Программа "Мой город и я"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и приятные воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие- то моменты из своего детства, а вместе с ним и места любимого города. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по - разному. Хочется, чтобы ребятам город, в котором они живут, стал любимым и дорогим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_gorod_i_ya.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Программа дополнительного образования
«Мой город и я»
В средней группе «Солнышко»
Программу составила:
Воспитатель Шуманова М.А.
Нижневартовск 2022
ТЕМА: «Мой город и я»
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, национальности, достопримечательностях; вовлечь родителей в образовательный процесс для самостоятельной деятельности с детьми по изучению родного города.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и углубить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях, богатствах города, познакомить с символикой города - гербом.
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к родному городу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение, гордость к родному городу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа разработана на базе основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС №56 «Северяночка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Рабочая программа по развитию детей в средней группе обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Актуальность:
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и приятные воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие- то моменты из своего детства, а вместе с ним и места любимого города. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по - разному. Хочется, чтобы ребятам город, в котором они живут, стал любимым и дорогим.
Календарно- тематическое планирование воспитательно - образовательной работы.
Тема недели: «Мой город и я»
Возрастная группа: средняя группа
Дни недели | Образовательная область | Организация образовательной деятельности детей и взрослых | Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательной деятельности | Индивидуальная организация образовательной деятельности детей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями |
Понедельник | Социально-коммуникативное развитие | -Рассматривание фото с изображением нашего города. -Рассматривание флага России и герба города. | -Беседа с детьми о том, что они знают о своем городе, об истории возникновения нашего города. -Чтение стих. О.Зыковой «Мой город» -Релаксация «Деревья нашего города» -П\игра «Автомобили на улицах нашего города» -Пальчиковые игры «1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять!», «Молоточком я стучу, дом построить я хочу…» -Прослушивание песни «Всем на свете нужен дом…» -С\р игра «Строим дома» -Аппликация «Огоньки в наших домах» | Закрепление умения называть город, достопримечательности города, рассматривая фото. Задание: «Выложи из цветных полосок флаг России» | Фото города, герба. Цветные колечки, полоски. Разный строительный и бросовый материал. | Привлечь родителей к изготовлению альбома «Город, в котором мы живем» (фото) Индивидуальные беседы по запросам родителей. Рекомендация для родителей «Экскурсия по ближайшим улицам города». |
Вторник | Физическое развитие | -Рассматривание альбома «Старый и новый город» -Просмотр мультфильмов «Три медведя», «Теремок», «Тили, тили, тили бом загорелся кошкин дом». Дневная прогулка, на участке и наблюдение за пешеходами на тротуаре, и за движением транспортных средств. | -Беседа «Улица, на которой ты живешь»; -Разучивание стихотворения: «Твой дом - он какой?»; -П\игры: «Птички в гнездышках», «Цветные автомобили», «Три сигнала светофора»; -Чтение худ. Лит.: С.Михалков «Моя улица»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; -Игра под музыку: «В лесу» -Рассматривание иллюстраций из серии «Транспорт» (на классификацию: грузовой, пассажирский) -Пальчиковые игры «Замок»; «Строим дом». | Словесная игра «Назови ласково» (дом- домик…) Упражнение «Перепрыгни через ручеек», «Пройди по узкому мостику». | Презинтация «Достопримечательности нашего города; Альбом «Транспорт». | Попросить родителей совместно с детьми нарисовать рисунки на тему: «Транспорт в нашем городе» Беседы по запросам родителей. |
Среда | Познавательное | -Рассматривание фото с изображением достопримечательностей нашего города. -Просмотр фильма «Самотлорские ночи праздник Дружды -народов» -Прослушивание гимна города Нижневартовска «Самотлорский вальс» | -Беседа «Что такое Родина?» -Математическая игра «Построим дома из геометрических фигур, счетных палочек» -Ситуационный разговор: «Каких животных можно встретить в нашем лесу?» (экологическая игра) -Чтение сказки «Смоляной бычок» -П\игра «Поезд», «Трамвай», «Самолеты» -Рисование «Моя улица» -Пальчиковая игра «Строим дом»; «Замок» -Ср. игра «Магазин» | Д\игра «Кто где живет?» Составление рассказов «Мой любимый город» из 3-4 предложений. | Фото города. Геометрические фигуры, счетные палочки. Фигурки животных. Атрибуты для с\р игры. Бумага, карандаши. | Консультация в уголке «Мой город Нижневартовск – капелька России» Индивидуальные беседы с родителями. -Рекомендация для родителей провести экскурсию в городской парк. |
