Конспект ОД "Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фокина Светлана Анатольевна
Расширение представлений детей о характерных особенностях хвойных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nichego_sebe_ne_shet_a_v_igolkah_kruglyy_god.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год»

Цель:  расширение  представлений  детей  о характерных особенностях хвойных деревьев.

Задачи:

-познакомить  детей с внешним видом, особенностями  хвои ели и лиственницы; способствовать развитию тактильной чувствительности при соприкосновении руки с предметами, обладающими разными фактурными свойствами; обогащать сенсорный опыт детей;

-познакомить с несложными приемами самооздоровления;

- формировать   представления о  многообразии связей между  живыми организмами леса;

-воспитывать стремление беречь, охранять и защищать  природу.

        

Ход ООД:

Организационный момент.

-Ребята,   у меня для вас сюрприз ( показываю). 

Вот коробка не простая,

И, конечно, не пустая.

Скорее руку опускай,

Что внутри - угадай.

-Кто смелый? Кто не боится просунуть руку?

 -Что ты чувствуешь? Этот предмет гладкий, мягкий? Что это может быть?…

-Я вам подскажу: ничего себе не шьет, а в иголках круглый год.

(Достают ежика, у которого иголки - это веточки ели).

- Итак, ребята, что же мы обнаружили в ящике?

- Возьмите веточку  в руки. Внимательно  посмотрите  и потрогайте ее.

-У ели, как у всех деревьев,   есть листья. Где они?

-На что похожи?

-Как называются?

 ( Они особой формы, похожи на иголочки. И называются… хвоя.)

-У каких еще деревьев есть хвоя?

-Как называются деревья, у которых вместо листьев хвоя (иголки)?

( хвойные)

 - Ель и сосну называют   «вечнозелеными деревьями», почему?

( Про них говорят :«Зимой и летом одним цветом». Хвоя    не боится холода, приспособилась к зимним условиям и не опадает, поэтому ель и сосну называют вечнозелеными деревьями.)  

-А сейчас закройте глаза. Я коснусь ваших рук веточками другого хвойного дерева. Что вы чувствуете? Какая хвоя у этого дерева?

-Откройте глаза.

-С какого дерева эти веточки?

-Это веточки лиственницы. Лиственница - хвойное дерево, но…ее иголки опадают на зиму.

- Давайте  сравним хвою у ели и лиственницы.

- Чем отличается?  (Цвет, форма, размер)

Чем  она  похожа?

-Потрогаем хвою. Что вы заметили? 

-У хвои есть аромат (нюхаем).

-Хвойный аромат не только приятный, но и полезный: он  убивает вредные бактерии, уберегает нас от простуды.  Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. 

Дыхательные упражнения:

-Ребята, сейчас  мы сделаем  глубокий продолжительный  вздох носом, а  через рот в сторону мы  выдохнем все нехорошее. И так сделаем несколько раз. Попробуем вместе?(3 раза)

-Я  осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья?

-Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены, но без надобности, конечно, нельзя ломать ветки.

Сравнение шишек.

-Мне кажется, в ящике что-то осталось (осторожно потрясти).

(Достают  шишки)

-Что это? (Какие, с какого дерева?)

Возьмите каждый по шишке. Рассмотрите .

-Какая у тебя шишка? С какого дерева?

-Чем похожи шишки?

-Чем отличаются? (Цвет, форма, размер)

(Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шишка ели, другая округлая – сосны. Чешуйки разные.)

Самомассаж с шишками.

-С помощью  шишек  можно  сделать массаж, полезный для здоровья. Сейчас я вас научу. Повторяйте за мной.

Шишку в руки дружно взяли (перекладываем из одной руки в другую)

И в ладошках покатали, (катаем между ладоней)

Покрутили,(на одной руке)

 Повертели, (на другой руке)

Вновь работать захотели.

(С еловой и сосновой шишкой (меняются друг с другом). Спросить у детей, какая шишка больше колется?)

-Ой, а что это в моей шишке застряло между чешуек?

(Всем показать)

-А в ваших шишках есть семена?

- Я поделюсь с вами.

- Посмотрите внимательно,  какие они (по размеру, форме, цвету и легкость)?

- Что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)

Опыт
 - Возьмите семена в руку и подуйте. Что произошло?
(Ответы детей.)
-Они полетели. А на что они похожи?
(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)
- Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них…. маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она, чтобы стать высоким деревом.

-Эти шишки я набрала в хвойном лесу. Как вы думаете, кто мог достать семена из ваших шишек?

