Основная образовательная деятельность по окружающему миру "Какие народы живут в России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Составила воспитатель: Костюк Н.В.
Познавательно - исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим)
Тема: «Какие народы живут в России»
Цель: Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим)
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Развивающие:
Продолжать развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за Родину.
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие.
В интеграции: речевое развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Материал и оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России;
Структура ООД | Содержание ООД | Действия детей | Планируемые результаты | |
Вводная часть (3 мин) | ||||
Установка на предстоящую деятельность. Создание проблемной ситуации. | Организационный момент: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Что бы у нас весь день было хорошее настроение. Звучит в аудиозаписи песня о Родине. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.) - Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация) | Собираются в круг, улыбаются друг другу Слушают песню. Отвечают на вопросы | Дети заинтересованы | |
Основная часть (25 мин.) | ||||
Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. | Рассматривание карты России. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Физминутка «Наша Родина – Россия»
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх) А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России. Рассматривание книг со сказками разных народов России. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Рассматривание иллюстраций с изделиями народных промыслов - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. - Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.) - Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы детей.) - Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. | Подбирают слова по смыслу Слушают воспитателя, отвечают на вопросы Называют народные праздники Слушают стихотворение Рассматривают иллюстрации с изображением национальных костюмов Повторяют движения за воспитателем Рассматривают книги со сказками народов России Рассматривают иллюстрации с изделиями народных промыслов | Знакомы с разными народами, населяющими Россию, уважительно относиться к культуре разных народов, любуются образцами народно-прикладного творчества. Поддерживают интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. | |
Заключительная часть (2 мин) | ||||
Подведение итогов деятельности, рефлексия, поощрение детей. | Рефлексия. - Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. | Выражают свои эмоции | Могут использовать речь для выражения своих чувств и мыслей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...
НОД "Какие народы живут в России"
НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТНР по окружающему миру "Народы, живущие в России"
Патриотическое воспитание, социально-коммуникативное развитие детей в процессе ознакомления с культурой, костюмами, промыслами и традициями народов России....