Исследовательский экологический проект «Птицы рядом с нами»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шубина Нина Александровна

Тема проекта «Птицы рядом с нами» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

В ходе проекта мы хотели познакомиться с зимующими в наших краях птицами, захотели научиться заботиться о птицах, помогать им в зимнее время года.

Проблемные вопросы:

каких мы знаем зимующих птиц нашего края?

чем питаются птицы зимой?

как помочь птицам зимой?

как сделать кормушку?

Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, заботиться и охранять их, то:

возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;

станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;

тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах;

формирование знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsyryadom_s_nami.docx814.42 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Дошкольного образования «Буквёнок»

Исследовательский экологический проект

«Птицы рядом с нами»

C:\Users\Home\Desktop\x5HBffbFVfs.jpg

Воспитатель:

                                  Шубина Нина Александровна

Высшая квалификационная категория

Дмитров 2023г

 

Тип проекта: исследовательский

Направление: экологический

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели январь – февраль  2023 г.)

Возраст: старший дошкольный

Участники: педагоги ДОУ, дети, родители

 

Актуальность выбранной темы.

Тема проекта «Птицы рядом с нами» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

В ходе проекта мы хотели познакомиться с зимующими в наших краях птицами, захотели научиться заботиться о птицах, помогать им в зимнее время года.

Проблемные вопросы:

каких мы знаем зимующих птиц нашего края?

чем питаются птицы зимой?

как помочь птицам зимой?

как сделать кормушку?

Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, заботиться и охранять их, то:

возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;

станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;

тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах;

формирование знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

Расширить кругозор детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

Развивающие:

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

 

Ожидаемый результат:

- У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).

- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой,

- Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек).

 

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный.

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

 

II этап -основной (практический) .

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

 

III этап – заключительный.

Оформление результатов наблюдений

 

 Содержание работы в процессе реализации проекта.

 

Ежедневно:

-Утренняя гимнастика «Мы весёлые птички».

- Пальчиковая гимнастика.

- Физкультминутки.

- Проговаривание поговорок, считалок.

- Наблюдение на прогулке.

- Подсыпание корма птицам в кормушки.

- Выставки детских работ.

 

 

Сроки

Форма проведения

Название совместной  деятельности

1 неделя

Анкетирование родителей

«Что вы знаете об экологии?»

Целевая прогулка 

«Покормите птиц зимой» 

Практическая деятельность

Открытие птичьей столовой  на территории детского сада 

НОД 

«Как живут наши пернатые друзья зимой» 

Дидактическая игра 

«Что едят птицы» 

Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц.

Подвижная игра 

«Птицелов», «Перелёт птиц» 

Чтение художественной литературы

Л. Воронкова  «Птичьи кормушки»

В. Бианки «Сова», И. Поленов  «Синичкины кладовки»

Сюжетно-ролевая игра 

«Магазин природы»

Беседа 

«Повадки зимующих птиц» 

Подвижная игра 

«Совушка» 

Этическая беседа по рассказу

«Сострадание птичек»

Наблюдение в природе

Сравнительные птиц.

Разгадывание загадок о птицах.

Консультация для родителей

«Кормушка для птиц своими руками!»

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра 

«Птичий парк» 

Заучивание стихотворения

«Мороз» Елены Благининой.

НОД Аппликация

«Птички у кормушки» 

Решение проблемной ситуации 

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

 

Настольная игра

«Лото», «Чья? Чьё? Чьи?»

НОД Рисование

«Снегирь» 

Дидактическая игра 

«Угадай по описанию», «Сколько птиц  к кормушке прилетело»

«Узнай следы»

Подвижная игра 

«Воробей и птички» 

Конструктивная деятельность 

«Кормушка» 

Этическая беседа по рассказу

«Почему плачет синичка?»

Чтение художественной литературы

Г. Серебрицкий «Берегите птиц» 

Н. Гладков «Курорт «Сосулька» 

Никонова «Зимние гости»

Составление описательного рассказа

«Опиши птичку, чтоб другие отгадали»

Консультация для родителей

«Покормите птиц зимой!»

 

Экологическая викторина. Итоговое занятие

«Что мы знаем о птицах»

 

Оформление итогов проекта

«Как дети птицам зимой помогали»

 

 

Методическая работа воспитателя:

- Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) ;

- Оформление альбома: «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, народные приметы про птиц»;

- Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

- Оформление картотеки дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта;

- Оформление выставки детских работ;

- Работа со СМИ, интернет-ресурсы.

 

 

 

ИТОГИ ПРОЕКТА

 

Дневник наблюдений за птицами (январь-февраль 2023 года)

СРОКИ

КОЛИЧЕСТВО

ПТИЦ НА КОРМУШКАХ

ВИДЫ ПТИЦ

 

КОРМ

 

Кормушка 1

Кормушка 2

25.01.2023г.

0

1

Воробей, синица

Пшено, крошки

26.01.2023г.

1

 

0

 

Ворона, воробей

 

Пшено, кусочки хлеба

27.01.2023г.

 

1

 

1

 

Ворона, воробей, синица

 

Пшено, крошки

 

28.01.2023г.

 

0

 

1

 

Воробей

 

Пшено

 

29.01.2023г.

 

3

 

1

 

Воробьи

 

Пшено.

 

02.02.2023г.

 

0

1

 

Синица

 

Сало, пшено.

 

03.02.2023г.

 

1

 

1

 

Ворона, воробей

 

Кусочки хлеба, семечки

04.02.2023г.

0

 

1

 

Воробей

 

Пшено, семечки

 

05.02.2023г

 

0

 

1

 

Ворона, воробьи

 

Пшено, крошки

 

09.02.2023г.

 

1

 

0

 

Ворона, воробьи

 

Пшено, крошки

10.02.2023г.

0

 

1

 

Ворона

 

Кусочки хлеба, сухие ягоды

16.02.2023г.

2

3

Воробьи, синицы

 

Пшено

 

17.02.2023г.

 

0

 

1

 

Воробей

 

Кусочки хлеба, сухие ягоды

 

Приложение 1.

 

 

 

Анкета для родителей по экологии

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. Д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в

детском саду?

 

 

 

Приложение 2.

 

Консультация для родителей

«Кормушка для птиц своими руками!»

 

В зимнее время птицам особенно нужны кормушки, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм значительно труднее, чем летом.

Самая простая кормушка для синиц — из молочного пакета.

Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.

Очень простая и интересная конструкция получается из двух упаковок от сока. Воробьев такие раскачивающиеся кормушки отпугивают, а синицы будут посещать их с удовольствием.

Можно просто сделать небольшие отверстия в упаковке с хлопьями геркулеса и подвесить получившуюся экспресс-кормушку. Птицы оценят вашу смекалку и заботу!

Можно взять пустую пластиковую бутылку и быстро соорудить прозрачную кормушку.

Самая простая в изготовлении деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша.

Основой таких конструкций будет каркас из реек.

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Колючие кустарники, такие как розы или боярышник, - подходящее убежище для птиц, где их не достанут хищники.

 

 

Консультация для родителей

«Покормите птиц зимой!»

 

Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самых разных птиц.

У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма.

Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.

Второй вид корма – просо. Хорошим кормом будут зёрна кукурузы, овёс, семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков - лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Можно соорудить для птиц вкусные гирлянды. Для этого нужно нанизать на ворсистую пеньку орешки, сухофрукты, баранки, сухарики. Всё зависит от вашей фантазии!

Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища – несоленое сало и маргарин.

Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи.

Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если он мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый «пирог для птиц». Для этого в размягчённый несолёный жир или маргарин добавляют просо, любые зёрнышки и семена, очистки яблок, геркулес, ядра орехов, куриные яйца, сухарики, пищевые крошки, сахар, мед, сироп – все, что у вас под рукой. Для лучшей связки всех компонентов в единое «тесто», можно добавить подсолнечное масло. Всё хорошо перемешайте.

Такой птичий пирог вывешивают в сетках из-под овощей.

А если тесто получилось жидким, можно вылить его в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам.

Можно давать птицам и консервированную еду для домашних животных, вареные яйца, вареный картофель, сдобные кусочки или крошки пшеничного хлеба.

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз.

Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Так им легче прокормиться в холодное время года.

Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.

К кормушке наведываются разные пернатые.

Дятлы и синицы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала. Воробьи – просо, овес и пшено.

Прекрасно, если Вы сможете разместить кормушки для птиц так, чтобы Вам было удобно наблюдать за ними.

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона.

Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

 

 

 

Приложение 3.

 

 

Экологическая викторина «Что мы знаем о птицах»

 

Программные задачи:

- уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им;

- совершенствовать грамматический строй речи, навыки чтения;

- развивать логическое мышление, связную речь;

- активизировать внимание и память;

- воспитывать доброе отношение к природе.

 

Материал: карточки с изображением птиц, магнитная азбука, тарелочки с кормом для птиц.

 

Ход занятия.

- Дети, сегодня мы поговорим с вами о птицах.

Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые страны, другие остались, у них есть свои секреты, как пережить зиму.

- Как одним словом называют этих птиц? (зимующие)

- Как вы думаете, почему зимой трудно живётся птицам?

(Птицам голодно. Насекомые в зимней спячке. Плоды, ягоды, семена трав -под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, тёплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода).

- В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. Девять погибают от голода. Сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить.

- Дети, а кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

- А чтобы птицам помочь, надо знать, где они живут; что едят, как себя ведут, какую пользу приносят людям.

 

- Сегодня у нас состоится викторина между командами «Совушки», «Воробышки» и «Синички». Все команды должны показать свои знания о птицах соревнуясь между собой.

 

- А сейчас разделитесь на 3 команды, выберите капитанов команд, сядьте за столы.

Необходимо выбрать и справедливое жюри. (Выбирают)

- За каждый правильный ответ жюри будет присуждать одно очко, т. е. будет дорисовывать глаза, уши и т. д. на контуре птицы. (3 птицы)

- У чьей птицы будет больше дорисовано частей тела, та команда и будет победителем. Команду - победительницу ждут призы. Правила игры вы знаете.

- А теперь настало время приветствия команд.

 

Приветственное слово команд.

 

«Совушки» Мы любим птиц и бережём,

В обиду их никому не даём.

Чтобы птицы были человеку рады,

Заботиться о них нам надо!

Привет соперникам мы говорим,

Не огорчайтесь, если победим.

 

«Воробышки» Свои покажем знания

Птицам верные друзья мы!

Каждый из нас птиц защитит,

О каждой птице душа у нас болит.

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о птицах рассуждать.

 

Мы «Синички» высший класс.

Птиц мы любим и сейчас

Вам покажем знания

Научим уважать мы их.

Вы команды не робейте

С нами за победу вы поиграйте.

 

(Команды получают право на дорисовку птиц)

- Молодцы, команды, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

- Чтобы участники обеих команд показали свои знания достойно, нужно им размяться.

 

Разминка

- Сейчас мы вспомним зимующих птиц, отгадав загадки.

Первую загадку я вам загадаю, какая команда быстрее ответит правильно, та начнёт загадывать свои загадки.

(Команды загадывают друг другу свои загадки. Соперники отгадывают)

- И так, я вижу, что команды размялись, настроение у всех хорошее, и я думаю, что теперь можно приступать к выполнению заданий.

Конкурс команд.

 

1.Игра «Путаница» (логическая задача)

- Разделите нарисованных на карточках птиц на 2 группы (кто-то их перепутал)

Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили птиц на 2 группы, зарабатывает очко.

