ООД Познавательное развитие "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема: «Воздух» (в рамках тематической недели о свойствах воздуха)
Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного активности детей по ознакомлению со свойствами воздуха посредством экспериментальной деятельности
Задачи:
1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха на основании элементарных опытов: не видим, бесцветен, заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета (познавательное развитие);
2. Обеспечить развитие у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи (познавательное развитие);
3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи (речевое развитие);
4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов, партнера (социально – коммуникативное развитие);
5. Способствовать развитию навыков взаимодействия работы в коллективе (социально – коммуникативное развитие);
6. Способствовать формированию бережного отношения к окружающему миру, природе (социально – коммуникативное развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Ворошилова Анна Геннадьевна, воспитатель МБДОУ Подсинский д/с «Радуга»
Тема: «Воздух» (в рамках тематической недели о свойствах воздуха)
Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного активности детей по ознакомлению со свойствами воздуха посредством экспериментальной деятельности
Задачи:
- Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха на основании элементарных опытов: не видим, бесцветен, заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета (познавательное развитие);
- Обеспечить развитие у детей любознательности, умения рассуждать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи (познавательное развитие);
- Создать условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи (речевое развитие);
- Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов, партнера (социально – коммуникативное развитие);
- Способствовать развитию навыков взаимодействия работы в коллективе (социально – коммуникативное развитие);
- Способствовать формированию бережного отношения к окружающему миру, природе (социально – коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей:
- Познавательно - исследовательская деятельность;
- Коммуникативная деятельность;
- Игровая деятельность.
Оборудование: пустые полиэтиленовые пакеты, пустая пластиковая бутылка, стаканчики с водой; ёмкость с водой, пустые баночки с запахом чеснока, апельсина, духов; игрушка лодочка или парусник; воздушные шары на каждого ребёнка; пластмассовые трубочки по количеству детей; вывеска «Лаборатория», «волшебная палочка», цифры «1», «2», «3» на подставках; иллюстрации с изображением заводов, дымящихся труб, пожаров, автомобильных стоянок, дельтаплана, парусника.
Предварительная работа: беседы «Чем мы дышим??», «Кому нужен воздух?», «Как человек использует воздух?»; игра «Земля, огонь, вода, воздух»; прогулки – исследования; наблюдения; рассматривание иллюстраций на тему «Как человек использует воздух»; заучивание стихов о ветре, чтение сказки «Спор», загадывание загадок; надувание воздушных шариков; запускание бумажных самолётиков, игра с мыльными пузырями; изготовление дыхательного тренажора.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/задачи | |
Вводная часть (организационный момент) | Дети по схеме находят красивую деревянную коробку | В: - Ребята, вы любите играть? - А хотите поиграть в игру «Найди клад»? - Молодцы! Вы настоящие сыщики! | - Да, любим! - Да! Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются с вопросами к взрослому. | Условия для проявления поисковой деятельности. | |
В.: Откуда здесь могла появиться коробка? | Предположения детей | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||
Предлагаю исследовать коробку:
| Ответы и обследовательские действия детей | Условия для развития исследовательских действий. | |||
В.: Как можно открыть её? | Предположения детей | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||
Предварительно придумать волшебные слова (заклинания) Дети проговаривают слова, но коробка не открывается. С помощью считалки определяют, кто будет открывать коробку. | В.: Давайте откроем коробку! - Может кто – ни будь, сможет нам помочь? | Договариваются между собой, кто будет открывать - Может быть, поможет считалочка? | Условия для взаимодействия детей друг с другом. | ||
