Информационно-творческий проект «12 друзей»
проект по математике (старшая группа)
Данный проект поможет детям формировать процесс восприятия и отражения времени. Овладение единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_druzey.docx | 106.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 191
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района
Санкт-Петербург
Информационно-творческий проект
«12 друзей»
Состав участников:
дети старшей группы «Солнышко»,
родители, воспитатели.
По срокам реализации:
долгосрочный
Подготовила:
воспитатель Батяева А.С.
Санкт-Петербург
2021 г
Аннотация
Данный проект поможет детям формировать процесс восприятия и отражения времени. Овладение единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Введение
Формирование временных представлений является важной частью умственного развития детей дошкольного возраста, определяет их успешность в различных видах деятельности. Календарь представляет собой наглядную схему года, посредством которой ребенок осознает порядок, продолжительность и взаимосвязь временных единиц. Наблюдая по модели смену месяцев и времен года, дети запоминают их последовательность, усваивают сезонные изменения в состоянии окружающей природы. Изучение календаря способствует осознанному отношению к организации собственной деятельности, поскольку распорядок ребенка (расписание непосредственно образовательной деятельности в детском саду, режим дня в будни и выходные) в значительной степени зависит от дней недели. По календарю дети имеют возможность отслеживать наступление долгожданных праздников и прогнозировать длительность ожидания значимого для них события.
Актуальность
Время представляет собой достаточно сложную для детского восприятия и понимания философскую категорию. Это обусловлено, во-первых, его специфическими характеристиками (постоянным движением, непрерывностью и необратимостью), и, во-вторых, мыслительными особенностями дошкольников, понимание и восприятие информации у которых происходит образно, наглядно, больше конкретно, чем абстрактно. Организация работы по формированию временных представлений у детей этого возраста требует использования особых методов и технологий. Основные характеристики времени, сведения о его сущности и его единицах не могут быть восприняты ребенком только посредством вербального объяснения, с опорой на словесно-логические связи.
Постановка проблемы
Данный проект поможет детям формировать процесс восприятия и отражения времени. Овладение единицами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко.
Цели и задачи проекта
Цель:
Дать детям умения ориентирования во времени.
Задачи:
- Формировать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
- Знакомить с календарём, как системой измерения времени.
- Формировать умение ориентироваться в последовательности дней недели, очерёдности месяцев и времён года.
- Обогащать словарь за счёт существительных, обозначающих названия дней недели и месяцев года.
- Активизировать в речи понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
- Развивать творческие способности детей в процессе работы над дизайном календаря.
- Развивать мышление, память.
Продукты проекта
Календарь на 2021год, состоящий из отдельных творческих работ на каждый месяц года
Участники проекта
Дети средней группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта:
1 год.
Предполагаемые результаты
В результате проекта дети получат элементарные представления о времени и его периодичности. Усвоят последовательности дней недели, очерёдность месяцев и времён года. Познакомятся с календарём, как системой измерения времени.
На основе полученного опыта дети смогут самостоятельно создать свою модель календаря, активно действовать с материалами модели календаря, и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевать эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Проект практически применим, и может быть использован в работе другими педагогами.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - Подготовительный:
Изучение методической литературы.
Подбор справочной, детской художественной литературы.
Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
Подбор художественной литературы, стихов, загадок о календаре.
Распределение информации по разным направлениями.
Оформление проекта.
Постановка проблемы: «Что такое время? Можно почувствовать время? Можно увидеть время?»
2 этап – основной (непосредственная деятельность по проекту)
Речевое развитие
Беседы на темы: «Занятия в разное время суток», «Дни недели», «Как люди узнают время», «Какое время года самое веселое? Почему?», «Что такое время?», «Год. Времена года», «Что такое сутки», «Где можно взять календарь на новый год?», «Занятия в разное время суток», «Дни недели».
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Рассказывание «Что я делал вчера», «Куда я пойду с родителями в выходные дни», «Мой день рождения».
Речевые игры: «Придумай загадку», «Подбери предмет по признакам», «Да или нет», «Бывает не бывает», «Когда так бывает», «Закончи предложение», «Доскажи слово», «Скажи одним словом», «Один много», «Погода осенью», «Осенние слова».
Чтение художественной литературы, загадок, потешек, примет. Сказки В. Даль «Старик – годовик» С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Время и малыш», «Год», «Как мышка Хитрушка мышат времени учила». Чтение стихов:«Посмотри вверх», «Посмотри вниз», «Межпланетный корабль», «О временах года», «Хоровод месяцев», «Неделя», «Что такое сутки?», «Календарь на Новый год», «Часы с боем», «Часы с кукушкой»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на тему «Что я делаю в разное время…», «Мое любимое время года», «Что раньше, что потом».
Создание моделей календаря на каждый месяц (коллективная работа детей)
Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», Т. Мираджи «Колыбельная», русские народные колыбельные, С. Прокофьев «Утро», «Вечер»; А. Вивальди «Времена года»
Аудиозаписи: «Кто так поет?», «Кто так кричит?».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание репродукций картин русских художников с изображениям природы в разные времена года.
Рассказы об отрезках времени - оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация выставки - календарей)
Беседа «Что такое календарь? Для чего он нужен?»
Обсуждение с детьми последовательности изготовления модели календаря. Продумывание дизайна.
Сюжетно – ролевые игры «Мамины заботы», «У Миши на именинах», «Накрываем на стол», «Готовим ужин».
Консультация для родителей: «Какие знания о времени должны быть у детей».
Познавательное развитие
Наблюдение за сезонными признаками.
Рассматривание различных видов календарей (карманные, отрывные, настольные, перекидные, различные сувенирные и др.)
Ежедневное наблюдение и закрытие прошедшего дня на календаре бумажным муляжом признака сезона (снежинка, сосулька, капелька, цветок и др.)
Исследовательская деятельность: опыты «Смена дня и ночи, времён года», «Часы-свеча», «Песочные часы», эксперименты «Можно ли пить талую воду», «Растение из семечка», «Солнечная лаборатория»
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Назови соседей?», «Живая неделя», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя»
Настольные игры: «Круглый год», «Лото»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Подбеги к дереву», «Веселый хоровод», «Кто быстрее соберет».
Пальчиковая гимнастика «Дни недели»
Дыхательная гимнастика «Дует ветерок».
3 этап – завершающий
Оформление выставки творческих работ: «Мое любимое время года»
Выставка календарей «12 друзей»
Презентация для родителей «Наши 12 друзей»
Методическая литература:
1. Бураков Н.Б. Определение времени. Календарь / Н.Б. Бураков.– М.: Бураков Пресс, 2011.
2. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
3. Изучаем календарь / авт.-сост. И.А. Андреева. – М.: Современная школа, 2008.
4. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016.
5. Макарова В.Н., Фандеева Т.А. Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №1 (74).
6. Шинкаренко Л.И. Использование технологии моделирования при формировании у дошкольников временных представлений // СДО. 2013. №1 (33).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"
Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...
Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"
Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....
Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"
Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...
Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...
Информационно-творческий групповой проект «Мой четвероногий друг» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Информационно-творческий межгрупповой проект ...
Информационно-творческий групповой проект «Безопасность на дороге.» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Проект: « Безопасность на дороге.» Актуальность темы проекта:Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения...