Нод для детей старшей группы "Есть у каждого свой дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по окружающему миру. В нем дети узнаю о многообразии жителей природы и учаться беречь природу ее ресурсы и всех жителей этого большого дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по окружающему миру | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по окружающему миру «Есть у каждого свой дом»
Цель:
- Способствовать формированию понятия – “природа как общий дом”, воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных.
- Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
- Совершенствовать речь детей, расширять запас слов, упражнять в подборе прилагательных (синонимов).
- Развивать творческое воображение, мелкую моторику, закрепить конструктивные навыки.
Материал: воздушные шары с изображением на них различных животных; картинки с животными; аудиокассеты с записью П. Мориа “В мире животных”; “Птичий концерт”; “Красная книга”, макет дома
Предварительная работа: просмотр видеоматериала из серии “В мире животных” чтение рассказов о животных и птицах; знакомство с пословицами, поговорками, загадками; наблюдения в природе и беседы об увиденном; настольные игры “Кто где живёт?”, “По материкам и океанам”, “Лото” (дикие и домашние животные); изодеятельность детей.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами будем говорить о наших “соседях”, обитающих рядом с нами, о “братьях” наших меньших, о природе и тех, кто и где в ней живёт. Дома есть не только у нас, у людей, но и у всех животных населяющих нашу планету. И тема нашего занятия “Есть у каждого свой дом”. Не верите, тогда давайте совершим увлекательное путешествие в мир дикой природы, и узнаем, кто где живёт.
III. Ход занятия.
(Звучит музыка П. Мориа “В мире животных”. Дети входят в группу и находят множество воздушных шаров, на которых изображены различные животные, рыбы, птицы, растения, а также табличку с надписью “Природа”. Вместе с воспитателем читают слово, написанное на табличке.)
Воспитатель: Природа – это общий дом для всего живого и у этого дома разноцветные окна, разные стены, и необыкновенно прозрачная крыша. Посмотрите, как вы думаете, что она вам напоминает?
Дети: Небо.
В доме загорается голубое окно
Воспитатель: Что может символизировать голубой цвет?
Дети: вода.
Стихотворение «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
(Показать детям плакат «Круговорот воды в природе)
Воспитатель: Вода нужна всем: и растениям, и человеку, и животным, и птицам. Но есть те кому она просто необходима. Послушайте, пожалуйста, загадки о жителях этого прекрасного голубого дома и отгадайте их.
Загадки:
В скорлупе, да не яйцо,
Есть усы, но где лицо?
О шести ногах ползун,
Хоть беззубый, но цапун,
Выступает боком, криво,
Бойко пятится на диво.
(Рак)
Суматоха на речушке
От зари и до зари:
Тараторят здесь подружки
И пускают пузыри.
(Лягушки)
Дом ее на дне реки.
Вместо лапок — плавники.
Радостна ее улыбка —
Не попалась в сети...
(Рыбка)
Воспитатель: Давайте сыграем в игру. Сейчас мы все превратимся в рыб и будем искать свой домик. (проводится игра)
«Рыбки плавают в водице». Ставятся модели (речные, морские) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.
- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.
Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.
Воспитатель: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны. Без воды все живое может погибнуть, а земля может заболеть. А ведь она тоже является для кого-то домом.
В доме загорается коричневое окно
Воспитатель: Может этот дом покажется мрачным, серым и неуютным, но он очень нравится его жителям. А вот кто они постарайтесь узнать.
Загадки.
Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот) !
Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт…
Удивительный чудак,
Этот дождевой…
(Червяк)
Воспитатель: Крот и червяк живут в земле и стараются сделать его лучше. Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает и все обитатели земли живут в дружбе и согласии. Сейчас, я прочитаю отрывок из сказки Н.Павловой «Большое чудо»:
«Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.
Но однажды, после сильного летнего ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.
Земля была мокрой и мягкой. Солнце ласково светило сквозь облачко. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет. Он так и сказал: «Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте». «Ну что ж, посмотри, - вежливо ответили ему травы и деревья. Они знали его и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. – Поползай по земле и увидишь много чудес». »
Воспитатель: Обратите внимание на наш дом, в нем загорелось зеленое окно. Как вы думаете, что бы это значило? Кто хочет нам рассказать о себе?
Дети: Лес
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в лесных жителей и немного разомнемся (проводится физкультминутка)
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)
Вот лиса идёт по лесу
Кто ж там скачет интересно? (Потягивание - руки вперёд)
Чтоб ответить на вопрос
тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте)
Тренировки помогают!
И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание - руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
Воспитатель: А как вы думаете, кто главный житель леса?
Дети: Дерево
Воспитатель: Дерево – укрытие для многих лесных жителей. А лес дом, и для птиц, и для животных, и для насекомых. Но люди иногда плохо относятся к нему. Сегодня я хочу показать вам Красную книгу и рассказать о ней. Что такое Красная книга? Первое, что приходит на ум, это книжка с красной обложкой. И конечно, так и есть! Но почему книгу так назвали, «красной», неужели только из-за обложки? Однако, все бы книжки назывались по цветам их переплетов!
Но вот Красная книга — это особенное издание. Потому что в ней собраны редчайшие, а главное, исчезающие виды животных и растений. Другими словами, Красная книга – это памятка человеку о том, что нужно оберегать и на что срочно обратить внимание!
Что мы можем сделать, для сохранения природы?
Предположения детей, на основе которых записываются правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу
Если вы пошли прогуляться в лес, или направились в поход с родителями, ходите только по тропинкам. Бережливо относясь с растущим под вашими ногами растениям.
Никогда не ломайте ветки деревьев, кустов и не обдирайте с них кору и листья!
Не трогайте гнёзда птиц. Многие потом бросают своих птенцов из-за чужого запаха.
Не ловите жучков и других насекомых и не ломайте грибницы. Кроме того, если вы собираете грибы, их нужно обязательно аккуратно срезать ножиком, а не вырывать с земли. Чтобы сохранились корни.
Не рушьте муравейники и не рвите паутину. Помните, это целые дома, для насекомых!
И конечно, всегда тушите за собой костёр и уносите мусор в пакетах из леса, чтобы потом выкинуть его в специальном месте (мусорном контейнере).
Воспитатель: Вот так просто, бережно относясь с окружающей природе, вы поможете сохранить её в первозданном виде! И сделать наш дом красивым, полным прекрасных растений, цветов и конечно, добрым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»
Формирование у детей осознаного и ответственого отношения к выполнения правил пожарной безопасности....
Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситу...
Открытое музыкально - творческое занятие для детей и родителей старшей группы "У каждого свой инструмент"
МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «У КАЖДОГО СВОЙ ИНСТРУМЕНТ» приобщает участников мероприятия к музыкальной и к национальной культуре, развивает и...
Занятие в старшей группе «У каждого свое имя»
В период дошкольного детства в мышлении детей происходит изменения, расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции. Появляются новые знания и умения, а, значит, совершенствуется речь. Од...
Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»
Закрепить знания правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности....
Развлечение для детей старшей группы «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды»
«Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды» Цель праздника: воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России! Задачи Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание прин...
Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Каждый парень – воин бравый»
Программные задачи:- Развивать умение действовать в команде- Воспитывать чувство патриотизмаОборудование: дуги (6 шт.), 4 листа картона, конусы (10 шт.), обручи (2 шт.), флажки.Участники: 2 команды ма...