Открываем коробку Закрываю и открываю заново коробку Если дети не догадываются, то использую загадку | - В сундуке что – то должно быть, но я ничего не вижу, а вы? - Может понюхаем? - А на вкус мы можем попробовать? - Я ничего не понимаю…. - Загляните ещё раз, что вы видите внутри коробки? Может кто – то догадался, что это может быть? Загадка: «Для дыхания он нужен,с ветром ,вьюгой очень дружен.Окружает нас с тобой,не поймать его рукой!». - Чего в комнате не видно? - Откуда вы узнали, что в группе есть воздух? - Правильно, значит, в коробке находился … - А что вы знаете о воздухе? - А хотите ещё больше узнать о воздухе? Какой он? Какими свойствами обладает? - Можно его исследовать? | Дети удивляются, что там нет ничего. - Мы тоже ничего не видим! Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет! Дети приходят к выводу, что ничего не чувствуют, нет никакого вкуса и не может быть, потому что нет ничего. - Мы видим только дно и стенки!? Предположения детей - Это воздух! - Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать! - Воздух! Высказывания детей (он не видим, прозрачен, мы дышим им, без воздуха не могут жить рыбы, звери, птицы и т.д.) - А где воздух можно исследовать?- Спрашивают дети | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для познавательной активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержания речевой активности. Условия для познавательной активности. | ||
- В лаборатории можно исследовать воздух. - Кто знает, что такое лаборатория, чем там занимаются? - Кто работает в лаборатории? - А что мы с вами будем исследовать? | Ответы детей: - Место, где исследуют что – ни будь, ставят опыты, наблюдают эксперименты, работают учёные! - Лаборанты, научные сотрудники, исследователи! - Воздух! Его свойства! | Условия для выражения своих мыслей | |||
Дети закрывают глаза, при помощи «волшебной палочки» «переношу» их в лабораторию Вывешивается вывеска «Лаборатория» | - Ребята, хотите, я вам открою маленький секрет? - Я немного занимаюсь волшебством. Я могу при помощи волшебной палочки перенести вас в лабораторию! Тогда закройте глаза. Буду творить чудеса! - Вот я вас превратила в юных исследователей, будущих учёных. - А мне позвольте руководить вашими опытами. Согласны? - У нас будет работать три лаборатории! - Значит, что нам нужно сделать? - Подумайте, как это лучше сделать? Как разделиться? | - Да! Дети испытывают восторг Дети открывают глаза и оказываются в лаборатории. - Да! - Разделиться на 3 группы. Дети высказывают свои предложения (по эмблемам) | Условия для поддержания заинтересованности детей к исследовательской деятельности. Условия для поддержания заинтересованности детей к исследовательской деятельности. Условия для взаимодействия детей друг с другом | ||
Основная часть | По количеству пар организованы рабочие места, на которых стоит приготовленное оборудование | - Сегодня перед учёными стоит задача: постараться в своих лабораториях с помощью опытов обнаружить воздух, а затем это доказать. - Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории | Дети расходятся, садятся за столы проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал. | Условия для взаимодействия друг с другом | |
Стол №1 на нем разложены пустые целлофановые мешочки | Лаборатория №1 Задание: нужно пакетом поймать воздух и не выпускать его из мешочка. - Есть другие мнения? - Что ж поздравляю юных исследователей с открытием! | Дети выполняют задание Объясняют: Мы взяли целлофановый мешочек и начали скручивать его со стороны отверстия. А когда скручивали, то увидели, что он надувается, становится выпуклым (как подушечка), это доказывает, что в мешочке есть воздух, который раздувает мешок. | Условия для проявления поисковой активности. Условия для развития самостоятельности и инициативы. | ||
Совместно делают вывод: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали его, и заперли в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас! | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||||
Стол №2 На нем стоят стаканы с водой и набор трубочек | Лаборатория № 2 - А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? - Сейчас нам докажут ученые лаборатории № 2! - Как оказались пузырьки в стакане с водой, ведь в них была только вода? - Как ещё проверить, что воздух внутри нас? - Давайте проверим: положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох, живот как бы надувается, выдох. А теперь на минутку закройте ладонями рот и нос. – Можете так долго обходиться без доступа воздуха? – Хотелось бы вам вдохнуть воздух? | Ответы детей - Мы опустили трубочки в стаканы с водой и начали потихоньку дуть, у нас появились в воде пузырьки! - Пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Сначала мы вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Дети высказывают предположения. Выполняют действия. Ответы детей: Оказывается, воздух окружает нас повсюду и человек может обходиться без воздуха только некоторое время, также и животные, и растения. | Условия для проявления поисковой активности. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для поддержания заинтересованности. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
