Педагогический проект «Волшебный магнит»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В процессе поисково-исследовательской деятельности развивать познавательный интерес детей к новому материалу..Знакомить детей со свойствами магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 372.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Волшебный магнит»
Актуальность.
«Вот перед Вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит».
Что это за чудо камень - магнит и какими свойствами он обладает.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
В каждой семье на холодильнике большое количество магнитов, на которых держатся красивые картинки и фотографии. Вы все время находитесь в поиске интересных детей для занятий с детьми? Хотите, чтобы дети проводили время интересно и узнавали что-то новое? Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Тип проекта: краткосрочный, групповой .
Срок реализации: (с 21.11.22г. по 01.12.22г.)
Цель проекта: развивать познавательный интерес, умение самостоятельно применять полученные представления в исследовательской деятельности.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами магнита;
- сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие;
- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;
- научить детей выдвигать предположения, гипотезы, выражать в речи результаты действий;
- Обогащение словаря: магнит, железные предметы.
Предполагаемые результаты:
1. У детей сформированы первоначальные знания о свойствах магнита, узнали, почему так называется.
2. Дети самостоятельно опытным путем выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий.
3. С удовольствием принимают участие в опытах по определению свойств магнита, стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы.
4. Расширен словарный запас по проблеме.
Продукт проектной деятельности: Изготовление декоративного магнита сувенира. Создание выставки - коллекции магнитов. Пополнение уголка экспериментирования по данной теме проекта. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
Первый этап - разработка проекта:
- разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
- подборка иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»;
- подготовка практического материала для проведения опытов.
Помощь родителей в оформлении выставки. Изготовление декоративных магнитов сувениров совместно с родителями.
Второй этап - практический этап:
- Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика».
- Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит. Компас».
- Проведение опытов с магнитом.
- Рассматривание декоративных магнитов.
- Настольная магнитная игра «Рыбалка».
- Изготовление совместно с родителями декоративного магнита
Заключительный этап.
- Итоговое мероприятие-выставка коллекция магнитов сувениров изготовленных совместно с родителями родителями .
- Открытое занятие «Поможем сказочным героям»
Перспективный план работы:
Понедельник 21 ноября
«Знакомство с магнитами» | беседа | Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита. |
Просмотр с детьми иллюстраций по теме «Магнит» | беседа | Заинтересовать детей изображением на иллюстрации. |
Подготовка практического материала для проведения опытов. | Совместная деятельность. | Приобретение новых знаний |
Вторник 22 ноября
Чтение познавательной сказки «Приключения магнитика» | беседа | Формирование представлений и выявление возможностей для познавательного развития. |
Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит, Компас». | Совместная деятельность. | Создание благоприятного эмоционального состояния у детей, посредством познавательной деятельности. |
Среда 23 ноября
Опыт №1 «Какие предметы притягивает к себе магнит?» | Совместная практическая деятельность. | Познакомить детей со свойствами магнита. |
Четверг 24 ноября
Опыт №2 «Чудеса со скрепками». | Практическая деятельность | Определить способность металлических предметов намагничиваться. |
Пятница 25 ноября
Опыт №3 «Все ли притягивает магнит?». | Практическая деятельность | Закрепить знания детей о свойствах магнита |
Настольная магнитная игра «Рыбалка». | Практическая деятельность | . Закрепление полученных знаний, развитие внимания, памяти. |
Понедельник 28 ноября
Опыт№4 «Действует ли магнит через другие материалы?» | Практическая деятельность | Развивать навыки исследовательской деятельности, вызывать интерес детей анализировать результат. |
Вторник 29 ноября
Рассматривание декоративных магнитов. | Беседа | Вызвать интерес у детей в познавательной деятельности |
Среда 30 ноября
Изготовление декоративного магнита сувенира | Совместная с родителями практическая деятельность | Развитие творческих способностей. |
III этап | ||
Итоговое мероприятие-выставка коллекции декоративных магнитов, изготовленных совместно с родителями и воспитателями. Открытое занятие «Поможем сказочным героям» |
Четверг 1 декабря
Выставка магнитов сувениров , изготовленных совместно с родителями | Совместная с родителями практическая деятельность | Развитие творческих способностей. |
Вывод: в результате реализации проекта «Волшебный магнит» дети имели возможность познакомиться и приобрести знания о свойствах магнита, узнали, почему он так называется. С удовольствием принимали участие в опытах по определению свойств магнита, проявляли инициативу и стремление узнать, открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы. В соответствии с возрастными возможностями выполняли исследования по теме, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми в ходе совместной деятельности, что обеспечивает актуализацию знаний по исследуемой проблеме.
