"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1й слайд
Согласно ФГОС ДО, самое важное в развитии детей дошкольного возраста –это, конечно, развитие предпосылок универсальной учебной деятельности.
На мой взгляд, самое важное не объем информации, который есть в голове у ребенка, очень важно насколько он умеет работать с информацией, что – либо делать самостоятельно. С явлениями окружающего мира ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт еще не может служить материалом для самостоятельного обобщения, необходимо, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Так, я пришла к написанию рабочей программы по ознакомлению дошкольников с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементами ТРИЗ-технологии «Познаю мир».
2й слайд
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. ТРИЗ-технологию можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
3й слайд
Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка-дошкольника. Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
4й слайд
Давайте разберем процесс познания на простом примере:
Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания будет запущен только тогда, если у нас появится мотив, желание узнать что то узнать о нем.
Далее включаются наши средства восприятия, анализаторы- мы рассматриваем, прислушиваемся, принюхиваемся, пробуем на вкус, т.е с помощью органов чувств познаем признаки объекта. При этом мы задаем себе вопросы- а зачем нужен этот объект, что будет, если его, например, уронить и т.д. При поиске ответов мы начинаем устанавливать причинно-следственную связь и характер взаимодействия этого объекта с окружающим миром. Для этого я использую разнообразные приемы, методы и формы. Самое главное в такой работе это то, что взрослый не объясняет результаты собственного познания, а создает условия по формированию у детей способов познания и обучает применению этих способов в конкретной деятельности детей, что, в свою очередь, способствует становлению на этой основе ключевых компетентностей- информационной, коммуникативной и технологической. Такой подход гарантированно формирует у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
На слайде я перечислила формы работы, которые, на мой взгляд, способствуют формированию естественно-научных представлений дошкольников.
5й слайд
Например, в своей практике, как и все вы, я систематически использую наблюдения, приучаю детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, формирую первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, при этом, я стараюсь, чтобы наблюдения проходили в сравнении, в сопоставлении, а не просто в узнавании, и, обязательно, даю детям возможность самим разобраться с ситуацией и найти верный ответ.
6й слайд
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Например, благодаря экспериментам со звукам мои ребята учились определять предмет по издаваемому звуку и пришли к пониманию причин возникновения звука- колебание предметов.
7й слайд
В повседневной жизни я стараюсь обращать внимание детей на то, что существует непонятное и неизвестное. Способствовать формированию у детей основ естественно-научного описания мира помогает мне книга Татьяны Васильевны Владимировой «Шаг в неизвестность». В книге описана система ознакомления дошкольников 4-7 лет с явлениями неживой природы. Главным средством обучения является ТРИЗ. В качестве основного метода работы использован метод моделирования маленькими человечками. Благодаря тренингам, описанным в книге, у ребят формируется умение анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.
8й слайд
В работе со старшими дошкольниками я использую методику исследовательского обучения И.А.Савенкова. Данная методика включает в себя весь цикл исследовательской деятельности- от определения проблемы до представления и защиты своих результатов. Большими помощниками при этом являются родители. Проектная деятельность помогает ребенку приобретать собственный чувственный и практический опыт, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности. НАЙТИ ТРЕТЬЯКОВА
На следующем слайде я предлагаю вашему вниманию отрывок видеоролика, который участвовал в конкурсе «О профессии за 5 минут».
9й слайд
Закончить свое выступление мне хочется словами академика Климента Аркадьевича Тимирязева
В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся:
- объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний;
- называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;
- прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
1) специально организованное обучение в форме занятий;
2) совместная деятельность взрослого с детьми;
3) свободная самостоятельная деятельность детей.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы, методы и формы обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
∙ решение проблемных ситуаций;
∙ элементарное экспериментирование;
∙ работа с моделями;
∙ моделирование;
∙ игры;
∙ наблюдение;
∙ постановка проблемных вопросов;
∙ участие детей в уходе за растениями и т. д.
Методы, способствующие формированию ЕНГ:
1. Метод "Мозговой штурм"
Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения.
Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.
∙ Как спасти бабушку от серого волка
∙ Как тушить пожар без воды
∙ Где спрятаться от жары летом
∙ Как оставить кусочек лета в зиму
Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.
2. Метод «Синектика»
Это так называемый метод аналогий.
• Прямая аналогия
Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, журавль, змея, луна, расческа и т.д.)
• Личностная аналогия (эмпатия)
Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
- Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить.
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прогавкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;
3. Метод противоречий
Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.
Игры: «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится - не нравится», «Маятник».
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – дети перечисляют отрицательные качества.
(Например, книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т.д.) Цветок, птица, волк.
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
4. Метод морфологического анализа
Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании нового объекта. Данный метод позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов. Метод формирует такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение.
Дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей. Но необходимо помнить - любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка или аппликации, иначе ребёнок не чувствует удовлетворения от творческого процесса.
5. Метод фокальных объектов
Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.
Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!
Дети с удовольствием играют в игру "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например :
Даша М. : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И. : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
6. Метод «Данетка»
Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Игры « Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала», «Игра в ситуации».
Игра в ситуацию
- Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).
- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).
Игра "Да-нетка" - "Животные леса"
Водящий загадывает животное. Участники игры должны отгадать это животное , задавая по очереди вопросы так, что водящий может ответить только "да" или "нет".
7. Метод «Робинзона»
Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.
- Представим, что на наш остров вынесло судно, потерпевшее кораблекрушение, и мы решили посмотреть, что есть на этом судне.
- Оказывается, судно полно различной обувью. Есть тут и резиновые сапоги, босоножки, мужские туфли, унты, валенки, сланцы, кроссовки.
– Подумайте, из каких частей состоит эта обувь?
- В кроссовках есть шнурки
- Унты состоят из меха
- В босоножках есть металлические части
- Как можно использовать эту обувь, чтобы себя обезопасить?
-Можно из шнурков сплести сетку, и растянуть ее между деревьями, чтобы звери не прошли.
- А как мы будем добывать питье с помощью обуви?
- Возьмем резиновые сапоги в них соберем росу или принесем из источника воду в сапогах.
Можно берцами сбивать кокосы с пальмы и пить молоко
Работа по обсуждению нахождения еды, строению дома, созданию одежды проходит аналогично.
8. Опытная деятельность и экспериментирование
Также способствуют формированию ЕНГ:
∙ Опыты с различными веществами и материалами
∙ Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)
∙ Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов»)
∙ Создание карт местности, группы и т.д.
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
∙ проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.);
∙ участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
∙ совместное озеленение территории детского сада;
∙ тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
∙ наглядная информация;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (детей 5-6 лет)
Консультация для родителей " Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы". В консультации описаны методы,формы закрепления знаний полученных на образователь...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...