Проект «Невидимка, который нас окружает»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Хорунова Елена Петровна

Цель проекта: формирование у детей представлений о воздухе, его свойствах, значении для всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nevidimka_kotoryy_nas_okruzhaet.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Невидимка, который нас окружает»

Паспорт  проекта

Автор проекта: Хорунова Елена Петровна.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Тип проекта: познавательно - исследовательский .

Участники проекта: взрослые, дети, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недостаточность сформированности знаний о воздухе и его свойствах.

Цель проекта: формирование у детей представлений о воздухе, его свойствах, значении для всего живого.

Задачи проекта:

Для детей:

- приобрести опыт познавательно - исследовательской деятельности;  

-  получить первоначальные представления о свойствах воздуха;

-  узнать о значимости воздуха для всего живого;

- определить источники загрязнения воздуха, значимость чистого воздуха для здоровья.

Для педагогов:

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

-  обеспечить мотивацию детей и родителей;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

-  помочь ребенку добывать новые знания;

- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь.

Для родителей:

-  познакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

-  выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация мини-музея.

Название итогового мероприятия проекта: Мини – музей «Невидимка, который нас окружает».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

-  могут самостоятельно проводить опыты;

-  имеют представление о свойствах воздуха;

-  знают о значимости воздуха для всего живого;

-  имеют представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья.

Для педагогов:

-  удачное сотрудничество с родителями;

-  у детей развит навык самостоятельно решать проблемные  ситуации и

приобретен детьми опыт экспериментальной  деятельности; 

-  обогащена  развивающая  предметно-пространственная среда;

-  заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.

Для родителей:

-  возможность активного участия в образовательном процессе;

- возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка;

-  педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

План реализации проекта

Этапы проекта

Действия педагога

Действия

детей

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

1.Подготовка необходимого оборудования.

2.Заинтересовать проблемой: Воспитатель вносит в группу мыльные пузыри.

Предлагает детям ответить из чего же они состоят. Дети легко называют мыло и воду, а воспитатель добавляет такой компонент как воздух.

Дети удивлены, ведь по их мнению воздух – это пустота.

Выявляется проблема: «Что же такое воздух?»

Вхождение в проблему.

Принятие задач дальнейшего решения проблемы:

1.Узнать про воздух как можно больше.

2.Провести опыты с воздухом

Совместно с детьми продумать продукт проекта (музей воздуха) составить план мероприятий по реализации проекта. 

Обсуждение выбора темы проекта.

Ознакомление со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей

Деятельност ный

(деятельность  по проекту, поэтапная оценка)

Помогает в решении задачи и планировании деятельность, в подборке экспонатов.

Организует деятельность.

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

 Изготовление альбомов: «Свойство воздуха»

«Где воздух работает»

 Подбор картинок о загрязняющих воздух факторах

Консультация для родителей «Простые опыты для дошкольников»

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

Какой воздух.

Зачем он нужен животным и растениям(с проведением опыта «Попробуй не дышать»)

Как обнаружить воздух.

Имеет ли воздух вес.

Где живет теплый воздух, а где холодный.

Чтение художественной литературы:

«Ветрено, ветрено» И. Токмакова.

«Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким

Слушание: Вивальди «Ветер»

Опыты по определению свойств воздуха.

Фиксирование результатов на листе наблюдения.

Изготовление вееров.

Наблюдение на прогулке за движением воздуха – ветре.

Игры на прогулке с вертушками, веерами.

Игры с мыльными пузырями, воздушными шарами.

 Беседа о необходимости воздкуха для всего живого.

Беседа «Где воздух работает» «Загрязнение воздуха»

Обобщающее занятие «Невидимка, который нужен всем»

Выполнение совместных заданий к проекту:  изготовление  вертушек.

Подбор необходимых экспонатов для музея, материалов для экспериментирования.

Ознакомление с картотекой «Простые опыты для дошкольников»

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Доработка музея

Продукт деятельности: Музей «Невидимка, который нас окружает»

Презентация музея камней

Просмотр представленного детьми продукта.

Литература:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми     5-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;

2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р.  «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;

3.Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2016 

Приложение к проекту

Конспект занятия

Тема: «Невидимка, который нужен всем»

Цель: развивитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний о воздухе.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к неживой природе, развивать функцию внешнего дыхания, носового дыхания.

Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментированию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, чувство взаимопомощи.

 

Расширять и активизировать словарный запас: Дыханье, движение воздуха, загрязненный, фабрики, заводы.

Приемы руководства деятельностью детей при проведении занятия:

  1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: Атрибуты леса, лист наблюдения.
  2. Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, пояснения, познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, дыхательная гимнастика, чередование видов детской деятельности, игровые приемы
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения занятия: атрибуты леса, трубочки, альбомные листы для рисования, гуашь, мыльные пузыри.