Методическое обеспечение проекта.
- Гризик Т.И. «Познавательное развитие 2-8 лет: мир природы и мир человека» методическое пособие / Т.И. Гризик, , М.: Просвещение, 2015 г.
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
- Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
- Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А. А. Леонович;
- Большая книга «почему» / под редакцией А. В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
Беседа на тему «Знакомство с магнитом».
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «магнит», сформировать представления о свойствах магнита.
Развивающая: формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Ход.
Ребята, посмотрите! Вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?
Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.
Познавательная сказка о магните «Приключения магнитика».
Жил-был маленький веселый магнитик. Он радовался весне и не знал к кому бы прилепиться. Вдруг он увидел мальчика, который сидел и плакал. Его заводная игрушка утенок никак не заводилась, ключик случайно упал в тазик с водой и мальчик никак не мог его достать. Тогда магнитик решил помочь мальчику и прилепившись к стенке тазика, достал ключик. Мальчик очень обрадовался, поскольку теперь он может заводить своего любимого утенка и играть с ним. А веселый и довольный магнитик отправился путешествовать дальше.
Картотека опытов с магнитом:
Опыт «Какие предметы притягивает к себе магнит?»
Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели предметы из нашей коробочки, назвали из чего они сделаны. (досочка из дерева, деревянная, бумага, кусочек ткани). Сейчас я вам предлагаю определить, какие из предметов будет притягивать магнит, а какие нет. Попробуйте и мы с вами вместе определим, на какие предметы действует магнит, а на какие нет.
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Вывод: магнит притягивает только железо.
Опыт «Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
“Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Открытое занятие в старшей группе с магнитом «Поможем сказочным героям»
Баранкова Е.М.
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнитная сила, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит
Развивающие:
- развивать у детей представление об основных свойствах магнита;
- развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
- обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнетизм, находить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, желание помогать ближнему, беречь окружающую природу;
Оборудование:
- посылка с волшебными камушками – магнитами; Технические средства: ИКТ
- 6 писем от сказочных героев (Крокодила Гены и Чебурашки, Красной Шапочки, черепахи Тортиллы, принцессы Варвары, поросенок Ниф-Ниф, Незнайки- картинки с изображением сказочных героев;
- магниты по количеству детей, большой магнит;
- тарелки с крупой и скрепками;
- тарелки с мелким предметами из разного матерьяла, пластмассовым конструктором, бумажками, гайками, болтами;
- тазы с водой (в нем игрушечная золотая рыбка и различный мусор из металла) ;
- удочки с магнитом по количеству детей.
Методы и приемы:
- беседа;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа
Просмотр презентаций
Ход образовательной деятельности:
Приветствие
Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим гостям улыбки и поздороваемся с ними.
В: Ребята к нам в группу пришла посылка.
Здесь подписано, «Для детей старшей группы «Солнышко»! от сказочных героев. Я предлагаю посмотреть, что в ней?
В: Так ребята, а в коробочке письмо
В :Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.(магнит)
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
В: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем».
Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
В: Я предлагаю вам положить магниты в коробочку. Смотрите, по скайпу пришло электронное письмо. Давайте посмотрим от кого оно.
