Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе "Защитники земли Русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в "Защитники земли Русской" поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitniki_zemli_russkoy.docx | 66.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко» села Голубинка
Бахчисарайского района Республики Крым
Подготовила и провела
воспитатель высшей квалификационной категории
Гончар Н.В.
2023 г.
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе «Защитники земли русской».
Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник». Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.
Развивающие: развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли, Продолжать развивать познавательно -исследовательскую деятельность через дидактические игры. Развивать способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Предварительная работа:
•Чтение былин о русских богатырях;
• Просмотр мультфильмов о богатырях.
• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
• Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое яйцо, игла, сундук, «Былинные наигрыши» (музыка). Спортивный инвентарь: тоннель, плоские круглые модули, раскраски.
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, колчан, палица, булава).
Ход занятия:
1. Под пеню О. Газманова дети входят в зал и делают перестроение.
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Как необычно я поприветствовала вас, ребята, правда? Так ребята приветствовали друг друга давным-давно, в древние времена. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»? Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Слайд №2
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку - что вы видите?
Дети: Это наша страна, Россия.
Воспитатель: Да, ребята, Россия - это наша большая Родина. И в России много городов - больших и маленьких, а как называется село, в котором находится наш детский сад?
Дети: Голубинка.
Слайд №3
Воспитатель: Правильно, Голубинка - это наш родное село и это наша малая Родина.
Слайд №4.
Но наша страна не всегда была такой. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много земли занимали топкие болота. На этой земле жили люди, которые звались славяне. Много - много лет назад они основали своё государство, назвали его Русью. В те далекие времена часто ходили на Русь враги, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз русские люди вставали на защиту своей родины
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как назывались древние защитники Руси?
Дети: Защитники земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, храбрыми.
Воспитатель: О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Посмотрите, великий русский
Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри».
Слайд №5.
Воспитатель: Кто изображен на картине В. М. Васнецова?
Дети: Три богатыря.
Воспитатель: Кто находится в центре картины?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: Да, это Илья Муромец? Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Воспитатель: Кто слева от Ильи?
Дети: Добрыня Никитич.
Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца?
Дети: Алеша Попович.
Воспитатель: Правильно, он самый молодой из богатырей.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вам собрать картину. У меня есть две разрезные картины. Одну будут собирать мальчики, а другую – девочки.
Игра «Собери картину»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть, отправиться в путешествие, в прошлое нашей Родины? Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем в волшебную игру и перенесемся в далекое прошлое и посмотрим – что же там происходит. Но для этого мы с вами сначала сделаем разминку.
Слайд №6.
Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»
Дружно встанем, раз-два-три. (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (Правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево-вправо, (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!
Слайд №7.
Тревожная музыка.
Воспитатель: Что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах птицы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное. Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?
Дети:Да.
Слайд №8.
Воспитатель: На опушке дом стоит на дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего,
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.
Воспитатель: Что это за змей с тремя головами, дети?
Слайд №9.
Дети: Змей Горыныч
Воспитатель: Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Нам нужно найти этот сундук и пройти испытания!
Слайд №10.
Смотрите, следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.
Слайд №11.
Вот первое задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит)
Игра: «Одень богатыря».
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
Воспитатель: А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
Воспитатель: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)
- Что тяжелее ткань или металл?
- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?
Дети: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы с вами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Воспитатель: Ребята смотрите это что такое?
Слайд №12.
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель: значит мы с вами на верном пути. Сундук, наверное, где то совсем близко.
Ребята, новое испытание для нас – это перебраться через опасное ущелье. Справимся с задачей?
Слайд №13.
Пролезь в тоннель.
Слайд №14.
Воспитатель: Ребята смотрите опять следы! Значит, мы с вами всё делаем правильно. Молодцы! Отправляемся дальше.
Слайд №15.
Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
Нам с вами придется пройти по бревну.
Пройди по гимнастической скамейке.
Слайд № 16.
Включается музыка свист соловья разбойника.
Воспитатель: Ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит, давайте все вместе сдуем Соловья разбойника.
Дети дуют на Соловья разбойника, появляются следы.
Слайд №17.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы свами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Слайд №18.
Воспитатель: Ребята, каждый знает, что верным другом богатыря был конь. Именно на коне богатырь отправлялся на врагов, которые ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Богатыри садились на коня и отправлялись в путь. Вот сейчас хотелось бы посмотреть, как наши мальчики смогут оседлать быстро коня, догнать врага и вернуть обратно.
Игра «Догони врага»
Слайд №19.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри справились с заданием, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот- вот найдем, где спрятана сила Змея Горыныча. Ищем сундук.
Слайд №20.
Воспитатель: Ну, вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем (дети достают «яйцо») и достанем иголку.
Слайд №21.Звучит музыка «Гусли».
Читаем отрывок из былины:
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)
Победили мы с вами чудище страшное, теперь нет у Змея Горыныча его силы, спасли мы Русь – матушку. Пора нам возвращаться, из богатырей обратно в детей превращаться.
Слайд №22. Волшебная музыка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать
Ноги шире руки в бок,
Защитили мы народ,
Вот покружимся волчком,
И домой мы попадем.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернули, обратно домой в наше время. Ребята чем мы занимались в нашем путешествии? Что вам больше всего запомнилось в нем?
Что нового вы узнали? Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас?
Дети: солдаты.
Слайд №23.
Воспитатель: Да, солдаты. Помните, мы с вами отмечали праздник День Защитника Отечества. Чей это праздник? Правильно, это праздник всех военных, пап, дедушек и всех мужчин. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.
Слайд №24.
Воспитатель: Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это щит богатыря. Его доспехи мы с вами украсим в группе.
Слайд №25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию «Матрешка — символ земли русской»
Информация о происхождении русской деревянной куклы - игрушки....
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»
Заочная экскурсия в «музей живописи»с использованием интерактивного оборудованияв старшей группе...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Защитники земли русской»
Занятие для детей средней группы поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского на...
ООД по нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группе на тему «Мой поселок»
Расширить знания о родном поселке; активизировать словарь по теме;воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному поселку....
Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской череззнакомство с былинной живописью известны художников.Задачи...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. "Мой край-моя любовь! Россия матушка земля!"
ознакомление детей с символами России, формирование элементарного представления воспитанников о нашей большой Родине – России....