Четверг | Речевое | -Рассматривание фото родного города: предложить найти те места, которые знакомы детям, найти дома, в которых они живут. -Предложение детям оценить, в каком состоянии игрушки и книги в группе. Если нет порванных книг и игрушек, похвалить детей. Порванные книги отремонтировать вместе. Подвести к пониманию того, что детский сад - это тоже наш дом. | -Беседа «Детский сад - это тоже наш дом» -Ситуативный разговор о доме, в котором живут дети. Какой он? Из чего сделан? И др. вопросы. -Конструирование «Город игрушек» -Чтение стихов о нашем городе: Николай Якушов «Нижневартовск»; Сергей Трофименко «Тебе Великий Самотлор» -Д\игра «Какой, какая» (дом- большой, новый, старый; улица- длинная, широкая, городская и др) -Рисование «Дом многоэтажный» -П\игра «Шоферы», «Воробушки и автомобили» -Словесная игра «Назови часть целого» (крыша - у дома; тротуар- дорога…) | Составление небольших рассказов о своей семье, доме. Задание «Построй из счетных палочек улицу» Закрепление домашнего адреса. | Фото города. Разный конструктор, счетные палочки. Бумага, цветные карандаши, цветная бумага и клей карандаш. | Предложить родителям совершить прогулки по улицам нашего города, рассмотреть дома, здания, достопримечательности, транспорт и т.д. Беседы по запросам родителей. |
Пятница | Худ-эстет. развитие | -Предложение детям поиграть с матрешками и пирамидками. После игры рассказать, что эти игрушки придумал русский народ, это народные игрушки. -Знакомство с некоторыми растениями нашей местности: деревьями, кустарниками, цветущими растениями. -Закрепление правил поведения на улице, в общественных местах города, в транспорте.
| -Беседа: «Каким бы вы хотели увидеть наш город, когда вы станете большими?» -Прослушивание песни о нашем городе. «Песня о Нижневартовске» Автор С.Трофименко -Ситуативный разговор о том, что в нашем городе необходимо соблюдать чистоту: не мусорить на улицах, во дворах, на отдыхе, на природе. -Театрализованная деятельность «Теремок» -Коллективная аппликация «По улицам нашего города» -П\игры «Светофор», «Деревья нашего города», «Поезд» -Пальчиковые игры по теме недели. -Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Рукавичка» -Д\игры «За покупками в магазин», «Мальчик и девочка», «Кому что нужно» | Обучение детей согласованию прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. Игра «Найди различия на картинках» (развитие зрительного внимания, наглядно- образного мышления) | Фото города. Проектор. Атрибуты к театрализации. Цветная бумага, ватман, заготовки, клей, кисти. Муляжи овощей, фруктов, корзины. | Папка- передвижка «Патриотическое воспитание дошкольников» Подготовка выставки фотографий «Город, в котором мы живем» |
Итоговое мероприятие: Создание совместно с родителями фотогазеты «Мой город и я»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Беседа "Я- Вартовчанен! "
Цель: Уточнить знания детей о родном городе, полученных во время прогулок с родителями, из рассказов воспитателя. Воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок и фото нашего города.
Ход беседы:
Дети, вы с родителями гуляли по улицам города, в котором мы живём, рассматривали фотографии и иллюстрации в альбоме. Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о нашем городе.
-Как называется наш город, в котором мы живём? (Нижневартовск)
-На какой улице находится наш детский сад? (улица Дружбы-Народов)
-Назовите улицы, на которых живёте вы? (ответы детей)
-Дети, а какая река протекает в нашем городе? (река Обь)
-А где вы любите отдыхать летом? (ответы детей)
-Дети, а почему наш город назвали Нижневартовск? (ответы детей)
Наш город очень красивый. Много песен стихов сложено о любимом городе.
-Послушайте стихотворение автор: Светослава «Нижневартовск»».
Когда-нибудь вы вырастете и разъедетесь по разным уголкам нашей большой Родины, помните, что вы родились и жили в городе ...Нижневартовск.
«МЫ ВАРТОВЧАНЕ!»
Беседа «Что такое Родина?»
Что такое Родина, друзья?
Место, где явились мы на свет?
Место, где мы жили много лет?
Или где родились сыновья?
Что такое Родина, друзья?
Цель: формировать у детей представление о России, как о нашей родной стране. О городе Нижневартовск, как малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
Материал к беседе: иллюстрации с символикой города (флаг, герб), фото родного города.
Ход беседы:
Звучит фрагмент музыкального произведения из кинофильма "Щит и Меч" "С чего начинается Родина..."
Воспитатель: Ребята, о чём поётся в песне? Правильно, в песне поётся о Родине.
Воспитатель: Вспомните, как называется страна, в которой мы живём? Россия. Это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). Родина - значит родная. Родина- это то место, где мы родились, где живём. У нашей Родины – России есть свой флаг.
