Информационно - творческий проект на основе ТРИЗ технологий «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Матвеева Наталья Николаевна

«Наши пернатые друзья»

Информационно - творческий проект на основе ТРИЗ технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_pernatye_druzya.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – Д/С №2

«Наши пернатые друзья»

Информационно - творческий проект на основе ТРИЗ технологий

Воспитатель: Матвеева Н.Н.

Без природы в жизни людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья!

О проекте.

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, работники социума, дети других детских садов, сотрудники д/с.

Сроки реализации проекта: январь – апрель ( среднесрочный)

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема:недостаточное представление детей о птицах, и о влиянии состояния окружающей среды на их жизнедеятельность.

Недостаточный уровень развития творческого, системного воображения у детей; поисковой активности; стремление к освоению новых знаний.

Цель:

  • Уточнить представления детей о птицах, условии их обитания, роли человека в жизни птиц.
  • Актуализация, систематизация и дополнение знаний о классе птиц.
  • Воспитание у детей интереса, бережного отношения к пернатым.
  • Познакомить с загадками и тайнами птичьего мира.
  • Формирование понятий о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь.
  • Формировать системное мышление, развивать  воображение детей, раскрывать их творческий потенциал.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей о природе птиц.
  • Обогатить развивающую среду по теме проекта.
  • Способствовать развитию творческих, познавательных и интеллектуальных способностей дошкольников.
  • Заинтересовать детей и их родителей в помощи птицам в суровых зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный
  • Основной ( практический)
  • Заключительный

1 этап – подготовительный:

- Обсуждение целей и задач по теме с детьми и родителями.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.

-Подготовка необходимых методических материалов по проблеме.

2 этап –основной (практический)

- Занятия познавательного цикла: (приложение №1)

« Совушка – сова». Интегрированное занятие с элементами ТРИЗ

« Перелетные птицы». Занятие по развитию речи и обучению грамоте с элементами ТРИЗ.

- Наблюдения за птицами: « Поведение птиц в разных погодных условиях», « Способы добывания пищи», «В какое время дня, какие птицы прилетают», « Почему птиц нужно кормить два раза в день», «Какие птицы садятся сразу, какие подождав», « Какой корм предпочитают», « Какие птицы прилетают стайкой, какие в одиночку», « Поведение у кормушки».

-Просмотр видеороликов: « Весна: птичьи заботы», «Птицы зимой», « О чем плачет синица?»

-Музыкальный ряд:  Слушание голосов птиц. Заучивание песен о птицах.

-Просмотр презентаций:( приложение №2)

-Исследовательская деятельность: Опыты:« Почему перья водоплавающих птиц в воде не мокнут»

« Определение легкости пера»

Цикл длительных наблюдений за канарейкой, волнистым попугайчиком.

- Игровая деятельность: дидактические и настольные игры:

« Один – много», «Узнай по описанию», « Узнай по голосу», «Назови ласково», «Четвертый – лишний», « Кто что ест», «Летает – не летает», «Домино», «Лото», « Танграм», «Загадки – отгадки» « Чей хвост, клюв, перо?», «Кто, где зимует?»

Игры ТРИЗ – технологии:

«Рисуем птицу» ( под пение птиц в звукозаписи), «Да –нет», « Хорошо- плохо», «Интервью», «Хочу – не хочу», « Перевертыши», « Мир птиц», «Что будет, если…..», «Волшебный телевизор» ( игра на определение подсистемы, системы, надсистемы), « Что на что похоже», «Кто кем будет?», « Салат из сказок» ( о птицах), «Чем похожи, чем отличаются?»,

« Дополни предложение, рассказ», « Путаница» ( домашние и дикие птицы поменялись местами), « Толи птица, толи зверь», « Дорисуй и назови», « Жалобная книга птиц»

Сюжетно-ролевые игры:

« Птичий двор», « Больница для птиц», «Путешествие в лес»

Подвижные и хороводные игры:

« Перелет птиц», « Совушка – сова», « Птичка на дереве», « Снегири», «Воробушки и кот»,  «Наседка и коршун», « Две тетери», « Воробушки и автомобили», « Птички в гнездах», ««Ласточки», «Огородник и воробей», « Гуси – гуси», « Хохладка», « Лиса в курятнике»

Физ. Минутки: (приложение №3)

Игровая деятельность в компьютерном классе:

« Приключения в лесу» - из серии: « Маленький путешественник»

« Планета Земля: живая природа»- из серии: « Хочу все знать»

« Дракоша в мире птиц»

-Ознакомление с художественной литературой:

А. Прокофьев « Покормите птиц зимой»

В. Зотов « Глухарь», «Дрозд», «Клест-еловик»

А. Шевченко «Гнезда»

Ю. Синицин « Синица»

Е. Благина «Морозы»

Н. Мухамади «Как птице перезимовать?»

В. Бианки « Наши птицы», «Плавунчик», « На великом морском пути», «Синичкин календарь»

Г. Скребицкий « Про наших птиц»

З. Александрова «птичья столовая»

А. Толстой «Хотела галка пить»

Е. Чарушин « Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей»

Д. Мамин - Сибиряк « Серая шейка»

Ж. Превер « Как нарисовать птицу»

Экологические сказки о птицах: (приложение№4)

Заучивание пословиц и поговорок о птицах:

  • Птица рада весне, а дитя матери.
  • Всякая птица свое гнездо хвалит.
  • Прилетел кулик из- за моря, вывел весну из затворья.
  • Красна птица пением, а человек умением.
  • Сорока стрекочет – гостей пророчит.
  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  • Трясогузка хвостом лед разбивает.
  • Грач на горе – весна на дворе.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • У вороны искал петух обороны.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.

Работа с социумом:

- Экскурсии в библиотеку.

Цель: знакомство с детскими писателями- создателями книг о птицах. Рассматривание энциклопедий о живой природе.

-Экскурсия в краеведческий музей.

Цель: Познакомиться с живой природой Южного Урала.

-Экскурсия в зоомагазин.

-Экологический конкурс между старшими группами других д/с: « Мы – знатоки природы».

Художественное творчество:

  • Оригами: «Птицы», « Курочка».
  • Лепка: «Такие разные птицы», « Дымковский индюк», « Петушок», « Птицы в гнезде», « Утка с утятами».
  • Рисование: «Грачи прилетели».
  • Ручной труд: «Зимующие птицы» - силуэтное вырезание.

« Сказочная птица» - лепка из соленого теста.

« Петушок во дворе»- апликация из ткани.

«Ласточка» - мозаика: апликация путем обрывания.

« Покормите птиц» - природный материал.

  • Пластилинография: « Сова», « Снегири на ветке».
  • Знакомство с творчеством художников- иллюстраторов: Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Рачева.
  • Рассматривание репродукцийкартин: И. Похитова «Зимой», Л. Бродский «Зимнее утро», И. Ульянов « Снегири», А. Саврасов «Грачи прилетели».
  • Рассматривание серии картин: « Наши птицы», « Птицы зимой», «Перелетные птицы», «Как дети спасли птиц».

Музыкально – театрализованная деятельность:

- Драматизация: «Лебедь, рак и щука».

- Настольный театр: «Воробьишко».

Работа с родителями:

  • Рекомендации на совместные прогулки.
  • Заучивание стихотворений о птицах.
  • Составление совместных рассказов: « Как мы заботимся о птицах».
  •  Проведение родительского собрания: «Знатоки природы»(приложение №5)
  • Совместная экскурсия в Эко – Парк «Зюраткуль».
  • Туристический поход к берегу реки Сатка. (участники: дети, родители, сотрудники ДОУ)

З этап – заключительный:

- организация развлечения для детей: «Праздник птиц».

-организация выставки детских творческих работ.

-организация выставки кормушек.

- выставка книг, сделанных детьми и родителями « Сказки о птицах».

-создание фото - выставки по теме проекта.

-создание мультфильма.( приложение № 6)

-создание презентации о проделанной работе. (приложение №6)

Заключение:В результате проделанной работы у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к друзьям нашим меньшим – птицам и к живой природе в целом.

Возросла познавательная активность, появилось стремление к новизне; расширился кругозор; речь стала более образной и логичной.

В результате внедрения в работу ТРИЗ технологий у детей сформировалось системное мышление, воображение, раскрылся их творческий потенциал. Работа с серией картинок позволила освоить логические операции воссоздания последовательности событий.

Родители, педагоги и дети сработали как дружный, сплоченный коллектив защитников живой природы.

Участок пополнился множеством отличных кормушек для птиц.

Пополнилась развивающая среда группы.

Приложение.1.

Конспект

Интегрированного занятия с элементами триз

«Совушка – сова»

БЕЗЛАКОВСКАЯ Е.С. ВОСПИТАТЕЛЬ МКДОУ Ц.Р.Р Д/С №2 «СОЛНЫШКО»

  • Цель: учить расширять и систематизировать представления и знания детей о внешнем виде, особенностях поведения совы, о роли ее в природе и жизни человека.
  • Развивать творчество и фантазию.
  • Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на части.

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки « Сова», А. Давыдова «Пернатая кошка», А. Барто «Совы»

Материал для занятия: экран – система, плотный картон, стека, салфетка, пластилин, доска для лепки, игрушка совы.

Ход занятия.

Воспитатель вносит « черный ящик». Проводится игра « ДА-НЕТ». Дети определяют, что в нем находится сова.

- А сейчас давайте посмотрим на наш волшебный экран. Что на нем изображено в настоящем времени?( сова)

 Открывается экран-система, настоящее время

-Почему сова является хищной птицей? ( С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, сова вылетает на охоту за мышами, сусликами, мелкими птицами, птенцами.Голос у нее не приятный, похожий на стон, плач или громкий хохот.)

-Где живет сова? (В дупле, на ветках деревьев)

Открывается экран-подсистема, настоящее время.

-Какая голова у совы? ( У совы большая голова, которой она может вертеть во все стороны.)

-Какие глаза? ( Глаза у совы огромные, широко раскрывающиеся зрачки. Они не любят яркого света, зато способны видеть мелкие предметы при самом слабом ночном освещении. Чуткий слух совы улавливает незначительные шорохи : слабый писк птенцов, бег мыши, ползание ящерицы.)