письмо от Крокодила Гены и Чебурашки слайд № 1
«Здравствуйте, ребята! Это я, Крокодил Гена! У меня сломалась машина. Я хотел ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а мы с Чебурашкой не знаем , как их определить. Помогите нам, пожалуйста»
В: - Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Гене и Чебурашке?
В: - Как мы сможем отличить железные детали от остальных?
Д: (Нужно использовать магнит).
В: Я предлагаю Вам пройти к первому столу (дети проходят за столы)
Опыт1
В: - На столах лежит множество предметов из разных материалов. - Какие материалы вы видите перед собой? (бумага, резина, ткань, пластмасса, железо, дерево, стекло).
В: - Вам нужно по очереди проверить, какие предметы притягивает магнит, отобрать их и положить их в коробочку. Приступайте!
В: - Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики, гайки, болты…?
Ответы детей: (Потому что они металлические, железные)
В: Правильно, все они металлические, железные, какой вы можете сделать вывод?
Вывод: Дети: - Магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
В: - Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит.
После каждого выполненного задания дети получают карточку и отмечают кружком то свойство магнита которое они доказали и вешают на магнитную доску. Проходят к следующему столу.
слышат аудио звук сообщения слайд № 2
Письмо от Красной Шапочки
«Ребята, помогите мне пожалуйста. Мы с мамой хотели испечь бабушке пирожков и сварить кашу, но я случайно уронила в гречку и сахар скрепки. Что делать я не знаю. А я так хотела порадовать бабушку».
Опыт 2 «Поможем Красной Шапочке».
В: Поможем Красной Шапочке? Как же нам ей помочь? Как можно найти в крупах металлические предметы?
ответы детей: с помощью магнита.
В: - Возьмите по магниту и проведите им над тарелкой, железные скрепки притягиваются к магниту.
В: - Молодцы ребята! отправим Красной Шапочке гречку, сахар,соль без скрепок, она будет очень рада! Положите магниты в коробку.
Вывод: В: почему магнит притягивает железные предметы?
Д: потому, что у магнита есть волшебная сила! В: Правильно ребята и она называется магнитная сила. Она действует даже через разную круппу!
Молодцы ребята справились с заданием.
Дети получают карточку отмечают кружком то свойство которое они доказали и вешают на магнитную доску.
Проходят к следующему столу.
слышат аудио звук сообщения слайд № 3 от черепахи Тортиллы
«Я черепаха Тортилла
Прошу вас об одном!
Очистите от мусора мой пруд!»
В: Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет черепаха! Если мы не поможем, она может погибнуть!
Опыт3 Берем волшебные удочки! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать металлический мусор!
В: В: Скажите ребята! магнит притягивает какие предметы? -
Д: металлические предметы, лежащие в воде.
В: Значит какой мы можем сделать
Вывод. :магнитные силы действуют и через воду!
В: Молодцы ребята!! возьмите еще одну карточку и отметьте кружком то свойство магнита которое доказали и закрепите карточку на магнитную доску.
Проходят к следующему столу. Где стоит банка, а на дне ключ.
слышат аудио звук сообщения слайд № 4
Письмо от принцессы Варвары
Здравствуйте ребята я случайно уронила ключи от своих волшебных сундучков в воду, и теперь они лежат там на дне а как достать их, не намочив рук я не знаю.
В: Ребята, как вы думаете, можно ли достать ключи не замочив рук и не выливая воду из стакана?
В: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим.
Опыт4 (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает ключ в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит.)
Воспитатель: Что же двигало ключик?
- Магнитная сила.
Вывод: Д: магнитная сила может действовать через стекло.
В: Молодцы ребята возьмите очередную карточку и отметьте свойство которое доказали и закрепите на магнитную доску.
В: - Ну, что пора немного отдохнуть, я приглашаю поиграть в игру
Физминутка: Магнетизм.