-Многих животных и птиц семена ели хвойных  спасают зимой от голода.

Кто же любит лакомиться семенами ели?

Дидактическая игра «Кто здесь спрятался?»

(Фото-коллаж, размер 100 см/120 cм.Изображения животных и птиц закрыты нечеткими силуэтами, когда дети угадывают, воспитатель снимает силуэт.) 

-Присаживайтесь. Здесь спрятались животные и птицы, которые  едят семена. Я рассказываю об одном из них, говорю предложение. Если вы знаете, то называете, если нужна еще подсказка, говорите «дальше».

1.

- Этот зверек меняет шубку: на зиму…зимой - серый, летом - рыжий.

-Это  грызун, у него острые зубы.…

-Сушит на зиму грибы (ловко скачет по деревьям). (Белка)

- От шишки  вообще остался один стержень с несколькими чешуйками на верхушке ( показ).

2.

- Большую часть жизни он проводит, лазая по стволу деревьев.

-Его язык длинный и  липкий, что позволяет быстро собирать насекомых.

-Его называют «лесным доктором».(Дятел)

- Смотрите, у этой  шишке чешуйки разлохмачены ( показ).

Так достает семена дятел.

3.

-Это лесная певчая птица.

-Клюв у нее приспособлен, чтобы доставать семена ели: половинки  загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест.

-Выводит птенцов зимой. (Клест)

-У  шишки чешуйки  отогнуты, как цветок ( показ).

Смотрите, как ловко  клесты достают семена подвешиваться к шишкам вниз головой.

(показ птицы на  иллюстрации).

-Шишки, лежащие на земле, любят обгрызать мыши.

-Иногда животные и птицы теряют, роняют семена, и тогда из них…вырастают маленькие елочки.

-Предлагаю вам сейчас прогуляться по хвойному лесу.

Физкультминутка.

(игра  «Елочки-пенечки»)

-В настоящее время много хвойных лесов уничтожено. Почему?

- Что произойдет с животными леса, если вырубить ели?

-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить хвойные леса?

(посадить деревья)

-Ребята, вы знаете, как из  семечка вырастает елочка?

-Давайте мы это нарисуем. На песке.

- Пройдите. Занимайте  места.

Песочная терапия

(дети рисуют на песке по тексту)

- Положите ваши ладошки на песок. Наберите в руки песок и потрите его между ладонями.  Какой он ?

-Разровняйте песок.

Итак, ребята, повторяйте движения  за мной.

1.Семечко ели (берем пальчиками) принес и бросил ветер. Или уронил клест? или… Кладем вниз на песок.

2.Солшышко согрело его своими лучами.

-Солнышко рисуем пальцами двух рук.(Показ)

3.Приплыли тучи. Их рисуем кулачками.

4.Пошел дождь. Пальчиками рисуем капельки воды.

5.У семечка отросли сначала корешки (рисуем от семечка корешки - волнистые линии).

6.А потом вырос маленький стволик с иголочками на макушке. Рисуем пальчиком.

Пройдет много лет, прежде чем из маленькой елочки вырастет могучее дерево.

Рефлексия

 -Ребята, какие красивые  деревья у вас получились! Вам понравилось рисовать на песке? В свободное время вы сами можете создавать песочные рисунки.

  • Что нового сегодня  вы узнали?

-Какую ель лучше нарядить на праздник?

-Что было трудным?

        

Подведение итогов

-Сегодня на занятии вы правильно отвечали на вопросы, были активными, я очень рада была встрече с вами.

Подарок - кварцевый песок для рисования.

(Помыть руки после занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раз иголка, два иголка

совершенствовать умение различать и называть цифры от 1-5, геометрические фигуры, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться в пространстве; учить сохранять равновесие при ходьбе по уменьш...

Речевая игра "Что шьет швея?" по лексической теме: Ателье

Цель: Активизировать словарь по теме "Ателье"Задачи:- Автоматизация произношения звуков [ш],[ж], [л], [р].- Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в винительном пад...

«Раз иголка, два иголка - будет ёлочка» (ФЭМП)

Создание условий для закрепления у дошкольников навыка прямого и обратного счета, формирования опыта самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыта самоконтроля....

Круглый стол "Ты представь себе на миг, как-бы жили мы без книг"

Работа с родителями в рамках проекта "Вместе с книгой я расту"...

Ранняя профориентация дошкольников. Швея модно и красиво шьет одежду всем на диво

Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность вос...

Родительское собрание (круглый стол) "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"

Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к обмену опытом в формировании интереса и потребности в чтении....