Краткосрочный информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш общий дом»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»
Краткосрочный информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста
«Земля – наш общий дом»
Авторы проекта:
воспитатель высшей квалификационной категории
Вавилова Вера Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
Луканина Татьяна Анатольевна
Новогорный
2023 год
Название проекта: «Земля – наш общий дом»
Актуальность темы: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников мы рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Как педагогов, наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Проблема: недостаточно сформировано ответственное отношение к окружающей среде и деятельности человека в ней.
Тематическое поле: Групповая комната, участок детского сада
Продукт проекта: Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» викторина на тему: «День Земли», конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: квест-игра «Юные помощники природы», конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Планета Земля», конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Земля – наш общий дом», выставка работ на тему «Мусорная фантазия», презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Общие: Повышение интереса к планете Земля, сохранности окружающей среды и природных ресурсов.
Для детей: Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка через формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Для родителей: Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями при изучении природы и природных ресурсов.
Для педагога: Повышение знаний по теме «Земля – наш общий дом».
Средства и оборудование:
Технические: колонка, записи звуков природы, гимна Эколят, звукового письма от Эколят
Методические: картина «Труд людей в природе», весенние пейзажи русских художников, контурная карта.
Организационные: Мольберт, столы, цветные карандаши, круг с напечатанным контуром материков, досочки для лепки, салфетки, конверты с заданиями; карточки с рисунками: мухомор, лягушка, дятел, скворец; карточки живой и неживой природы; две корзины и различный мусор; медальки, альбомы, кисточки разного размера, гуаш.
Цель: Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: Создать условия для расширения представления детей о планете Земля, формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту. Развивающие: Развивать навыки безопасного поведения в природе.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к миру природы
Вид проекта:
- по составу участников: групповой (дети, педагоги, муз руководитель, родители);
- по целевой установке: информационно-познавательный;
-по содержанию: интегрированный;
-по срокам реализации: краткосрочный (с 17.04.23г до 21.04.23г)
Состав участников: дети, родители, педагоги групп.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы | Формы | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | Педагоги – дети | - Беседа с детьми на тему «Весеннее пробуждение» - Дидактическая игра «Собери макет земли» - Диагностика | 17.04.23- 18.04.23 | Педагоги группы |
Педагоги – родители | - Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта - Заполнение анкеты «Экологическое воспитание в семье» | 17.04.23 - 18.04.23 | Педагоги группы | |
Деятельность педагогов | - Обсуждение целей и задач. - Подбор наглядного материала. | 17.04.23 - 18.04.23 | Педагоги группы | |
Основной | Педагоги – дети | -Наблюдение за одуванчиком, за птицами, за почками, за насекомыми, за елью, за изменениями в природе - Отгадывание загадок о природе - Чтение и обсуждение пословиц о земле - Слушание «Звуки Природы» в аудиозаписи - Беседа «Весенняя прогулка», «День Земли», «22 апреля – международный день земли», «Животные и птицы - это наши друзья», «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей» - Составление рассказа по картине «Труд людей весной» - Рассматривание иллюстраций на тему «Земля – наш общий дом» - Дидактические игры «Кто где живёт?», «Вершки-корешки», «Доскажи словечко», «Угадай, что в мешочке?», «Что в корзинку мы кладем», «Когда это бывает?», «Чей домик?», «Поймай жука» - Пальчиковые игры: «Черепаха», «Ёж», «Капуста», «Рыбка», «Сороконожка», «Цветы» - Чтение художественной литературы: А. Блок «На лугу», С. Городецкий «Весенняя песенка», В. Жуковский «Жаворонок», Ф. Тютчев «Весенние воды», М. Зощенко «Великие путешественники», К. Коровин «Белка», Н. Телешов «Самое лучшее», Ю. Коваль «Русачок-травник», Ю. Коваль «Стожок», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», К. И. Чуковский «Ежики», Б. Заходер «Мохнатая азбука», И. Токмакова «Деревья в стихах», В. Бианки «Мастера без топора», В. Степанов «Птицы в стихах», Ю. Энтин «О многих шестиногих», В. Пальчинскайте «Гороховый домик», Ф. Тютчев «Весенняя гроза» - Работа с раскрасками - Просмотр мультфильмов о защите природы из серии Турбозавры - Подвижные игры «Хитрая лиса», «Стадо и волк», «Караси и Щука», «Гуси-лебеди», «Белки в лесу» - Участие в субботнике - НОД викторина «День Земли» - НОД квест-игра «Юные помощники Природы» - НОД рисование «Весенний пейзаж» - НОД лепка «Планета земля» | 17.04.23 - 21.04.23 | Педагоги группы,
|
Педагоги - родители | -Консультация для родителей «Всемирный день Земли», «Земля – наш общий дом» - Беседа с родителями «Начните с себя» - Рекомендации для родителей «Будем беречь нашу Землю» - Папка-передвижка: «22 апреля День Земли», «День Земли» - Обсуждение организации выставки творческих работ из бросового материала на тему «Мусорная фантазия». - Участие в фестивале «Мир нашему дому» | 18.04.23 - 21.04.23 | Педагоги группы, родители | |
