проект "Зимняя лаборатория"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
познавательный проект "Зимняя лаборатория" по ознакомлению с явлениями природы для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnyaya_laboratoriya.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский
проект
«Зимняя лаборатория»
Автор: Звягинцева Елена Анатольевна
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №11» ст. Новомарьевской
2022г. – 2023г.
Паспорт проекта.
1. Название проекта: проект «Зимняя лаборатория»
2. Автор проекта: воспитатель подготовительной группы Звягинцева Е.А.
3. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: дети подготовительной группы 6-7 лет.
4. Участники: дети, родители и педагоги группы
5. Тип проекта: познавательно - исследовательский, краткосрочный (1 неделя).
6. Сроки проведения проекта: 16.01.2023г. – 20.01.2023г.
7. Форма проведения: групповая.
Актуальность проблемы:
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…»
И.З. Суриков
Среди возможных средств развития исследовательской активности
дошкольников особое место занимает опытническая деятельность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Экспериментирование, как
специально организованная деятельность, способствует становлению
целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного
познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте необходимо
сформировать у ребенка основы экологической культуры, познавательную
инициативу, умение сравнивать предмет и явления, устанавливать связи
между ними.
Зима способствует изучению вопросов, связанных с таким природным
явлением, как «снег, лёд, холод». Именно данное время года позволяет нам в
естественных условиях провести экспериментальную деятельность.
Окунуться в мир зимней природы, изучить физические явления, связанные со
снегом и льдом. Развить у детей любознательность, проявление познавательной активности, коммуникативных навыков.
Объект исследования: снег, вода, лед.
Цель проекта: Развитие познавательной активности дошкольников в
процессе исследовательской деятельности (экспериментирование со снегом,
водой, льдом).
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представления детей о свойствах снега, воды, льда через
познавательно-исследовательскую деятельность;
- Закрепить у детей умения определять свойства исследуемых объектов;
- Развить умение устанавливать причинно-следственные связи,
прогнозировать результаты деятельности;
- Пробудить познавательную активность детей при проведении
экспериментов.
Развивающие:
- Обогатить и активизировать речь детей;
- Развить психические процессы (умение анализировать, сравнивать,
обобщать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать выводы).
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной
деятельности участников проекта.
Методы исследования:
- Изучение литературы по данной теме;
- Метод наблюдения;
- Проведение опытов;
- Беседы.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение детьми опыта в познавательно-исследовательской деятельности;
- Повышение познавательной активности;
- Усвоение необходимых знаний по теме проекта;
- Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Предполагаемый итоговый продукт:
- Приобрести новый познавательный опыт;
- Овладеть расширенным словарным запасом.
- Изготовить интерактивный плакат на тему: «Зимняя лаборатория».
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- Выбор темы;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Подготовка материалов и оборудования для проведения экспериментально-
исследовательской деятельности;
- Создание развивающей среды;
- Чтение художественной литературы;
- Беседы с детьми по данной теме;
- Наблюдения за погодными условиями изменениями в природе во время прогулок;
- Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
- Наблюдение в природе;
- Проведение бесед;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Дидактические, подвижные игры;
- Чтение художественной литературы;
-Работа с родителями (информирование родителей о ходе совместной деятельности; устные инструкции о проведении опытов в домашних условиях);
- Формирование интерактивного плаката по теме проекта.
III этап – заключительный:
Анализ проведенной работы. Участие детей во всех видах деятельности; проявление интереса к экспериментально-исследовательской деятельности. Обучение детей наблюдать, собирать и анализировать информацию. Подготовка интерактивного плаката по теме проекта.
На протяжении всего проекта, во время совместной деятельности, будут
проведены:
Подвижные игры:
«Два Мороза»,
«Цепи кованные»,
«Заморожу»,
«Льдинки, ветер и мороз».
Физ. упражнения:
Скольжение по ледяным дорожкам.
Кто попадет в цель снежным комком.
Дидактические игры:
«Было-будет»,
«Какой лед?»,
«Когда это бывает?»,
«Где снежинки?»,
«Что происходит в природе?»,
«Что бывает зимой?»,
«А что вчера?».
