Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников
проект по окружающему миру

Гнидина Галина Николаевна

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.31 КБ
Файл chto_za_chudo_ftbolnyy_myach.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников

«Вообще опыт собственных открытий —

 одна из лучших школ характера»

А. Шапиро

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания. Эксперимент — то же, что и опыт (Толковый словарь русского языка).

Как человек познает окружающий мир? Через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.

Обратим внимание на первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.

Результаты современных психологических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства, но и внутренние отношения. В дошкольный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. «...Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

Здесь вступает один из наиболее приоритетных и эффективных методов – проектная деятельность. Блонский П.П. придавал социальный смысл обучению и воспитанию с реализацией данного метода. По его мнению, в проектном обучении педагог становится не главным источником знаний, а помощником для детей в их творческой деятельности.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

Педагогами МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка» города Старый Оскол был разработан и реализован проект на тему «Что за чудо - футбольный мяч!». Цель проекта: изучение истории изменения структуры и основных характеристик футбольного мяча. Исходя из цели, были поставлены и реализованы следующие задачи: изучить историю появления и изменения футбольного мяча; изучить конструкцию современного футбольного мяча и основные требования к его параметрам; изучить стадии производства и определения качества футбольного мяча; изготовить самостоятельно футбольный мяч; привлечь родителей к совместной деятельности; создать выставку мячей по результатам проекта.

В рамках предпроектной работы с целью выявления заинтересованности детей и родителей в получении знаний и представлений о мяче, его истории возникновения, проведено интервьюирование «Для чего и зачем?».

Итог - у большинства интервьюированных недостаточно сформированы знания о значении и характеристиках спортивного инвентаря. Дети, родители сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией и в связи с этим   выразили желание узнать об истории возникновения и принять участие в проекте «Что за чудо - футбольный мяч!».

Проект реализовывался в три этапа.

Подготовительный: составление плана работы проекта, подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по теме; оснащение развивающей предметно – пространственной среды.

Основной этап включал реализацию запланированных мероприятий согласно плану проекта «Что за чудо – футбольный мяч!». В ходе данного этапа было проведено исследование составных частей футбольного мяча, который опытным путем был изготовлен.

 На заключительном этапе были представлены совместные продукты деятельности – организация выставки изготовленных мячей.

Результат проекта «Что за чудо – футбольный мяч» оказался положительным для всех участников. Дети узнали об истории возникновения мяча. Отбор познавательного материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, какие виды мячей существуют и что для игры в футбол необходим специальный мяч. Педагоги в ходе реализации проекта помогли детям узнать составные части и основные характеристики футбольного мяча. Интересные факты помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить знания, полученные в ходе проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников Воспитатели: Воробьева О.Ю ., Гнидина Г.Н.

Слайд 2

Цель: изучение истории изменения структуры и основных характеристик футбольного мяча. Задачи: - изучить историю появления и изменения футбольного мяча; - изучить конструкцию современного футбольного мяча и основные требования к его параметрам; - изучить стадии производства и определения качества футбольного мяча; - изготовить самостоятельно футбольный мяч; - привлечь родителей к совместной деятельности; - создать выставку мячей по результатам проекта.

Слайд 3

Мячи из глубокой древности

Слайд 4

Первые футбольные мячи

Слайд 5

Исследование мячей на физкультуре

Слайд 6

Игры с мячом ТЕННИС

Слайд 7

Исследование современного футбольного мяча

Слайд 8

Изготовление футбольного мяча .

Слайд 9

Коллекция мячей

Слайд 10

Результаты проекта: узнали историю возникновения мяча и что он состоит из трех компонентов: покрышки, подкладки и камеры; каждой игре соответствует свой мяч; наиболее распространены такие игры с мячом, как футбол, баскетбол, теннис, волейбол; познакомили друзей с результатами исследования, вместе изготовили футбольный мяч; создана выставка мячей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...

Использование метода проекта в развитии познавательной деятельности дошкольника

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного– потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в шко...

Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.

В статье описано использование метода проекта для развития речи дошкольников....

Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)

Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов  по познавательно-исследовательской деятельности....

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»...