Виды детской деятельности на занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно – исследовательская.

Продуктивная

Ожидаемые результаты:

-сформировано представление о свойствах воздуха, способах его обнаружения;

- расширен словарь по теме;

- расширино представление о значимости его для всего живого;

-сформирован навык экспериментальной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.Ребенок активно участвует в познавательно-исследовательской деятельности, в обсуждении.

2. Проявляет самостоятельность.

3.Сопереживает.

4.Эмоционально реагирует.

5. Действует по правилам.

                                       Интеграция образовательных областей.

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Опрос

Экспериментальная деятельность

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать наблюдательность, способность делать выводы.

Развитие мелкой моторики рук.

Социально-коммуникативное развитие

Определение факторов загрязняющих воздух

Формировать предпосылки экологического сознания, безопасности окружающего мира.

Речевое развитие

Вопросы

Беседа

Развивать  умение общаться  со взрослыми и детьми.

Развивать устную речь

детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи). Формировать умение делать выводы, умозаключения.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование трубочкой.

Учить нетрадиционным приемам рисования

Физическое развитие

Динамическая  пауза.

Дыхательная гимнастика

Формировать  у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Развивать физические качества.

                                                        План занятия

Вводная часть:                                                                                           2 мин

1. Введение в тему:

   Лес

2. Мотивация деятельности детей:

Лист наблюдения

3. Целепологание

Заполнить лист наблюдения

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

  Узнать еще свойства воздуха.

Основная часть:                                                                                         15 мин

 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.                                                                                        

Актуализация ранее приобретенных знаний :                                                                                    

   Повторение свойств воздуха

Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   Определение ветра

Определение чистого и грязного воздуха

Дыхательная гимнастика.

Определение факторов загрязняющих воздух.

Физминутка

Самостоятельная деятельность детей:

   Рисование трубочкой

Заключительная часть:                                                                                3 мин

6.Анализ результатов деятельности:

   Сопоставление результата с целью

7. Подведение итогов:

   Обобщение полученных знаний в результате опыта.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

   Изучить свойства воды.

Длительность занятия                                                                                   20 мин

Ход занятия.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:                                                                                          

1. Введение в тему.

 

2.Мотивация деятельности детей:

3. Целепологание

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

  Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели:                                                                                        

- Актуализация ранее приобретенных знаний .

- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   

- Самостоятельная деятельность детей.

   

Заключительная часть:                                                                                

6.Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

   

Звучат звуки леса.

   Ребята, послушайте. Что это? Где мы можем услышать такие звуки?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Предлагаю отправиться в лес. Как здесь красиво!!!! Мы с вами оказались в лесу. Давайте вдохнем и выдохнем! (Вдыхают и выдыхают вместе с воспитателем). 

Что мы вдыхали и выдыхали?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы знаем? Но посмотрите. На нашем листе наблюдения остались пустые места, как же мы их покажем маме

Дети: Надо их заполнить.

Воспитатель: А что нам для этого необходимо?

Дети: Узнать еще свойства воздуха.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы знаем?

Ответы детей.

Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о воздухе и познакомимся с его новыми свойствами. Для этого мы еще раз вдохнем воздух и подуем на ладошки. Что вы чувствуете? (ответы детей)

   Когда мы подули на ладошки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ваши ладошки почувствовали это. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

   Ребята, чем мы дышим?

Дети    Воздухом

Воспитатель

   Давайте это проверим: сначала глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (ответы детей)

   Помните, мы с вами на прошлом занятии дули в трубочки в воду и появлялись пузырьки. Выдыхали воздух, и в воде появлялись пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. А сейчас попробуйте не дышать: сделайте глубокий вдох, зажмите нос и не дышите. (Дети повторяют). Долго вы смогли не дышать? (ответы детей).

Значит, можно сделать вывод, что без воздуха человек не сможет жить.

Если без еды человек может прожить несколько дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

   А кому еще нужен воздух для жизни?

Дети

   Растениям и животным.

Дыхательная гимнастика

Взрослый произносит рифмовку, а дети делают вдох всем телом после каждой строчки.

Носиком дышу свободно,

Тише-громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

Воспитатель

   Правильно. Чтобы люди были здоровы и долго жили, им необходим чистый воздух. Растениям и животным тоже нужен чистый воздух. Давайте посмотрим, что делает наш воздух чистым.

Картинки с изображение леса, растений.

Воспитатель

   В лесу много чистого воздуха в лесу, которым мы дышим. А помогают сделать его чистым деревья и растения.

Воспитатель  показывает фото с заводами, машинами.

