Мини-проект во II младшей группе «Здравствуй, Рябинка!»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шарикова Татьяна Геннадьевна

Большинство  современных  детей  редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети не имеют достаточных знаний о дереве рябина, её отличительных свойствах. Проект поможет детям получше узнать дерево, растущее рядом с нами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад Солнышко»

Мини-проект во II младшей группе

 «Здравствуй, Рябинка!»

Составила воспитатель: Шарикова Татьяна Геннадьевна

Вид проекта: групповой

Актуальность: гуляя по территории детского сада, мы заметили, что детей очень заинтересовало дерево рябина. Его листочки, ягоды, птицы, которые прилетают лакомиться плодами рябины.

Но на вопрос : «Как называется это дерево?», дети не смогли ответить.

Проблема: Большинство  современных  детей  редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети не имеют достаточных знаний о дереве рябина, её отличительных свойствах.

Объект исследования: рябина, растущая на территории  детского сада.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Срок проведения:  октябрь - май

Участники: дети, родители, педагоги

Возраст детей: 3-4 года

Цель: создание условий, для развития кругозора и познавательной деятельности детей в природе на примере дерева рябины

Задачи: 

  • Расширить и уточнить знания детей о рябине.
  • Развивать у детей воображение, речь, мышление, любознательность, интерес к природе.
  • Формировать бережное отношение   к  природе, учить видеть красоту природы.

Гипотеза: если познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом –рябинкой будет  носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (специально – организованные занятия, игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности),то знания детей станут глубокими, осознанными, полными.

Ожидаемые результаты: расширение кругозора детей их словарного словаря, а так же повышение уровня их экологического сознания

Описание проекта:

I этап. Подготовительный

1.Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

2.Разработка, подбор и анализ методической и художественной литературы по данной теме; необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, сюжетные картинки, песни, пословицы, поговорки, загадки о рябине.

3. Разработка и накопление методических материалов.

4. Составление плана работы над проектом.

5. Изготовление дидактических игр:

«Собери рябинку» - осколочная мозаика (из 4 частей)

«Собери листочки и ягодки на рябине».

       

            II этап. Основной

 План работы с родителями:

  • Беседа о проведении проекта в  группе
  • Подбор литературных произведений о рябине
  • Совместное мероприятие по нетрадиционному рисованию «Рябина красная»
  • Оформление выставки рисунков «Рябина красная »

План работы с детьми:

  • Беседа о деревьях.
  • Чтение стихов, загадок, пословиц о рябине.
  • Прогулка – наблюдение «Познакомимся поближе».
  • Лепка «Веточка рябины».
  • Рисование в нетрадиционной технике  «Ветка рябины».
  • Изготовление поделок из рябины совместно с родителями.
  • Дидактические игры «Собери листочки и ягодки на рябине», «Собери рябинку», «С какого дерева лист», «С какого дерева ягоды».
  • Подвижные игры.
  • Экскурсии.
  • Рассматривание иллюстраций, картин художников.
  • Хороводные песни и игры.

(Смотри приложение)

III этап. Заключительный

Презентация проекта: выставка совместных рисунков детей и родителей «Рябина красная», презентация проекта на общем, годовом празднике.

Выводы: 

В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания, было сформировано представление детей о рябине, об её внешнем виде, сезонных изменениях, целебных свойствах ягод.

В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а также развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

В ходе деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формирование навыки элементарной исследовательской деятельности.

Приложение

Месяц

Мероприятие

Содержание

Словарная работа

Работа с родителями

Октябрь

Предварительная работа.

Прогулка-наблюдение к рябине на территории детского сада.

Составление плана работы над проектом.

Подбор необходимого материала для разработки проекта:  иллюстрации,

песни, пословицы, поговорки, загадки о рябине.

Изготовление дидактических игр. 

Познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви.

Рябина, дерево, ствол, ветви, листья, плоды – ягоды, семечки.

Окрас  листьев: зелёный, красный, коричневый.

