Программа "Экология малышам"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Шуманова Марина Анатольевна

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologiya_malysham.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

Программа

кружка по экологическому воспитанию

«Экология малышам»

                                                 

                                                                                                                Составила воспитатель: Шуманова Марина Анатольевна

Город Нижневартовск, 2023

"Экология малышам"

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Цель и задачи программы

4.

Предполагаемые  результаты

5.

Механизм реализации программы

6.

Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет

7.

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению  программы

8.

Список литературы

Приложение

                                                                                           

1. Паспорт программы

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательное развитие

«Мир природы и человека» "Экология  малышам"

Образовательное учреждение

МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 56 « Северяночка»

Адрес образовательного учреждения

628605, Тюменская обл. ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Дружбы-Народов 14 «а»

Телефон

(8-346-6)465452

Автор программы

Педагог Шуманова Марина Анатольевна

Участники программы

Воспитанники МАДОУ города Нижневартовска детский сад 56 «Северяночка» 3-4 лет, родители воспитанников

Цель программы:

Задачи программы:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных знаний об окружающем мире природы и человека. Подвести детей к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы.

• воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

• показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

• воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

• подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

• воспитание правильного поведения в природе.

• расширить знания о природе родного края.

Вид программы

Адаптированная

Направленность

Познавательное развитие « Мир природы и человека»

Срок реализации

1 год

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования начиная с детского сада, становлении и развитии личности ребёнка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

В процессе работы по экопрограмме дети проявляли любознательность и живой интерес к познанию мира природы. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности является образовательная программа «Экология малышам». Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей дошкольников. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы

В ходе реализации программы воспитанники МАДОУ ДС 56 «Северяночка» 3-4лет знакомятся с экспериментально-исследовательской деятельностью. В процессе экспериментальной деятельности идет обогащение памяти детей, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения, благодаря чему у детей развивается познавательная активность, наблюдательность, мышление.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

2.  Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших  проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания  должны прививаться детям  с раннего возраста. Если ребёнок   научиться с младенчества   жить  в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.

Многие исследователи  и практики заняты  поиском адекватных методов  работы с детьми  по формированию у них начала  экологической культуры.  К числу таких методов  можно отнести  детское экспериментирование - деятельность,  которая присуща  практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.  Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

          Организация экспериментирования, проведение опытов – один  из  эффективных путей  экологического воспитания дошкольников.

          Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология  малышам»

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

3. Цель программы:

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений  и воспитание  природоохранного сознания.

Задачи программы:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления  о свойствах песка,  воды,  камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую  чувствительность.
  • Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе.  Учить бережно, относиться к природному окружению.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагога дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.

4. Предполагаемый результат освоения программы:

  • Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения,  а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.  
  • Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

5. Механизм реализации программы

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет проводится в рамках работы «Лаборатории» 2 раз в неделю во вторую половину дня. Общее количество опытов за учебный год - 72.

Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал  разного размера, формы и фактуры.  Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля,  пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки  в качестве фильтрованной  бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации  отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус.  Так же необходимы комплекты  для игр с водой,  песком  и ветром.  Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки  на каждого ребёнка.

Материалы для работы

Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы,  магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики,  маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.

В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми  с  помощью воспитателя.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики  

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных

представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, результатов продуктивной деятельности

«Познание»

Сенсорное развитие, формирование целостной   картины мира, расширение кругозора, формирование элементарных экологических представлений

 

«Социализация»

Формирование патриотических чувств, ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием (народными промыслами, родным краем), расширение

кругозора в процессе экспериментирования

«Музыка»

Использование музыкальных произведений, пение птиц, звуки природы.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков,

воспитание трудолюбия, воспитание ценностного

отношения к собственному труду и  труду других

людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений  для обогащения содержания области, развитие детского творчества.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности

собственной жизнедеятельности в процессе

продуктивной деятельности

6. Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет.

Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Росток»

Цель:

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель:

Рассмотреть форму песчинок

«Песчаный конус»

Цель:

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель:

Установить свойство рассеянного песка.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель:

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель:

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства воды»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель:

Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь

«Испарение»

Цель:

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель:

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель:

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

«Воздух сжимается»

Цель:  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:        

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется

«Жизненный цикл мушек»

Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель:

Установить, почему звезды движутся по кругу

январь

«Что такое полярное сияние?»