Воспитатель: Российский флаг - состоит из трёх цветов: белый, синий, красный. Белая полоса напоминает о русской зиме, о бескрайних снежных просторах. Синяя полоса похожа на чистое небо, глубокие озера и реки России. Красная полоса символизирует красоту, ведь на Руси красный свет считался красивым.
Наша малая Родина – это наш город Нижневартовск. У него есть свой герб. Рассмотрим герб нашего города.
Воспитатель: Что интересного, вы узнали сегодня? (ответы детей) Вы ещё дети, но даже сейчас вы можете сделать очень много, чтобы наша Родина была ещё лучше и краше.
Художественное слово
Наш город-Нижневартовск
Город черного золота,
Город белых ночей,
Я люблю его смолоду,
Он суть жизни моей.
С ним меня повенчала
И связала судьба,
Только этого мало,
Утонул навсегда —
Средь болот Самотлора
И в таёжных лесах,
Необъятных просторах,
Голубых небесах.
Я здесь строил дороги
И по ним колесил,
Климат северный, строгий,
Придавал жизни сил.
По закону природы —
Не вернуть время вспять.
Мне хватало свободы
Вольной птицей летать,
Но к нему возвращался,
Словно преданный пёс.
Я на Вы с ним общался.
В нём духовно я рос.
Я его воспеваю
Стихотворной строкой —
Клад Югорского края,
Нижневартовск родной.
Автор: Трохименко Сергей
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Конспект занятия по рисованию в средней группе
«Я и мой город»
Тип занятия: рисование по воображению
Задачи: воспитывать чувство патриотизма; развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; учить самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиционные решения сюжета; формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: цветные карандаши; фотографии: города, строений, парков, и др.
Ход занятия:
Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему родному городу. А кто из вас знает, как называется наш город? Правильно, Нижневартовск!
Воспитатель: Как называют жителей нашего города? (Вартовчане) Все жители любят свой город, потому что это наша с вами родина – место, где многие из вас родились и живём. А вы, дети, любите свой город? Стало быть, вы – настоящие вартовчане. Кто из вас знает свой домашний адрес? (заслушивается 4-5 ответов). Сколько много улиц вы назвали.
(Далее занятие ведется с демонстрацией фотографий и рисунков с видами города и его окрестностей)
Воспитатель: Какие дома есть в нашем городе? (бетонные, из кирпича, многоэтажные, деревянные и др.)
Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивые такие –
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
Воспитатель: Ребята, а на каком транспорте можно передвигаться по городу? (автобус, маршрутное такси, пассажирская газель …)
А какой ещё городской транспорт вы знаете?
Дети: трамвай, метро, троллейбус, самолёт, корабль.
Воспитатель: Очень многие виды транспорта вы знаете, Молодцы!
Воспитатель: А у вас есть любимые уголки в нашем городе?
Дети: Парки, торговые центры, набережная....
Воспитатель: Да, ребята, в нашем городе замечательный парк. Многие ходят туда гулять с родителями. Вам нравится там гулять? Почему? (В парке много детских аттракционов, развлечений, каруселей и там очень красиво).
Я вижу, что вы любите и знаете свой парк. А что надо делать, чтобы он оставался всегда чистым, красивым, уютным?
Дети: Беречь его; не мусорить, не ломать деревья, не засорять водоёмы, не ломать скамейки...
Воспитатель: Город наш очень красив, в городе много красивых домов и улиц. Есть парки, сады и скверы. Летом в нашем городе много цветов. В городе много прекрасных мест, где мы любим гулять.
(рассказ воспитателя в сопровождении показом фотографий)
Воспитатель: А теперь представьте себя архитекторами, строителями и подумайте, что ещё можно построить в нашем городе? (ответы детей).
Какие замечательные постройки, я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то осуществите свои мечты. Молодцы.
После рассматривания фотографий города педагог предлагает всем вместе нарисовать город Нижневартовск.
Физкультминутка «Улыбнись»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Рисовать сейчас начнем.
Поудобней сесть прошу,
чем займемся, расскажу...
Показ способов рисования.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок...
А из под старой травки
Уже глядит цветок
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Самостоятельная и индивидуальная работа с детьми.
Просмотр лучших работ. Дети встают в круг, в руках держат свои работы. Каждый высказывает свое мнение о том, чья работа понравилась и почему.
Выбор работ на выставку.
Итог занятия.
Воспитание патриотических чувств младших дошкольников.
(Консультация для родителей)
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Город мой, город таежный"
Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...
Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)
Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого городского педагогического марафона, на котором была предложена программа меропр...
Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.
Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...