Окрас ягод: красные, оранжевые, коричневые.

Вовлечение родителей в процесс всестороннего развития личности детей их воспитания и обучения. 

Познакомить родителей с проектом «ЗдравствуйРябинка!». 

Предложить провести с детьми наблюдения за деревьями, которые растут у них во дворах и дачных участках.

Ноябрь

Беседа «Что мы знаем о дереве Рябина?»

Наблюдение за ветками и ягодами рябины в вазе.

Подвижная игра  «Раз, два, три к рябинке беги»

Рассматривание иллюстраций «Рябина осенью».

Дать простейшие знания о рябинке. 

Учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).

Развивать умение бегать «стайкой», слушать взрослого.

Формировать умение замечать отличительные черты дерева в разное время года.

Ягоды рябины, плоды, объедены, склёваны, сжёваны ягоды, листья, почки, побеги рябины, копытные звери, лакомятся.

Листья засыхают, ягоды становятся морщинистыми.

Консультация «Всё о рябине».

Папка передвижка «Рябинка милая моя».

Декабрь

Дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»

Лепка «Веточка рябины»

Способствовать формированию у детей цветовых представлений.

Учить выполнять налепы из пластилина.

Веточка, кисть ягод, мнём пластилин, катаем шарик, прилепляю к основе.

Налеп, пластилин.

Папка-передвижка «Полезные свойства рябины обыкновенной».

Январь

Аппликация «Рябинка»

А. Плещеев «Скучная картина!»

Дидактическая игра «С какого дерева лист».

Учить раскладывать готовые листочки, аккуратно намазывать клеем и наклеивать его на дерево.

Знакомить детей с рябиной в художественных произведениях.

Познакомить детей с внешним видом рябины.

Тучи без конца, льётся, чахлая рябина, мокнет, деревушка, сереньким пятном, просит сердце.

Стихи о рябине.

Февраль

Рисование  «Ветка рябины».

Рассматривание иллюстраций «Рябина зимой».

Продолжать учить создавать образ рябины с помощью нетрадиционной техники рисования - «рисование пальчиком».

Формировать умение замечать отличительные черты дерева в разное время года.

Макаем пальчик, делаем отпечаток, кисть ягод, гроздья рябины.

Снежные гроздья, в снегу, засыпало снегом, шапки снега, красные кисти, снегири.

Загадки о рябине.

Март

И. Родозинская «Рябина».

Хороводные песни и игры.

Знакомить детей с рябиной в художественных произведениях.

Учить слушать музыкальные произведения.

Тонкий лёд стекла, оконный проём, изящна и знакома, витрин, растёт упрямо ввысь, жёг мороз, ветер слал печали, хрупкий лист, шелест ветвей, промозглая пелена, рябиновым дыханьем, алый маячок.

Сказки о рябине.

Апрель

Наблюдение за ветками  рябины в вазе.

М. Цветаева «Рябина».

Слушание русской народной песни «Рябина».

Учить замечать изменения, происходящие с ветками весной (уточнить, что весной природа пробуждается).

Знакомить детей с рябиной в художественных произведениях.

Учить слушать музыкальные произведения.

Почки, набухли, распускаются листочки, молодые, светло-зелёные, бутоны, цветы.

Красною кистью, рябина зажглась, падали листья, листопад, колокола, субботний день, доныне, грызть, горькую кисть.

Консультация «Как рисовать рябину».

Май

Рассматривание иллюстраций «Рябина весной».

Дидактическая игра «С какого дерева ягоды».

Формировать умение замечать отличительные черты и изменения дерева в разное время года.

Учить детей различать плоды деревьев.

Цветы, бутоны, букет, листья молодые, свежие, новые.

Плоды, ягоды.

Совместное занятие по нетрадиционному рисованию «Рябина красная».

Выставка совместных работ.

         

Стихи о рябине.

     Ирина Токмакова.

        

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина*.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Подшутить хотела?

*Хина – кора хинного дерева, горькая на вкус; употребляется в медицине.

                                            Елена Благинина.

          На тропинке – тень

           Солнечная сетка.

   Через тык, через плетень

       Свесилась ветка.

     Прибегу, прискачу,

      На носках привстану,

        Ветку за косы схвачу,

        Ягоды достану.

                                                 У плетня посижу

                                                                                                         И на шелковинку

                                                                                                          Осторожно нанижу

                                                                                                        Ягоду  - рябинку.

                                                                                                        Бусы горькие надень,

                                                                                                          Веточка, ветка?

                                                                                                       На тропинке тень,

                                                                                                       Солнечная сетка.

Загадки о рябине.

В мае грелась, зеленела,                                                        Увидал в лесу

Грозди осенью надела.                                                           Ягоду  - красу.

В алых ягодках  - горчинка.                                                 Тяжела корзина,

Что за деревце?                                                                        Хороша… (рябина).

                    (Рябинка.)

                                       В том лесу, не в огороде,

                                      Только осень на подходе,

                                      Новый у неё наряд,

                                        Бусы красные висят.

                                     Дрозд, снегирь другая птица,

                                       Могут ею угоститься,

                                      Как усилится мороз,

                                   Возрастёт на пищу спрос.

                                                                        (Рябина.)

Сказки о рябине.

Сказка Якова Тайца «Рябинка».

Шла бабушка Алёна лесом. Видит - рябина стоит, вся поломана. 
- Кто тебя сломал? 
- Это серый волк меня сломал. 
Выпрямила бабка ветки, перевязала, рябина и говорит: 
- Спасибо бабушка. Скажи-ка, бабушка, чего у тебя нет? 
Задумалась бабка: 
- Да всё как будто есть. Вот разве что внучки нет!
И пошла домой.
Подходит к дому, видит - на крыльце девочка в красном сарафанчике да в красных сапожках. 
- Ты кто, девочка? 
- Я твоя внучка. 

- А как тебя зовут? 
- Рябинка.
Обрадовалась бабушка и повела внучку в дом.
Утром бабушка сказала: 
- Я, Рябинка, в поле пойду, а ты останешься дома. Смотри, никуда не уходи!
Оставила бабушка ей пряников, орешков с мёдом и ушла. 
Села Рябинка к окну – видит,  гуси-лебеди летят. - Дай нам поесть, Рябинка! Дала им Рябинка пряничка.
Тут белки прибежали: 
- И нам дай чего-нибудь, Рябинка. 
Дала им орешков.

Тут медведь косолапый вылез из лесу: 
- И меня угости Рябинка! Отдала ему Рябинка мёд.
Тут серый волк показался. 
- Пойдём, Рябинка, гулять! 
- Нельзя, бабушка не велела. 
- А ты на минуточку, на крылечке постоять.
Вышла Рябинка на крылечко, а серый волк её цап-царап и в лес уволок.
Пришла бабка домой - нет Рябинки! 
Побежала в лес, давай звать: 
- Рябинка, где ты? 
Выручали Рябинку все вместе: гуси-лебеди, белки, медведь. Вернулись домой бабушка Алёна с внучкой Рябинкой. А серый волк ни с чем остался. Так ему, серому и надо!

Юрий Коваль «Дунина сказка о рябине».

Жила-была в полынной стороне рябина.

Она росла у забора на самом краю деревни.

Скучно, одиноко жила рябина – степь раскинулась вокруг, степь. А за забором росли яблони, цвела сирень. На рябину никто и внимания не обращал. Иногда только поздней осенью, когда на ветвях её поспевали красные ягоды, люди, проходящие мимо, останавливались.         Дуб и рябина. Художник В. Мелихов.

– Какая красивая рябина в этом году! – говорили они и шли дальше.

А некоторые так просто проходили мимо, не замечая рябиновой красоты.

Рядом с рябиной, у самых её корней, вилась дорога. По дороге мчались кони, громыхали телеги. Пыль из-под конских копыт оседала на её ветвях. А за дорогой была река, и на том берегу рос могучий дуб.

Рябина давно заметила его, а дуб, пожалуй, её не замечал. Он был огромный, крепкий, и даже самый сильный ветер не мог согнуть его, только листья обрывал с веток.

Как-то поздней осенью задул особенно сильный и пронзительный ветер. Рябина гнулась под его порывами, последние ягоды осыпались с её ветвей. И рябина захотела поговорить с дубом.

– Дуб, эй, дуб! – прошептала она. – Слышишь меня?

И ветер подхватил её слова, но дуб молчал – спал, наверно, убаюканный ветром. И долго ещё шептала рябина, пока дуб отозвался:

– Слышу тебя…

– Мне надо к тебе перебраться… Скучно здесь, одиноко. Да и ветер очень сильный.

– Так ведь дерево где растёт – там и растёт. Как переберёшься-то?

– А я бы прижалась к тебе, – шептала рябина. – Легче было бы…

Дуб долго молчал, а потом уж ветер донёс до рябины:

– Хорошо бы.

– Перенеси же меня через реку, ты ведь большой и сильный. Или сам иди ко мне.

И дуб тряхнул ветвями, хотел раздвинуть плечи, но не смог сдвинуться с места…

Дуня спела песню, замолчала, а Лёля не удержалась и заплакала. Эта сказка про рябину как-то вдруг оказалась связанной с болезнью мамы, и вот мамы всё нет, и когда же она вернётся?

– Ну, ну, не плачь, – сказала Дуня. – Ты ведь не знаешь, чем кончилась сказка.

– А чем? – всхлипывала Лёля.

– Однажды утром люди проснулись и вдруг увидели, что рябина растёт рядом с дубом.

– Неужели перебралась?

– Конечно.

– А как?

– Наверно, добрый человек всё понял, осторожно выкопал рябину, да и перевёз на лодке через реку.

И Лёля, засыпая, думала, что, если она увидит когда-нибудь одинокую рябину – обязательно перевезёт её через речку к дубу. Только бы выкопать её осторожно, корней не повредить.

А когда заснула окончательно, ясно увидела, как идёт рябина к дубу сама, как тяжело вынимает из земли свои корни, как гнётся, как качается, переходит речку, чтоб прижаться к дубу.

Список используемой литературы:

  1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ», 1998 г.
  2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005 г.
  3. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010 г.
  4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой– М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
  5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М.:МОЗАИКА–СИНТЕЗ,2010.–112с.
  6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М.: Академия, 2002. – 340 с.
  7. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение, 1978. – 280 с.
  8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  9. http://rulibs.com/ru_zar/child_prose/koval/6/j279.html
  10. https://bib-super-yana.blogspot.com/2013/10/ryabina-osenyu.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект "Листопад" для 1 младшей группы

Вид проекта: ролево-игровой мини-проект.Участники: воспитатель и дети.Цель: формировать элементарные представления о времени года-осень.Задачи: 1. познакомить детей с осенними явлениями природы (листо...

Мини-проект "Дорожная безопасность" в младшей группе

Проблема безопасности дошкольников на дорогах и улицах является особенно актуальной и волнует многих родителей....

Мини проект во второй младшей группе "Курочка Ряба"

Проект "Курочка Ряба" может быть использован в младших группах при изучении темы "Домашние птицы" или как самостоятельно реализуемая единица. В проекте обозначены цели, задачи и пл...

Экологический проект в старшей группе «Здравствуй, рябинка!»

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для ...

Мини-проект для детей второй младшей группы на тему: "Покормите птиц зимой"

Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие...

Мини проект «Чистые руки» Первая младшая группа.

Цель: 1.Продолжать знакомить детей с овощами, воспитывать культурно – гигиенические навыки, познакомить детей с правилами здорового образа жизни.          2. Дать п...

Мини-проект для детей первой младшей группы «День рождения Снеговика!»

Мини-проект для детей первой младшей группы «День рождения Снеговика!»Цель: закрепление и обобщение знаний детей о зиме, о существенных признаках зимнего периода, о зимних развлечения...