 

2.Игра «Узнай по описанию»

- Ответ вы должны произнести вслух после того, как дослушаете описание до конца и найдете эту птицу у себя на столе

 

3. Собери картинку

- А сейчас уважаемые команды вы должны рассказать о птицах, названия которых зашифрованы в пазлах, (Их нужно соответственно сначала собрать).

Рассказывать вы будете по такому плану:

Внешний вид птицы.

Осталась зимовать или прилетела с севера?

Где живёт?

Чем питается?

Какую пользу приносит?

 

- А теперь давайте отдохнём.

 

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

 

Экспресс – опрос.

Какая команда даст больше ответов.

 

1.Какая птица дольше всех живёт? (ворон)

2. Пользу или вред приносит синица зимой, когда все насекомые спят?

(пользу, они уничтожают зимующих насекомых вредителей)

3.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)

4. Семена какого сорного растения едят только снегири? (конского щавеля)

5. Какой корм не едят воробьи в зимнее время и охотно поедают синицы?

(семена арбуза)

6. Почему сало для синиц надо вешать на тонкие ветки? (унесут вороны)

7. Почему для корма птиц не годятся ржаные крошки, особенно зимой?

8. В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?

9.Какие птицы прилетают к нам с севера? (снегири, свиристели)

 

Конкурс капитанов.

 

- Как потрудились наши команды, мы увидели, а теперь подошло время для конкурса капитанов.

Решение проблемного вопроса.

- Как человек может помочь птицам перенести суровую зиму?

- Как подкармливать птиц?

 

Назовите эти правила.

Прикрепляя кормушку, не обламывайте ветки.

Не прибивайте к стволу дерева.

Сметайте с кормушки хлеб.

Не кладите в кормушки куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы не едят. Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно к семенам добавлять крошки белого хлеба, кусочки несолёного мяса.

 

Игра «Кто что ест?»

 

Выйдите из - за столов. Закройте глаза. Представьте что вы в зимнем парке, пришли покормить птиц. А теперь откройте глаза, возьмите тарелочки и «покормите птиц» (картинки) тем кормом, который они едят. Пусть они радуют нас своими песнями (включается магнитофонная запись с голосами птиц).

 

Домашнее задание. Чтение стихов.

 

«Совушки»

Городские птицы -

Спутники твои:

Голуби, синицы.

Галки, воробьи…

Этих птиц не надо,

Друг мой обижать:

Из больших рогаток

В воробьёв стрелять,

На ворон сердиться,

Голубей ловить…

И тогда всем птицам

Станет легче жить!

 

«Воробышки»

Покормите этих птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо,

Сколько гибнет их - не счесть -

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

Подведение итогов.

- Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашей викторины (рассматриваются дорисованные контуры птиц)

 

Награждается команда - победительница (остальным поощрительные призы)

 

- Спасибо всем участникам, жюри, зрителям!C:\Users\Home\Desktop\QnOxL-og6uc.jpg

 C:\Users\Home\Desktop\Vy5NkwjPXis.jpgC:\Users\Home\Desktop\zH573eWldpU.jpg

C:\Users\Home\Desktop\DAiqf178IKs.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Птицы рядом с нами»

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных ...

Зимующие птицы рядом с нами - о них должны заботиться мы свами.

Целью этого развлечения является формирование экологической культуры детей, осознанного правильного. заботливого отношения к птицам.Развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.Закрепить зн...

Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию на тему: «Птицы рядом с нами».

Задачи: 1. Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона) 2. Учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом...

Развлечение на День птиц для детей старшего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

Для формирования обобщенных пред ставлений о птицах, развития интере са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспос...

Экологический проект "Насекомые рядом с нами"

Цель:     Формирование общего представления детей о насекомых, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни насекомых, сформировать у детей ...

Паспорт проекта «ПТИЦЫ РЯДОМ С НАМИ»

Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.Проект «Птицы рядом с нами!» позволит расширить и углубить знания детей о...