-Какие у нее когти, клюв? (Загнутый клюв, острые когти)

«Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь,  зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло» Г. Снегирев

ФИЗМИНУТКА

В лесу темно,            Дети складывают ладошки под наклоненную головку, глаза закрыты.

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит,           Руки в стороны- машут крыльями.

Летит, кричит.

Совушка- сова,            Руки согнуты в локтях на уровне груди – совасидит на ветке.

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,                  Повороты головы вправо- влево.

Во все стороны глядит,

Да вдруг -  как полетит.          Руки в стороны- машут крыльями.

Игра : «Что было бы, если бы…..» (у совы не было бы крыльев, острого клюва, когтей, и так далее.)

Открывается экран – надсистема настоящего времени.

- Можно ли сравнить сову с кошкой? Чем они похожи, чем отличаются?

Чтение стихотворения А. Давыдова « Пернатая кошка»

Игра: « Хорошо - плохо»

-Кем раньше была сова? (совенком)

-Давайте сравним его с совой.

Открывается экран - система. Прошедшее время. ( Яйца в гнезде)

-Сова высиживает яйца так же как все птицы. Птенцы появляются на свет уже покрытые густым пухом и очень развитые.

- А вам нравится сова? Давайте мы с вами слепим для нашей совушки подружек.

Практическая часть

Этапы выполнения работы:1. Голова. Из пластилина серого цвета скатать два шарика, расплющить их до лепешечек и расположить рядом в верхней части основы. Стекой по краю обеих окружностей нанести неглубокие штрихи – пушистое оперение.

2. Глаза. Скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина – глаза, расплющить поочередно каждый посередине окружности головы. Скатать мелкие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых кружочках.

3. Брови. Из пластилина белого цвета скатать колбаску, изогнуть ее уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стекой «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.

4. Клюв. Скатать короткую колбаску из желтого пластилина, заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.

5. Туловище. Скатать шарик серого или черного цвета, преобразовать его в овал, приложить туловище к голове и расплющить на основе. Затем скатать длинные колбаски из серого и черного пластилина, стекой разделить их на мелкие части, из которых накатать шарики, сделать из них лепешечки – перышки. Далее следует выложить перышки рядом : 1-й ряд черные; 2-й ряд серые, пока рядами из разноцветных перышек не покроется все тело птицы.

6.Крылья.Скатать длинную колбаску из черного пластилина, разделить ее стекой на две части. Каждую колбаску расположить с обеих сторон туловища и расплющить. Сделать стекой насечки-перышки.

7.Лапки. Взять небольшой кусочек пластилина красного цвета, скатать шарик, расплющить, сделать два надреза стекой, получившиеся части расплющить и заострить. Лапки следует крепить после изготовления  ветки ели, на которой будет сидеть сова.

                              Заключительная часть.

В конце занятия рекомендуется проведение подвижной игры: « Сова и птички»

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ

МКДОУ Ц.Р.Р Д/С №2 «СОЛНЫШКО» Г. САТКА

Воспитатель: Матвеева Н.Н.

ЗАДАЧИ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ СТРОИТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ.

  • РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СТРОИТЬ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОЕДИНЯЯ ЧАСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ; ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА.
  • РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЯТЬ КОРОТКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ .
  • ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ ДЕТЕЙ СУЖАТЬ ПОЛЕ ПОИСКА С ПОМОЩЬЮ УТОЧНЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЗАДАННОГО ОБЪЕКТА.
  • РАЗВИВАТЬ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ, УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ.
  • РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ЧЕТКО И ЯСНО ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАТЬ СВОИХ СОБЕСЕДНИКОВ.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: ЗАПИСЬ ПЕНИЯ ПТИЦ, ИЛЮСТРАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ, ВЫРЕЗАННЫЕ СИЛУЭТЫ ПТИЦ, ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ, ОБЛАКОВ,СОЛНЦА И ДР.;ЛИСТ ВАТМАНА

ХОД ЗАНЯТИЯ

(ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ПЕНИЯ ПТИЧЬИХ ГОЛОСОВ.  ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ.  САДЯТСЯ НА «ПЕНТКИ» (СТУЛЬЧИКИ)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  ВОТ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ.

                                  В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ.

                                  ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ,

                                  И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ.

                                  ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ,

                                  СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ.

                                  ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ

                                  В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТИХ СТИХОТВОРЕНИЯХ? ( ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ)

- ОДНА ИЗ ВЕСЕННИХ ПРИМЕТ – ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ. С ИХ ПРИЛЕТОМ БЫЛО СВЯЗАНО МНОГО НАРОДНЫХ ПРИМЕТ: НАПРИМЕР «ГРАЧ ЗИМУ РАСКЛЕВАЛ» .( С ПРИЛЕТОМ ГРАЧЕЙ НАЧИНАЕТСЯ АКТИВНОЕ ТАЯНИЕ СНЕГОВ, ЗИМА ОКОНЧАТЕЛЬНО УСТУПАЕТ МЕСТО ВЕСНЕ.)

