Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
№ | 17.05 2023 | Организационная информация | Примечания |
1. | Ф.И.О. педагога | Воронина Юлия Александровна | |
2. | Направление развития детей | Познавательно – исследовательская деятельность | |
3. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Знакомство со свойствами воздуха» | |
2. | Методы и приемы реализации | Наблюдение, загадывание загадки, мотивация с созданием проблемной ситуации, беседа, продуктивный диалог, постановка вопроса, элементы сюжетно – ролевой игры «Полёт на воздушном шаре», физкультминутка, дыхательная гимнастика, элементарное экспериментирование, анализ, синтез, продуктивная деятельность (рисование воздухом), сюрпризный момент, утренний круг приветствия. | |
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие | |
4. | Вид деятельности детей | Экспериментирование | |
5. | Возрастная группа | Вторая младшая группа | |
6. | Цель | Познакомить со свойствами воздуха через элементарное экспериментирование. | |
6.1 | Задачи | Обучающие: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; • учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты, способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воздуха - прозрачный, легкий; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас; • расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте. Развивающие: • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; • развивать логической мышление, память, внимание, наблюдательность, умение высказывать свои предположения, мнения, делать выводы; • развивать речь детей, активизировать их словарь прилагательными: воздух прозрачный, бесцветный; • формировать представления о ветре и его свойстве. Воспитательные: • воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности; • воспитывать умение взаимодействовать в коллективе. | |
7. | Планируемые результаты | Дети самостоятельно называют свойства воздуха проявляет чуткость к художественному слову при чтении загадки, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы. | |
8. | Организация среды для проведения ОД | Трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, листы бумаги по количеству детей, веер на каждого ребенка, макет воздушного шара, бинокли, одежда для лаборатории, игрушки (машинка и кораблик), плоские геометрические фигуры на каждого ребенка, плоские бумажные воздушные шары (радостный и печальный смайлик) по количеству детей, ватман с правилами поведения в лаборатории, мольберт для размещения признаков воздуха, гуашь синего цвета. | |
9. | Подготовка к ОД | Наблюдения за температурой воздуха на прогулке, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. | |
Конспект образовательной деятельности | |||
І | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Вводная часть Утренний круг приветствия. Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны). Здравствуй ты и здравствуй - я! (Показывают сначала на друга, потом на себя). Вместе мы одна семья! (Взялись за руки). | Речевое развитие |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там почтальон принёс посылку, а в ней воздушный шарик – грустный, рядом с ним письмо. Содержание письма. Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Летун. У меня случилась неприятность. Когда я летал по улице, то становился всё меньше и меньше, а что у меня внутри я не знаю? - Помогите стать мне снова большим. - Как вы думаете, ребята, почему шарик грустный? - Поможем шарику стать веселым и жизнерадостным? | Сюрпризный момент |
1.3 | Целеполагание | - Итак, чем мы будем заниматься сегодня? - Кому будем помогать? - Кто герой нашего занятия, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. - Что это? - Правильно, на сегодняшнем занятии мы будем знакомиться со свойствами воздуха. - Знакомиться мы будем в специальной лаборатории, куда сейчас и отправимся. | Художественно – эстетическое развитие. |
ІІ | Основная часть | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | -Так, как главной темой нашего занятия является воздух, то и полетим мы на воздушном транспорте (воздушном шаре). - Воспитатель раздаёт билеты (геометрические фигуры). - Занимаем места, согласно билетов, которые у вас в руках. Дидактическая игра «Найди пару геометрической фигуре.» Звучит музыка «Полёт на воздушном шаре». Прилетаем к лаборатории. - Вот перед нами лаборатория по изучению воздуха. «Повторяем правила поведения в лаборатории.» А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил и работать в специальной одежде. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Помни — опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Дети одевают специальную одежду и проходят в лабораторию. | Познавательное развитие |
