"Мир животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

ОД по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zhivotnyh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности о Севере и его обитателях

Задачи: создать условия для:

Задачи:

  •  обеспечить условия для выражения детей своего мнения;
  • -способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах)
  • развития умений определять особенности животных Севера (способность приспосабливаться к среде обитания);
  • развития умений выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
  • развития поисковой деятельности: умение планировать этапы своих действий, умение выделять проблему и находить пути ее решения, определять задачи, аргументировать свой выбор, умение свободно пользоваться методами исследования;
  • развития умений давать характеристику животным, анализировать, устанавливать причинно-следсвенные связи;
  • развития умений работать в мини-группах (развивать умение вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель);
  • активизации мышления в процессе разрешения специально моделируемой ситуации;

Методические приемы: методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Словарная работа: Север, маскировка

Оборудование:

фотографии, иллюстрации, энциклопедии, карточки-модели, слайды.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие умений задавать вопросы последовательно и логично; на развитие умения выделять проблему, цель, находить способы решения проблемных ситуаций.

Ход деятельности

I.  Мотивационно-ориентировочный этап

Детям приносят в группу посылку. Открыв ее, воспитатель достает бумагу, на которой написано слово SOS.

 - Кто из вас знает, что обозначает слово SOS? (ответы детей)

Раздается плачь медвежонка, из посылки появляется белый медвежонок Умка.

- Интересно, кто это?

- Медвежонок не просто так попал к нам. Как вы думаете, для чего он доставлен к нам?

(Медвежонок просит детей помочь ему узнать, где же он живет, кто его родители, соседи.)

II. Поисковый этап

- Какая беда случилась с медвежонком? (Дети выделяют проблему)

- Ребята, что будем делать?

- Умка – это кто?

- А мы знаем, где живет медвежонок?

- Чем питаются медведи?

- А кто может жить рядом с Умкой и что им нужно, чтобы выжить в условиях Севера? (Предложения ребят суммируются, дополняются персонажем и педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план исследования. Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Каждый из вопросов воспитатель схематически зарисовывает на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий.)

- Для того, чтобы решить эту проблему, кем нам нужно стать? (исследователями).

- С чего начнем наше исследование? А что будем делать дальше?

III Практический этап

- Времени у нас мало, а что необходимо сделать, чтобы работа пошла быстрее?

- Что нам в этом поможет?

(Дети называют методы исследования и предлагают разделиться на команды.  Каждая будет искать ответ на свой вопрос: первая – о родине белого медведя, вторая – о родителях, третья – о соседях.)

- Сегодня в нашем распоряжении фотографии, иллюстрации, энциклопедии, в которых может быть ответ на интересующий нас вопрос.

- Сведений соберется много, с помощью чего мы их можем зафиксировать (зарисовать)?

(Дети обсуждают и договариваются зарисовать собираемые сведения значками, символами, моделями.)

- Предлагаю время не терять и начать исследование.

(Дети проходят в свои лаборатории.

Работа в лабораториях:

1 лаборатория – исследуют и находят подходящее место обитания белого медведя.

2 лаборатория – кто может быть родителями Умки и почему.

3 лаборатория – кто является соседями и почему.

После того как дети закончат работу в лабораториях, они проходят в дискуссионный зал.)

- Сейчас наступило время научного доклада.

(Дети выбирают докладчика сами. Ребенок, опираясь на символы, рассказывает о том, что они исследовали со своей группой.)

1. Север бывает крайним – это там, где льды. Тундра – это суша, северный суровый край, но в ней обитает много разнообразных животных, птиц. Зима длинная и холодная. Зимой – полярная ночь. Все лето длится день. Лето короткое и нежаркое. Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной. О земле тундры говорят, что там вечная мерзлота.

- Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить?

2. Белые медведи – это самые крупные из семейства медведей. Они очень хорошие охотники как на суше, так и в воде.

3. - Как вы догадались, что именно эти животные обитают рядом с Умкой?

    - Почему животные и птицы, обитающие по соседству с белыми медведями, имеют преимущественно белую окраску?

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- Давайте вспомним, что вы узнавали, проводя свои исследования?

- Что помогло вам справиться с работой?

- Какие способы вам помогали? (Дети повторяют методы исследования.)

- Что было в этой работе самым трудным, интересным?

(Помимо оценки работы над отдельными заданиями предлагать ребятам восстановить весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.)

- Как вы думаете, ребята, убедился ли Умка в том, что мы сможем ему помочь?

- Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Умке.

Умка: Я очень рад, что встретил настоящих друзей, готовых обо мне позаботиться. Я вам очень благодарен за то, что вы помогли узнать, кто мои родители, кто мои соседи. (проявление персонажем чувства радости, благодарности детям побуждает детей сделать что-то приятное друг другу.)

- Что бы вы хотели узнать еще о Севере и его жителях?

Дети предлагают темы новых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...