Воспитатель: Встаньте, подойдите ко мне. Я магнит и буду называть разные предметы, а вы будьте внимательны, если предмет мною названный притягивается магнитом , тогда вы протягиваете ко мне руки, если предмет не притягивается магнитом, то руки прячете за спину.
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам
проходят к следующему столу.
слышат аудио звук сообщение слайд № 5
Письмо от поросенка Ниф-Нифа из сказки три поросенка
проходят к следующему столу с изображением Ниф-Нифа.
«Ребята помогите мне найти мох братьев , когда волк ворвался в наш дом, они, разбежались и потерялись. помогите нам встретится.»
Опыт5
В: Ребята смотрите у вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Давайте поможем провести поросят по этим дорожкам с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
В: Что происходит с монеткой?
Д: (Двигается)
В: Почему так происходит?
Д: (Потому что магнит примагнитил монетку)
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
В: Молодцы ребята отметьте кружком доказанное свойство магнита и прикрепите еще одну карточку на доску.
слышат аудио звук сообщения слайд № 6
Письмо от Незнайки.
«Трудно в жизни быть НЕЗНАЙКОЙ!
Я хочу все знать!
Попрошу я вас ребята
Про магниты все мне рассказать!»
Рефлексия : что же мы интересного узнали сегодня о магнитах? Кто расскажет Незнайке? (Дети подходят к магнитной доске на которую прикрепляли карточки со свойствами магнита и рассказывают.)
Магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются
У магнита есть волшебная сила и она называется магнитная сила. Она действует даже через разные предметы, воду, стекло.
Вы сегодня ребята совершили много добрых поступков, помогли героям из разных сказок! А знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее! будьте дружными и помогайте друг другу!
Мастер-класс по рукоделию. Поделка «Символ 2023года» в технике тестопластика
Для изготовления с детьми старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс для родителей по изготовлению магнита на холодильник в технике тестопластика.
Цель:
• Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
• Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Необходимый материал: соль «Экстра» - 0,5 стакана; мука пшеничная – 0,5 стакана, вода – 0,5 стакана, скалка, стека, кисточка, стаканчик с водой, фольга, блестки, клей «Титан».
Замешиваем солёное тесто:
1. Хорошо перемешайте муку с солью.
2. Понемногу добавляйте воду и вымешивайте тесто, пока оно не будет прилипать к рукам.
3.Готовое тесто положите в целлофановый пакет и подержите минут 10-15.
Итак, начнём. Шаблон есть, фигурку зайчика нужно вырезать по контуру. Раскатываем тесто толщиной 2-3 мм.Сверху прикладываем шаблоном.
И начинаем стекой вырезать по контуру.
Края фигурки сгладить с помощью стеки или ватной палочкой смоченной в воде.
Затем поверхность фигурки украшаем блестками или бисером. Для этого нужно слегка смочить поверхность фигурки водой и посыпать блестками
Перекладываем фигурку вместе с фольгой на противень и ставим в духовку для сушки. Включаем слабый огонь и оставляем сушиться на 1 час
По истечении времени выключаем духовку и достаём высушенную фигурку и оставляем остывать.Когда фигурка станет холодной, приклеиваем магнит и покрываем лаком.
Вот такой «Символ 2023 года» у нас получился.
Вы можете создать свою неповторимую лошадку, используя понравившийся вам шаблон и варьировать оформление по своему вкусу.
Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебная пуговица"
Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....
Педагогический проект "Волшебное озеро"
На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является экологическое воспитание. Возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные ...
Проект "Волшебный магнит"
В данной работе проведено исследование различных свойств магнита....
Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ
Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...
Проект «Волшебный магнит». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.
Проект «Волшебный магнит».Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.Тип проекта: по направленн...
проект "Волшебный магнит"
Актуальность.«Вот перед Вами обычный магнит,Много секретов в себе он хранит».Что это за чудо камень - магнит и какими свойствами он обладает?Экспериментирование пронизывает все сферы детск...
Исследовательский проект"Волшебный магнит"
Исследовательский проект"Волшебный магнит"...