   Как вы думаете, какой воздух рядом с заводами и машинами? (ответы детей)

   Правильно. В городе воздух загрязненный. Люди стараются сделать воздух чистым, поэтому сажают много деревьев и растений. Ребята, мы тоже сажаем на участке детского сада цветы и деревья, которые делают воздух чище 

Значит воздух наш бывает разным. Каким?  (ответы детей).

Дети:  Воздух бывает грязным и чистым.

А теперь пришло время отдохнуть и поиграть с ветерком.

Физминутка

   Ветер веет над полями, и качается трава,         

 Дети плавно качают руками над головой                             

   Облако плывет над нами, словно белая гора.    

Потягивания – руки вверх

   Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья –

   Вправо-влево, взад-вперед, а потом наоборот.     

Наклоны вправо-влево                                     вперед-назад

   Мы взбираемся на холм,                Ходьба на месте

   Там немного отдохнем.                     Дети приседают     и                         имитируют сон

Воспитатель: пришла пора возвращаться:

Влево, вправо повернусь,

В детский сад скорей вернусь

Воспитатель: Ну вот мы и приехали! Проходите, садитесь за столы.

Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: А сейчас я вам открою секрет: с помощью воздуха еще можно и рисовать. Смотрите внимательно. На лист бумаги я нанесу несколько капель краски. Беру трубочку для коктейля, нижний конец трубочки направляю на центр кляксы, затем дую в трубочку и раздуваю кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже?

А теперь вы сами попробуйте.  (Дети рисуют с помощью трубочек).

Воспитатель: Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и можно устроить выставку рисунков.

Воспитатель: Ребята, что мы хотели сегодня с вами узнать и сделать?(Ответы детей)

Сможем мы теперь заполнить лист наблюдений полностью?

(Дети заполняют лист)

Воспитатель: А куда мы его поместим?

Дети: в раздевалку, чтобы родители увидели.

Воспитатель: правильно, пусть они посмотрят, какие вы молодцы. Настоящие ученые.

Воспитатель: хотели бы вы еще что- то изучить, исследовать?

Предлагаю воду. Это тоже интересный объект для изучения.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Стихи про воздух

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Автор: Марина Андреева-Доглядная

Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.

Автор: Е.Ординарцева-Тарасенко

Загадки про воздух

Что человек не может увидеть, но легко им дышит?

Что мы не можем увидеть как в помещении, так и на улице?

Этот невидимка постоянно рядом с нами. В гости не просится, а дышать заставляет. У чего нет веса, цвета и фигуры?

Что невидимое окружает людей, животных и природу?

Человек всегда находится рядом с этим невидимкой, но ни разу не смог увидеть.

Постоянно находится в поле. Все думают – это конь, но это не он. Летает в небе, словно синица, но это не птица.

Рыба не может жить без воды, а человек без чего?

 Он никуда от нас не уходит. В любую погоду, в любое время года он рядом с нами и жить помогает.

Вокруг носа летает, а в руки не попадает.

Все его могут услышать, но никто не увидит. Невидимка сидит на плече и в нос задувает.

Им нельзя запастись или одолжить на время.

Если он пропадёт, то и живое существо через 10 минут умрёт.

Мы его не можем потрогать.

Он невидимый, и что же?

Без него никто прожить не сможет.

Ни поесть, поговорить и воды даже попить.

Не сможем баньку растопить и огонька добыть.

Он везде, его не видно, только нужен очень всем:

И детишкам, самолётам, шинам, птицам и машинам,

Траве, лугам и под водой.

Вот он загадочный какой.

Для дыхания он очень нужен

Всем в стране и на планете.

С ветром очень дружный.

 Мы знаем всё о нём с тобой,

Никто не поймает его рукой.

 Никто его не замечает,

Вслух про него никто не говорит.

Одно мы точно знаем,

 Что мы его вдыхаем, и всем нам он очень необходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Деревья которые нас окружают»

Экологический проект «Деревья которые нас окружают». НОД "Деревья у нас в саду". ИЗО деятельность "Нарисуй дерево".  Презентация к проекту....

Проект " Мир, который нас окружает"

Суть  проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно ...

Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"

Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"...

Презентация проекта "Птицы, которые нас окружают". Старший возраст. МДОУ"Детский сад № 98"Сказка". Петрозаводск.

Презентация проекта по экологии в старшей группе «Птицы, которые нас окружают». Анфимова Елена ИвановнаВоспитатели: Анфимова Е. И., Смирнова М. А., Фофанова Р.В.Вид проекта: исследова...

Проект "Насекомые которые нас окружают"

3х дневный проект о насекомых....

Познавательно - исследовательский проект «Деревья, которые нас окружают»

Проект «Деревья, которые нас окружают» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично ф...