Календарно – тематическое планирование работы по метеостанции «Наблюдаем, играем, познаем»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Данное планирование оставлено для детей старшей разновозрастной группы ( 4- 6 лет) для работы по метеостанции, расположенной на участке детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_meteoploshchadke.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Бурмакинская СОШ №2
Календарно – тематическое планирование работы по метеостанции
«Наблюдаем, играем, познаем»
Подготовили: воспитатели
Бутылина Н.Н.
Молькова Н.В.
2021
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.
За дачи:
- Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
- Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
- Формировать представления о четырех частях света.
- Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
- Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Основные требования к организации метеостанции ( метеоплощадке).
- Метеостанция является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
- Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.
- Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно утром во время выхода детей на участок на прогулку.
- На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера и снегомера. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.
Описание
Метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:
- участок местности на территории детского сада;
- модернизированная детская метеостанция.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Специальное оборудование детской метеостанции изготовлено из доступных современных промышленных и природных материалов и позволяет детям самостоятельно или под руководством воспитателя в наглядной форме ориентироваться по сторонам света, наблюдать изменение атмосферного давления, которое предвещает перемену погоды, измерять и наблюдать изменение температуры воздуха, определять силу ветра, измерять количество осадков выпавших в виде дождя и снега, как на суточном интервале, так и на более длительном периоде наблюдений.
В состав входят:
Термометр( 2) –
1. прибор для изменения температуры воздуха.
2.после того как дети посмотрели температуру воздуха на термометре, они отмечают данную температуру на втором большом термометре.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Солнечные часы - циферблат таких часов представляет собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона
Календарь осадков - это специальный стенд, на котором фиксируются все виды осадков .
Календарь времен года - это специальный стенд, на котором отмечается время года.
Кормушка для птиц - служит для кормления птиц во все времена года. Дети насыпают корм птицам и определяют частоту и регулярность посещения кормушки птицами. Дети наблюдают и делают выводы зависимости природных условий от частоты посещений кормушек птицами.
Метеорологическая будка служит для хранения и защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.
Перспективный план
Лето Июнь, июль, август Подготовительный этап ( общее знакомство с метеоплощадкой, разработка дневника и обозначений, изготовление оборудования для метеоплощадки и ее дополнение.) | |||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая среда, продукты детской деятельности | |
Июнь Наблюдения. Совместная деятельность с детьми: беседы на темы: «Что такое погода?», «Метеостанция – что это такое?», Дид. игра: «Что нам нужно одеть?». | Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. Объяснить детям, что такое «погода», как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. | Изготовление и приобретение дополнительного оборудования: ветряные рукава, султанчики, вертушки, дождемеры, снегомеры и др. Разработка дневника наблюдений и условных обозначений для обозначения осадков. | |
Июль Наблюдения. Совместная деятельность с детьми на тему: «Как заполнять календарь погоды?». Дидактическая игра «Какая погода сейчас?». | Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой. | Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели. | |
Август Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись». Дид. игры: «Когда это бывает?», «Отгадай-ка» Организованная итоговая деятельность на тему: « Лето» | Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников). Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. | Рисование, лепка, ручной труд на темы в летний период (примерные темы): - « Какая погода в июне?» -« Какая погода в июле?» - «Какая погода в августе? - « Дождик лей, лей!» - «Солнышко лучистое» - «Радуга- дуга» - «Деревья летом» - « Я люблю лето!» и др. Мультимедийные презентации на тему: «Погода, как ее наблюдать», «Лето». | |
Осень Сентябрь, октябрь, ноябрь | |||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности | |
Сентябрь Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Как измерить температуру воздуха?»; опыт с термометром. Правила пользования термометром. | Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. | Изготовление моделей термометров. Персонаж: знайка. Термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. Отмечаем календарь наблюдений. | |
Октябрь Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на тему: «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу». | Дать знания о дожде как о природном явлении. Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Познакомить с дождемером, его устройством и применением. Научить пользоваться дождемером и записывать данные в дневнике наблюдений. | Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка . Отмечаем календарь наблюдений. | |
