Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Защитники земли русской»
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие для детей средней группы поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства; сформировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zashchitniki_russkoy_zemli.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 "Северяночка"
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе «Защитники земли русской»
Воспитатель: Зубова Е.В.
Нижневартовск 2020
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе «Защитники земли русской»
Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:
• приобщать детей к истокам русской народной культуры;
• воспитывать патриотические чувства.
• формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
• закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.
Предварительная работа:
• Чтение былин о русских богатырях;
• Просмотр мультфильмов о богатырях.
• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
• Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое яйцо, игла, сундук, «Былинные наигрыши» (музыка), филин из бумаги с заклинанием. Спортивный инвентарь: тоннель, плоские круглые модули, раскраски. Презентация по теме "Древняя Русь".
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, колчан, палица, булава).
Ход занятия
1.
Воспитатель:
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Как необычно я поприветствовала вас, ребята, правда? Так ребята приветствовали друг друга давным-давно, в древние времена. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»? Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
- Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте».
Дети: Здравствуйте!
2.
В: Ребята, посмотрите на картинку - что вы видите?
Д: Это наша страна, Россия.
В: Да, ребята, Россия - это наша большая Родина. И в России много городов - больших и маленьких, а как называется наш город?
Д: Нижневартовск.
- Правильно - Нижневартовск - это наш родной город и это наша малая Родина.
Но наша страна не всегда была такой. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много земли занимали топкие болота. На этой земле жили люди, которые звались славяне. Много - много лет назад они основали они своё государство назвали его Русью. В те далекие времена часто ходили на Русь враги, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз русские люди вставали на защиту своей родины
- Ребята, вы знаете как назывались древние защитники Руси?
Д: Защитниками земли русской назывались богатырями.
В: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Д: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, храбрыми.
В: О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Посмотрите - какие книги у нас есть в группе «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович».
- Ребята, а вы хотите поиграть, отправиться в путешествие, в прошлое нашей Родины? Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.
- Давайте поиграем в волшебную игру и перенесемся в далекое прошлое и посмотрим – что же там происходит.
Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»
Богатырь – вот он каков
Он силен, он здоров
Он из лука стрелял
Метко палицу бросал
На границе стоял
Зорко зорко наблюдал
Подрастем и мы смотри
Станем как богатыри
4.
В: Ребята! Что то случилось в древней Руси Матушке. Давайте закроем глаза, представим и послушаем.(пока дети с закрытыми глазами выполняют упражнение, появляется макет домика с филином у которого в лапах записка, звучит тревожная музыка и голос)
В: - Что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах птицы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное.
- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?
Д: Да.
- На опушке дом стоит на дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.
- Что это за змей с тремя головами, дети?
Д: Змей Горыныч
- Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Нам нужно найти этот сундук и пройти испытания!
5.
- Ребята, первое испытание для нас – это перебраться через опасное ущелье. Справимся с задачей? (дети пролезают в рукав)
- Ребята смотрите это что такое?
Д: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Д: Змея Горыныча.
В: значит мы с вами на верном пути. Сундук наверное где то совсем близко.
А вот, дети наше следующее задание – нужно назвать героев на этой картине. Кто это?
Д: Богатыри.
В: Это самые известные русские богатыри. Назовите пожалуйста их имена. (на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют в центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.).
В: Молодцы! Отправляемся дальше.
6.
Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
Нам с вами придется перейти реку по камушкам.
Включается музыка свист соловья разбойника.
В: ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит (Воспитатель предлагает детям сдуть всем вместе Соловья разбойника)
Пока дети дуют на Соловья разбойника, появляются следы.
7.
В: А вот и еще следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.
-Здесь следующее задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит)
Самостоятельная работа «Одень богатыря» (дети подбирают богатырю одежду)
В: Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Д: из железа
В: А наша с вами одежда из чего сделана?
Д: Из ткани.
В: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
В: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)
- Что тяжелее ткань или металл?
- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?
Д: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.
В: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы свами ищем?
Д: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
В: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот вот найдем где спрятана сила змея Горыныча. Ищем сундук.
7.
В: Ну вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем. (дети достают «яйцо» открываем и достаем иголку. Звучит музыка «Гусли»)
Читаем отрывок из былины:
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)
Победили мы с вами чудище страшное, теперь нет у Змея Горыныча его силы, спасли мы Русь – матушку. Пора нам возвращаться, из богатырей обратно в детей превращаться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать
Ноги шире руки в бок
Защитили мы народ
Вот покружимся волчком
И домой мы попадем.
В: Вот мы с вами и вернули, обратно домой в наше время. Ребята чем мы занимались в нашем путешествии? Что вам больше всего запомнилось в нем?
- Что нового вы узнали? Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас? (солдаты)
Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.
Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и ...
Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"
Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»
МКУ «ЦИМО МОУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Конспект НОДпо нравственно-патриотическому воспитанию«Богатыри земли русск...
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитника...
Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.
Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.Занятие направлено на формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях- защитниках земли русской.Расширя...