Перспективно тематический план Тема: «Формирование Элементарных естественнонаучных представлений в процессе совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность на предметы живой и не живой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятие, игра, прогулка, умывание.
Созданные специальные условия в развивающей среды, стимулируют обогащающие исследовательской деятельности.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В соответствие с ФГОСТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно тематический план
Тема: «Формирование Элементарных естественнонаучных представлений в процессе совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Горбоконенко О.В
Младшая группа
г.Новочеркасск
Цель: Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1.Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
2.Развитие познавательного опыта с помощью опытно – экспериментальной деятельности.
3.Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать любознательность.
4.Повысить уровень речевой активности.
Предполагаемый результат:
В результате проделанной работы у детей повысится интерес ко всему, что происходит вокруг.
У детей выработается умение сравнивать выделять характерные свойства предметов, научаться обобщать их по определённому признаку.
Используемые методы работы, позволят развивать, познавательные способности детей научат устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
С помощью поисковой – исследовательской деятельности дети станут более любознательными, интересующимися новыми, неизвестным в окружающем мире, будут задавать вопросы взрослым, будут любить экспериментировать.
У детей будут развивать социальные навыки: через опыты, наблюдения дети научаться взаимодействовать друг с другом, работать в группе, договариваться.
Пояснительная записка:
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование, Ребёнок познает объект и его свойства в ходе практической деятельности с ним. Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Поэтому задача педагогов и родителей поддержать и развивать в ребёнка интерес к исследованиям открытиям.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность на предметы живой и не живой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятие, игра, прогулка, умывание.
Созданные специальные условия в развивающей среды, стимулируют обогащающие исследовательской деятельности.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В соответствие с ФГОСТ ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Используемая литература:
1.Программа «Детство» В.И.Логинова
2.План – программа образовательной программы в детском саду.
3.О, В, Дыбина «Неизвестное рядом»
4. Н, В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.»
5.В.И.Волчкова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
6. Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет».
7.Н.Н.Гладышева «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «Детство» вторая младшая группа».
8. Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду».
цель деятельности | регламентированная деятельность | совместная деятельность | |
сентябрь/октябрь | научить узнавать и называть песок и глину. Создать условия для выявления их свойств и качеств: -твёрдость -сыпучесть - способность сохранять форму -намокаемость | занятие познавательного цикла Тема: В гости к песочному человечку Цель: Познакомить детей с центром песка и воды, правилами поведения в нём. Развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка. Снизить психофизическое напряжение детей. Ход занятия: смотреть стр.52 Н, В, Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду». Тема: Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы из глины, определять её качества: мягкость, пластичность, степень прочности и свойства: бьётся, размокает. ход занятия: смотреть стр.93 Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Тема: Глиняные игрушки. Цель: Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предметов; учить преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину. ход занятия: смотреть стр.94 Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». | Эксперименты с песком: «Испечём угощение» Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую форму. «Песчинки» Цель: Дать детям представление о том, что песок – это множество песчинок. «Посыпалки» Цель: Дать детям представление о том, что песок может сыпаться. «Следы» Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. смотреть стр.141-144 Н, В, Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду». Игра – эксперимент «Посади дерево» Цель: Способствовать закреплению детьми знаний о свойствах песка и глины: сыпучесть, рыхлость. «Где вода?» Цель: Дать детям представление о том, что песок и глина по-разному впитывают воду. |
ноябрь | Формировать у детей представление о свойствах воды | «В гостях у Мойдодыра» Цель: Учить детей выразительно произносить слова знакомых стихотворений. Учить называть правильно предметы, их качества и действия с ними. Развивать любознательность, продолжать знакомить со свойствами воды. ( смотреть стр.167 Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду»). | Игры – эксперименты «Водичка: Буль – Буль!» Цель: Создать условия для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно. «Наливаем – выливаем» Цель: учить переливать воду разными способами из одной ёмкости в другую. Режимные моменты: «Водичка – водичка» цель: Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. Опыты: «Найди рыбку» Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. «Прятки» Цель: Дать детям представление, что прозрачная вода может стать мутной. «Разноцветная водичка» Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. |
Декабрь | Познакомить детей с агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры. | Образовательная деятельность Тема: Фокусники Цель: Помочь детям с помощь. Игр – экспериментов понять изменение агрегатного состояния воды в зависимости от температуры. Развивать наблюдательность, любознательность, продолжать знакомить со свойствами воды. | «Заморозим» Цель: Дать представление о том, что вода может превращаться в лёд. «Разогреем» Цель: Дать представление о том, что лёд может превращаться в воду. Изготовление цветных льдинок «Бусы для снеговика» Цель: познакомить детей с двумя состояниями воды: жидким и твёрдым. «Разноцветные сосульки Цель: Помочь детям реализовать представление о свойствах воды ( прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) Снег – это тоже вода. Цель: Дать детям представление , что снег – это тоже вода, так как в тёплом помещение снег превращается в воду. Как из снега получить воду? Цель: формировать простейшее представление о свойствах снега (тает в тепле). «Куда делась вода?» Цель: Выявить процесс испарения воды. «Откуда берётся вода» Цель: Познакомить с процессом конденсации. |
Январь | Познакомить детей со свойствами воздуха | Образовательная деятельность Тема: Реактивный шарик Цель: Помочь выявить свойства воздуха ( упругость), помочь понять, как может использоваться сила воздуха ( движение) смотреть Е.А.Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Стр.103 | Поймаем воздух Цель: Дать представление о том, что воздух не виден. Наберём воздух в стакан Цель: Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. Буря в стакане Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. Мой весёлый звонкий мяч Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко , потому что в нём много воздуха. Лодочка плыви Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. |
февраль | Познакомить со свойствами бумаги | «Ознакомление со свойствами бумаги» Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги. С помощью разнообразных приёмов научить выделять её качества: цвет, гладкость, степень прочности, толщина и свойства: мнётся, рвётся, режется. Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным из бумаги, особенно к книгам. | Бумажные листочки Цель: Дать представление о том, что бумага лёгкая. Тонкая – толстая Цель: Дать представление о том, что бумага может быть толстой и тонкой. Порвём бумагу Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться. |
Март | Познакомить детей со свойствами веществ: плавучесть | «Морская история» Цель: Закрепить понятие о свойствах предметов, развивать логическое мышление, учить самостоятельно, делать выводы. | Что плывёт, что тонет? Цель: Закрепить понятие о свойствах предметов, развивать логическое мышление, учить самостоятельно, делать выводы. Весёлые кораблики. Цель: Дать детям представление о том, что лёгкие предметы держаться на поверхности воды. Тонет – не тонет Цель: Создать проблемную ситуацию, решая которую дети закрепят свойства предметов. Нырки Цель: Дать детям сведения о свойствах воды выталкивать лёгкие предметы. |
Апрель | Познакомить с различными источниками света | Солнечные зайчики Цель: Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете. Научить пускать солнечных «зайчиков». | Здравствуй солнечный зайчик. Цель: дать детям представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражённого от зеркальной поверхности. Что в коробке Цель: познакомить со значением света, с источниками света: солнце, фонарик, свеча, лампа. Показать, что свет не проходит, через непрозрачные предметы. Уличные тени Цель: Помочь понять , как образуются тени, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение. |
Май | Дать детям представление о камнях | Помоем камешки Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Тёплый – холодный Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми. Какой формы камень Цель: Дать детям представление, что камни имеют разную форму. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...
КОНСПЕКТ НОД по формированию элементарных математических представлений по тему: "На ферме" для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием инновационных технологий перфокарт
НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием инновационных технологий перфокарт...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математики" для детей старшего дошкольного возраста.
Коспект позволяет продолжать расширять и обогащать знания в области формирования элементарных математических представлений....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию элементарных математических представлений на тему: «Цифра пять» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: Формирование представления у детей о числе и цифре пять....
ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Тема «Рыбы. Аквариумные рыбки» в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) общеразвивающей направленности
Занятие по математике для детей младшего возраста 3-4 года по лексической теме "Аквариумные рыбки". Использование STEM-технологии "Первые шаги в математику 3-5 лет"....