Цель: 

Понимать, что полярное сияние магнитных сил Земли.

«Как работает термометр»

Цель:

Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель:

 Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель:

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель:

 Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель:

Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель:

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель:

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Кому лучше?»

Цель:

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель:

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель:

Установить, как растение ищет свет

«Как образуется тень»

Цель:

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель:

Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель:

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

        Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель:

 Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

май

« Из каких цветов состоит солнечный луч?»

Цель:

 Узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель: 

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению  программы

Мониторинг  усвоения программы  проводится   в конце учебного года (май). В рамках реализации программы  разработаны критерии оценки знаний детей  (Таблица 1).

Таблица 1

Код ребенка

Усвоение (У – усвоил, Ч/У – частично усвоил, Н/У – не усвоил)

Свойства воды

Свойства воздуха

Свойства песка

Растения, насекомые

8. Список литературы

Рыжова П.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

 Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

 Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997

Аксёнова,М. Энциклопедия для детей. Биология.Т.2/М. Аксёнова, С.Исмаилова.- М.: Аванта +, 1995.

Баранчикова,Л.А. Комнатные растения в интерьере школы/ Л.А. Баранчикова// Школа и производство.- 1991.-№12.- С 25-28.

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей.-М: Эгмонт Россия Лтд,2003.

Бочкарёва,Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся/ Н.Ф.Бочкарёва._ Калуга,1996.-С122.

Брем, А.Э. Жизнь животных: в 3т./ Брем.-М.: Терра,1992.

Виноградова,Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф.Виноградова. –М.,1996.-С.35-42

Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого- природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И.Грехова.- М.: Илекса; Ставрополь,2000.-С.286.

Ишутинова,Л.М. Грибы- это грибы/ Л.М.Ишутинова// Начальная школа.- 2000.-№6.-С.68.

Коробцова,З. Лекарственная аптека/ З.Коробцова// Крестьянская усадьба.-М.: Панорама,1991.

Молодова,Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Л.П. Молодова.- Минск: Аскар,1996.-С 128.

Приложение

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

 Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?    Если да, то в чём именно?

______________________________________________________________________________________________

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)

___________________________________________________________________________________________________________

 3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего  ребёнка?

______________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?

______________________________________________________________________________________________

5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию,  связанному с экспериментированием?  (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.

______________________________________________________________________________________________

6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно.

______________________________________________________________________________________________

7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

______________________________________________________________________________________________  

 8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

_______________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

Уважаемые родители! Ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по экологическому воспитанию Вашего ребенка.

Выберите правильный  

по Вашему мнению ответ и подчеркните его.

  1. Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? – Да.  – Нет. – Иногда.
  2. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения?                – Да. – Нет. – Иногда.
  3. Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей?                   – Да. – Нет. – Не знаю.
  4. Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка?          – Семья.   – ДОУ   – Совместно.
  5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

                        – Да.  – Нет.   – Иногда.

  1. Соблюдаете ли Вы сами эти правила?        – Да.   – Нет.   – Иногда.
  2. Имеются ли у Вас дома комнатные растения?

                 – Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?                              

                    – Да. – Нет – Иногда

  1. Имеются ли у Вас дома животные?

                   - Да. – Нет. – Категорически против.

    10. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?

                            - Да. – Нет. – Иногда.

    11. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?         – Да.  – Нет.  – Иногда.

    12. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?

                                    - Да. – Нет. – Иногда.        

    13. Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу?       – Да. – Нет. – Иногда.

    14. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?         – Да. – Нет. – Иногда.

    15. Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?

                                       - Да. – Нет. – Иногда.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.

  1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?    

                                   - Да. – Нет – Не знаю.

  1. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона?                     - Да.  – Нет. – Не знаю.
  2. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?            

                                  – Да. – Нет. – Не знаю.

  1. Есть ли у Вас дома животные?    – Нет. – Да, какие?_________________________
  2. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие?                                             – Нет  - Да_____________________________________________________________
  3. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?                                      

                                     – Нет. – Да. – Иногда.

  1. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?    

                                      – Да. – Нет. – Не знаю.

  1. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант_________________________________________________________________
  2. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?                           - Высокий.  – Средний. – Низкий. – Не знаю.
  3.  Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?                                          – Да. – Нет. – Иногда.
  4. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?                                - Да. – Нет – Не знаю
  5.  Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....