Родители - дети | - Подготовка работ к выставке - Изготовление плаката «День Земли». | 19.04.23 - 21.04.23 | Родители | |
Заключительный | Педагоги – родители - дети | - Диагностика - Оформление выставки творческих работ. - Оформление материалов проекта. | 20.04.23 - 21.04.23 | Педагоги группы, родители |
Презентационный | Деятельность педагогов | Презентация проекта | 21.04.23 | Педагоги группы |
Технологическая карта проекта:
Образовательная | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Познавательный, коммуникационный, игровой | - Наблюдения за изменениями в природе; - Беседы: « 22 апреля – международный день земли»; «Животные и птицы - это наши друзья»; «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей». - Организация трудовой деятельности по уборке участка. - Просмотр мультфильмов о защите природы из серии Турбозавры - Дидактическая игра «Собери макет земли» - Изготовление плаката «День Земли» |
Познавательное развитие | Коммуникационный, познавательный, игровой | - НОД викторина «День земли» - НОД квест-игра «Юные помощники Природы» - Дидактические игры «Кто, где живет», «Вершки - корешки», «Времена года». «Угадай, что в мешочке?», - Наблюдения за природой - Беседы: «Весеннее пробуждение», «Весенняя прогулка», «День Земли», |
Речевое развитие | Коммуникационный, игровой | - Отгадывание загадок о природе - Составление рассказа по картине «Труд людей весной» - Словесные игры: «Доскажи словечко», «Когда это бывает?», «Что в корзинку мы кладем» - Пальчиковые игры: «Ёж», «Капуста», «Рыбка», «Сороконожка», «Цветы» |
Художественно-эстетическое развитие | Творческий, продуктивный | - Чтение художественной литературы: А. Блок «На лугу», С. Городецкий «Весенняя песенка», В. Жуковский «Жаворонок», Ф. Тютчев «Весенние воды», М. Зощенко «Великие путешественники», К. Коровин «Белка», Н. Телешов «Самое лучшее», Ю. Коваль «Русачок-травник», Ю. Коваль «Стожок», Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», К. И. Чуковский «Ежики», Б. Заходер «Мохнатая азбука», И. Токмакова «Деревья в стихах», В. Бианки «Мастера без топора», В. Степанов «Птицы в стихах», Ю. Энтин «О многих шестиногих», Ф. Тютчев «Весенняя гроза» - Работа с раскрасками - Конспект НОД «Весенний пейзаж» с использованием нетрадиционных техник рисования - Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию лепка «Планета земля» |
Физическое развитие | Коммуникативный, игровой, двигательный | Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Стадо и волк», «Караси и Щука», «Гуси-лебеди», «Белки в лесу». |
Литература:
1. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз – дидактика», 2008. – 144 с.
2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./C.Н Николаева - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
3. Попова, Л. Н. Детско-родительский клуб "Веселая семейка" / Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, О.. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.
Электронные ресурсы:
1 https://vk.com/club_sunduk_ru
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/
4.https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput71.htm
Описание достигнутых образовательных результатов:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В процессе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. Проводили с детьми беседы о, Нашей планете - Земля, читали детям стихи, сказки, рассказы, вместе просматривали мультфильм. Играли дидактические игры. В непосредственно образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек). И неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Дети отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. . Вместе со взрослыми дети ухаживали за растениями, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнавали о взаимосвязях в природе и о способах ее сохранения. Во время проекта активизировалась речь детей, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи, навык составления рассказов. С большим интересом в экологическом проекте принимали участие родители воспитанников. Они участвовали в выставке «Мусорная фантазия», в фестивале «Мир нашему дому» и изготовили плаката День Земли.
В ходе реализации проекта « Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Завершая проект можно сказать, что проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы мероприятия экологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный экспериментально-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
Влияние окружающего мира на развитие ребенка....
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Земля - наш общий дом»
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...
Краткосрочный проект ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛОГИЯ – ЗАБОТА ОБЩАЯ»
АктуальностьРоссия обладает самой большой площадью занятой лесом. И ни для кого не секрет, что состояние лесов в России , и нашей области , и в нашем районе желают лучшего Лес...
Экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста "Земля-наш общий дом"
Развлечение для детей дошкольного возраста....
Сценарий интеллектуальной игры для детей старшего дошкольного возраста«Земля - наш общий дом»
Развитие интеллектуальных способностей детей посредством экологического воспитания.Воспитание любви к природе и желание помогать взрослым её охранять....
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Земля - наш общий дом"
Конспект для проведения занятий по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Земля наш общий дом", способствует формированию представлений об объектах природного и ру...