Познавательный досуг с детьми старшего возраста на тему «Нужны ли насекомые людям и природе?»
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Цель. Расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный досуг с детьми старшего возраста на тему «Нужны ли насекомые людям и природе?»
МБДОУ д/с № 9, воспитатель Попова О.П.
Цель.
Расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием.
Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать.
Воспитывать любознательность.
Оборудование.
Ноутбук, экран, 2 корзинки, коробка с «нектаринками». Мяч, схема, карточки с изображением развития бабочки. Медальоны (картинки) с изображением насекомых. Игрушечные тарелочки с угощением: цветами, капустой, медом, вареньем.
Ведущий.
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем?
Дети.
Насекомые.
Ведущий.
Сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Нужны ли насекомые людям и природе?». Для игры вам нужно разделиться на две команды.
Викторина на знание насекомых
№ | Вопрос | ответ |
1 | Почему насекомые называются насекомыми? Откуда произошло это название? | Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки, или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено |
2 | Сколько ног у насекомых? | У всех насекомых по 6 ног, если больше или меньше, или нет – то это не насекомое |
3 | Чем питаются бабочки? | Нектаром – цветочным соком |
4 | Приносят ли бабочки вред? | Нет. Вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, плоды, цветки растений |
5 | Какая бабочка умеет шипеть? | Аполлон |
6 | Куда стаями летят жуки и зачем? | На зимовку; в начале лета – возвращаются обратно |
7 | Куда приводит муравьиная тропа7 | К муравейнику |
8 | Что помогает муравьям найти дорогу к дому? | Запах оставляемых следов |
9 | О чем говорит яркая окраска Божьей коровки? | Опасность; не ешь меня |
10 | Как бабочки едят нектар из цветка? | Нектар спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда она хочет, есть – садится на цветок, спиралька раскручивается, бабочка достает нектар со дна цветка |
Игра «Сороконожка»
Дети идут топающим шагом, напевают:
Как – то раз сороконожку пригласили на обед,
Ждут жуки, букашки, мошки, а ее все нет и нет!
Наконец Сороконожка появилась у стола.
Поет первая стоящая в колонне девочка:
Опоздала я немножко, еле – еле доползла,
Ведь какое невезенье, как же мне не опоздать,
Там у входа объявленье – просьба ноги вытирать!
Дети выставляют поочередно друг за другом ноги и считают их.
Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)
Воспитатель.
Правильно, молодцы! Чем питаются насекомые?
Ответы детей.
Цветочным нектаром, листьями растений.
Воспитатель.
Предлагаю поиграть в игру «Труженицы пчелки».
Надо брать по одной нектаринке и относить ее в корзину (улей) своей команды. Чья команда быстрее справиться, та и побеждает.
Проводится эстафета «пчелок» под музыку.
Воспитатель.
Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
Воспитатель.
Насекомые живые и их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат. Отгадайте загадки о насекомых. Загадывать буду каждой команде по очереди.
Показ слайдов с отгадками на экране.
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку …
(Светлячок)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
С утра жужжу, цветы бужу.
Кружу, гужу, и мед вожу.
(Пчела)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай .
(Божья коровка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
Кружева висят на ветке,
Знатный мастер их плетёт,
Кто попался в эту сетку -
От него уж не уйдёт!
(Паук)
Неприятные на вид,
Да к тому ж опасные,
И разносят на себе,
Вирусы ужасные!
(Таракан)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает
(Муха)
Воспитатель.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этом слайде?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным.
(стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками?
(Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.
(Муха - разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар…)
- Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей.
Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель.
Кто появляется из яйца?
Ответы детей.
Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель.
Что делает гусеница?
Ответы детей.
Она питается листьями и растет.
Воспитатель.
В кого она превращается?
Ответы детей.
Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель.
Кто выходит из куколки?
Ответы детей.
Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель.
Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями) Рассказы детей по цепочке.
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Угости насекомое.
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое, что любит кушать (бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту…).
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке). Кому я дам мед? (Пчеле)»
«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры.
Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово.
Бабочки в небе … (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик,
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
«Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
- Бабочка летит, а бабочки… (летят).
- Жук ползет, а жуки… (ползут).
- Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
- Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают).
Нашим маленьким друзьям ничего не страшно.
Ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
1ребенок.
Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
2ребенок.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все-таки очень друг другу нужны!
3ребенок.
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Ведущий.
Спасибо солнечной поляне, что можно встретиться с друзьями,
Сегодня – всех мы их узнали, повеселились, поиграли,
В ручеек скорей вставайте – гусеницу пропускайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта познавательного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «В поисках приключений»
Интеграция образовательных областей.В досуге интегрируются социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие.Форма...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста "Зачем нужна посуда"
Занятие с использованием ИТК и здоровьесберегающих технологий...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: «Море в опасности»
Цель НОД: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать, что такое нефть, познакомить с его свойствами. Вызвать интерес детей к проблеме экологического криз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: «Часы».
Познакомиться с разными видами часов через путешествие в сказочную страну*Тик- Так*...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИК...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/...