Конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе
Цель:
Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
- Формировать знания о природных богатствах края.
- Формировать у воспитанников любовь к родной земле.
- Способствовать социализации воспитанников.
Развивающие:
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать популяризацию краеведческих знаний;
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.
Воспитательные:
- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
- Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.
Методические приемы:
беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, художественное слово, отгадывание загадок, игровые, подведение итогов.
Оборудование: карта Оренбургской области, фотографии с изображением городов Саракташ, Соль-Илецк, п. Сакмара, п. Новосергеевки их достопримечательностей, корзина с шишками, Презентация «Богатства Оренбургской области»; образцы пуховых платков; аудиозапись песни
«Оренбургский пуховый платок» (композитор Г. Пономаренко, «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца, колокольный звон.
Ход:
Дети под музыку «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, в какой области мы живем? Конечно, в Оренбургской. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.
Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие. На каком транспорте удобнее передвигаться?
Дети: - На машине, на автобусе.
- Посмотрите, это карта Оренбургской области. Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы. Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Шарлыкский, Абдулинский, Акбулакский и много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.
Воспитатель: садимся в автобус и отправляемся в ближайший к нам Саракташский район. Здесь живут лучшие пуховщицы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.
Саракташский район
Шлет глубокий поклон.
Затуманились зарницы,
Воют ветры-степняки.
Вяжут, вяжут пуховщицы
Оренбургские платки.
Ах, платочек мой, платочек
Весь в узорах уголочек.
В зимний день, в студёны пору
Оренбургский наш мороз
Расчудесные узоры
На платочек перенес.
Воспитатель: - Потрогайте платки, какие они? / ответы детей: легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые/. Композитор Г. Пономаренко написал музыку к замечательной песне «Оренбургский пуховый платок».
/СЛУШАНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК» Г. ПОНОМАРЕНКО/
Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?
Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)
Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь приглашаю всех в автобус, мы отправляемся дальше.
- Есть в Оренбургской области Бузулукский район.
Он славен своим сосновым заповедником. Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор.
Воспитатель: Бузулукский бор возник на песчаных дюнах и гривах в бассейне реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон». Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты бора XIX века, где нанесено множество водоемов. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века — в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.
Ни один лесной массив в нашей стране не подвергся такому детальному изучению. Более ста лет в нем ведется правильное лесное хозяйство. Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.
Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.
Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет в 118–119 квартале Борового-Опытного лесничества. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.
Вам привет сегодня шлет
Бузулукский весь народ.
В Бузулукском бору
Шишек я наберу.
Заповедник наш большой,
Сосны там стоят стеной.
Прямо в руки ребят
Шишки с веток летят.
Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки». Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? Давайте скажем спасибо леснику за интересную игру, а мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами.
Новосергеевцы спешат
Всех порадовать ребят
Маслом, сыром, молоком,
Сладким, вкусным творожком.
Наши коровы
Ухожены, здоровы.
И душевно так мычат,
Словно спеть они хотят.
Воспитатель: - Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:
Физминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Воспитатель: — Вот и добрались мы до Соль-Илецка.
Здесь расположено целебное озеро Развал.
Воспитатель: - Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается. Последний уход был несколько лет назад. У северного берега образовалась трещина шириной 8–10 метров и длиной 100–150 метров. Вода ушла в шахту № 1. Прошли годы, шахту полностью затопили, и вода вновь вышла на поверхность. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12–18 метров. В зависимости от времени года, наличия осадков, развития карстовых явлений, размеры, концентрация солей и глубина озера колеблются.
На восточном берегу озера имеется пляж из мелкозернистого песка в смеси с солью.
Крутой западный берег отступает от озера па 3–5 метров. Высота его достигает 8–10 метров. Берег имеет беловатый цвет из-за соли.
Это остатки соляной горы Туз-Тубэ, которая возвышается над поверхностью месторождения. Северный берег за последние годы спланирован и сделаны трапы - переходы к озеру для удобства купающихся. Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.
А еще в Соль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы.
Соль-Илецкие арбузы
Очень любят карапузы.
Их не просто собирать,
Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)
Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району, а нас вновь ждет автобус, и мы отправляемся в Сакмарский район.
А чем он славится Сакмарский район – догадаетесь, когда отгадаете загадки:
***
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
- картошка –
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста -
***
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
- морковь –
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла –
***
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
- баклажан -
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец –
Воспитатель: - Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарский район?
Дети: Овощами.
Из Сакмарского района
Привезли мы овощей.
И капусту, и картошку
И для супа, и для щей.
Итог занятия:
Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Садитесь в автобус и поехали.
Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?
Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком, Сакмарском районах Оренбургской области.
Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? Кто из вас назовет достопримечательности районов? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....