Конспект ОД "Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nichego_sebe_ne_shet_a_v_igolkah_kruglyy_god.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год»
Цель: расширение представлений детей о характерных особенностях хвойных деревьев.
Задачи:
-познакомить детей с внешним видом, особенностями хвои ели и лиственницы; способствовать развитию тактильной чувствительности при соприкосновении руки с предметами, обладающими разными фактурными свойствами; обогащать сенсорный опыт детей;
-познакомить с несложными приемами самооздоровления;
- формировать представления о многообразии связей между живыми организмами леса;
-воспитывать стремление беречь, охранять и защищать природу.
Ход ООД:
Организационный момент.
-Ребята, у меня для вас сюрприз ( показываю).
Вот коробка не простая,
И, конечно, не пустая.
Скорее руку опускай,
Что внутри - угадай.
-Кто смелый? Кто не боится просунуть руку?
-Что ты чувствуешь? Этот предмет гладкий, мягкий? Что это может быть?…
-Я вам подскажу: ничего себе не шьет, а в иголках круглый год.
(Достают ежика, у которого иголки - это веточки ели).
- Итак, ребята, что же мы обнаружили в ящике?
- Возьмите веточку в руки. Внимательно посмотрите и потрогайте ее.
-У ели, как у всех деревьев, есть листья. Где они?
-На что похожи?
-Как называются?
( Они особой формы, похожи на иголочки. И называются… хвоя.)
-У каких еще деревьев есть хвоя?
-Как называются деревья, у которых вместо листьев хвоя (иголки)?
( хвойные)
- Ель и сосну называют «вечнозелеными деревьями», почему?
( Про них говорят :«Зимой и летом одним цветом». Хвоя не боится холода, приспособилась к зимним условиям и не опадает, поэтому ель и сосну называют вечнозелеными деревьями.)
-А сейчас закройте глаза. Я коснусь ваших рук веточками другого хвойного дерева. Что вы чувствуете? Какая хвоя у этого дерева?
-Откройте глаза.
-С какого дерева эти веточки?
-Это веточки лиственницы. Лиственница - хвойное дерево, но…ее иголки опадают на зиму.
- Давайте сравним хвою у ели и лиственницы.
- Чем отличается? (Цвет, форма, размер)
Чем она похожа?
-Потрогаем хвою. Что вы заметили?
-У хвои есть аромат (нюхаем).
-Хвойный аромат не только приятный, но и полезный: он убивает вредные бактерии, уберегает нас от простуды. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится.
Дыхательные упражнения:
-Ребята, сейчас мы сделаем глубокий продолжительный вздох носом, а через рот в сторону мы выдохнем все нехорошее. И так сделаем несколько раз. Попробуем вместе?(3 раза)
-Я осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья?
-Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены, но без надобности, конечно, нельзя ломать ветки.
Сравнение шишек.
-Мне кажется, в ящике что-то осталось (осторожно потрясти).
(Достают шишки)
-Что это? (Какие, с какого дерева?)
Возьмите каждый по шишке. Рассмотрите .
-Какая у тебя шишка? С какого дерева?
-Чем похожи шишки?
-Чем отличаются? (Цвет, форма, размер)
(Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шишка ели, другая округлая – сосны. Чешуйки разные.)
Самомассаж с шишками.
-С помощью шишек можно сделать массаж, полезный для здоровья. Сейчас я вас научу. Повторяйте за мной.
Шишку в руки дружно взяли (перекладываем из одной руки в другую)
И в ладошках покатали, (катаем между ладоней)
Покрутили,(на одной руке)
Повертели, (на другой руке)
Вновь работать захотели.
(С еловой и сосновой шишкой (меняются друг с другом). Спросить у детей, какая шишка больше колется?)
-Ой, а что это в моей шишке застряло между чешуек?
(Всем показать)
-А в ваших шишках есть семена?
- Я поделюсь с вами.
- Посмотрите внимательно, какие они (по размеру, форме, цвету и легкость)?
- Что есть у семян? (Крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)
Опыт
- Возьмите семена в руку и подуйте. Что произошло?
(Ответы детей.)
-Они полетели. А на что они похожи?
(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)
- Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них…. маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она, чтобы стать высоким деревом.
-Эти шишки я набрала в хвойном лесу. Как вы думаете, кто мог достать семена из ваших шишек?
-Многих животных и птиц семена ели хвойных спасают зимой от голода.
