Проект «Невидимка, который нас окружает»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: формирование у детей представлений о воздухе, его свойствах, значении для всего живого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nevidimka_kotoryy_nas_okruzhaet.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Невидимка, который нас окружает»
Паспорт проекта
Автор проекта: Хорунова Елена Петровна.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Тип проекта: познавательно - исследовательский .
Участники проекта: взрослые, дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недостаточность сформированности знаний о воздухе и его свойствах.
Цель проекта: формирование у детей представлений о воздухе, его свойствах, значении для всего живого.
Задачи проекта:
Для детей:
- приобрести опыт познавательно - исследовательской деятельности;
- получить первоначальные представления о свойствах воздуха;
- узнать о значимости воздуха для всего живого;
- определить источники загрязнения воздуха, значимость чистого воздуха для здоровья.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- обеспечить мотивацию детей и родителей;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- помочь ребенку добывать новые знания;
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь.
Для родителей:
- познакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация мини-музея.
Название итогового мероприятия проекта: Мини – музей «Невидимка, который нас окружает».
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- могут самостоятельно проводить опыты;
- имеют представление о свойствах воздуха;
- знают о значимости воздуха для всего живого;
- имеют представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- у детей развит навык самостоятельно решать проблемные ситуации и
приобретен детьми опыт экспериментальной деятельности;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда;
- заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе;
- возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
План реализации проекта
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | 1.Подготовка необходимого оборудования. 2.Заинтересовать проблемой: Воспитатель вносит в группу мыльные пузыри. Предлагает детям ответить из чего же они состоят. Дети легко называют мыло и воду, а воспитатель добавляет такой компонент как воздух. Дети удивлены, ведь по их мнению воздух – это пустота. Выявляется проблема: «Что же такое воздух?» | Вхождение в проблему. Принятие задач дальнейшего решения проблемы: 1.Узнать про воздух как можно больше. 2.Провести опыты с воздухом Совместно с детьми продумать продукт проекта (музей воздуха) составить план мероприятий по реализации проекта. | Обсуждение выбора темы проекта. Ознакомление со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей |
Деятельност ный (деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Помогает в решении задачи и планировании деятельность, в подборке экспонатов. Организует деятельность. Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Изготовление альбомов: «Свойство воздуха» «Где воздух работает» Подбор картинок о загрязняющих воздух факторах Консультация для родителей «Простые опыты для дошкольников» | Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта: Какой воздух. Зачем он нужен животным и растениям(с проведением опыта «Попробуй не дышать») Как обнаружить воздух. Имеет ли воздух вес. Где живет теплый воздух, а где холодный. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова. «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким Слушание: Вивальди «Ветер» Опыты по определению свойств воздуха. Фиксирование результатов на листе наблюдения. Изготовление вееров. Наблюдение на прогулке за движением воздуха – ветре. Игры на прогулке с вертушками, веерами. Игры с мыльными пузырями, воздушными шарами. Беседа о необходимости воздкуха для всего живого. Беседа «Где воздух работает» «Загрязнение воздуха» Обобщающее занятие «Невидимка, который нужен всем» | Выполнение совместных заданий к проекту: изготовление вертушек. Подбор необходимых экспонатов для музея, материалов для экспериментирования. Ознакомление с картотекой «Простые опыты для дошкольников» |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Доработка музея | Продукт деятельности: Музей «Невидимка, который нас окружает» Презентация музея камней | Просмотр представленного детьми продукта. |
Литература:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;
2.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2014;
3.Крашенникова Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». -М.: Мозаика-Синтез, 2016
Приложение к проекту
Конспект занятия
Тема: «Невидимка, который нужен всем»
Цель: развивитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний о воздухе.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к неживой природе, развивать функцию внешнего дыхания, носового дыхания.
Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментированию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, чувство взаимопомощи.
Расширять и активизировать словарный запас: Дыханье, движение воздуха, загрязненный, фабрики, заводы.
Приемы руководства деятельностью детей при проведении занятия:
- Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: Атрибуты леса, лист наблюдения.
- Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, пояснения, познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность.
- Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, дыхательная гимнастика, чередование видов детской деятельности, игровые приемы
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия: атрибуты леса, трубочки, альбомные листы для рисования, гуашь, мыльные пузыри.
Виды детской деятельности на занятии:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно – исследовательская.
Продуктивная
Ожидаемые результаты:
-сформировано представление о свойствах воздуха, способах его обнаружения;
- расширен словарь по теме;
- расширино представление о значимости его для всего живого;
-сформирован навык экспериментальной деятельности.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1.Ребенок активно участвует в познавательно-исследовательской деятельности, в обсуждении.
2. Проявляет самостоятельность.
3.Сопереживает.
4.Эмоционально реагирует.
5. Действует по правилам.
Интеграция образовательных областей.
Область | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Опрос Экспериментальная деятельность | Развивать познавательный интерес детей. Развивать наблюдательность, способность делать выводы. Развитие мелкой моторики рук. |
Социально-коммуникативное развитие | Определение факторов загрязняющих воздух | Формировать предпосылки экологического сознания, безопасности окружающего мира. |
Речевое развитие | Вопросы Беседа | Развивать умение общаться со взрослыми и детьми. Развивать устную речь детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи). Формировать умение делать выводы, умозаключения. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование трубочкой. | Учить нетрадиционным приемам рисования |
Физическое развитие | Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика | Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развивать физические качества. |
План занятия
Вводная часть: 2 мин
1. Введение в тему:
Лес
2. Мотивация деятельности детей:
Лист наблюдения
3. Целепологание
Заполнить лист наблюдения
4. Проектирование решений проблемной ситуации:
Узнать еще свойства воздуха.
Основная часть: 15 мин
5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.
Актуализация ранее приобретенных знаний :
Повторение свойств воздуха
Добывание (сообщение и принятие) нового знания:
Определение ветра
Определение чистого и грязного воздуха
Дыхательная гимнастика.
Определение факторов загрязняющих воздух.
Физминутка
Самостоятельная деятельность детей:
Рисование трубочкой
Заключительная часть: 3 мин
6.Анализ результатов деятельности:
Сопоставление результата с целью
7. Подведение итогов:
Обобщение полученных знаний в результате опыта.
8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Изучить свойства воды.
Длительность занятия 20 мин
Ход занятия.
Части занятия | Содержание | Области |
Вводная часть: 1. Введение в тему.
2.Мотивация деятельности детей: 3. Целепологание 4. Проектирование решений проблемной ситуации: Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели: - Актуализация ранее приобретенных знаний . - Добывание (сообщение и принятие) нового знания:
- Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть: 6.Анализ результатов деятельности. 7. Подведение итогов. 8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.
| Звучат звуки леса. Ребята, послушайте. Что это? Где мы можем услышать такие звуки? Дети: В лесу. Воспитатель: Предлагаю отправиться в лес. Как здесь красиво!!!! Мы с вами оказались в лесу. Давайте вдохнем и выдохнем! (Вдыхают и выдыхают вместе с воспитателем). Что мы вдыхали и выдыхали? Дети: Воздух. Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы знаем? Но посмотрите. На нашем листе наблюдения остались пустые места, как же мы их покажем маме Дети: Надо их заполнить. Воспитатель: А что нам для этого необходимо? Дети: Узнать еще свойства воздуха. Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, какие свойства воздуха мы знаем? Ответы детей. Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о воздухе и познакомимся с его новыми свойствами. Для этого мы еще раз вдохнем воздух и подуем на ладошки. Что вы чувствуете? (ответы детей) Когда мы подули на ладошки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И ваши ладошки почувствовали это. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ребята, чем мы дышим? Дети Воздухом Воспитатель Давайте это проверим: сначала глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (ответы детей) Помните, мы с вами на прошлом занятии дули в трубочки в воду и появлялись пузырьки. Выдыхали воздух, и в воде появлялись пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. А сейчас попробуйте не дышать: сделайте глубокий вдох, зажмите нос и не дышите. (Дети повторяют). Долго вы смогли не дышать? (ответы детей). Значит, можно сделать вывод, что без воздуха человек не сможет жить. Если без еды человек может прожить несколько дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. А кому еще нужен воздух для жизни? Дети Растениям и животным. Дыхательная гимнастика Взрослый произносит рифмовку, а дети делают вдох всем телом после каждой строчки. Носиком дышу свободно, Тише-громче, как угодно. Без дыханья жизни нет, без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышим он и я, и ты. Воспитатель Правильно. Чтобы люди были здоровы и долго жили, им необходим чистый воздух. Растениям и животным тоже нужен чистый воздух. Давайте посмотрим, что делает наш воздух чистым. Картинки с изображение леса, растений. Воспитатель