Чтение художественной литературы:
сказка Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»;
сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;
рассказ С. Иванова «Каким бывает снег»;
сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев»;
стихотворение Н.Некрасова «Мороз-воевода»
Пословицы и поговорки:
Задержишь снег на полях зимой, будешь с хлебом весной.
Зима без снега - лето без хлеба. Много снегу - много хлеба.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Хороший снежок урожай сбережет.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Народные приметы, связанные со снегом:
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то
это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли
же останется промежуток – урожайное.
Если снег осел, не скрипит под ногами, ветер дует с запада или юго-запада,
то наступит продолжительное потепление.
Если 12 декабря идет снег, то быть метелям целую неделю.
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
В феврале много инея на деревьях – будет много меда.
Снег прилипает к деревьям – тепло будет.
Перспективный план реализации проекта:
Название мероприятий | Ответственный | |
Понедельник 16.01.2023г. | «Удивительные снежинки» | Звягинцева Е.А. |
Вторник 17.01.2023г. | «Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть снег?» | Звягинцева Е.А. |
Среда 18.01.2023г. | «Состояние воды», «Мыльные пузыри на морозе» | Звягинцева Е.А. |
Четверг 19.01.2023г. | «Польза снега для живой природы» | Звягинцева Е.А. |
Пятница 20.01.2023г. | «Определение вида снега» | Звягинцева Е.А. |
Анализ результатов проекта:
В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах воды, снега и льда, об особенностях их внешнего вида, появились знания о пользе в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, что свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и общей погоды, проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности. Познакомились с агрегатными состояниями воды. Родители активно участвовали в данном проекте, соблюдали и реализовывали устные инструкции о проведении опытов в домашних условиях.
В результате работы над проектом старались развить у детей диалогическую и монологическую речь, развивать познавательные способности. Дети показывают достаточно высокий уровень знаний по теме проекта.
Перспективы работы.
В дальнейшем мы планируем:
1.Наблюдать за снегом, его изменением;
2.Проверять народные приметы, связанные со снегом;
3.Продолжать проводить опыты со снегом, водой и льдом.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Список литературы.
1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство
АСТ»,2001.-557 с.: В. А. Маркин.
3. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года», М.,
Просвещение,1996 г.
4. А. Брагин Серия «Всё обо всём» - М.6 ЗАО «Планета детства», ООО
«Издательство Астрель», АСТ, 2001 г.
5. Интернет ресурсы.
Практическая часть проекта:
День первый: «Удивительные снежинки»
Опыт: «Какие снежинки?»
Цель: Закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются,
какие имеют свойства и внешний вид.
Материалы: картон или кусок ткани темного цвета, лупа.
Дети, с помощью лупы рассматривают хлопья снега, которые падают на
темный картон; определяют цвет, форму снежинок, описывают их. После
снежинки перекладывают на ладонь.
Замечают, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между
снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Выводы:
- Снежинки белого цвета.
- Снежинки не похожи друг на друга.
- Снежинки тают от тепла, превращаясь в воду.
В беседе дети уточняют, что снежинки – это очень маленькие кристаллики
льда, которые образуются высоко-высоко в небе зимой из водяного пара,
который всегда есть в окружающем мире. Маленькие кристаллики падают
вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах. Снежинки не похожи
одна на другую, у каждой своя неповторимая форма, свой рисунок из
столбиков, веточек, палочек и иголок. У каждой снежинки по шесть сторон.
Снежинки тяжелее воздуха, поэтому они медленно кружась, падают на
землю.
Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри. Его
очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) - 95%,
благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно
медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега
из-за воздуха внутри очень низкая.
Когда сильный мороз и нет ветра, то снежинки медленно падают на
землю. Они крупные и их можно хорошо рассмотреть, если они упадут на
варежку, шарф или пальто. При слабом морозе снежинки превращаются в
плотные белые шарики. Такое явление природы называется крупа.
А когда дует сильный ветер, то хрупкие снежинки ломаются и
превращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки прилипают друг к другу и образуют снег,
который укрывает землю, будто одеялом.
В группе детям предлагают нарисовать снежинку, которую рассмотрели на
улице через лупу.
День второй: «Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть
снег?».
Опыт: «Равен ли литр снега литру воды?»
Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами снега.
Материалы: Две одинаковые по размеру прозрачные емкости с отметкой;
линейка.
На улице, в прозрачную емкость, набирается снег до отметки. В группе
сравнивают по весу емкость со снегом и емкость с водой. После оставляют
снег таять. Как только снег растает, линейкой измеряют количество
получившейся воды. Теперь сравнивают количество воды в двух емкостях с
обычной и талой водой.
Выводы:
- Литр снега не равен литру воды.
- Литр снега легче литра воды.
- Снег легкий, потому что почти весь состоит из воздуха.
Этот простой и наглядный опыт ярко демонстрирует насколько много в снеге
воздуха. И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания
опыта.
Опыт: «Чистый ли снег в городе?»
Цель: Определение чистоты талой воды.
Материалы: Пустая прозрачная емкость, емкость с растаявшим снегом;
марлевый фильтр.
Дети определяют чистоту растаявшего снега на глаз. Затем талую воду
процеживают через фильтр. Рассматривается фильтр, на котором осталась
грязь и соринки от процеженной талой воды.
Вывод: Снег грязный, его есть нельзя.
День третий: «Состояние воды»
Опыт: «Разноцветные льдинки»
Цель: Знакомство с двумя состояниями воды (жидкое, твердое);
Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде;
принимать форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает
медленнее, чем холодная).
Материалы: Стаканчики с водой, гуашь, палочка для размешивания,
формочки для замораживания, веревочки.
Дети изготавливают цветные льдинки, рассматривают и обсуждают
свойства льда. Обсуждают, как была сделана льдинка; как получилась такая
форма; как держится веревочка. Дети рассматривают обычную воду и
окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Украшают участок
разноцветными льдинками.
Выводы:
- Вода-растворитель, она не имеет форму.
- Лед – это твердое состояние воды.
- Лед холодный, гладкий, скользкий, прозрачный.
Дети, по желанию, дома с родителями изготавливают фигурки изо льда.
«Мыльные пузыри на морозе»
Цель: Привлечь внимание и интерес к изменению состояния шара из
мыльной воды на прогулке в морозный день.
Материалы: Мыльные пузыри, соломинка.
Эксперимент проводится в морозную погоду.
Выводы: При надувании шара он медленно замерзает и на нем появляется
рисунок в виде снежных цветов. Узоры образовываются под тонким слоем
мыльной пленки и постепенно увеличиваются в размере. Маленькие
ледяные кристаллы на мыльном пузыре образуются при воздействии
холодного воздуха на воду, которая входит в состав мыльного раствора.
Когда мыльный пузырь лопается, то остается тонкая пленка изо льда.
День четвертый: «Польза снега для живой природы»
Опыт: «Снежное одеяло»
Цель: Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.
Материалы: две пластиковые бутылки с теплой водой, лопата.
Две емкости с теплой водой, одну из которых ставим на снег, а другую -
под снег на время прогулки.
Состояние воды в емкостях оказалось разной температуры. Под снегом
вода не замерзла, значит под снегом тепло и растения не вымерзнут. Если
зимой не будет снега, то растения могут замерзнуть и погибнуть.
Раскопаем снег лопаткой и увидим маленькие ростки травы. В снегу
зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук,
ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу.
Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом
плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет,
но сохраняет тепло.
«Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена
наберётся»,—говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля.
Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и
многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и
растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах
высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше,
колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты,
которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие
снежные сугробы.
Вывод: Снег сохраняет тепло, а, значит, имеет огромное значение в жизни
живой природы и человека.
День пятый: «Определение вида снега»
Беседа с детьми и определение вида снега.
Цель: Дать понятие детям о видах снега.
Виды снега.
Свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и
общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми
развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.
Пухляк.
На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок,
окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто
спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие
подушки для всяческих падений. (Можно устроить соревнование: чей след от
падения будет глубже, четче или оригинальней). Также пухляк идеально
подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на
лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие
движения и последующие падения не привели к травме и не испортили
настроение.
Наст.
Так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце
плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его
обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать
изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу.
(Можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью
и создавать живописные полотна).
Мокрый снег.
Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и
наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки.
Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например,
лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим
строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.
В зависимости от вида снега дети организуют тот или иной вид развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).
Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...
Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет
Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет
Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...