Программа "Экология малышам"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologiya_malysham.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Программа
кружка по экологическому воспитанию
«Экология малышам»
Составила воспитатель: Шуманова Марина Анатольевна
Город Нижневартовск, 2023
"Экология малышам"
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт программы
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
2. Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научиться с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравиться ни какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование - деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического воспитания дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Это и является основной задачей программы «Экология малышам»
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
3. Цель программы:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи программы:
- Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
- Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
- Показывать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагога дошкольного учреждения и родителей. Данная программа опирается на возрастные особенности детей.
4. Предполагаемый результат освоения программы:
- Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
5. Механизм реализации программы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 3-4 лет проводится в рамках работы «Лаборатории» 2 раз в неделю во вторую половину дня. Общее количество опытов за учебный год - 72.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год в мае месяце.
Лабораторное оборудование
Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки от коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтрованной бумаги, воронки, небольшие миски, тазики, резиновые груши. Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, весы, различные пробирки стеклянные колбы, фонарик, глобус. Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком и ветром. Чтобы одежда детей во время экспериментирования была чистой, целесообразно иметь клеёнчатые фартуки на каждого ребёнка.
Материалы для работы
Лаборатория должна быть оснащена разнообразным природным материалом, предназначенным для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а также сахар, соль, пищевые красители. Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов необходимо иметь: металлические предметы, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов.
В качестве демонстрационного материала лабораторию необходимо пополнять различными коллекциями. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований необходимо оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
6. Планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет.
Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности
7. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению программы
Мониторинг усвоения программы проводится в конце учебного года (май). В рамках реализации программы разработаны критерии оценки знаний детей (Таблица 1).
Таблица 1
Код ребенка | Усвоение (У – усвоил, Ч/У – частично усвоил, Н/У – не усвоил) | |||
Свойства воды | Свойства воздуха | Свойства песка | Растения, насекомые | |
8. Список литературы
Рыжова П.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997
Аксёнова,М. Энциклопедия для детей. Биология.Т.2/М. Аксёнова, С.Исмаилова.- М.: Аванта +, 1995.
Баранчикова,Л.А. Комнатные растения в интерьере школы/ Л.А. Баранчикова// Школа и производство.- 1991.-№12.- С 25-28.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей.-М: Эгмонт Россия Лтд,2003.
Бочкарёва,Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся/ Н.Ф.Бочкарёва._ Калуга,1996.-С122.
Брем, А.Э. Жизнь животных: в 3т./ Брем.-М.: Терра,1992.
Виноградова,Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф.Виноградова. –М.,1996.-С.35-42
Грехова,Л.И. В союзе с природой: эколого- природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И.Грехова.- М.: Илекса; Ставрополь,2000.-С.286.
Ишутинова,Л.М. Грибы- это грибы/ Л.М.Ишутинова// Начальная школа.- 2000.-№6.-С.68.
Коробцова,З. Лекарственная аптека/ З.Коробцова// Крестьянская усадьба.-М.: Панорама,1991.
Молодова,Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Л.П. Молодова.- Минск: Аскар,1996.-С 128.
Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
______________________________________________________________________________________________
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)
___________________________________________________________________________________________________________
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
______________________________________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
______________________________________________________________________________________________
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
______________________________________________________________________________________________
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно.
______________________________________________________________________________________________
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
______________________________________________________________________________________________
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
_______________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Уважаемые родители! Ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по экологическому воспитанию Вашего ребенка.
Выберите правильный
по Вашему мнению ответ и подчеркните его.
- Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? – Да. – Нет. – Иногда.
- Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения? – Да. – Нет. – Иногда.
- Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей? – Да. – Нет. – Не знаю.
- Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка? – Семья. – ДОУ – Совместно.
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
– Да. – Нет. – Иногда.
- Соблюдаете ли Вы сами эти правила? – Да. – Нет. – Иногда.
- Имеются ли у Вас дома комнатные растения?
– Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет
- Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?
– Да. – Нет – Иногда
- Имеются ли у Вас дома животные?
- Да. – Нет. – Категорически против.
10. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?
- Да. – Нет. – Иногда.
11. Читаете ли Вы ребенку книги о природе? – Да. – Нет. – Иногда.
12. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?
- Да. – Нет. – Иногда.
13. Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу? – Да. – Нет. – Иногда.
14. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? – Да. – Нет. – Иногда.
15. Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?
- Да. – Нет. – Иногда.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.
- Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да. – Нет – Не знаю.
- На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона? - Да. – Нет. – Не знаю.
- Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
– Да. – Нет. – Не знаю.
- Есть ли у Вас дома животные? – Нет. – Да, какие?_________________________
- Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие? – Нет - Да_____________________________________________________________
- Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?
– Нет. – Да. – Иногда.
- Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?
– Да. – Нет. – Не знаю.
- В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант_________________________________________________________________
- Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка? - Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? – Да. – Нет. – Иногда.
- Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей? - Да. – Нет – Не знаю
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....