"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ясницкая Наталья Владимировна

Интегрированное занятие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int.zanyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР «Ладошки» МО «Барышский район»

Интегрированное занятие в старшей группе

на тему: «Зимующие птицы»

                                                                                    Воспитатель : Ясницкая Н.В.

                                                                            Логопед: Сокушева Д.М.

2023 год

Цель:.

 закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях, развивать наблюдательность, воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Задачи: расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова), имен прилагательных - зимующие, птичий, глаголов - перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел; развивать артикуляционную моторику, развивать общую моторику и умение ориентироваться в пространстве, формировать фонематический слух, развивать внимание, память, мелкую моторику рук, развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки); учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими), учить отвечать на вопросы полным ответом; закреплять навыки ориентировке в пространстве.

Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, игрушка сорока на длинной палочке, кормушка,  прищепки, крупные макароны на тарелочке для каждого ребенка, белое полотно со следами птиц, блестящий сундучок с раскрасками зимующих птиц.

Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов  про зимующих птиц, наблюдение на прогулке за зимующими птицами, показ видео слайдов про зимующих птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его , и в группу залетел снегирь. В клюве он держал конверт с письмом. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это сможете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке!»

- Несмотря на то, что зима у нас холодная, морозная, снежная, много птиц остается зимовать в родном краю. Как называются эти птицы? (зимующие)

Воспитатель: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Вам нужно будет отгадать загадки.

1) Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает,

Эта птица круглый год,

Во дворе у нас живет.

И чирикает она, громко с самого утра:

«Просыпайтесь, поскорей!»

Всех торопит… (Воробей)

2) Птица черная сидит на лохматой елке.

«Кар!» все время говорит, клюв страшней иголки! (Ворона)

3) Посмотрите на балкон,

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут (Голубь)

4) Красногрудый красавец в саду,

Кувыркался в пушистом снегу.

А потом он на веточку сел,

Засвистел и тихонько запел.

Кто зимою морозной поет?

Почки, ягоды, шишки клюют? (Снегирь)

5) Прилетает к нам зимой

С желтой грудкой пуховой

Шустренькая птица.

Кто это?... (Синица)

6) Что блестит не пропущу,

Все в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока...

Догадались? Я - ... (Сорока)

Воспитатель: Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами).

Логопед показывает кормушку.

Логопед: Дети, что это? ( Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц).

Логопед предлагает пальчиковую гимнастику: «Заботливые дети»

«Заботливые дети синицам корм дают, (пальцы обеих рук соединяют в кучку)

А птицы на рассвете им песенки поют! (указательный соединяют с большим)

Когда похолодает, умолкнет звон ручьев, (потирают ладошки)

Друзья не забывают синиц и воробьев!» (хлопки)

Логопед: Дети, посмотрите на нашу кормушку прилетели (Синицы и снегири).

Игра «Веселый счет»

-Сосчитаем птичек, которые прилетели к  кормушке (один снегирь, два снегиря, три снегиря,…..)

А это что за птица? (Сорока)

Логопед показывает птицу сороку на палочке и говорит скороговорку:

Прилетела к нам сорока,

У нее два белых бока,

Черный хвостик и спина,

Голова и та черна! (Дети повторяют скороговорку)

Логопед: Дети, а теперь посмотрим, куда же сорока сейчас полетит, наблюдать будем только глазками, чтобы ее не спугнуть.

Логопед проводит гимнастику для глаз: сорока летит вверх, сорока летит вниз, сорока летит вправо, сорока летит влево, сорока летит по кругу. (Дети глазами наблюдают за сорокой).

Логопед: Дети, а сейчас я вас превращу в маленьких птичек, в птичек – невеличек (Дети садятся на корточки).

Маленькие птички, птички – невелички (Дети садятся на корточки)

По лесу летают, песни распевают, (Машут руками и бегают)

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел, (Дети садятся на свои стульчики)

Птички спрятались в дупло, их не тронет здесь никто!

Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Один - много»:

одна сорока – много… (сорок),

одно крыло – много… (крыльев),

одно перо – много… (перьев),

один клюв – много… (клювов),

один хвост – много… (хвостов) и т.д.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, зимой птицам тяжело? (Птицам зимой тяжело, голодно и холодно). Правильно пережить зиму очень тяжело, давайте представим что в наших ладошках маленькая птичка, которой очень холодно, согреем ее своим дыханием (Через нос вдыхаем, через рот выдыхаем - согреваем птичку). Птичка согрелась и полетела дальше - выпускаем ее из ладошек.

Логопед: Дети, а сейчас вас ждет еще одна игра «Большой - маленький» (игра с мячом):

У вороны клюв, у вороненка… (клювик),

У вороны крыло, у вороненка… (крылышко),

У вороны перо, у вороненка… (перышко),

У вороны хвост, у вороненка… (хвостик),

У вороны голова, у вороненка… (головка) и т.д.

Тонкие лапы- тоненькие лапки

Длинная шея-длинненькая шейка

Короткий хвост-коротенький хвостик

Черное крыло-черненькое крылышко

Воспитатель: Детки, а кто знает стихотворение про ворону?

Дети рассказывают стихотворение «Глупая ворона»

Глупая ворона клювик приоткрыла,

Глупая ворона фантик ухватила,

Думала конфетки, а их съели детки,

Ам, ам, ам, никому конфет не дам!

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с прищепками и покажем глупую ворону.! (Дети проходят за свои столы, берут  прищепку и фантик конфетки).

Воспитатель: Ребята, а теперь покажем с помощью прищепок стихотворение «Прилетайте, птички!»

Прилетайте, птички!

Сало дам синичке,

Приготовлю крошки:

Эти крошки голубям,

Эти крошки воробьям,

Галки и вороны ешьте макароны!

Угостим ворону макаронами (Дети с помощью прищепки перекладывают макароны с одной тарелочки на другую).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли, а теперь посмотрите, пожалуйста, на этот огромный сугроб. Что вы видите на снегу? (Следы). А чьи это следы, как вы думаете? (Следы птиц).  Действительно, это следы птиц, а каких именно вы узнаете, послушав мое стихотворение «Кто расхаживал по снегу?»

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся- ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы -

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница -

Это прыгала синица.

Каждый птичий снежный след

Рассказал мне свой секрет.

Воспитатель: Дети, это следы голубей и синиц, а сможете ли вы узнать по следам куда же ходили птички? (Дети рассматривают направление следов и находят сундучок). Ребята, вам птички передали подарок на память – это раскраски зимующих птиц (Дети рассматривают раскраску и благодарят птиц).

Воспитатель: Дети, вам понравилась играть?

 О ком мы сегодня беседовали?Что нового вы узнали? Назовите зимующих птиц.Нужно ли заботиться о птицах?

Не будем забывать о зимующих птицах. На участке мы повесили кормушки, будем подкармливать птиц зимой. А летом птицы помогут нам, они будут уничтожать насекомых вредителей и будут продолжать охранять наши сады и леса.

Я говорю вам всем спасибо, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...