«ТРЯСОГУЗКА ХВОСТОМ ЛЕД РАЗБИВАЕТ» ( ТРЯСОГУЗКИ ПРИЛЕТАЮТ РАНО, ПЕРЕД ВСКРЫТИЕМ РЕК ОТО ЛЬДА.)

(ДЕТИ, СОВМЕСТНО С ПЕДАГОГОМ ПЫТАЮТСЯ ОБЪЯСНИТЬ СМЫСЛ И ДРУГИХ ПОСЛОВИЦ)

ИГРА «ОТГАДАЙ ПТИЦУ» ( ПО ТИПУ ИГРЫ «ДА-НЕТ» ТРИЗ)

(КОГДА ДЕТИ ТОГАДЫВАЮТ НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ ВНОСИТ ЕЕ ИЛЛЮСТРАЦИЮ.ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ОПРЕДЕЛЯЮТ,  НА КАКОЙ ЗВУК ОНА НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.)

ИГРА «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ПИСАТЕЛЬ» (ТРИЗ)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ И ОБОСНОВАТЬ ИХ. ПРИМЕРЫ:

  • ВЕСНОЙ СТАНОВИТСЯ ХОЛОДНЕЕ, А ЛЕТОМ ТЕПЛЕЕ.
  • ВЕСНОЙ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ, А ЛЕТОМ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
  • ЛЕБЕДИ И ДИКИЕ ГУСИ ОБИТАЮТ В ЛЕСУ, А СОЛОВЬИ НА ОЗЕРЕ.
  • ЛИСТОЧКА С ПРИЛЕТОМ ДОМОЙ С РАДОСТЬЮ ЗАНЯЛА НАШ СКВОРЕЧНИК. И ТАК ДАЛЕЕ.

В ОТВЕТАХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬ УЧИТЫВАЕТ ОБОСНОВАННОСТЬ; ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА НЕОБХОДИМОСТЬ ДОКАЗЫВАТЬ СВОИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ПОДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ТАКИЕ СВЯЗУЮЩИЕ СЛОВА, КАК: СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ И ДР.

ФИЗ. МИНУТКА « ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

На березе скворушка, пестренькие перышки.

Строит ласточка свой дом, прямо под моим окном.

У грачихи пять грачат, громче всех они кричат.

Аист свил гнездо на крыше. Он всех видит, он всех слышит.

На гнезде сидит дроздиха. Спят дроздята тихо, тихо.

Стрижи над речкою кружат со стайкой маленьких стрижат.

ИГРА « ИНТЕРВЬЮ» (ТРИЗ)

-А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ КАЖДОМУ ИЗ ВАС ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ ПТИЦЕЙ И РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК ВЫ ВОЗВРАЩАЛИСЬ ДОМОЙ ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН.

МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ДЛЯ РАССКАЗА НЕБОЛЬШОЙ ПЛАН:

  1. ОТКУДА ВЫ ЛЕТИТЕ?
  2. КАКАЯ У ВАС СТАЯ? КТО ЛЕТЕЛ РЯДОМ С ТОБОЙ?
  3. ЧТО ВЫ МОГЛИ УВИДЕТЬ ВНИЗУ, НА ЗЕМЛЕ?
  4. ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ПРОИЗОШЛО ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА?
  5. ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, КОГДА ВЕРНУЛИСЬ?

ВО ВРЕМЯ РАССКАЗА ВОСПИТАТЕЛЬ СЛЕДИТ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ БЫЛИ ВЫСТРОЕНЫ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО, ПООЩРЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЯТАМ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ ВЕСЕННЮЮ КАРТИНУ.  ДЛЯ ЭТОГО ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ВЫРЕЗАННЫЕ ЗАРАНЕЕ СИЛУЭТЫ ПТИЦ, ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ, ДЕРЕВЬЕВ, ЖИВОТНЫХ И ТАК ДАЛЕЕ.

СОСТАВЛЯЮТ НА ЛИСТЕ ВАТМАНА «КАРТИНУ ВЕСЕННЕЙ РАДОСТИ»

Приложение3.

Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.)

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

И тогда придешь домой.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(Шагаем)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

(Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево - вправо)

Ветер ветки раскачал?

(Качаем поднятыми вверх руками)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш.

Ш-ш-ш!

(Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

(Присели)

Две птички

Летели две птички.

Собой невелички,

Как она летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились.

(Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели.Дети повторяют слова вместе за педагогом)

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут,

(Бег с плавными движениями руками)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

(Присели)

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Ну-ка, птички, полетели

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

(Ходьба, переходящая в бег)

О чем поют воробушки

О чем поют воробушки

(Шагаем на месте)

В последний день зимы?

(Руки в стороны – на поясе)

- Мы выжили!

(Хлопаем в ладоши)

- Мы дожили!

(Прыжки на месте)

- Мы живы! Живы мы!

(Шагаем на месте)

Птички в гнездышке сидят

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями)

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(Присели)

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево – вправо)

И с дорожки – на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге)

Тири - тири,

(Прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах)

Стая птиц

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее)

Цапля ходит по воде

Цапля ходит оп воде,

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!

(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

Серенькие перышки

Воробьи – воробушки,

(Похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки!

(Махи руками вверх-вниз)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучим кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки!

(Дуем на раскрытые ладони)

Нет, с ладошки не клюют

(Развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши)

Сова

(Воспитатель выбирает водящего – сову, которая садится на стул.Дети ходят по группе, остановившись, изображают спящих птиц, Сова показывает, какая у нее большая голова вертит головой, смотрит по сторонам)

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит!

Сорока, стрекотунья-белобока

Ура! Открыта Лесная Школа здоровья!

Выбежали на лужайку

Мишка, ослик, суслик, зайка.

(Бег по кругу)

Звери стали кувыркаться,

Прыгать, ползать и брыкаться.

(Четыре прыжка на месте)

Их увидела сорока,

Стрекотунья-белобока.

(Бег)

Полетела над лесами,

Над морями, над полями,

(Бег, взмахивая руками – «крыльями»)

Над оврагами, дворами.

Всех о том оповестила,

(Упор присев)

Что…

(Бег в противоположную сторону)

Открыта Лесная Школа здоровья…

(Физкультминутка начинается сначала)

Приложение.4.

Соловей

Айсуллу проснулась рано утром от божественной музыки. Но это оказалось пение соловья, и она удивилась, что пение этой птицы настолько красивое. Теперь каждый день поутру Айсуллу открывала окно и слушала пение соловья.

В один прекрасный день, как обычно, она открыла окно, но соловья не было.… Не было той музыки, которую она слушала и которая давала ей силы. Айсуллу удивилась и вышла на улиц. И вдруг она увидела, как мальчишки радуются и кричат: «Ребята, удачная охота!» Айсуллу подбежала к ним и заметила на земле беспомощного соловья, который едва шевелился. Она взяла его на руки, слёзы капали из её глаз, и ей было больно и обидно. «Что же вы сделали?» - промолвила она и ушла.

Так умер соловей. И теперь по утрам никто не радует Айсуллу своим прекрасным пением.

Лебеди – птицы жизни.

Задумал я однажды пойти в тундру, подышать свежим воздухом.

Но то, что я увидел там, меня не порадовало – наоборот, на меня нагрянул страх: там, где росли лиственницы, теперь торчали одни пеньки, все цветы завяли, и не слышно было даже пения птиц.… Как будто тундра моя вымерла. Всё это было сделано руками лесоруба.

Подняв голову к небу, я вдруг увидел красивых птиц. Это были лебеди. Гордые птицы покружили над моей головой и, покурлыкав на своём языке, полетели в самое сердце тундры.

Увидев своих любимых птиц, у меня запела душа от радости. И я понял, что жизнь не кончилась, что жизнь продолжается.

Человек! Люби природу, береги зверей и птиц – её богатство, - не руби деревья!  

Белка и дуб.

На широкой лесной поляне стоял высокий дуб. В дубе было большое дупло. В том дупле жила рыжая белка. Дуб давал ей не только кров, но и пропитание. Каждый год белка сытно ела и вдоволь запасала желудей на зиму. Как-то раз дуб заболел. На нём перестали расти желуди, ветви нагнулись к земле. Белке пришлось искать еду в других местах, да и запасы на зиму стали проблемой. Решила белка пойти к лесному доктору Дятлу за помощью.

Пришла она к нему и сказала: «Уважаемый доктор! Мой дуб заболел, не посмотрите ли его? Ведь вы хорошо знаете деревья. Может, сможете ему помочь?»

Согласился Дятел навестить больное дерево. Внимательно осмотрел он нагнувшиеся ветви, сел на кору и начал долбить её. Оказалось, что под корой дубе завелись древоточцы. Дятел сначала вытащил одного толстого червяка, потом другого, третьего и так далее. Не раз прилетал лесной доктор к дубу. И каждый раз он вытаскивал из-под коры толстых жирных червяков.

И вот лечение дало результаты! Конечно, в этом году на дубе не было желудей, зато на следующий год желудей было столько, что хватило многим лесным животным. Да и на полянке стали расти молодые дубки.

Белка была очень рада, что её не придется переселяться из своего уютного домика в другое место. А могучий дуб и по сей день продолжает жить своей обычной жизнью.

Благодарность птицы.

Весна в природе – чудесное время года. Птицы весело распевают свои весенние песни, строят гнезда. Животные проснулись от долгой зимней спячки и выползают из своих нор. На деревьях распускаются почки, видны первые цветы. Словом, природа оживает.

Однажды ранней весной пошли четверо друзей в лес погулять. Долго они ходили и наконец, уставшие от долгой ходьбы, сели отдохнуть под могучим деревом. Вдруг рядом услышали печальный и тревожный крик птицы. Один из друзей – Ширли – побежал в ту сторону, откуда слышался печальный крик. Вскоре раздался его голос: «Меред, Сапар, Реджеп, - идите ко мне!» Друзья побежали на крик и увидели в руках товарища маленького, едва оперившегося птенца. Мама-птица, увидев людей, заволновалась еще больше. Она прыгала с ветки на ветку и отчаянно кричала.

Сапар, очень любивший животных, сказал: «Возьму-ка я то этого птенца домой и буду за ним ухаживать». Друзья стали отговаривать его: «Нельзя забирать птенчика от матери. Видишь, как она волнуется!» Тогда друзья решили вернуть птенца в гнездо. Долго им это не удавалось – гнездо было высоко, и ветки мешали до него добраться. Тогда решили они встать друг другу на плечи. После нескольких попыток им удалось положить птенца в гнездо, где находилось еще двое пушистых комочков.

Пока ребята возились, в лесу совсем стемнело. Они пошли  то в одну, то в другую сторону, но вскоре поняли, что заблудились. Страшно стало им в обычном лесу. Вдруг, где-то недалеко услышали они негромкий крик птицы. Решили ребята тогда пойти на ее голос. Чем ближе они подходили к птице, тем дальше она отлетала. Друзья продолжали идти на её голос и вскоре пошли из леса. Птица, радостно защебетав, полетела обратно в лес, и ребята нашли в ней мать спасенного ими птенца. Так птица отблагодарила детей за помощь.

Берегите птиц!

Однажды мальчик Федя прогуливался по лесу. Вдруг он услышал, как в траве что-то защебетало. Федя раздвинул траву, а там – птичка. Он взял птичку в руки: у нее было сломано крыло. Федя оглянулся, но нигде не увидел гнезда. Ему стало жалко птенца, и он принес его домой. Дома Федя перевязал птенчику крылышко, и каждый день ухаживал за ним. Птенец рос не по дням, а по часам.

Однажды Федя торопился, оставил открытую форточку, и птичка улетела.

Но недолго горевал мальчик: он заметил свою любимицу, клюющую корм из его кормушки. Чтобы никогда не расставаться с птичкой, он построил ей птичий домик и повесил на дерево, которое росло прямо перед его окном.

Каждый день наслаждался Федя благодарным пением, и наблюдал, как выхаживает птица своих птенцов.

Почему нашу чайку называют «розовой»

Однажды молодая чайка собралась в свое первое далекое путешествие – захотелось ей посмотреть на другие страны и найти новых друзей. Мама дала ей в дорогу два волшебных семечка и капельку воды. И, взяв их, чайка отправилась в путь.

Летела она, летела и вдруг увидела погоревший лес и маленького одинокого зайчика среди обугленных деревьев. Чайка подлетела к нему и спросила: «Что у вас случилось?»

- Это пожар сжег наш лес, и теперь мы остались без дома и еды,- грустно ответил зайчик.

Тогда чайка дала ему одно из своих семечек и сказала:

- Вот тебе семечко, посади его, и пускай оно вырастет и станет деревом – родоначальником новой тайги.

Зайка поблагодарил её, и чайка уже хотела лететь дальше, как вдруг увидела на голой, выжженной земле очень грустную мышку.

- Мышка, почему ты грустишь? – спросила чайка.

Потому что от пожара все деревья и травы сгорели, все ручьи пересохли, а я очень хочу есть и пить, хочу, чтобы здесь протекала река и чтобы везде опять цвели цветы.

Чайка в ответ ей сказала:

- Ты права, без воды не смогут вырасти ни деревья, ни цветы. Возьми вот эту волшебную капельку воды, кинь её среди камней, и в этом месте появится родничок, и вскоре он превратился в большую многоводную реку. А вот из этого волшебного семечка появится прекрасный цветок, и из его семян вырастет еще великое множество цветов.

Когда чайка вернулась домой, мама очень рада возвращению дочери и сшила для неё розовый наряд. И после этого нашу чайку все стали называть розовой чайкой. И среди людей у нее появилось очень много друзей, которые решили организовать экологический клуб «Розовая чайка»

Люди, помните: разрушить можно все в один день, а восстанавливаться  это будет долгие годы! Поэтому вдоль берегов рек и озёр нельзя вырубать деревья!

Гусь и джейран.

Жил-был на свете один хвастливый гусь. При встрече с каждым животным он хвастался: «Посмотрите на меня! В мире нет такой умной и сильной птицы, как я!»

Однажды гусь, сидя в компании других животных. Сказал им:

- Ни один из вас не может сравниться со мной! Я могу и летать на небе высоко-высоко, и плавать на озере и реках, могу ходить по суше!

Услышав эти хвастливые слова, к нему подошел стройный красивый джейран. Он покачал головой и говорит:

- Эх ты, гусь-хвастун, чем ты хвастаешься? Да, ты многое умеешь, но ни чем не владеешь в совершенстве.

Гусь закричал ему в ответ:

- А ты докажи, что это не так! Докажи, что есть более совершенное животное, чем я?

Покачал головой джейран и говорит:

- Да, ты гусь можешь летать, но твой полет не сравнить с полетом сокола в голубом небе. Ты плаваешь и ныряешь в воде, но ты не можешь так быстро плавать и ловко нырять, как делают это рыбы. Ты ходишь по суше, но разве ты можешь сравниться в беге со мной, джейраном? Да, ты владеешь многими способами передвижения, но ни одним из них  не владеешь в совершенстве.

Стыдно стало гусю после этих слов, и он уже больше никогда не хвастался.

Приложение.5.