2.2 | Добывание новых знаний | Воспитатель: воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас. Он есть везде и я вам это докажу? Для этого мы с вами проведем опыты. Проходим к первому столу. Опыт. №1 Воспитатель: ребята, давайте попробуем поймать воздух : а) ладошками (не получилось); б) целлофановыми пакетами. Воспитатель: На столе лежат целлофановые пакеты, попробуем ими поймать воздух. Смотрите как это делаю я и повторяйте за мной. Берем пакет двумя руками и пакетиком хватаем воздух. Закрутите пакеты, заперев воздух. Горлышко пакета нужно сжать так чтобы воздух не вышел. Что произошло с пакетом? Дети: Он надулся. Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается (он полный, наполнен воздухом) Дети: Внутри находится воздух. Воспитатель: Что наполняется воздухом? Что мы надуваем? Дети: Спасательный круг, нарукавники, матрац, шина для велосипеда. Воспитатель: теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Дети: Да. Вывод: Значит, воздух какой? – Прозрачный. Вывод: итак, воздух не имеет цвета, находится везде вокруг нас. Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте. Посмотрите на нашего гостя Летуна, кажется, он немного повеселел и подрос. - Проходим дальше. Опыт №2 «Игра с веером и мыльными пузырями.» Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть. Это что? Дети: Веер. Для чего он нужен? А сейчас давайте возьмем веер и помашем друг на друга. Что вы чувствуете? В.: Ребята, воздух есть и внутри нас. - Возьмите каждый мыльные пузыри и надуйте. - Что внутри этих пузырей? - Откуда в них воздух. - Из нас, мы свой воздух подарили мыльным пузырям. Вывод: Итак, воздух есть вокруг нас и внутри нас. Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте. - Посмотрите на нашего гостя Летуна, кажется, он стал ещё больше. Физминутка. «Ветер веет над полями» Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) - Проходим к следующему шарику. Опыт №3 В. Ребята, воздух может быть холодным и горячим. Зимой на улице воздух какой? А летом? В. Давайте широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? Д. Отвечают: Горячий, теплый. В.: А теперь сделайте губы трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух полетел на ладошку? Д.: Холодный воздух полетел на ладошку. Вывод: воздух бывает холодный и горячий. Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте. - Посмотрите на наш шарик, кажется, он стал ещё веселее. - Проходим дальше. Опыт №4. «Воздух обладает силой» С помощью воздушного шарика можно сдвинуть с места машинку, кораблик. - Проводится опыт с машинкой и корабликом. Вывод: воздух имеет силу. Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте. - Посмотрите на нашего Летуна, он стал совсем большим. - Проходим дальше. | Познавательное развитие Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению новых знаний | Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» А мы давайте порисуем с помощью воздуха. Перед вами тарелочки с красками, обмакните кисть в краску, капните капельку краски на листок. Теперь возьмите трубочку и подуйте на капельку краски. Получается? Вывод: с помощью воздуха можно рисовать. Картинку с изображением данного признака размещаем на мольберте. - Посмотрите на нашего Героя, он стал совсем большим и веселым. | Здоровьесберегающая технология Физическое развитие |
ІІІ | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия. | - Ребята, давайте подойдём к нашему мольберту и вспомним с какими свойствами воздуха мы познакомились? - Перечисляем все изученные свойства. - Вам понравилось занятие? - Мне тоже очень понравилось с вами заниматься. - Посмотрите на нашего «гостя», он стал весёлым и радостным. - А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в воздушный шар и улетаем. - Вот мы и в детском саду, подойдите к столу – перед вами шарики двух цветов: синий и красный. Если вам занятие понравилось, все было понятно, то поднимите шарики с радостным смайликом, а если у вас остались вопросы, были трудности, то шарик с грустным смайликом. | Социально – коммуникативное развитие. |
Дальнейшая разработка темы в режимных моментах | - Как вы думаете воздух имеет запах? - А это тема уже следующего занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа
Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....
Конспект открытого занятия "Воздух - невидимка"
Открытое занятие...
Конспект открытого занятия "Воздух-невидимка".
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Воздух -невидимка"....
Конспект открытого занятия "Воздух-добрый друг"
план-конспект занятия в средней группе...
Конспект открытого занятия «Воздух волшебник»
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;• подвести к пониманию того, что воздух...
Конспект открытой НОД «Воздух и ученые ребята» для воспитанников средней группы
Цель: закрепление понятия «воздух», изучение его свойств методом экспериментирования. ЗадачиОбразовательныеПродолжать знакомить детей с экспериментальной деятельностью.Уточнить и...