Познавательно-творческий проект «Скоро в школу мы пойдем»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_shkole_2017.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
Познавательно-творческий проект
«Скоро в школу мы пойдем»
в подготовительной группе «Радуга»
Выполнила:
Версина Вера Семеновна
2017 г.
Вид проекта:
Социально-педагогический
Тип проекта:
познавательно - творческий.
Место проведения:
МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа
Длительность:
Долгосрочный 1 год (сентябрь-май)
Сроки проведения:
15 сентября 2017 по 30 мая 2018 года
Участники:
дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, логопед, старший воспитатель, учитель начальных классов, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Проблема: недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе.
Актуальность проекта: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: -неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, -трудности в поиске друзей среди одноклассников, -расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д. В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период. Главным аспектом психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель: формирование представления о школе и положительное отношение к началу школьного обучения (мотивационная готовность).
Задачи:
- расширять представления детей о школе и ее значении;
- формировать положительную учебную мотивацию;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
-вырабатывать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
-активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;
- развивать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации в школе;
- повышать родительскую компетентность в вопросах подготовки детей к началу школьного обучения.
Ожидаемый результат:
- приобретение необходимых знаний о школе и ее значении, положительный настрой на обучение;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- сформированность у детей зрелой мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
- изучение необходимой литературы;
- подготовить необходимую информацию для родителей и детей и оформить ее;
- помощь со стороны родителей в подборе материала на школьную тематику;
- подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта;
- разработка перспективного плана работы по теме проекта;
- диагностика детей в начале года (интегративные качества дошкольников, мотивационная готовность, социальная ориентация, психолого-педагогическая готовность к началу школьного обучения);
- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе;
- сотрудничество с учителями начальных классов.
Основной этап
Организация образовательной деятельности:
Познавательное развитие:
Беседы:
«Для чего нужно учиться», «Профессия — учитель»
«Я-первоклассник», «Скоро мы пойдем в школу». Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Экскурсии:
в школьный класс;
школьный физкультурный зал;
Речевое развитие:
Составление рассказов: «Я иду в школу», «Как я готовлюсь к школе», «Портфель ученика», «Магазин школьных принадлежностей»
Ознакомление с художественной литературой:
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
Чтение художественной литературы на школьную тему
Просмотр мультфильмов про школу и учеников.
Рассматривание картин, иллюстраций о школе.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность:
Оформление выставки детских рисунков «Я иду в школу».
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учителя».
Лепка «Буквы», «Цифры».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению).
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т.д.
Настольно-печатные:
«Морской бой», «Кто быстрее дойдет до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счетных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование:
«Танграм», «Колумбово яйцо», шахматы, шашки.
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Магазин. Школьные товары», «Библиотека».
Взаимодействие педагогов с семьей
Родительские собрания: «Ребенок на пороге школы», «Роль игры при подготовке к школе».
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе».
Консультации: «Как подготовить ребенка к школе», «Мотивационная готовность ребенка к школе», «Готовим руку к письму», «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».
«Советы родителям будущих первоклассников», «Готовность ребенка к поступлению в школу». Справочное бюро «Критерии готовности к школе»
Семинар-практикум «Проблемы воспитания детей 6-7 лет».
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Папки- передвижки «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Портрет будущего первоклассника», «Советы по адаптации к школе».
Круглый стол «На пути к школе».
Конкурс «Дочки-сыночки».
Всеобуч «Мудрые советы».
Заключительный этап
Совместная викторина детей подготовительной группы и учеников 1класса
Отчет о проделанной работе – представление проекта в виде презентации «Скоро в школу мы пойдем».
Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»
План мероприятий в рамках реализации проекта «Скоро в школу мы пойдем»
Работа с детьми
Мероприятия (форма и содержание) | Срок исполнения | Ответственные исполнители и участники |
1.Родительское собрание «Скоро в школу» (с участием учителя начальных классов) | октябрь | Воспитатели, педагоги |
2.День знаний. Экскурсия к зданию школы. Музыкальное развлечение | Воспитатели, дети, старший воспитатель, музыкальный руководитель | |
3.Экскурсии: - в школьный класс; - школьный физкультурный зал; | В течение года | Воспитатели, учителя, дети |
4.Посещение уроков в первом классе | В течение года | Воспитатели, учитель начальной школы, дети |
5.Совместные праздники, спортивные соревнования с учащимися начальной школы | В течение года | Воспитатели, педагоги школы, дети |
6. Оформление выставки детских рисунков «Я иду в школу», «Букет для учителя» 7.Совместное мероприятие с библиотекой по теме «Духовно-нравственное воспитание будущих школьников» | Октябрь Ноябрь | Воспитатели, дети Воспитатели, дети, работники библиотеки |
8.Организация сюжетно – ролевой игры «Школа» с целью формирования мотивационной готовности к учебной деятельности | В течение года | Воспитатели, дети |
9.Цикл бесед «Скоро в школу», направленных на расширение кругозора детей, уточнения представлений о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников и т. д. | Март - апрель | Воспитатели, дети |
10.Изготовление кормушек, скворечников для птиц | Декабрь - февраль | Воспитатели, учитель первого класса |
11.Украшение детских игровых площадок постройками из снега | Декабрь - февраль | Воспитатели, учитель первого класса |
12.Изготовление новогодних елочных игрушек, поделок для украшения групповых дошкольных комнат | Декабрь | Воспитатели, учитель первого класса |
13.Чтение художественной литературы (С. Баруздин «Кто сегодня учитель?», А. Барто «Подружки идут в школу» и др.) 14.Чтение стихов о школе. Конкурс | В течение года апрель | Воспитатели, дети |
15.Рассматривание картин, иллюстраций, открыток со школьной тематикой, создание и рассматривание фотоальбома «Школьные годы» с фотографиями родителей, братьев и сестер в школьные годы | В течение года | Воспитатели, дети |
16.Посещение праздника «Прощание с Букварем» | Декабрь | Старший воспитатель, воспитатели, учитель первого класса, дети |
17.Диагностическое обследование уровня готовности к школьному обучению | Апрель | Воспитатели, дети |
18.Совместная викторина детей подготовительной группы и учеников 1класса | Апрель | Воспитатели, дети, учителя |
19. Проведение совместного праздника с районной библиотекой ко дню Космонавтики | Апрель | Воспитатели, дети, работники библиотеки |
20.Праздник «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!» | Май | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
Работа с родителями
1.Оказание помощи в сборе материала на школьную тематику 2.Участие родителей в оформлении фотоальбома «Школьные годы» | Сентябрь | Воспитатели, родители |
3.Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе». 4.Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» (с приглашением учителя начальных классов) | Октябрь | Воспитатели, старший воспитатель, учитель |
5.Совместный праздник с участием родителей «День Матери», «День защитника Отечества» 6.Семинар-практикум «Проблемы воспитания детей 6-7 лет». | Ноябрь Февраль Ноябрь | Воспитатели, музыкальный руководитель, дети Воспитатели, родители |
7.Участие в выставке поделок «Причуды осени» | Октябрь | Воспитатели, дети, родители |
8.Посещение открытых занятий в ДОУ | В течение года | Педагоги ДОУ |
9.Участие родителей в подготовке атрибутов для с\р игры «Школа» | Январь | воспитатели, родители |
10.Родительский всеобуч: Консультации: «Советы родителям будущих первоклассников» «Готовим руку к письму» «Как подготовить ребенка к школе» «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» «Мотивационная готовность ребенка к школе» Папки-передвижки: «Критерии готовности к школе» «Портрет будущего первоклассника» «Советы по адаптации к школе» «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников» «Роль семьи в воспитании будущего школьника» 11.Родительское собрание «Роль игры при подготовке к школе» | В течение года февраль | Воспитатели Воспитатели |
12.Круглый стол «На пути к школе». | Март | Педагоги, родители |
13.Посещение открытых занятий – уроков, проводимых учителями начальных классов в ДОУ | Март – | Учителя начальных классов |
14.Участие родителей в подготовке выпускного бала | Май | Педагоги, родители |
Список используемой литературы:
1.Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3.Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4.Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5.Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6.Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
7.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
8.Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
9.Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Скоро в школу мы пойдем!"
Практика сегодня преимущественно напцеленак на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практи...
Проект "Скоро в школу мы пойдем"
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается н...
Проект "Скоро в школу мы пойдем"
Проект«Скоро в школу мы пойдем» Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год) Тип проекта: познавательно – практико - ориентированный Участники проекта: дети подготовительной гр...
Проект "Скоро в школу мы пойдем!"
Пзнавательно-творческий проект для детей подготовитльной к школе группы....
Мини проект: "Скоро в школу я пойду"
Проект скоро в школу я пойду...
Проект "Скоро в школу я пойду"
В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, сделан упор на формирование у детей з...
Познавательно-творческий проект "Скоро в школу мы пойдем"
В работе рассказывается о работе по воспитанию у дошкольников положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы....