КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Задачи:
- закреплять представления о свойствах бумаги и ткани,
- формировать знания о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования;
- совершенствовать способы обследования предметов, направленные на выявление сходств и различий (сопоставление признаков);
- развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление;
- совершенствовать опыт восприятия свойств предметов путём активного включения органов чувств;
- обогащать опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи;
- поддерживать интерес к обследованию и экспериментированию,
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) |
Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани. Задачи:
Оборудование: для воспитателя и каждого ребёнка кусочек ткани и бумаги, такие же; увеличительное стекло; «чудесный мешочек» с мелкими предметами из ткани и бумаги; куклы тряпичная и бумажная и одежда для них; ширма, разные виды бумаги и ткани; 2 подарочные упаковки, в одной из которых - альбом для рисования, в другой - скатерть; ёмкость, лейка с водой. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие». «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация», «Труд». Методы и приёмы: объяснения, обследование, игра, опыты, беседа, эксперимент. ХОД НОД: I. СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ (мотивация деятельности) : Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Вот она (фрагмент начала м/ф «Маша и Медведь»). Вы тоже её знаете? Сегодня Маша пришла к нам в гости (показать куклу Машу). Но что - то она грустная, задумчивая. Что случилось, Машенька? Воспитатель от лица Маши: Мишка подарил мне новые красивые платья. А я не знаю, какое из них лучше, сшитое из ткани или бумажное платье? (показывает силуэты платьев из ткани и из бумаги) . Воспитатель: Ребята, я, не знаю, как помочь Маше выбрать платье. Давайте мы вместе определим, какое платье лучше, прочнее, тканевое или бумажное. А чтобы обследовать их давайте превратимся в лаборантов: «Раз, два, три наклонись. Раз, два, три повернись. Раз, два, три покружись, В лаборантов превратись». (Дети надевают нарукавники) II. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Опыты с тканью и бумагой: • обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань, из которой сшито Машино платье, и бумага, точно такая же, как бумажное платье у Маши. Возьмите в руку ткань, потрите её пальчиками и «запомните» какая она на ощупь. А теперь возьмите бумагу и потрите её. Какая ткань? А бумага? (Ответы детей: ткань - мягкая, гладкая, с ворсинками, немножко пушистая; а бумага- твёрдая, не очень гладкая, без ворсинок). Дидактическая игра «Чудесный мешочек». А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из ткани и бумаги. (Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка бумажный или тканевый предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ). Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы, и ещё раз убедились, что бумага на ощупь. Какая? А ткань? (ответы детей) . Рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие) Воспитатель: У вас на столе есть волшебное стекло, оно увеличит ткань и бумагу и вы сможете лучше их рассмотреть. Положите перед собой ткань и бумагу и рассмотрите их через увеличительное стекло. Скажите, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из ниток). Есть ли ворсинки у ткани? (У ткани есть ворсинки). А какая бумага? (у неё нет ворсинок, она не состоит из ниток). Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели. Дидактическая игра «Магазин». А теперь отправимся в магазин и выберем одежду для кукол, которые живут у нас в группе (показывает бумажную куклу и куклу тряпичную). Для бумажной куклы будем выбирать. какую одежду? (бумажную, а для тряпичной куклы.? (изготовленную из ткани). Дети выбирают одежду из бумаги (для бумажной куклы) и из ткани (для тряпичной куклы). Вы правильно распределили одежду для кукол. А как вы догадались, что эта одежда сделана из бумаги? (он твёрдая, без ворсинок, без ниток) ; а тканевая? (мягкая, есть ворсинки, состоит из ниток). Всё правильно сделали и объяснили, молодцы! Давайте немножко отдохнём. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: (движения по тексту) Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: Топ-топ- топ, Мы руки опускаем: Хлоп- хлоп -хлоп. Мы руки разведём и побежим кругом. • восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага») Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Алик? А Маша? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт) . • определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся - не мнётся, принимает первоначальную форму — расправляется Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань - нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается) . Логическая игра «Отгадай по звуку и объясни». А теперь будьте очень внимательны, мы поиграем в игру «Отгадай по звуку». Я буду за ширмой сминать бумагу и ткань, а вы должны по звуку догадаться, когда мнётся бумага, а когда - ткань. Если услышите, что мнётся бумага - хлопайте в ладоши, а когда мнётся ткань - сидите тихонько. (Воспитатель за ширмой «мнёт» бумагу: альбомную, тетрадную, кальку, картон, фольгу и др. и ткань). После того, как дети всё отгадали, спрашивает: На что они похожи звуки, которые издаёт бумага, когда мнётся? (шуршание, царапание, скрежет). А ткань издаёт звук, когда мнётся? (Ответы детей - Бумага, когда мнётся - шуршит, потому, что она твёрдая, не расправляется, остаётся мятой; а ткань - не шуршит, она мягкая, она не мнётся, а сразу выпрямляется). Молодцы, вы были очень внимательны и рассказали, какие звуки услышали при смятии бумаги! • определение прочности бумаги и ткани Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите бумагу и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань - с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани! Загадки о предметах, изготовленных из ткани и бумаги «Отгадай по описанию». Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две волшебные коробочки! (показывает их). Это Мишка из мультфильма «Маша и Медведь» прислал вам подарки! В одной - подарок, изготовленный из бумаги, а в другой - из ткани! Чтобы узнать, какие же подарки прислал Мишка, отгадайте загадки. 1. Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, без ворсинок, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Что может быть в коробке? (Альбом для рисования) (воспитатель достаёт альбом из коробки, показывает детям) . 2. Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, состоит из ворсинок, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Догадались, что это? (Скатерть на кукольный стол) (воспитатель достаёт скатерть из коробки, показывает детям). Какие вы внимательные, правильно отгадали загадки! • определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает) Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. В ёмкость воспитатель поливает из лейки силуэты тканевого и бумажного платья. Достаёт «мокрые платья» и спрашивает детей: Какие стали платья? (они стали мокрые от воды) Что произошло с бумажным платьем? (бумажное платье размокло в воде и стало непригодным для того, чтобы его носить). А платье из ткани? (платье из ткани намокло). Что нужно сделать с одеждой, если она намокла? А вот Маша придумала, как её спасти! (Отрывок из м/ф «Маша и Медведь».Я такая скорая на помощь). А как вы думаете, что нужно сделать с тканевым платьем? (надо платье из ткани посушить, а потом прогладить утюгом). Воспитатель «вешает» платье сушить и говорит о том, что, когда оно высохнет, его нужно прогладить утюгом. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Выводы и умозаключения: Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Что делают из бумаги? (тетради, альбомы, книги, журналы). А что изготавливают из ткани? (одежду, полотенца, постельное бельё, мягкие игрушки). Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное. Ребята, наша гостья Маша, внимательно слушала нас. Воспитатель от лица Маши: Спасибо, ребята, вы мне помогли узнать, чем отличаются ткань и бумага, почему одежду шьют из ткани, и я тоже выберу платье тканевое! Вот это! (показывает силуэт платья из ткани). Это угощение для вас! (Раздает угощение детям) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани"
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности с детьми средней группы...
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Занятие, которое поможет познакомить дошкольников со свойствами бумаги и ткани....
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познание» опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе Тема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание»опытно-экспериментальной деятельности в младшей группеТема: «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»...
Методическая разработка Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе: «Сравнение свойства и качество металла и дерева»
Уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звон...
Конспект НОД в средней группе на тему: "Сравнение свойств и качества бумаги и ткани"
Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования....
Методическая разработка ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» старшая группа (5 - 6лет) «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»
Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств окружающей действит...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"
Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...