Сценарий, совместного с родителями, праздника

« ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»( с элементами ТРИЗ)

МКДОУ Ц.Р.Р Д/С №2 «СОЛНЫШКО» Г. САТКА

Воспитатель: Матвеева Н.Н.

ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания о живой и неживой природе; временах года.

-Способствовать  формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете.

-Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

-Развивать творческое мышление и воображение; поисковую активность, стремление к новизне.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Создать условия для эмоционально близкого общения детей и родителей, формировать навыки взаимодействия друг с другом.

МАТЕРИАЛЫ: костюмы зимы, осени, весны , лета и солнца для родителей; костюм сороки детский; запись пения птиц, шум моря и др. звуков природы; четыре конверта разных цветов: красный- осени, зеленый- лету, голубой - весне, белый- лету; карточки-схемы примет весны; эмблемы для детей; два листа коричневого и голубого цвета; картинки с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, растений; сундучок; макет любого гриба; «волшебная палочка».

ХОД ПРАЗДНИКА.

(Дети входят в зал, звучит запись пения птиц)

Ведущий: Ребята, вы слышите, это звучат голоса птиц. Какие прекрасные трели! У каждой птицы своя мелодия. А сейчас послушайте звуки земли: Это музыка воды ( звучит шум водопада, удары волн). А это поет ветер (звучит шум ветра). Как же красиво и мелодично звучит наша природа!

- Ой, посмотрите, к нам летит гостья!

(под музыку вбегает девочка в костюме сороки)

Сорока: Я Сорока- Белобока, прилетела из далека.

Новость на хвосте несу – о том, что видела в лесу!

Спор идет в лесу дремучем : кто важнее всех и лучше!

Спорит осень золотая, похваляясь, урожаем.

Синеглазая весна, говорит, что ото сна всю природу пробуждает к жизни, к свету призывает.

Белоснежная зима не сдает свои права. Говорит, что лишь зимой лес чарует красотой!

Лето красное в ответ преподносит ей букет. А в букете васильки, незабудки, огоньки яркой сочной земляники, и ромашки, и гвоздики.

Я на веточке сидела и на спорщиц все глядела. У меня от спора нервы чуть не сдали!

Вы , ребята, помогите, спор великий разрешите!

Кто важнее всех скажите!

(входят родители в костюмах Зимы, Весны, Лета и Осени)

Весна: Я - Весна. У меня много света и солнца! Я бужу природу после зимнего сна. Весной расцветают цветы на лугах и полях. Набухают почки на деревьях и распускаются первые листочки. Появляются насекомые, прилетают домой птицы. Я – САМОЕ КРАСИВОЕ И НУЖНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!

Лето: Я – Лето! Я - САМОЕ ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА. Мой главный цвет – зеленый. Я дарю силу растениям и животным, помогаю вырастить малышей окрепнуть. У меня много ягод и цветов. Я храню радугу, ПОЭТОМУ Я – ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!

Осень: Я - Осень! Я дарю урожай фруктов,  овощей и зерна, чтобы сделать запасы еды до нового лета и приготовится к зиме. Осенью все вокруг становится золотым! Мои краски самые яркие и богатые! ПОЭТОМУ Я – ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!

Зима: Я – Зима! Я дарю природе отдых: деревья сбрасывают листву, многие животные засыпают, чтобы переждать холода. Я помогаю детям стать закаленными и выносливыми.  Закрываю все вокруг белым одеялом, украшаю мир инеем и белыми снежинками. И ,считаю, ваши споры напрасны. Я – ГЛАВНОЕ ВРЕМЯ ГОДА!

Ведущий: Ах, не спорьте, пожалуйста! Вы все нужны нам и все важны! У каждого времени своя польза и свое важное дело. Мы очень рады, что живем в стране, где бывают все четыре времени года. Ведь есть страны, где не разу не видели, как красиво кружатся белые снежинки или как на земле лежит желто – красный ковер из листьев. Как распускаются листочки после зимы. Мы любим все времена года! Вот, послушайте, что думают про вас дети:

Ребенок: Придумала мать дочерям имена:

Вот лето и осень, зима и весна.

Приходит весна – зеленеют леса, и птичьи повсюду звенят голоса.

А лето придет – все вокруг расцветет, и спелая ягодка просится в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды, дают урожаи поля и сады!

Зима застилает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля!

Зима: Спасибо за такое замечательное стихотворение. Мы больше не будем спорить. И чтобы вы не скучали, мы приготовили для вас вот эти конверты с заданиями.

Ведущий: А мы приглашаем вас, дорогие гости, на наш праздник. Вы увидите, как же много мы о вас знаем и любим.

Ведущий: В честь нашего праздника ребята поделились на две команды: голубые и красные. Команды, поприветствуйте друг друга!

(приветствие команд)

Голубые: Мы знаем, планета у нас голубая.

Много на ней лесов и морей.

Люди все ходят по ней, улыбаясь,

И мы улыбаемся ей.

Красные: Пускай хоть дождь, хоть снег,

Пускай повсюду лужи!

Природу нашу любим мы,

И не боимся даже стужи!

Ведущий: Первым я предлагаю открыть конверт весны, так как она уже вполне вступила в свои права. (открывает голубой конверт)

- Посмотрите, здесь какие-то странные знаки! Что же они означают? ( Из конверта ведущий достает схематические изображения примет весны: прилетают птицы, набухают почки на деревьях, бегут ручьи и др. Каждая из команд получает по три карточки, объясняет их значение)ТРИЗ

Ведущий Весна предлагает командам по очереди назвать, какие же насекомые проснулись с ее приходом? (дети перечисляют насекомых)

Ведущий: А сейчас вспомним пословицы о весне и ее вестниках – птицах. (каждая из команд произносит по пословице по очереди)

  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Грач на дворе – весна на горе.
  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
  • Весна водой богата. И др.

Ведущий: Не забыла Весна и о родителях. Им предлагается закончить пословицу.

  • Красна птица пением , а человек……..(умением)
  • Сорока стрекочет, гостей……..(прочет)
  • В пруду купался – сухим ……..(остался)
  • На шесте дворец, во дворце……..(певец)
  • Кукушка кукует -  по дому …….(горюет)

Ведущий: За весной – красой природы, лето красное придет! Поэтому посмотрим, что же оно нам приготовило. (открываем конверт Лета – зеленый)

- Ой, ребята, взяла конверт, и так горячо стало вдруг! Что же это так греет?

Игра « Что может греть» (ТРИЗ)

( выходит взрослый в костюме Солнца, предлагает детям поиграть с ним)

Ведущий: Итак, открываем конверт. Посмотрите, здесь два поля – голубое и коричневое. Задание для команд : « Голубым» – отобрать живых существ, обитающих в воде;  «Красным» – на суше.

( Лето определяет правильность выполнения задания)

Ведущий: Покажите тех животных или рыб,  название которых начинается на букву А, С, О и так далее.

- А еще Лето просит вас назвать объекты живой и не живой природы.

( Команда « Красных» называет объекты живой природы, « Голубые» – не живой)

Игра «Что будет, если……..» ТРИЗ

  • Исчезнут насекомые.
  • У совы не будет когтей.
  • Оставить костер в лесу не погашенным.
  • Засорить водоемы. И др.

Ведущий: А какое время года наступает после лета?

-Осень не только конверт с заданиями нам подарила, а еще и вот этот сундучок. А что в нем мы узнаем с помощью игры «Да – Нет» ТРИЗ

( дети определяют, что в сундучке гриб)

- А вот и задание: « Красные» поочередно называют какие бывают грибы; « Голубые» – ягоды)

- Вопросы от Осени:

  • Куда прячутся насекомые с приходом холодов?
  • Какую птицу называют санитаром леса? Почему?
  • Почему водоплавающие птицы в воде не мокнут?
  • Как медведь готовится к зиме?
  • Почему мухоморы в лесу нельзя уничтожать?
  • Кого в лесу называют «инженером животного царства» ?
  • Что помогает верблюду выжить в пустыне?

Ведущий: Наступило время ответить на вопросы Зимы. Посмотрим, что она для нас приготовила. Но сначала ответим, почему Зима – это хорошо, и почему – плохо.

Игра « Хорошо-Плохо» ТРИЗ

(Родителям предлагается поиграть в эту игру со словом  «лес» с « волшебной палочкой».Они по очереди передают друг другу палочку и озвучивают, почему лес – хорошо, плохо)

Ведущий: А у Зимы первое задание такое: Команде «Красных» предлагается отобрать птиц, которые остаются зимовать, а команде «Голубых» - перелетных.

- Вторым заданием Зима просит вас подобрать однокоренные, родственные слова к словам : «снег» и « мороз». ( команды по очереди выполняют задание)

- Ну, вот мы и ответили на все вопросы. Прошу вас, дорогие наши гостьи: Лето, Осень, Зима и Весна оценить нашу работу.

( Выходят родители в костюмах времен года, благодарят детей)

Ведущий: Мы сегодня все вместе провели замечательный праздник, и видим, что вы , ребята – настоящие «знатоки природы»!

-Природа наша всегда великолепна – в любое время года. А какая она щедрая – она кормит и одевает нас, дарит нам свою красоту. А потому мы должны всегда беречь и охранять ее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект. тема ."Основы безопасности" средняя разновозрастная группа.

информационно творческий проект для средней разновозрастнй группы (3-5 лет) т. "Основы безопастности"...

Информационно-творческий проект «Наши пернатые друзья» старший дошкольный возраст

В ходе реализации данного проекта у детей закрепятся знания о зимующих птицах, сформируется любовь к живой природе бережное и заботливое отношение к природе. Кроме того они научатся работать в коллект...

Творческий познавательный продуктивный проект -- акция: «Неси добро» (поможем нашим пернатым друзьям). Воспитатели: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Покормите птиц зимой.Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — И не страшна Будет им зима.Сколько гибнет их &mdash...

Информационно-творческий проект «12 друзей»

Данный проект поможет детям формировать процесс восприятия и отражения времени. Овладение единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко....

Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-Педагагигки

Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-ПедагагигкиАнастасия Гончарова, М.:2020год....