Стол №3 На нем стоят пустые баночки с закрытыми крышками с запахом апельсина, чеснока, духов | Лаборатория № 3 - Имеет ли запах воздух? - Везде ли в баночках пахнет одинаково? Но ведь пока я не положила туда другие предметы, воздух ничем не пах. Значит, воздух ничем не пахнет, пока в комнату ничего не приносили, например, чеснок, апельсин. То есть воздух приобретает запах того продукта или вещества, которым пользовались. | Дети нюхают, определяют, делают выводы: везде по- разному пахнет. Да, на остановках пахнет газами, в парикмахерских – лаком, на автозаправках – бензином, в столовой – едой, а мусорное ведро тоже имеет свой запах. В этом виноват воздух: присваивает себе чужие запахи! | Условия для развития самостоятельности и инициативы. | ||
Дети наводят порядок. Организация физминутки | - Давайте наведем порядок на наших столах, я предлагаю отдохнуть! - Спинки дружно все прогнули- Вот и мышцы отдохнули. Повернулись вправо-влево Стало гибким наше тело. Руки к солнцу потянули,опустили и встряхнули. Носом воздух мы вдыхаем И на месте пошагаем! | Выполняют движения в соответствии с текстом | Условия для кратковременного отдыха, снятия умственного напряжения | ||
Стол № 4 На столе листы бумаги, ёмкость с водой, бумажная лодочка На магнитной доске представлена выставка картинок | - Может ли воздух двигать предметы? - Как ещё можно проверить, что воздух способен двигать предметы? - Подойдите к столу! - Посмотрите, в ёмкости с водой - лодочка, попробуйте заставить её плыть, не касаясь руками. - Что происходит? - С помощью чего вы заставили двигаться лодку? - А что такое ветер? - Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер? - Какие предметы могут двигаться при помощи ветра? - Посмотрите и скажите, как люди используют воздух? - Ветер – это хорошо или плохо? Ветер в сказках наделялся волшебной силой, его называли озорником. – Как вы думаете почему? | - Да! На пример, шарики, воздушные самолётики. Дети подходят к столу, опускаются на колени. Дети дуют. - Мы дуем, лодочка плывёт, движется. - Мы дули, получился ветерок! - Это движение воздуха. Дети машут ладонью (листом бумаги, веером) - Воздушные шары, дирижабли, тучи, парусники, дельтапланы, семена цветов. Ответы детей. - Потому что летит быстро, летает по всему свету, может заглянуть в любой уголок! | Условия для проявления поисковой активности. Условия для взаимодействия друг с другом Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | ||
- Давайте вспомним, какие предметы (объекты) в нашем микрорайоне могут загрязнять воздух? - Назовите места, где может быть грязный воздух? - Можно дышать загрязненным воздухом? | Ответы детей: возле гаража, на бензоколонке, на стоянке автомобилей, около автомобильных дорог, около свалок мусора, в нашем селе – от птицефабрики. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. | |||
- В каком городе хотели бы вы жить: в грязном или чистом? Почему? | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |||
- Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своём здоровье вы можете! - Я хотела бы услышать это от вас! | Предположения детей: Не гулять возле дорог, у гаражей, у стоянок автомобилей, не совершать прогулок в ветреный, пыльный день и т. д. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |||
- А сейчас, юные исследователи, давайте подумаем и сделаем вывод, как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чистым? | - Больше сажать цветов, деревьев, ухаживать за ними. - Поливать улицы, дорожки, чтобы меньше было пыли. - Не бросать мусор. - Водители должны следить за автомобилями, чтобы они были исправны и не выделяли много газов и вредной копоти. - На заводах чтобы были специальные лаборатории, следящие за чистотой выхлопных газов, на трубах ставят фильтры, очистительные сооружения. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | |||
- Чтобы было много чистого воздуха мы должны беречь окружающую среду! | |||||
Итог деятельности | - Давайте соберём все выводы, которые вы сделали сегодня после проведенных опытов, исследований воздуха, какой он? - Так можно назвать его кладом? | Дети вспоминают и называют: не видим, прозрачен, без запаха, но может присваивать чужие запахи, необходим всему живому….. - Да, он очень ценен, без воздуха нет жизни….. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности | ||
Можно передавать шар из рук в руки и высказывать своё мнение | - Отлично, вы всё хорошо запомнили! Сейчас я вас снова превращу при помощи моей волшебной палочки в девочек и мальчиков. - Ребята, вам понравилось путешествие в лабораторию? - Что вам запомнилось? - На какой вопрос было трудно ответить? - Какой бы вы совет дали жителям планеты Земля относительно воздуха? | Ответы детей (закрепление свойств воздуха, его значение) | Условия для выражения своих мыслей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...