"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интегрированное занятие в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР «Ладошки» МО «Барышский район»
Интегрированное занятие в старшей группе
на тему: «Зимующие птицы»
Воспитатель : Ясницкая Н.В.
Логопед: Сокушева Д.М.
2023 год
Цель:.
закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях, развивать наблюдательность, воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Задачи: расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова), имен прилагательных - зимующие, птичий, глаголов - перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел; развивать артикуляционную моторику, развивать общую моторику и умение ориентироваться в пространстве, формировать фонематический слух, развивать внимание, память, мелкую моторику рук, развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки); учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими), учить отвечать на вопросы полным ответом; закреплять навыки ориентировке в пространстве.
Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, игрушка сорока на длинной палочке, кормушка, прищепки, крупные макароны на тарелочке для каждого ребенка, белое полотно со следами птиц, блестящий сундучок с раскрасками зимующих птиц.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов про зимующих птиц, наблюдение на прогулке за зимующими птицами, показ видео слайдов про зимующих птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его , и в группу залетел снегирь. В клюве он держал конверт с письмом. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это сможете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке!»
- Несмотря на то, что зима у нас холодная, морозная, снежная, много птиц остается зимовать в родном краю. Как называются эти птицы? (зимующие)
Воспитатель: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Вам нужно будет отгадать загадки.
1) Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает,
Эта птица круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она, громко с самого утра:
«Просыпайтесь, поскорей!»
Всех торопит… (Воробей)
2) Птица черная сидит на лохматой елке.
«Кар!» все время говорит, клюв страшней иголки! (Ворона)
3) Посмотрите на балкон,
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)
4) Красногрудый красавец в саду,
Кувыркался в пушистом снегу.
А потом он на веточку сел,
Засвистел и тихонько запел.
Кто зимою морозной поет?
Почки, ягоды, шишки клюют? (Снегирь)
5) Прилетает к нам зимой
С желтой грудкой пуховой
Шустренькая птица.
Кто это?... (Синица)
6) Что блестит не пропущу,
Все в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я - ... (Сорока)
Воспитатель: Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами).
Логопед показывает кормушку.
Логопед: Дети, что это? ( Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц).
Логопед предлагает пальчиковую гимнастику: «Заботливые дети»
«Заботливые дети синицам корм дают, (пальцы обеих рук соединяют в кучку)
А птицы на рассвете им песенки поют! (указательный соединяют с большим)
Когда похолодает, умолкнет звон ручьев, (потирают ладошки)
Друзья не забывают синиц и воробьев!» (хлопки)
Логопед: Дети, посмотрите на нашу кормушку прилетели (Синицы и снегири).
Игра «Веселый счет»
-Сосчитаем птичек, которые прилетели к кормушке (один снегирь, два снегиря, три снегиря,…..)
А это что за птица? (Сорока)
Логопед показывает птицу сороку на палочке и говорит скороговорку:
Прилетела к нам сорока,
У нее два белых бока,
Черный хвостик и спина,
Голова и та черна! (Дети повторяют скороговорку)
Логопед: Дети, а теперь посмотрим, куда же сорока сейчас полетит, наблюдать будем только глазками, чтобы ее не спугнуть.
Логопед проводит гимнастику для глаз: сорока летит вверх, сорока летит вниз, сорока летит вправо, сорока летит влево, сорока летит по кругу. (Дети глазами наблюдают за сорокой).
Логопед: Дети, а сейчас я вас превращу в маленьких птичек, в птичек – невеличек (Дети садятся на корточки).
Маленькие птички, птички – невелички (Дети садятся на корточки)
По лесу летают, песни распевают, (Машут руками и бегают)
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел, (Дети садятся на свои стульчики)
Птички спрятались в дупло, их не тронет здесь никто!
Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Один - много»:
одна сорока – много… (сорок),
одно крыло – много… (крыльев),
одно перо – много… (перьев),
один клюв – много… (клювов),
один хвост – много… (хвостов) и т.д.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, зимой птицам тяжело? (Птицам зимой тяжело, голодно и холодно). Правильно пережить зиму очень тяжело, давайте представим что в наших ладошках маленькая птичка, которой очень холодно, согреем ее своим дыханием (Через нос вдыхаем, через рот выдыхаем - согреваем птичку). Птичка согрелась и полетела дальше - выпускаем ее из ладошек.
Логопед: Дети, а сейчас вас ждет еще одна игра «Большой - маленький» (игра с мячом):
У вороны клюв, у вороненка… (клювик),
У вороны крыло, у вороненка… (крылышко),
У вороны перо, у вороненка… (перышко),
У вороны хвост, у вороненка… (хвостик),
У вороны голова, у вороненка… (головка) и т.д.
Тонкие лапы- тоненькие лапки
Длинная шея-длинненькая шейка
Короткий хвост-коротенький хвостик
Черное крыло-черненькое крылышко
Воспитатель: Детки, а кто знает стихотворение про ворону?
Дети рассказывают стихотворение «Глупая ворона»
Глупая ворона клювик приоткрыла,
Глупая ворона фантик ухватила,
Думала конфетки, а их съели детки,
Ам, ам, ам, никому конфет не дам!
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с прищепками и покажем глупую ворону.! (Дети проходят за свои столы, берут прищепку и фантик конфетки).
Воспитатель: Ребята, а теперь покажем с помощью прищепок стихотворение «Прилетайте, птички!»
Прилетайте, птички!
Сало дам синичке,
Приготовлю крошки:
Эти крошки голубям,
Эти крошки воробьям,
Галки и вороны ешьте макароны!
Угостим ворону макаронами (Дети с помощью прищепки перекладывают макароны с одной тарелочки на другую).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли, а теперь посмотрите, пожалуйста, на этот огромный сугроб. Что вы видите на снегу? (Следы). А чьи это следы, как вы думаете? (Следы птиц). Действительно, это следы птиц, а каких именно вы узнаете, послушав мое стихотворение «Кто расхаживал по снегу?»
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся- ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы -
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница -
Это прыгала синица.
Каждый птичий снежный след
Рассказал мне свой секрет.
Воспитатель: Дети, это следы голубей и синиц, а сможете ли вы узнать по следам куда же ходили птички? (Дети рассматривают направление следов и находят сундучок). Ребята, вам птички передали подарок на память – это раскраски зимующих птиц (Дети рассматривают раскраску и благодарят птиц).
Воспитатель: Дети, вам понравилась играть?
О ком мы сегодня беседовали?Что нового вы узнали? Назовите зимующих птиц.Нужно ли заботиться о птицах?
Не будем забывать о зимующих птицах. На участке мы повесили кормушки, будем подкармливать птиц зимой. А летом птицы помогут нам, они будут уничтожать насекомых вредителей и будут продолжать охранять наши сады и леса.
Я говорю вам всем спасибо, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...