НОД Тема: "Секреты магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Экспериментальная исследовательская деятельность старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_magnita.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная исследовательская деятельность
"Секреты магнита"
логопедическая группа.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Макарова Н.П
МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши
.
Приоритетная образовательная область – Познание.
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Интегрируемые образовательные области
· Социализация;
· Коммуникация;
Труд;
Музыка;
Безопасность;
Здоровье.
Возраст детей - логопедическая группа.5-6 лет
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита
Задачи:
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
2. Развивать коммуникативные навыки.
Образовательные:
1. Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения
Оборудование:
железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, рыбки, подносы для раздаточного материала, картонные «трассы» машинки, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из клеенки; фланелеграф для занесения результатов эксперимента; шапочки и халаты волшебников.
Техническое оснащение: Магнитофон, ноутбук, видео «Лунтик и его друзья. Магнит».
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»;; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Содержание организованной экспериментальной деятельности детей.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками.
Воспитатель: Все встали в круг.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возмёмся и друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей)
Дети: Магнит.
. Воспитатель: Вам всем знаком этот камень, а тебе Диана?
Ребенок: Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Железа маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
Просмотр презентации «Волшебный магнит»
1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
.Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова магнит -- по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.
3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов
6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).
7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
10. слайд Про магнит снимают мультфильмы.
Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?
Где его используют?
Какой секрет хранит в себе магнит?
Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Одевайте халаты и шапочки проходите в нашу лабораторию.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем:
"Важное дело - эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент".
Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается.
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
Самостоятельная работа.
Опыт №1
Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Опыт №2
Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань.( Железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента на фланелеграфе.
Дети ставят условные значки и формулируют умозаключения
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»
В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)
Опыт№6 «Машинные гонки».
Воспитатель: Я положу машинку в картонную коробку, магнит под картон. Буду двигать машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
Дети: Машины двигаются.
Воспитатель: А почему?
Дети: Внизу у машины тоже есть железная пластина. Магнит притягивает железо.
Воспитатель: Что двигает машины? (магнит).
-Правильно, магнит оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Какой же вывод можно сделать?
Дети: Магнит действует через картон, магниты притягиваются друг к другу
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Начинаем бег на месте, финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.
Руки ставим на бочок ,на носочках скок, скок, скок.
А затем в присядку ,чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие .
Опыт №7
Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус- Рыбалка».
Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.
Опыт: В стакан с водой кладут 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком- кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает рыбку.
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук? (Ответы детей).
Вывод: Магнит может действовать на предметы через стекло.
Опыт №8
Игра-опыт Магнитная регата
Оборудование (на каждого ребенка или на пару): лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой.
Ход опыта:
1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
2. Пустить лодочки плавать в таз
с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта
. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод
Магнит действует даже на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, вам нравится путешествовать по волшебной стране ?
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)
Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Лунтик и его друзья. Магнит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: «Секреты воды».
Данное занятие позволяет решить такие цели:- Познакомить детей со свойствами воды ( замерзает на холоде и превращается в лед». Лед в тепле снова превращается в воду);- продолжить формировать поз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе.Тема: «Секреты затонувшего корабля».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе...
Мастер-класс на тему: "Секреты из газеты"
Квиллинг. Мастер-класс "Секреты из газеты"...
Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»
Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....
НОД на тему: «Секреты магнита».
Формировать представления о магните, его свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности; уточнить представления детей об использовании человеком свойств магнитов в...
Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»
Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Секреты магнита»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита в процессе экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные:Познакомить с понятием «магнетизм&raqu...
Комментарии
Уважаемая Надежда Павловна,
Уважаемая Надежда Павловна, большое спасибо за прекрасное занятие! С удовольствием воспользуюсь Вашим материалом.