"Секреты магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

Конспект занятия в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» «Секреты магнита».                                    Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sekrety_magnita.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 123 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Воспитатель: Шипулина Н.В.

(высшая квалификационная категория)

Конспект занятия в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

«Секреты магнита»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Оборудование и материалы: программа «Наураша» блок «Магнитное поле»

Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные,     бумажные предметы, стакан с водой и скрепками, карточка «правила поведения в лаборатории».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте поздороваемся со всеми, кто нас окружает.

Дети встают в круг: Здравствуй, небо! (поднять руки) Здравствуй, Земля! (приседают) Здравствуйте мои друзья! (руки вперед) Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы) Пора в путешествие опять! (идут по кругу) (пожимают плечами) Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! (руки поднимают вверх)

В мире много интересного, (показывают руками) Нам порою неизвестного.

Ребята, вы любите эксперименты. Я тоже люблю их, в них всегда есть какое-то волшебство и загадка. Давайте, сегодня мы с вами окажемся в нашей лаборатории и будем экспериментировать.

Скажем наши волшебные слова. Закрывайте глазки и повторяйте все за мной

Детство это волшебство, ярких красок торжество.

Опыты и эксперименты, в жизни важные моменты.

1,2,3 в лабораторию попади! (дети кружатся вокруг себя)

(пока звучит музыка волшебства, педагог быстро надевает белый халат)

Что такое лаборатория? Помещение, где проводят эксперименты,  в лаборатории работают в спецодежде,  что – то изучают, выявляют, исследуют.

Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лаборатории?  Ученые, исследователи, лаборанты.  

Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы станете настоящими учеными. Но сначала надеваем специальную одежду и вспомним, какие правила нужно соблюдать, находясь в лаборатории? (карточка – схема с правилами поведения)

Правила поведения в лаборатории: нельзя разговаривать, нельзя ничего брать в рот, нужно быть осторожным, слушать меня внимательно.

А чтобы узнать, что мы будем делать и с помощью чего  проводить опыты, нужно узнать, что лежит у меня в коробке, отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно, найдёт иголку в куче сена. Что это? (магнит)

Удивительное название магнит! Сколько в этом слове слогов, давайте посчитаем? (Считаем с хлопками слоги) Дети: Два.  Верно, два!

Садимся за столы. У каждого лежит магнит.

Ребята, возьмите в руки магнит. Внимательно рассмотрите его. Какого он цвета? Какой он формы? На что похож? Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или теплый? Твердый магнит или мягкий? С запахом или нет? От магнита можно отломить кусок? (стоим в кругу и предаем магнит, говоря свойства магнита)

Магнит – это кусок железной руды или стали, способный притягивать железные и стальные предметы.

Ребята, посмотрите, вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.  Давайте продолжим изучать свойства магнита.

Опыт №1 «Притягивает – не притягивает» (все ли притягивает магнит?)

Воспитатель: Перед вами лежат различные предметы. Как вы думаете, что произойдет с этими предметами, если поднести магнит?

Из каких материалов сделаны эти предметы? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)

Надо разделить предметы.   

Первая группа – это предметы, которые притягивает магнит.

Вторая группа – предметы, которые не притягивает магнит.

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. (платок, брусок деревянный, пластмассовая фигура, чашка, бумага, скрепка, ключ). Раскладывают.

Какие предметы притягивает магнит? (железные предметы) Оставим их на столе. Предметы, которые не притягивает магнит, уберем в контейнер.

Ребята вы – настоящие исследователи! Ну, а теперь нас ждёт в своей лаборатории хорошо нам знакомый мальчик по имени Наураша. Кто он, этот мальчик?   Маленький учёный.

Воспитатель: Наураша тоже приготовил для вас увлекательные задания. (дети переходят в цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии»)

Блок «Магнитное поле»

  1. Расстояние до магнита
  2. Сравнение двух магнитов (плоский, кольцевой)
  3. Исследовать немагнитный предмет

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Большие магниты имеют сильное магнитное поле, маленькие – слабое магнитное поле. Предметы, сделанные не из железа не магнитятся.

Физминутка «Магнетизм» Воспитатель – магнит, показывает картинку - предмет и протягивает руки детям. Дети берут за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину и топают. (ножницы, резиновые сапоги, гвозди, книга, мяч, иголка)

Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду?

Ребята, подумайте, как мы сможем достать скрепки из воды, не намочив руки? (на столе)

Опыт №2.  Для опыта потребуется магнит, пластмассовый стакан с водой, скрепки.

У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики с водой, в которых лежат змейки-скрепки. Можно ли достать из стаканчика скрепки не замочив ни рук, ни магнита? Да, можно. Нужно вести магнитом по стенке стаканчика вверх. Давайте попробуем. (Дети выполняют задание)

Какой теперь можно сделать вывод? Магнит действует на металлические скрепки через преграду - пластик и воду…

Совершенно верно. Сила магнита, проходя через пластик притягивает металлические  скрепки, вынуждая их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

Воспитатель: А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань? На бумаге нарисованы дорожки, вы можете вести скрепку с помощью магнита через бумагу? Да, скрепка как будто танцует, может двигаться.

Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать предмет через бумагу, ткань, через пластмассу.

Опыт  № 3 «Битва магнитов» (палочка, синяя подставка, кольцевой магнит (синий/красный) притяжение - отталкивание

Воспитатель: Мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами   «магнитное притяжение»  и как действует невидимое магнитное поле.

Я предлагаю вам поиграть. Возьмем подставку со стойкой для кольцевых магнитов и наденем на нее поочередно сначала один магнит, а потом другой. Что произошло?  А теперь переверните один магнит и опять попробуйте примагнитить. Что вы видите.

Оказывается у магнитов есть два полюса: северный и южный. Северный полюс обозначается синим цветом, южный – красным. Магниты притягиваются разными полюсами, а одинаковыми отталкиваются.

Включаем задание от Наураши (карточки – задания).

Вывод: магниты разные по силе, одни из них сильнее притягивают предметы, а другие - слабее притягивают.

Уважаемые ученые, как вы считаете, магнититься могут только металлические предметы? Давайте мы сейчас это проверим.

Давайте возьмем (предварительно надутый) воздушный шарик. У нас на столе рассыпаны бумажные бабочки. Как вы думаете, могут ли бабочки взлететь на воздушный шарик? (варианты ответов детей)

Давайте потрем шарик о шерстяную тряпочку поднесем шарик к бабочкам и посмотрим, что произойдет. (выполняют задание) (Бабочки примагнитились к шарику)

Какой вывод мы можем сделать? Магнитное поле может образовываться в результате трения некоторых предметов.

Молодцы, ребята, вы – настоящие исследователи!

По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:

Дети вспоминают свойства магнитов: Магнит притягивает железные предметы.

Магнит имеет магнитное поле. Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон). 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.

Вот и подошло к концу наше занимательное и увлекательное путешествие. Вам было интересно?  Что было для вас трудно?

Может быть отличить железо от других материалов? А что больше всего понравилось в нашей лаборатории?

Я предлагаю вам с помощью красного и зелёного кружочков ответить на мои вопросы. При ответе «да» - поднимите кружочек зеленого цвета, при ответе «нет» - красный. Готовы?

Магнит твёрдый?  Магнит лёгкий, он может плавать?  Магнит притягивает железо? Магнит притягивает пластмассовые предметы?  Магнит действует через преграду?

Можно сделать вывод, что магниты гладкие, холодные, без запаха, твердые, их нельзя сломать, они бывают маленькие и большие и разной формы.

С ними можно играть и магниты очень любят железо. Дети любят играть с магнитными игрушками? Какие магнитные игрушки Вы знаете?

Дети: Магнитный конструктор, магнитные буквы и цифры, магнитные шахматы, шашки, магнитная доска, магнитные планшеты, игрушки на магнитах.

Молодцы, ребята! Сегодня Вы были настоящими учеными. А на память о занятии я дарю вам интересные магниты с видом нашего города. Как называется наш город? Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Тема: "Секреты магнита"

Экспериментальная исследовательская деятельность старших дошкольников....

Секреты магнита

Знакомство детей с магнитом и его свойствамипритягивать предметы через бумагу, ткань, стекло, воду. крупу. Самостоятельные опыты детей с магнитами. Дети знакомятся с использованием магнита человеком в...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

НОД на тему: «Секреты магнита».

Формировать  представления о магните, его свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления детей об использовании человеком свойств магнитов в...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Секреты магнита»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе «Секреты магнита»...