Круглый стол "Ты представь себе на миг, как-бы жили мы без книг"
методическая разработка

Галаева Ольга Владимировна

Работа с родителями в рамках проекта "Вместе с книгой я расту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Ты представь себе на миг, как –бы жили мы без книг»

Задачи:

  1. Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
  2. Стимулировать самообразование родителей;
  3. Прививать навыки читательской культуры.

Ожидаемые результаты: вывод родителей о важности интереса ребенка к детской книге, о ее огромной роли для их всестороннего развития.

Информационно — техническое обеспечение:

  1. Выставка детских книг и журналов
  2. Фото-выставка «Мы — читающая семья»
  3. Подбор советов и консультаций: «Как стать хорошим читателем»«Как обращается с книгой Ваш ребенок»«Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу»
  4. Инструкция «Как изготовить книгу».

Материалы и оборудование:

  • Слайды сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин»«Библиотека». Дети группы в книжном уголке.
  • Презентация «Путешествие в прошлое книги»
  • Видео «Детская литературная викторина»

Предварительная работа:

  • изучение читательских интересов детей и выяснение отношения к чтению книг,
  • подготовка выставки разножанровой детской литературы,
  • подбор дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении,
  • Оформление папки «Читайте детям книги!»
  • Подбор советов и рекомендаций родителям
  • Подбор материала для «Литературной викторины» с родителями.
  • Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья».

Логика проведения:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.  Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: «Какое место в семейном воспитании  ребенка принадлежит книге?»

Повестка дня:

  1. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду».
  2. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку».
  3. Продолжение выступления воспитателя  о детской литературной викторине.
  4. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания».
  5. Заключительная часть.
  6. Разное.

Наше время – время великих достижений науки и техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим  считают  книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.

 С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки «Морозко»«Сивка-бурка»«Царевна — лягушка»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте.

Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях ЛилианМур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик — семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть, удивление. В произведении Т. Шорыгиной «Светящийся автомобиль» — чувство вины, обида.

Такое сложное чувство как грусть мы видим в сказках Г.Х. Андерсена «Снежная королева»«Гадкий утенок», Т. Шорыгиной «Веселый денек».

Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел»«Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка»«Лгун»«Чашка», Виганд Молли «Забудь про страх», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки дает удивительный эффект и помогает преодолеть жизненные трудности. Слушая художественные произведения, ребенок накапливает в своем подсознании, формируя стереотипы поведения.

Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”» [5, с. 254]. Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их  контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века, воспитывающихся экраном, а не книгой, имеется ряд серьезных проблем. Они:

  • мало общаются со сверстника;
  • мало общаются в реальности, живя в виртуальном мире;
  • практически не находятся на свежем воздухе;
  • не следят за гигиеной;
  • не имеют распорядка дня;
  • пренебрегают физическим здоровьем;
  • не контролируют количество получаемой информации, вследствие чего страдают от ее переизбытка и низкого качества;
  • не имеют ценностей;
  • имеют сложности с эмпатией, с выражением и контролем эмоций;
  • растут  в собственном мире и фантазиях; 
  • не умеют сопереживать, радоваться и любоваться красотой окружающего мира.

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание

2. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду».

В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Во время знакомства детей с литературным произведением сначала выразительно читается текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением. Далее — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста. Во время беседы выявляется основной замысел произведения, его проблема. Свободное время мы активно используем для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

Дети очень любят книги и с удовольствием проводят время в книжном уголке.

С помощью бесед и игр дети узнают, что книга — это источник информации (демонстрация слайдов родителям о сюжетно-ролевой игре)

3. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку».

Чтобы нам сегодня было легче общаться, и решать поставленные задачи, давайте проведем литературную викторину «Узнай сказку».

Содержание викторины: родителям раздаются карточки с описанием сказки. Прочитав их, родители называют автора и название литературного произведения.

  1. Герой этой сказки, встречая на пути зайца, волка, медведя и лису, очень любит петь свою песенку (русская народная сказка «Колобок»);
  2. В какой сказке отважный комарик спасает именинницу от паука-злодея? (К. И. Чуковский «Муха цокотуха»);
  3. В какой сказке гриб спас от дождя муравья, бабочку, мышку, воробья и зайца? (В. Сутеев «Под грибом»);
  4. В этой сказке печка, яблонька и речка помогли детям спрятаться от злых птиц бабы-Яги? (русская народная сказка «Гуси-лебеди»);
  5. Эта сказка о маленькой девочке, которая умещалась в скорлупе грецкого ореха, преодолела все трудности, спасла от холода ласточку, и нашла свое счастье (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  6. Продолжение выступления воспитателя с показом видео о детской литературной викторине.

А теперь послушайте  как ваши дети отвечали на те же вопросы викторины «Узнай сказку».

5. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания».

Далее родители выступают по следующим вопросам:

  • Книга в нашей семье;
  • Традиции нашей семьи;
  • Отношение детей к книге.

6. Заключительная часть.

Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Родителям предлагаются памятки с советами:

  • Как обращается с книгой Ваш ребенок?
  • Как стать хорошим читателем?
  • Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу.
  • Инструкция «Как изготовить книгу»?

Решение круглого стола.

  1. Рассказать детям о детской библиотеке, записаться в нее и регулярно брать книги для семейного чтения;
  2. Выписать детский журнал;
  3. Ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
  4. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Приложения.

Памятки для родителей.

Как обращается с книгой ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил:

  1. Прежде, чем взять книгу, нужно проверить чистые ли у вас руки
  2. Читать и рассматривать книжку можно только за столом
  3. Книгу нужно беречь, не пачкать, не заминать страницы, не играть с книгой, она от этого портится
  4. После того, как посмотрели и прочитали, положить ее на место
  5. Хранить книгу необходимо в книжном шкафу или на полке
  6. Если заметили, что книга не в порядке (порвались страницы), ее нужно починить, обратившись за помощью к взрослым.

Если вы решили купить своему ребенку новую книгу.

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие качества:

  1. Как книга иллюстрирована
  2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя
  3. Понравится ли книга именно вашему ребенку
  4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия

Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам? Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше основания ожидать, что это понравится ребенку.

Как стать хорошим читателем?

  1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение – одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.
  2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка только просматривать книги.
  3. Если в книге встретятся слова, фразы непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснениями к словарям, справочникам, энциклопедиям.
  4. Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания.
  5. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора.
  6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения.
  7. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе неделя "Ты представь себе на миг , как бы жили мы без книг"

Планирование образовательной деятельности неделя "Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг"...

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе неделя "Ты представь себе на миг , как бы жили мы без книг"

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе неделя "Ты представь себе на миг , как бы жили мы без книг"                  ...

Методическая разработка. Проект "Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг".

Образовательный педагогический проект в средней группе. Продолжительность проекта: 3 недели.Вид, тип проекта: информационно- ориентированный творческий проект.Участники проекта: дети средней группы, ...

Детская домашняя библиотека. Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?

Сложно представить наш мир без книги, и, может быть, совсем невозможно. Ведь книга сопровождает нас по жизни с самого детства.Ребенок, по природе своей, интересующаяся, любознательная и очень впечатли...

Проект «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?» для детей среднего дошкольного возраста

Дети с большим удовольствием придумывают истории, загадки, иллюстрации к стихам, делают обложки для книг, участвовать могут все члены семьи. Это могут быть комиксы, придуманные истории к вырезанным из...

Проект "Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг"

Презентация "Формирование читательской компетентности у старших дошкольников"...