Кто же любит лакомиться семенами ели?
Дидактическая игра «Кто здесь спрятался?»
(Фото-коллаж, размер 100 см/120 cм.Изображения животных и птиц закрыты нечеткими силуэтами, когда дети угадывают, воспитатель снимает силуэт.)
-Присаживайтесь. Здесь спрятались животные и птицы, которые едят семена. Я рассказываю об одном из них, говорю предложение. Если вы знаете, то называете, если нужна еще подсказка, говорите «дальше».
1.
- Этот зверек меняет шубку: на зиму…зимой - серый, летом - рыжий.
-Это грызун, у него острые зубы.…
-Сушит на зиму грибы (ловко скачет по деревьям). (Белка)
- От шишки вообще остался один стержень с несколькими чешуйками на верхушке ( показ).
2.
- Большую часть жизни он проводит, лазая по стволу деревьев.
-Его язык длинный и липкий, что позволяет быстро собирать насекомых.
-Его называют «лесным доктором».(Дятел)
- Смотрите, у этой шишке чешуйки разлохмачены ( показ).
Так достает семена дятел.
3.
-Это лесная певчая птица.
-Клюв у нее приспособлен, чтобы доставать семена ели: половинки загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест.
-Выводит птенцов зимой. (Клест)
-У шишки чешуйки отогнуты, как цветок ( показ).
Смотрите, как ловко клесты достают семена подвешиваться к шишкам вниз головой.
(показ птицы на иллюстрации).
-Шишки, лежащие на земле, любят обгрызать мыши.
-Иногда животные и птицы теряют, роняют семена, и тогда из них…вырастают маленькие елочки.
-Предлагаю вам сейчас прогуляться по хвойному лесу.
Физкультминутка.
(игра «Елочки-пенечки»)
-В настоящее время много хвойных лесов уничтожено. Почему?
- Что произойдет с животными леса, если вырубить ели?
-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить хвойные леса?
(посадить деревья)
-Ребята, вы знаете, как из семечка вырастает елочка?
-Давайте мы это нарисуем. На песке.
- Пройдите. Занимайте места.
Песочная терапия
(дети рисуют на песке по тексту)
- Положите ваши ладошки на песок. Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Какой он ?
-Разровняйте песок.
Итак, ребята, повторяйте движения за мной.
1.Семечко ели (берем пальчиками) принес и бросил ветер. Или уронил клест? или… Кладем вниз на песок.
2.Солшышко согрело его своими лучами.
-Солнышко рисуем пальцами двух рук.(Показ)
3.Приплыли тучи. Их рисуем кулачками.
4.Пошел дождь. Пальчиками рисуем капельки воды.
5.У семечка отросли сначала корешки (рисуем от семечка корешки - волнистые линии).
6.А потом вырос маленький стволик с иголочками на макушке. Рисуем пальчиком.
Пройдет много лет, прежде чем из маленькой елочки вырастет могучее дерево.
Рефлексия
-Ребята, какие красивые деревья у вас получились! Вам понравилось рисовать на песке? В свободное время вы сами можете создавать песочные рисунки.
- Что нового сегодня вы узнали?
-Какую ель лучше нарядить на праздник?
-Что было трудным?
Подведение итогов
-Сегодня на занятии вы правильно отвечали на вопросы, были активными, я очень рада была встрече с вами.
Подарок - кварцевый песок для рисования.
(Помыть руки после занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
раз иголка, два иголка
совершенствовать умение различать и называть цифры от 1-5, геометрические фигуры, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться в пространстве; учить сохранять равновесие при ходьбе по уменьш...
Речевая игра "Что шьет швея?" по лексической теме: Ателье
Цель: Активизировать словарь по теме "Ателье"Задачи:- Автоматизация произношения звуков [ш],[ж], [л], [р].- Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в винительном пад...
«Раз иголка, два иголка - будет ёлочка» (ФЭМП)
Создание условий для закрепления у дошкольников навыка прямого и обратного счета, формирования опыта самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыта самоконтроля....
Круглый стол "Ты представь себе на миг, как-бы жили мы без книг"
Работа с родителями в рамках проекта "Вместе с книгой я расту"...
Ранняя профориентация дошкольников. Швея модно и красиво шьет одежду всем на диво
Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность вос...
Родительское собрание (круглый стол) "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к обмену опытом в формировании интереса и потребности в чтении....