кружок "В гостях у природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».
Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.
Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический кружок | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Малышок» пгт. Березово.
Для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Составил воспитатель:
Гулиева Н.А
Березово
Содержание
I Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………………………4
1.1.1. Цели и задачи реализации программы…...................................................5
1.1.2. Принципы построения программы………….............................................6
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики…………………………………………………………………..8
1.1.4. Характеристика возрастных особенностей детей, старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы………………10
1.2. Планируемые результаты……..………………………...............................17
II Содержательный раздел
2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию экологических знаний ……… 20
2.2. Формы, способы , методы и средства реализации программы ………..23
2.3. Система деятельности воспитателя по поддержке детской инициативы………………………………………………………………………28
2.5. Система взаимодействия с семьями воспитанников…………..……........29
III Организационный раздел
3.1. Проектирование образовательного процесса………….............................35
3.2. Анализ материально - технического обеспечения программы….............41
3.3. Анализ учебно - методического обеспечения программы……………….42
Приложение……………………………………………………………………..46
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам экологического образования дошкольников образовательных учреждений. Об этом говорится в документах: «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников»; в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания».
Но на практике глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны - Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят от 10 января 2002г. В статье 72 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. О Закон «Об экологическом образовании населения ХМАО» от 22.06.2000г. с изменениями №2391 от 27.12.2007г. устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования непрерывного образования в области экологии как одного из приоритетных направлений совершенствования образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 1образования (от 17.10.2013г.№1155) разработан в соответствии с принципами дошкольного образования, одними из которых являются формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности и учет региональной и этнокультурной ситуации развития детей.
Данная программа направлена на экологическое воспитание детей 6-7 лет с учетом регионального компонента детей, занимающихся по дополнительной образовательной программе «В гостях у природы».
Программа даст возможность знакомить детей с окружающим миром в современных условиях.
Данная система работы, обеспечивающая эффективность воздействий методов и приемов в данных условиях ДОУ позволяет добиться качественных результатов в формировании экологических знаний старших дошкольников.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента.
Основные задачи:
- обогащать представление детей о природе родного края.
- формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир родного края;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.1.2. Принципы построения программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены основные дидактические принципы.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Интеграции. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
- Регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Опора на содержание национально - регионального компонента
- Принцип последовательности - реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- Принцип коммуникативности – предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
- Принцип доступности и посильности - отбор материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребёнка.
- Принципы наглядности - предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств; формирование у дошкольников понятий и представлений на основе чувственных восприятий явлений и предметов.
- Принцип деятельностного подхода - ребёнок добывает знания не в готовом виде, а в результате своей сознательной и активной познавательной деятельности, в связи с этим обучение, воспитание и развитие личности ребёнка должно происходить в ходе «ведущей деятельности», являющейся оптимальной для определённого возраста.
- Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом всех возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности - предполагает формирование обобщённого системного представления об окружающем мире.
- Принцип научности - соответствие содержания образования уровню современной науки, а также создание верных представлений об общих методах и важнейших закономерностей процесса научного познания.
Основные принципы взаимодействия с родителями:
- Принцип сотрудничества - общение «на равных»; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и развитии детей; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции в процессе общения.
- Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются дети.
- Индивидуальный подход.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Срок реализации:
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по формированию экологических знаний у детей 6– 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью разнообразных форм работы.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Участники реализации Программы
Воспитатели Таибова И.Б; Гулиева Н.А, воспитанники в возрасте от 6-7 лет, родители.
Программа «В гостях у природы» реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность.
Программа «В гостях у природы» рассчитана на 1год для старшего дошкольного возраста. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится на основе наблюдений с периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май)
Программа «В гостях у природы» включает следующие разделы:
неживая природа, живая природа, охрана природы.
1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, значимые для реализации программы.
Дети проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Им становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе.
Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
У детей 7 года жизни большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д.
Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Вывод: Создание системы экологического образования в детском саду, экологизация педагогического процесса, работа с родителями, позволят эффективно решать задачи экологического образования. Предложенная программа помогает составить и спланировать образовательный процесс с учетом развивающей среды ДОУ, региональных особенностей, программно - методического обеспечения и материально-технической базы детского сада.
1.2. Предполагаемые результаты:
1. Дети будут иметь представление о природе родного края.
2.Сформировано понимание ценности природы, желание оказания помощи живым существам, сохранения природных объектов ближайшего окружения, проявления ответственности за свои поступки
3.Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников.
4. Повышение экологической компетентности родителей.
II Содержательный раздел
2.1. Система воспитательно - образовательной работы по формированию у детей экологических представлений
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы реализации программы:
Совместная виды деятельности воспитателя и детей
- Организованно-образовательная деятельность.
- Экологические досуги и праздники.
- Работа с моделями и схемами.
- Опыты, исследовательская деятельность
- Сбор коллекций семян, камней, листьев
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
- Игры
- Целевые прогулки
- Диагностика экологического воспитания детей.
Самостоятельная деятельность детей
- Работа с литературой.
- Уход за растениями в уголке природы.
- Экспериментирование.
- Исследование.
- Разные виды игр.
- Самостоятельные наблюдения.
Деятельность родителей
- Равноправный партнер в образовательном процессе.
- Совместно с ребенком выполняет домашние задания по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.
- Участие в экологических мероприятиях ДОУ.
Деятельность социума (других организаций)
- Экскурсии в лес, на реку, в парк, к достопримечательностям города.
- Встречи с сотрудниками музея, библиотеки, коренными жителями края (ханты).
2.3.Система взаимодействия с семьями воспитанников.
III.Организационный раздел
3.1. Проектирование образовательного процесса
Тематическое планирование по ознакомлению
детей с природой в подготовительной группе.
Тема | Задачи | |
Сентябрь | ||
1.«Растительный мир» - огород и сад («Что растет на огороде и в саду») | 1. Отгадывание загадок об овощах, фруктах. 2. Беседа по рассказу Скребицкого Г. «Всяк по –своему». | |
2. «В гости к осени». Экскурсия в лес. Растения родного края осенью. | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе родного края. Деревья, кустарники, и травы родного края. Их отличительные признаки. Лиственные и хвойные растения. Дидактические игры «Что – сначала, что - потом», «Когда это бывает?» | |
3. Живая и неживая природа | Учить различать объекты живой и неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой. | |
4. 26 -сентября всемирный день морей. | Расширять знания о морях, океанах, морских обитателях. Формировать представление о пользе морей и океанов для человека, о том, что можно сделать для их сохранения. | |
Октябрь | ||
1.День защиты животных. 4 октября. | Знакомство с международной природоохранной акцией, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, формировать ответственное и доброе отношение к природе. | |
2. Разнообразие животного мира родного края Югра. | «Животный мир». Звери, птицы, рыбы. Отличительные признаки этих групп животных. Работа с магнитным панно «Среда обитания» Д\и «Рассели животных по домам». | |
3. неживая природа - свойства песка | Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств песка». | |
4.«Растительный мир-лес. Профессия лесник» | Знакомство с лесами родного края, с профессией лесника. Охрана лесов. | |
Ноябрь | ||
1.Знакомство с птицами родного края. | Посещение музея. Беседа о птицах Югры. Видеосюжет. | |
2.«Птицы зимой». 12ноября-День синички. | Классификация птиц на группы: зимующие, перелетные, кочующие. Беседа о помощи птицам зимой. Экологическая тропа «Птичья столовая» | |
3.«Глухарь- лесная птица Югры!» | Знакомство с северной птицей. Отношение и почитание северных народов. | |
4.Международный день домашних животных- 30 ноября. | Знакомство с природоохранной акцией, | |
4.Неживая природа «Глина» | Лаборатория. Опыты- эксперименты: «Сравнение свойств глины и песка» | |
Декабрь. | ||
1.«Красная книга Югры» | Продолжать знакомство с Красной книгой. Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране». Просмотр видеоролика. | |
2.Международный день гор- 11-декабря | Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы,кто живет в горах, что там растет. | |
3..Жизнь животных зимой | Оказание помощи животным и птицам родного края в зимнее время. Сбор корма для белок и птиц. | |
4.Неживая природа. Свойства воды. | Занимательные эксперименты: «Свойства воды». Свойства воды, ее состояния. Разноцветные льдинки. | |
Январь | ||
1. Животные родного края в зимнее время. | Расширять знания детей о зимующих животных, как они зимой добывают пищу, чем питаются и чем человек помогает и может помочь. Охрана природы. | |
2.День заповедников и национальных парков-11января | Формировать представления о заповедных местах национальных парках России, их значимости. Продолжать знакомство с Красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе. | |
3.Неживая природа. Воздух - без которого не жить» невидимка | Знакомство с воздухом, его значением для живого на Земле, для жизни человека. Загрязнение воздухи и охрана. | |
Февраль | ||
1. Болото и его польза.2 февраля всемирный день водно-болотных угодий | Знакомство с растительным и животным миром болот. Просмотр презентации | |
2. Знакомство с морскими млекопитающими.19 февраля - день защиты морских млекопитающих | Знакомство с морскими млеко питающимися, экологическим праздником, воспитание экологической культуры у обучающихся. | |
3. Водные ресурсы Югры | Знакомство с реками родного края. Значение воды в природе и жизни человека. Фильтрация воды. Акция «Берегите воду» . | |
4. «Путешествие капельки. Вода нужна всем» | Показ круговорота воды в природе, показ видеоролика. Значение воды в природе и жизни человека. Акция «Берегите воду». | |
Март | ||
1.«Красная книга Югры» | Знакомство с Красной книгой. Знакомство с редкими видами животных и растений Югры, мерами по их охране». | |
2.Знакомство с экологическими знаками | Закрепить правила поведения на природе. | |
3.Международный день лесов-21 марта | Расширить представления детей о видах лесов, его обитателях., взаимосвязи человека с лесом. | |
4.Земля наш общий дом. День защиты Земли- 30марта | Познакомить с праздником. Формировать понятие, что жизнь человека на Земле зависит от взаимосвязи человека с окружающей средой | |
Апрель | ||
1.Международный день птиц. | Просмотр видеоролика о птицах | |
2. Краснокнижные птицы Югры | ЦГБ (библиотека), экологическая игра. | |
3. Весенняя неделя добра.19- апреля день подснежника. | Познакомить с весенним праздником. Закрепить знания о строении цветка, условиях произрастания. | |
4. | ||
Май | ||
1.«Деревья, травы и кустарники Югры». | Закрепить знания детей о деревьях, травах и кустарниках как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. | |
12мая- день эколога | Охрана природы, правила друзей природы. | |
3. Лето | Закрепление знаний детей о временах года. Обобщение представления о лете. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы. Отметить особенности северного лета. Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе. |
3.3. Анализ учебно-методического обеспечения рабочей программы
Для решения этих задач были выбраны образовательные программы:
Виды программ | Название программы |
Дополнительные программы и программы регионального уровня | 1.С.Н. Николаева «Юный эколог» 2.Е.В.Гончарова «Технология экологического образования» (по возрастным группам), 3.Программа регионального уровня В. Гончаровой «Экология малышам». 4.О.Н.Гаврилова «Природа края» |
Авторские программы | 1.А.И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» -пособие из методического комплекта «Живая экология: Программа экологического воспитания дошкольников» |
Методические пособия | 1.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 2.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 3.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. |
IV. Критерии эффективности программы (результативность)
Отслеживание результативности осуществлялся через систематический контроль деятельности детей. В течение работы по каждому направлению проводились наблюдения за детьми , результаты наблюдений отражались в картах экологической воспитания ребенка 6-7 лет (Приложение). Анализировались продукты детской деятельности, проводились беседы с детьми.
Таким образом, анализ усвоения детьми дополнительной программы показывает, что знания детей улучшились, увеличился уровень усвоения программы дошкольниками высокий, а показатель низкого уровня знаний снизился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация экологического праздника "В гостях у природы"
Знакомит детей в возрасте 5-7 лет с живой природой и учит бережно к ней относиться....
Экологический праздник "В гостях у природы"
Праздник проводился в летнее время, т.к. взяты персонажи летнего время года. Это насекомые, летние цветы, лес. Но объединяет всё идея воспитания отзывчивости и сочувствия ко всему живому. Целью ...
Занятие по экологии во второй младшей группе. «В гостях у природы».
Занятие по экологии во второй младшей группе. «В гостях у природы». Цель: Обобщить представления о диких и домашних животных, закреплять понятие «дикие животные», «домашние...
Экологическое развлечение "В гости к природе"
Цель: Развитие у детей навыков эмоционального общения с природой, сказочным героем. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе....
Интегрированное физкультурно-экологическое развлечение "В гости к природе"
Интегрированное физкультурно-экологическое развлечение...
Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»
Экологическое воспитание в младшей группе. ...
Исследовательский -проект по экологии." В гостях у природы"
Творческо-исследовательский проект по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для младшей группы детского сада Автор: воспитатель МДОУ №6 " Светлячок" Контарева Елена Викторовна. Цель...
- Мне нравится (3)