"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Слажнева Оксана Александровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 28.02.2023.pdf489.22 КБ
Файл 28.02.23.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1й слайд

Согласно ФГОС ДО, самое важное в развитии детей дошкольного возраста –это, конечно, развитие предпосылок универсальной учебной деятельности.

На мой взгляд,  самое важное не объем информации, который есть в голове у ребенка, очень важно насколько он умеет работать с информацией, что – либо делать самостоятельно.  С явлениями окружающего мира ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.  Однако непосредственный опыт еще не может служить материалом для самостоятельного обобщения, необходимо, чтобы дети  во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Так, я пришла к написанию рабочей программы по ознакомлению дошкольников с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементами ТРИЗ-технологии «Познаю мир».

2й слайд

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. ТРИЗ-технологию можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

3й слайд

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка-дошкольника. Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

4й слайд

Давайте разберем процесс познания на простом примере:

Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания будет запущен  только тогда, если у нас появится мотив, желание узнать что то узнать о нем.

Далее включаются наши средства восприятия, анализаторы- мы рассматриваем, прислушиваемся, принюхиваемся, пробуем на вкус, т.е  с помощью органов чувств познаем признаки объекта. При этом мы задаем себе вопросы- а зачем нужен этот объект, что будет, если его, например, уронить и т.д. При поиске ответов мы начинаем устанавливать причинно-следственную связь и характер взаимодействия этого объекта с окружающим миром.  Для этого я использую разнообразные приемы, методы и формы. Самое главное в такой работе это то, что взрослый не объясняет результаты собственного познания, а создает условия по формированию у детей способов познания и обучает применению этих способов в конкретной деятельности детей, что, в свою очередь, способствует становлению на этой основе ключевых компетентностей- информационной, коммуникативной и технологической. Такой подход гарантированно формирует у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

На слайде я перечислила  формы работы, которые, на мой взгляд,  способствуют формированию естественно-научных представлений дошкольников.

5й слайд

Например, в  своей практике, как и все вы,  я систематически использую наблюдения, приучаю детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, формирую первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, при этом,  я стараюсь, чтобы наблюдения проходили в сравнении, в сопоставлении, а не просто в узнавании, и, обязательно,  даю детям возможность самим разобраться с ситуацией и найти верный ответ.

6й слайд

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Например, благодаря экспериментам со звукам мои ребята учились определять предмет по издаваемому звуку и  пришли к пониманию причин возникновения звука- колебание предметов.

7й слайд

В повседневной жизни я стараюсь обращать внимание детей на то, что существует непонятное и неизвестное. Способствовать формированию у детей основ естественно-научного описания мира помогает мне книга Татьяны Васильевны Владимировой «Шаг в неизвестность». В книге описана система ознакомления дошкольников 4-7 лет с явлениями неживой природы. Главным средством обучения является ТРИЗ. В качестве основного метода работы использован метод моделирования маленькими человечками.  Благодаря тренингам, описанным в книге, у ребят формируется умение анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.

8й слайд

В работе со старшими дошкольниками я использую методику исследовательского обучения И.А.Савенкова. Данная методика включает в себя весь цикл исследовательской деятельности- от определения проблемы до представления и защиты своих результатов. Большими помощниками при этом являются родители. Проектная деятельность помогает ребенку приобретать собственный чувственный и практический опыт, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности. НАЙТИ ТРЕТЬЯКОВА

На следующем слайде я предлагаю вашему вниманию отрывок видеоролика, который участвовал в конкурсе «О профессии за 5 минут».

9й слайд

Закончить свое выступление мне хочется словами академика Климента Аркадьевича Тимирязева

В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся:

-                     объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний;

-                     называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;

-                     прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:

1) специально организованное обучение в форме занятий;

2) совместная деятельность взрослого с детьми;

3) свободная самостоятельная деятельность детей.

 

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы, методы и формы обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

                   решение проблемных ситуаций;

                   элементарное экспериментирование;

                   работа с моделями;

                   моделирование;

                   игры;

                   наблюдение;

                   постановка проблемных вопросов;

                   участие детей в уходе за растениями и т. д.

 

Методы, способствующие формированию ЕНГ:

1.     Метод "Мозговой штурм"

 

Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения.

Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.

        Как спасти бабушку от серого волка

        Как тушить пожар без воды

        Где спрятаться от жары летом

        Как оставить кусочек лета в зиму

Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

 

2.     Метод «Синектика»

Это так называемый метод аналогий.

      Прямая аналогия

Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, журавль, змея, луна, расческа и т.д.)

      Личностная аналогия (эмпатия)

Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

- Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить.

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прогавкай  «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

 

3.     Метод противоречий

Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать.

Игры: «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится - не нравится», «Маятник».

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – дети перечисляют отрицательные качества.

(Например, книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т.д.) Цветок, птица, волк.

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

 

4.     Метод морфологического анализа

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании нового объекта. Данный метод позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов. Метод формирует такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение.

Дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей. Но необходимо помнить - любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка или аппликации, иначе ребёнок не чувствует удовлетворения от творческого процесса.

 

5.     Метод фокальных объектов

Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети  с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.

Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!

 

Дети с удовольствием играют в игру "Необычный подарок".

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например :

Даша М. : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И. : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

 

6.     Метод «Данетка»

Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.  Игры « Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала», «Игра в ситуации».

Игра в ситуацию

- Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).

- Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки).

Игра  "Да-нетка" - "Животные леса"

Водящий загадывает животное. Участники игры должны  отгадать это животное , задавая  по очереди вопросы так, что водящий  может ответить только  "да" или  "нет".  

 

7.     Метод «Робинзона»

Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом.

 

- Представим, что на наш остров вынесло судно, потерпевшее кораблекрушение, и мы решили посмотреть, что есть на этом судне.

- Оказывается, судно полно различной обувью. Есть тут и резиновые сапоги, босоножки, мужские туфли, унты, валенки, сланцы, кроссовки.

– Подумайте, из каких частей состоит эта обувь?

- В кроссовках есть шнурки

- Унты состоят из меха

- В босоножках есть металлические части

- Как можно использовать эту обувь, чтобы себя обезопасить?

-Можно из шнурков сплести сетку, и растянуть ее между деревьями, чтобы звери не прошли.

- А как мы будем добывать питье с помощью обуви?

- Возьмем резиновые сапоги в них соберем росу или принесем из источника воду в сапогах.

Можно берцами сбивать кокосы с пальмы и пить молоко

Работа по обсуждению нахождения еды, строению дома, созданию одежды проходит аналогично.

 

8.     Опытная деятельность и экспериментирование

Также способствуют формированию ЕНГ:

        Опыты с различными веществами и материалами

        Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса»)

        Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов»)

        Создание карт местности, группы и т.д.

 

 

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

        проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.);

        участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

        совместное озеленение территории детского сада;

        тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

        наглядная информация;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (детей 5-6 лет)

Консультация для родителей " Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы". В консультации описаны методы,формы закрепления знаний полученных на образователь...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...