В лесу много чистого воздуха в лесу, которым мы дышим. А помогают сделать его чистым деревья и растения. Воспитатель показывает фото с заводами, машинами. Как вы думаете, какой воздух рядом с заводами и машинами? (ответы детей) Правильно. В городе воздух загрязненный. Люди стараются сделать воздух чистым, поэтому сажают много деревьев и растений. Ребята, мы тоже сажаем на участке детского сада цветы и деревья, которые делают воздух чище Значит воздух наш бывает разным. Каким? (ответы детей). Дети: Воздух бывает грязным и чистым. А теперь пришло время отдохнуть и поиграть с ветерком. Физминутка Ветер веет над полями, и качается трава, Дети плавно качают руками над головой Облако плывет над нами, словно белая гора. Потягивания – руки вверх Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперед, а потом наоборот. Наклоны вправо-влево вперед-назад Мы взбираемся на холм, Ходьба на месте Там немного отдохнем. Дети приседают и имитируют сон Воспитатель: пришла пора возвращаться: Влево, вправо повернусь, В детский сад скорей вернусь Воспитатель: Ну вот мы и приехали! Проходите, садитесь за столы. Дети рассаживаются за столы. А теперь вы сами попробуйте. (Дети рисуют с помощью трубочек). Воспитатель: Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и можно устроить выставку рисунков. Воспитатель: Ребята, что мы хотели сегодня с вами узнать и сделать?(Ответы детей) Сможем мы теперь заполнить лист наблюдений полностью? (Дети заполняют лист) Воспитатель: А куда мы его поместим? Дети: в раздевалку, чтобы родители увидели. Воспитатель: правильно, пусть они посмотрят, какие вы молодцы. Настоящие ученые. Воспитатель: хотели бы вы еще что- то изучить, исследовать? Предлагаю воду. Это тоже интересный объект для изучения. | Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие |
Стихи про воздух
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Автор: Марина Андреева-Доглядная
Нарисую ветер в поле,
Что резвится поутру,
Пенье соловья на воле,
Воздух чистый и зарю.
Автор: Е.Ординарцева-Тарасенко
Загадки про воздух
Что человек не может увидеть, но легко им дышит?
Что мы не можем увидеть как в помещении, так и на улице?
Этот невидимка постоянно рядом с нами. В гости не просится, а дышать заставляет. У чего нет веса, цвета и фигуры?
Что невидимое окружает людей, животных и природу?
Человек всегда находится рядом с этим невидимкой, но ни разу не смог увидеть.
Постоянно находится в поле. Все думают – это конь, но это не он. Летает в небе, словно синица, но это не птица.
Рыба не может жить без воды, а человек без чего?
Он никуда от нас не уходит. В любую погоду, в любое время года он рядом с нами и жить помогает.
Вокруг носа летает, а в руки не попадает.
Все его могут услышать, но никто не увидит. Невидимка сидит на плече и в нос задувает.
Им нельзя запастись или одолжить на время.
Если он пропадёт, то и живое существо через 10 минут умрёт.
Мы его не можем потрогать.
Он невидимый, и что же?
Без него никто прожить не сможет.
Ни поесть, поговорить и воды даже попить.
Не сможем баньку растопить и огонька добыть.
Он везде, его не видно, только нужен очень всем:
И детишкам, самолётам, шинам, птицам и машинам,
Траве, лугам и под водой.
Вот он загадочный какой.
Для дыхания он очень нужен
Всем в стране и на планете.
С ветром очень дружный.
Мы знаем всё о нём с тобой,
Никто не поймает его рукой.
Никто его не замечает,
Вслух про него никто не говорит.
Одно мы точно знаем,
Что мы его вдыхаем, и всем нам он очень необходим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивно- познавательного мероприятия к проекту " Птицы, которые нас окружают"
Спортивно- познавательное мероприятие по теме " Птицы"....
Экологический проект «Деревья которые нас окружают»
Экологический проект «Деревья которые нас окружают». НОД "Деревья у нас в саду". ИЗО деятельность "Нарисуй дерево". Презентация к проекту....
Проект " Мир, который нас окружает"
Суть проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно ...
Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"
Экологический проект "Деревья, которые нас окружают"...
Презентация проекта "Птицы, которые нас окружают". Старший возраст. МДОУ"Детский сад № 98"Сказка". Петрозаводск.
Презентация проекта по экологии в старшей группе «Птицы, которые нас окружают». Анфимова Елена ИвановнаВоспитатели: Анфимова Е. И., Смирнова М. А., Фофанова Р.В.Вид проекта: исследова...
Проект "Насекомые которые нас окружают"
3х дневный проект о насекомых....
Познавательно - исследовательский проект «Деревья, которые нас окружают»
Проект «Деревья, которые нас окружают» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично ф...