Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.
статья по развитию речи
В статье описано использование метода проекта для развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мешкова А.П., методист
ГБДОУ детский сад № 39 Центрального района
Санкт-Петербурга
Использование метода проектов в развитии речи дошкольников.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация процесса образования с методов, которые способствовали усвоению большего объема информации, на методы, нацеленные на развитие способности думать, обобщать, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
Такой подход к процессам обучения- это новый образовательный процесс, когда именно ребенок становится субъектом деятельности и именно активная деятельность формирует у дошкольника чувство личной причастности, усиливает заинтересованность учебным процессом.
Метод проекта возник еще в 20-е годы в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в образовании.
В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной активности дошкольников на результат, который получается при решении теоретической или практической проблемы. Внешний результат можно увидеть, применить в реальной деятельности, а внутренний результат, который является опытом деятельности, становится личным достоянием ребенка и соединяет в себе навыки и умения.
По мнению американского педагога Дж. Дьюи , условиями успешности обучения являются:
-проблематизация материала
-активность ребенка
-связь обучения с жизнью
В России метод проектов был известен уже в 1905 году и применялся такими педагогами, как Игнатьев Б.В., Крупенина М.В. и другими.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, суть ее остается прежней, а именно- стимулировать интерес детей к определенным проблемам и показать практическое применение полученных знаний.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги разрабатывают интересные проекты совместно с детьми и их родителями.
Что же такое проектный метод? Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, это совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, лично значимой для участников проекта и оформленной в виде конечного продукта.
Составными компонентами проекта являются:
-формирование цели, для чего нужно что-либо сделать
-выбор путей выполнения проекта, их разработка
-работа над проектом
-оформление результатов
-обсуждение результатов
Основное предназначение метода проектов- это предоставление детям возможности самостоятельно получить знания при решении практических задач. Это совокупность исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды:
-кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом
-наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и его выполнения
Создание условий для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения
В ходе проектирования (по Д.И. Чечель) самым сложным для педагога является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети «идут не туда». Для ребенка же трудностями могут быть:
-постановка ведущих и текущих( промежуточных ) целей и задач
-поиск пути их решения
-осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив
-аргументация выбора
-сравнение полученного результата с требуемым
-корректировка ( при необходимости ) результата
- объективная оценка самой деятельности и другие позиции
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших способов организации образовательной деятельности. Действуя методом проб и ошибок, самостоятельно, ребенок приобретает знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей и обладает рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие речи ребенка-дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, активно пополняется словарный запас. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Активно развиваются коммуникативные, регуляторные способности, в дошкольном периоде ребенок обучается публичному изложению своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дети-дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться коллективными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей- она становится сложно организованной, дети учатся играть в сюжетные игры, где требуется активное речевое участие.
В ходе проектной деятельности развиваются отношения между родителями и детьми. Дети и родители становятся интереснее друг другу, более тесно взаимодействуя, открывая новое в знакомых ситуациях. У детей повышаются потенциальные возможности разностороннего развития, в том числе и речевого.
А возможно ли детям с особыми образовательными потребностями участвовать в проектном методе, детям, у которых существуют проблемы в развитии речи? Несомненно, да, ведь познавательная и речевая активность снижены у детей с речевыми нарушениями,
а, детально разобравшись в предмете, таким детям легче освоить новый навык.
Использование, наряду с традиционным, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности в обучении дошкольников с нарушениями речи, и одним из наиболее эффективных является проектный метод.
Этот метод актуален в развитии речи и очень эффективен. Он дает дошкольнику возможность активно развивать коммуникативные навыки, приобретенные навыки усваиваются легче и быстрее, малоинтересные упражнения по развитию речи становятся увлекательным занятием для ребенка.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность», -пишет Миронова С.А. о значении проектного метода для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Литература
1.Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников:Пособие для педагогов дошкольных учреждений», М., «Мозаика-синтез», 2008 г., 112с
2.Гарифуллина И.В. «Игровой проект- инструмент развития познавательного интереса дошкольников», «Детский сад от А до Я», 2009 г.,№1, с 23-28
3.Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2006 г., с.87
4. Жуйкова Т.П. «Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста// Педагогика:традиции и инновации: Материалы международной научной конференции» (г.Челябинск, октябрь 2011 г.)
5.Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ», М., АРКТИ, 2011 г., 205 с.
6.Кларина Л.М. «Детская проектная деятельность», «Игра и дети»,2006 г., №4,с 7-10
7.Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду.Пособие для воспитателей», М., Айрес-Пресс, 2008 г. , 208 с.
8.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», М., 2003, с 45-64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников» с презентацией....
Проект « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является раз...
Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....
Презентация. Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников....
«Использование методов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка психики и дальнейшего правильного ее развития. Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно п...