Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «В жаркой Африке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект предназначен для закрепления и расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о животных жарких стран.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой;
- дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики;
- уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности, объяснить, как животные приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды;
Развивающие:
- развивать социальные навыки, обогащать словарь по теме;
- настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе;
- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.
Воспитательные: - воспитывать любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_afrika.docx | 830.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «В жаркой Африке»
Цель: закрепление и расширение знаний детей о животных жарких стран.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой;
- дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики;
- уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности, объяснить, как животные приспособлены к жизни при высоких температурах и с малым количеством воды;
Развивающие:
- развивать социальные навыки, обогащать словарь по теме;
- настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе;
- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.
Воспитательные: - воспитывать любознательность.
Ход
Воспитатель: Я знаю, что все вы любите путешествовать, узнавать и открывать что-то новое. Вот и сегодня, я предлагаю вам совершить путешествие, а поможет нам снова глобус. Скажите какое время года сейчас? (Осень). Да, за окном осень, и с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело. Хотите туда попасть? Куда мы можем отправиться? Правильно в Африку!
Кто сможет показать её на глобусе? (показывают). Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода) А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле). Правильно вот наш корабль. Давайте мы превратимся в моряков. Ну, что готовы? Все на корабль. Послушайте стихотворение про Африку:
«Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
И так в путь.
(Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова «Если долго, долго, долго»).
Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. Сходим с нашего корабля. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (Ответы детей)
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
Африка делиться пустыня, тропики, саванна.
Совершим небольшую прогулку по пустыне (выставляется картинка). Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
- Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море? Вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (ответы). У них очень длинные корни.
Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, оказывается есть, послушайте мои загадки? (Показ иллюстраций)
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток! (Верблюд)
Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне?
(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).
Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Что помогает верблюдам выживать среди раскалённой пустыни? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, верблюжий горб, в котором он хранит запасы сала, при отсутствии пищи и воды под действием солнечных лучей сало растапливается, снабжая организм всеми необходимыми питательными веществами, а верблюжья шерсть очень плотная, она не позволяет испаряться влаге. На ногах у него не копыта, а мозоли из плотной кожи, которые предохраняют ноги от ожогов и не дают им проваливаться в песок. Желудок верблюда приспособлен к перевариванию самой грубой пищи. Чем же верблюд питается? (ответы детей)
В пустыне почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно.
Давайте отправимся дальше. Впереди - Африканская саванна. (Показ изображения саванны). Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями (послышался грозный рык: аудиозапись). Что за зверь рычит?
«Знать, не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.» (лев)
(показ иллюстрации).
Лев - хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы.
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
Воспитатель: Да. Это жираф. Что вы о нём знаете? (Ответы детей).
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне. Идем дальше.
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён но добродушен,
Потому что это… (слон)
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).
Предлагаю Вам изобразить некоторых жителей Африки.
Физкультминутка «Африка»
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И дальше поспешим (садятся на свои места).
Воспитатель: Ну что, продолжим.
А это, что за коняшки,
На всех тельняшки (зебра).
Зебра бегает с большой скоростью. Зебра очень игривое, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются. Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Воспитатель: Посмотрите, кто это идет к нам? (показ иллюстрации или фигуры животного).
В Африке толстяк живёт,
У него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный…(бегемот)
Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
«И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ
Его птицей считает?» (Б.Заходер)
Кто же это? (страус)
Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем). А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится, прячет голову в песок.
Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок».
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Страус. А ты кто?
- А я - Жираф. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
У меня есть тоже хвост.
Носорог
Зебра
Слон
Последним приходит Лев и пугает всех животных, они разбегаются из теремка.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы) Это – Килиманджаро (показываю на карте). Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо. Послушайте загадку:
А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит… (крокодил) (показ)
В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.
В каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне, были в саванне.
А в тропическом лесу не были. (Показ изображения тропиков). Там растут высокие деревья с густой кроной, со свисающими гибкими длинными лианами. Кого мы бы встретили, гуляя в лесу? Чтобы это узнать, надо отгадать загадку:
«Там, где с дерева свисают лианы,
Разные в джунглях живут …» (обезьяны)
Воспитатель: В тропиках живет много обезьян, почему? (Ответы детей). Да правильно, обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. Многие из них никогда не спускаются на землю, живут на ветвях деревьев, находят здесь пропитание, там же у них появляются детёныши.
Что–же, вот мы и побывали с вами в жаркой Африке, видимо пора нам возвращаться домой, в детский сад. Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь. Вот мы и прибыли в детский сад. Вам понравилась Африка? Что нового вы узнали? (ответы детей). Тогда давайте поиграем в игру «Скажи какой?»
Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)
А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).
Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)
Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)
У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)
У слона большие уши, значит, он какой? (большеухий).
У бегемота толстая кожа, значит, он какой? (толстокожий).
Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)
Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл)
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)
Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Минин и Пожарский – защитники земли русской»
Конспект занятия с возможностью применения интерактивной доски....
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «НОВОГОДНИЕ ЧУДЕСА»
Материал для воспитателей ДОУ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Игры с водой»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группена тему «Игры с водой»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Космос. День космонавтики». Цель: уточнить знания детей о космосе, о «Дне космонавтики». Задачи: 1) система...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»
Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи....