Экскурсия в рощу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программное содержание: уточнить представления детей об осени;
развивать умение устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменениями в жизни растений, животных, насекомых и птиц;
продолжать учить детей различать по форме, величине листа (дуб, каштан, клен, рябину);
развивать эстетические чувства; учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным;
учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространенными предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в рощу
Методы и приемы: наблюдение, игры, художественное слово, речевая логическая задача.
Программное содержание: уточнить представления детей об осени;
развивать умение устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменениями в жизни растений, животных, насекомых и птиц;
продолжать учить детей различать по форме, величине листа (дуб, каштан, клен, рябину);
развивать эстетические чувства; учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным;
учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространенными предложениями.
Ход экскурсии.
Дети получили письмо, в котором их приглашают в рощу, в гости к старушке – лесовушке.
Педагог: Итак, ребята, мы идем с вами в рощу, что мы возьмем с собой? (ведра, корзиночки).
По дороге в рощу остановиться в овраге, обратить внимание на изменения в природе.
Педагог: Какие деревья вам знакомы здесь?
Остановится и издали посмотреть на рощу. Отметить с детьми вид рощи издалека.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса. (А.С. Пушкин)
Педагог: Ребята, а мы сможем с вами зайти в рощу? (нет)
- А почему? (мы должны вскрыть пакет старушки – лесовушки).
- Правильно, тогда открываем его и читаем « Дорогие ребята! Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение. Но в мои владения смогут войти только те ребята, которые отгадать мои загадки и будут выполнять правила поведения в лесу. Слушайте эти правила:
- В роще не шуметь, не пугать моих зверей и птиц;
- Идешь по лесу, смотри под ноги, не обижай моих меньших братьев;
- Не ломай деревья и кусты, не загрязняй лес, бережно относись к нему».
- А теперь слушайте загадки и готовьтесь отвечать:
1. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (осень)
2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)
3. Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (лес)
- Так, какие правила поведения в лесу вы заполнили? (ответы детей). Теперь мы сможем идти в рощу.
Обратите внимание , сколько листьев опало, а в пошлый раз дорожки были чистыми:
Октябрь уж наступил – уж роща отдыхает
Последние листы с нагих своих ветвей…. (А.С. Пушкин)
- Послушайте, как шуршат листья под ногами.
Предложить походить по полянке. Напомнить, чтобы не забывали о лесных правилах. Побеседовать индивидуально.
- Ребята, подойдите ко мне, посмотрите на рощу и скажите:
- Как изменились деревья? Трава? Цветы?
- А какого цвета они были летом?
- А в прошлый раз?
- Почему произошли такие изменения? Как вы думаете?
- А почему не видно насекомых?
- А вы услышали птиц в лесу? А где они?
- да, птицы уже подготовились к зиме, некоторые уже улетели, а скворцы, например, только собираются улетать. Есть примета такая – «Долго не улетают скворцы – осень будет сухая».
- А какие животные живут у нас в роще? (заяц, ежик, белка, лиса).
- Как они готовятся к зиме?
- А вот старушка – лесовушка подслушала разговор ежа и белки и записала его, послушайте (аудиозапись рассказа «О чем рассказал ежик» ).
- Что сказал ежик белке, ребята? (Осень – очень красивое время года).
- Ребята, а вы знаете стихотворения об осени? (дети читают стихотворения)
Обобщение: Ребята, сколько же интересного, вы узнали об осени. Хорошо в лесу осенью. Не шумят листья на ветвях, а печально шуршат под ногами. Деревья пестреют разными красками. Трепещут ярко – красивые осинки, золотеют березки. Постепенно пустеет лес. Насекомые прячутся. Птицы не распевают веселых песен, не кормят птенцов. Тихо в лесу. Стайки птичек перелетают с места на место в поисках пищи. Одни улетали на юг, другие готовятся к отлету, а третьи откармливаются перед голодной зимой. Но не думайте, что холод гонит птиц на юг, а просто им зимой очень голодно, так как нет насекомых.
Не встретим мы теперь и животных, они готовят себе пищу к зиме, другие уже готовятся к спячке, а третьи меняют шубку. Много интересного в лесу осенью. Нужно только уметь все подмечать и с вниманием и любовью вглядываться в жизнь родной природы.
Давайте с вами рассмотрим клен, дуб и осину и сравним их между собой.
Описание деревьев:
Клен – образует крону, аохожую на шар, ветки раположены попарно, ствол покрыт светло – серой корой, побеги буровато – коричневые, толстые. Листья крупные, лопасте, с заостренными верхушками. Плоды – двукрылые семечки.
Дуб – мощное дерево, ствол высокий, покрыт бурой корой с крупными складками. Листья большие, разрезно – лопастые, плод – желудь.
Осина – серо – зеленый ствол, листья круглые на длинном черешке.
- Ребята, чем отличается клен от дуба? Чем похожи они?
- Давайте попробуем погладить ствол дуба и клена. В чем разница? (у дуба ствол буровато – коричневый с крупными складками, а у клена – светло – серая, складок меньше).
- А теперь подойдем к осине и скажите, пожалуйста, чем она отличается от дуба и клена?
- Ребята, сравните лист дуба и осины (обратить внимание на орешек).
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Круглая шляпка,
Коричневый бок,
Прыгнул на землю,
Вырос …(дубок).
- Ребята, а для чего мы взяли ведра, корзинки? Давайте походим по этой поляне поищем самые красивые листья, какие вам нравятся, и сделаем гербарий. Может кто-то из вас найдет желуди для поделок или другие плоды деревьев.
- Но никаких ягод не собирать. В рот не брать. Можете отравиться. Много ягод ядовитых.
Разбор природного материала, что насобирали дети.
- Ой, ребята, что-то нас старушка-лесовушка совсем забыла, пригласила в гости, а самой не видно, она всегда хитрит. Не может быть, чтобы она нас оставила, давайте посмотрим, может она оставила какие-нибудь следы? (дети ищут и находят листок на дереве, на нем план).
Игра «Разведчики леса»:
Встаньте у самого толстого дерева и назовите его.
Поднимитесь вверх по дорожке и встаньте между двух осин.
Поднимитесь опять вверх по дорожке и встаньте у самого высокого и толстого пня.
- Что же вы видите, зачем же нас сюда привела старушка-лесовушка?
- А вот и старушка-лесовушка (здоровается с детьми, хвалит их и дает заданиие).
Дидактическая игра «Найди себе пару».
-Ребята, вы должны построиться по закону леса, правильно найти себе пару.
Дети строятся. Старушка-лесовушка раздает угощение. Дети уходят домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в березовую рощу.
Цель:учить видеть прекрасное в природе; воспитывать желание бережно относиться ко всему живому. Знакомить с понятием : береза-символ России....

Конспект экскурсии в берёзовую рощу осенью в подготовительной к школе группе "Здравствуй , осень золотая!".
Материал предназначен для воспитателей деского сада. Он поможет подготовить и провести экскурсию в лес с детьми старшего дошкольного возраста. Закрепить у детей знания , полученные на занятиях п...

ТЕМА: «Летняя экскурсия в рощу: «Уголок леса». В средней группе
ТЕМА: «Летняя экскурсия в рощу: «Уголок леса». В средней группе...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию экскурсия ранней весной в «Березовую рощу»
Организация наблюдений и экскурсий позволяла не только создавать условия для деятельности детей в естественной обстановке, но также обновлять, обогащать их сенсорные впечатления, расширять практически...
экскурсия "Путешествие по краснообской роще"
Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного посёлка. Уточнить знания о растениях, животных и птицах Новосибирской области. Развивать любознательность, умение ценить красот...

Конспект проведения занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в рощу»
Отличительные признаки деревьев; отгадывание загадок; находить пару к объекту неживой природы (парные картинки)....