Может кто – то догадался, что это может быть?

Загадка: «Для дыхания он нужен,с ветром ,вьюгой очень дружен.Окружает нас с тобой,не поймать его рукой!».

- Чего в комнате не видно?

- Откуда вы узнали, что в группе есть воздух?

- Правильно,  значит, в коробке находился …

- А что вы знаете о воздухе?

- А хотите ещё больше узнать о воздухе? Какой он? Какими свойствами обладает?

- Можно его исследовать?

Дети удивляются, что там нет ничего.

- Мы тоже ничего не видим!

Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет!

Дети приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса и не может быть, потому что нет ничего.

- Мы видим только дно и стенки!?

Предположения детей

- Это воздух!

- Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать!

- Воздух!

Высказывания детей

(он не видим, прозрачен, мы дышим им, без воздуха не могут жить рыбы, звери, птицы и т.д.)

- А где воздух можно исследовать?- Спрашивают дети

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для познавательной активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержания речевой активности.

Условия для познавательной активности.

- В лаборатории можно исследовать воздух.

- Кто знает, что такое лаборатория, чем там занимаются?

- Кто работает в лаборатории?

- А что мы с вами будем исследовать?

Ответы детей:

- Место, где исследуют что – ни будь, ставят опыты, наблюдают эксперименты, работают учёные!

- Лаборанты, научные сотрудники, исследователи!

- Воздух! Его свойства!

Условия для выражения своих мыслей

Дети закрывают глаза, при помощи «волшебной палочки» «переношу» их в лабораторию

Вывешивается вывеска «Лаборатория»

- Ребята, хотите, я вам открою маленький секрет?

- Я немного  занимаюсь волшебством. Я могу при помощи волшебной палочки перенести вас в лабораторию!

Тогда закройте глаза. Буду творить чудеса!

- Вот я вас превратила в юных исследователей, будущих учёных.

- А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны?

- У нас будет работать  три лаборатории!

- Значит,  что нам нужно сделать?

- Подумайте, как это лучше сделать? Как разделиться?

- Да!

Дети испытывают восторг

Дети открывают глаза и оказываются в лаборатории.

- Да!

- Разделиться на 3 группы.

Дети высказывают свои предложения (по эмблемам)

Условия для поддержания заинтересованности

детей к исследовательской деятельности.

Условия для поддержания заинтересованности

детей к исследовательской деятельности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Основная часть

По количеству пар организованы рабочие места, на которых стоит приготовленное оборудование

- Сегодня перед учёными стоит задача: постараться в своих лабораториях с помощью опытов обнаружить воздух, а затем это доказать.

- Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории

Дети расходятся, садятся за столы проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал.

Условия для взаимодействия друг с другом

Стол №1

на нем разложены пустые целлофановые мешочки

Лаборатория №1 

Задание: нужно пакетом поймать воздух и не выпускать его из мешочка.

- Есть другие мнения?

- Что ж поздравляю юных исследователей с открытием!

Дети выполняют задание

Объясняют: Мы взяли целлофановый мешочек и начали скручивать его со стороны отверстия. А когда скручивали, то увидели, что он надувается, становится выпуклым (как подушечка), это доказывает, что в мешочке есть воздух, который раздувает мешок.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Совместно делают вывод:

- Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А потом выпустили его. Значит,  воздух есть вокруг нас!

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Стол №2

На нем стоят стаканы с водой и набор трубочек

Лаборатория № 2

- А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?

- Сейчас нам докажут ученые лаборатории № 2!

- Как оказались пузырьки в стакане с водой, ведь в них была только вода?

- Как ещё проверить, что воздух внутри нас?

- Давайте проверим: положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох, живот как бы надувается, выдох. А теперь на минутку закройте ладонями рот и нос. – Можете так долго обходиться без доступа воздуха? – Хотелось бы вам вдохнуть воздух?

Ответы детей

- Мы опустили трубочки в стаканы с водой и начали потихоньку дуть, у нас появились в воде пузырьки!

- Пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Дети высказывают предположения.

Выполняют действия.

Ответы детей: Оказывается, воздух окружает нас повсюду и человек может обходиться без воздуха только некоторое время, также и животные, и растения.

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для поддержания заинтересованности.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Стол №3

На нем стоят пустые баночки с закрытыми крышками с запахом апельсина, чеснока, духов

Лаборатория № 3

- Имеет ли запах воздух?

- Везде ли в баночках пахнет одинаково?

Но ведь пока я не положила туда другие предметы, воздух ничем не пах. Значит, воздух ничем не пахнет, пока в комнату ничего не приносили, например, чеснок, апельсин. То есть воздух приобретает запах того продукта или вещества, которым пользовались.

Дети нюхают, определяют, делают выводы: везде по-  разному пахнет.

Да, на остановках пахнет газами, в парикмахерских – лаком, на автозаправках – бензином, в столовой – едой, а мусорное ведро тоже имеет свой запах. В этом виноват воздух: присваивает себе чужие запахи!

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Дети  наводят порядок.

Организация физминутки

- Давайте наведем порядок на наших столах, я предлагаю отдохнуть!

- Спинки дружно все прогнули-

Вот и мышцы отдохнули.

Повернулись вправо-влево

Стало гибким наше тело.

Руки к солнцу потянули,опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем!

Выполняют движения в соответствии с текстом

Условия для кратковременного отдыха, снятия умственного напряжения

Стол № 4

На столе листы бумаги, ёмкость с водой, бумажная лодочка

На магнитной доске представлена выставка картинок

- Может ли воздух двигать предметы?

- Как ещё можно проверить, что воздух способен двигать предметы?

- Подойдите к столу!

- Посмотрите, в ёмкости с водой - лодочка, попробуйте заставить её плыть, не касаясь руками.

- Что происходит?

- С помощью чего вы заставили двигаться лодку?

- А что такое ветер?

- Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер?

- Какие предметы могут двигаться при помощи ветра?

- Посмотрите и скажите, как люди используют воздух?

- Ветер – это хорошо или плохо?

Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его называли озорником. – Как вы думаете почему?

- Да! На пример, шарики, воздушные самолётики.

Дети подходят к столу, опускаются на колени.

Дети дуют.

- Мы дуем, лодочка плывёт, движется.

- Мы дули, получился ветерок!

- Это движение воздуха.

Дети машут ладонью (листом бумаги, веером)

- Воздушные шары, дирижабли, тучи, парусники, дельтапланы, семена цветов.

 Ответы детей.

- Потому что летит быстро, летает по всему свету, может заглянуть в любой уголок!

Условия для проявления поисковой активности.

Условия для взаимодействия друг с другом

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

- Давайте вспомним, какие предметы (объекты) в нашем микрорайоне могут загрязнять воздух?

- Назовите места, где может быть грязный воздух?

- Можно дышать загрязненным воздухом?

Ответы детей: возле гаража, на бензоколонке, на стоянке автомобилей, около автомобильных дорог, около свалок мусора, в нашем селе – от птицефабрики.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

- В каком городе хотели бы вы жить: в грязном или чистом?  Почему?

Ответы детей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

- Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своём здоровье вы можете!

- Я хотела бы услышать это от вас!

Предположения детей:

Не гулять возле дорог, у гаражей, у стоянок автомобилей, не совершать прогулок в ветреный, пыльный день и т. д.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

- А сейчас, юные исследователи, давайте подумаем и сделаем вывод, как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чистым?

- Больше сажать цветов, деревьев, ухаживать за ними.

- Поливать улицы, дорожки, чтобы меньше было пыли.

- Не бросать мусор.

- Водители должны следить за автомобилями, чтобы они были исправны и не выделяли много газов и вредной копоти.

- На заводах чтобы были специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубах ставят фильтры, очистительные сооружения.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

- Чтобы было много  чистого воздуха мы должны беречь окружающую среду!

Итог деятельности

- Давайте соберём все выводы, которые вы сделали сегодня после проведенных опытов, исследований воздуха, какой он?

- Так можно назвать его кладом?

Дети вспоминают и называют: не видим, прозрачен, без запаха, но может присваивать чужие запахи, необходим всему живому…..

- Да, он очень ценен, без воздуха нет жизни…..

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Можно передавать шар из рук в руки и высказывать своё мнение

- Отлично, вы всё хорошо запомнили! Сейчас я вас снова превращу  при помощи моей волшебной палочки в девочек и мальчиков.

- Ребята, вам понравилось путешествие в лабораторию?

 - Что вам запомнилось?

- На какой вопрос было трудно ответить?

- Какой бы вы совет дали  жителям планеты Земля относительно воздуха?

Ответы детей (закрепление свойств воздуха, его значение)

Условия для выражения своих мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...