Ноябрь Наблюдения. Совместная деятельность с детьми на тему: «Что такое ветер?» Опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?». Организованная итоговая деятельность на тему: «Осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». | Продолжать знакомить детей с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра). Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Познакомить детей с народными названиями осенних месяцев, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Продолжать формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. | Изготовление игрушек для игры с ветром. Отмечаем календарь наблюдений. Рисование, лепка, ручной труд на темы в осенний период (примерные темы): - « Какая погода в сентябре?» -« Какая погода в октябре?» - «Какая погода в ноябре? - « Дождик лей, лей!» - «Царица осень» - «Листопад» - «Деревья осенью» - «Ветер, ветер ты могуч» - « Я люблю осень!» и др. Мультимедийная презентация на тему: «Осенние изменения в природе» | |
Зима Декабрь, январь, февраль | |||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности | |
Декабрь Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Здравствуй зимушка – зима», «Пернатые синоптики», «Декабрь – студень». | Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. Познакомить с снегомером, его устройством и применением. Научить пользоваться снегомером и записывать данные в дневнике наблюдений. | Продуктивная деятельность: вырезание снежинок. Отмечаем календарь наблюдений. | |
Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). | Рисование на темы примет. | ||
Январь Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Снег и лед», «Январь – просинец». | Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия. | Отмечаем календарь наблюдений. Мультимедийные презентации на тему: «Признаки зимы», «Что такое снег?» | |
Февраль Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Февраль -бокогрей», «Веселые снежинки», «Прошла зима холодная». Беседа на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...» Домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей. | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность.. Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают). Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам. | Снежинки из разных материалов. Отмечаем календарь наблюдений. Рисование, лепка, ручной труд на темы в зимний период (примерные темы): - « Какая погода в декабре?» -« Какая погода в январе?» - «Какая погода в феврале? - «Снег-снежок» - «Зимушка - зима» - «Деревья зимой» - «Снежинки - пушинки» - « Я люблю зиму!» - «Народные приметы» - «Дым столбом – мороз за окном» и др. Выставка детских работ на тему «Зима». | |
Весна Март, апрель, май | |||
Формы работы, методические приемы | Задачи | Развивающая сред, продукты детской деятельности | |
Март Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Весна – красна», «Облака», «Март - протальник».Дид. игры «Что нам нужно одеть?», «На что похоже облако?».Дид. упр-е «Хорошо – плохо» | Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». | Отмечаем календарь наблюдений. Рисование: «Такие разные облака». | |
Апрель Наблюдения. Организованная образовательная деятельность на темы: «Апрель - снегогон», «Праздник ветерка», «Насекомые – предсказатели погоды». | Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: («Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».) Создать веселое, бодрое настроение и в увлекательной форме закрепить представление о природном явлении – ветре. | Отмечаем календарь наблюдений. Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. | |
Май Организованная образовательная деятельность на темы: «Май – травень», «Весна – красна» Совместная деятельность с детьми: развлечение (итоговое) «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй). | Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. . Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Познакомить детей с народным названием месяца, приметами( «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».) Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю. Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках . | Рисование, лепка, ручной труд на темы в весенний период (примерные темы): - « Какая погода в марте?» -« Какая погода в апреле?» - «Какая погода в мае? - «Весенний дождь» - «Весна - красна» - «Деревья весной» - « Я люблю весну!» - «Народные приметы» - «Черемуха цветет» и др. Мультимедийные презентации на тему: «Животные и растения- синоптики», «Весна шагает» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование работы кружка ритмопластики "Ритмоцветик"
Календарные планы на год...
календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"
№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная) в летний оздоровительный период.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная)...
Календарно-тематическое планирование работы по ПАВ во второй младшей группе «Клубничка» по программе «Детство»
В календарном планировании представлена профилактическая работа с детьми,начиная с младшего дошкольного возраста,пропагандирующая здоровый образ жизни(ПАВ) на учебный год....
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5летнего возраста в летний оздоровительный период
Задачи по основным направлениям развития с детьми 4-5 летнего возраста в летний оздоровительный период...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми второй младшей группы на тему "За окном зима".
В планировании внесены мероприятия с детьми по различным видам деятельности,раскрывающие содержания темы недели "за окном зима"....
Календарно-тематическое планирование работы учителя - логопеда ДОУ индивидуальной и подгрупповой работы по ФН и ФФНР 2022-2023
Календарно-тематическое планирование работы учителя - логопеда ДОУ индивидуальной и подгруповой работы по ФН и ФФНР 2022-2023...