Конспект НОД по составление сравнительных рассказов о весенних цветах «Чем отличается гиацинт от нарцисса» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Конспект направлен на расширение представлений детей о весенних цветах: гиацинте и нарциссе. Чтобы дети научились   сравнивать нарциссы и гиацинты по форме цветов и листьев, по цвету, по запаху. А также развивать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать любовь к цветам и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tolkacheva_t._yu.giatsint_nartsiss.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

 Конспект НОД по составление сравнительных рассказов о весенних цветах «Чем отличается гиацинт от нарцисса»

Подготовительная   группа

                                                                Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.

                                                               Санкт-Петербург

Май 2023 год

Цель: Расширение представлений детей о весенних цветах: гиацинте    и нарциссе.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления о цветущих растениях;

     - познакомить с особенностями строения гиацинта и нарцисса (найти у растения стебель, листья, цветки);

     - учить сравнивать нарциссы и гиацинты по форме цветов и листьев, по цвету, по запаху;

- обогащать словарный запас;

Развивающие:

- развивать интерес к наблюдениям за объектами живой природы;

- развивать речь;

- развивать мышление, внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к цветам, бережное отношение к природе

Материал и оборудование:  фотографии цветов-первоцветов: подснежник,  гиацинт, тюльпан, нарцисс; посылка,  обруч с цветами, диск с записью Чайковского «Вальс цветов», книга-презентация.

Ход НОД

Дети входят в группу, рассаживаются полукругом.

Воспитатель читает стихотворение "Краски весны" (Б. Асаналиса)

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг:

Розовые, синие,

Голубые, красные,

Как один – красивые,

Хоть и очень разные.

Воспитатель: Ребята, какие же цветы появляются весной первыми?

Ответы детей

Воспитатель: Как их еще можно назвать?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем сегодня беседовать:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

Воспитатель: Правильно ребята, весна. Весна – прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Давайте с вами послушаем замечательное произведение записью Чайковского «Вальс цветов»

Дети: Прослушивание музыкального произведения.

Воспитатель: Музыка, как бы рисует нам картину весны, ее пробуждение. С приходом весны – меняется наша жизнь, меняемся мы. Даже воздух пахнет травой и цветами. Люди чаще гуляют по весенним улицам, любуясь природой и наслаждаясь воздухом, подставляя лицо лучам яркого весеннего солнышка. Травка пробивается сквозь тугую землю, ее тоненькие стебельки тянутся к теплым лучам солнца. Распускаются бутоны разных цветов. Затем эти бутоны превращаются в яркие цветы. Какие же признаки весны вы можете назвать?

Ответы детей: (солнце греет сильнее, тает снег, прилетают птицы, просыпаются насекомые, звери, появляются первые цветы и т.д.)

Воспитатель: Дети, как называется первый месяц весны?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, март- первый месяц весны в народе его называют «Утром весны», «утром года», «солнечником». 

Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают в марте и какой самый традиционный подарок дарят в этот день?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, в этот день поздравляют мам, бабушек, девушек, маленьких девочек и дарят букеты цветов.

Воспитатель: А какие традиционные цветы дарят?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, мимозы, гиацинты, тюльпаны, нарциссы.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам  об одном необыкновенном цветке. Вы спросите: «А почему о необыкновенном?» Он необыкновенен во всем, начиная от аромата и заканчивая легендой о его появлении.

(Демонстрация картинки цветущего гиацинта)

Воспитатель:

Весной, как только начинают

Дожди лить тёплые с небес,

Свои он кудри распускает

И чудный запах льёт окрест.  (Цветова Т. И.)

Воспитатель: Это загадка о прекрасном цветке гиацинте.

Гиацинт – луковичное растение. Как вы думаете, почему оно так называется?

Ответы детей

Воспитатель: Действительно, гиацинт прорастает из луковицы. А какие еще луковичные растения вы знаете?

Ответы детей

(Воспитатель показывает детям луковицу гиацинта, дети рассматривают)

 Воспитатель:

Среди роз, и белых, и багровых,

Гордых лилий, пёстрых георгин

Незаметен маленький, лиловый,

Нежный и неяркий гиацинт.

Листья гиацинта длинные, сочно-зеленые, гладкие, блестящие или матовые. А цветки- колокольчиковидные или воронковидные - бывают белыми, голубыми, розовыми, фиолетовыми, желтыми; простыми или махровыми. И такие душистые! Запах одновременно сильный и нежный, его не спутаешь ни с каким другим. Если гиацинт будет находиться в помещении при закрытых  окнах, его ароматом наполнится все кругом!

Воспитатель: Посмотрите, как растет и цветет гиацинт.(Демонстрация картинки процесс роста и цветения гиацинта)

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад!

Рвать не буду я цветы (выпрямиться, повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки в стороны)

Воспитатель: Название цветка «Гиацинт» в переводе с греческого означает «цветок дождей», но греки называли еще его и «цветком печали», «цветком памяти». По древней легенде любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли  крови Гиацинта в прекрасные цветы, чтобы память о Гиацинте вечно жила среди людей.

(Демонстрация картинки- разнообразие гиацинтов)

Воспитатель: В нашем уголке природы появился новый жилец – гиацинт. Давайте вместе будем наблюдать за ростом и цветением гиацинта. Как вы думаете, какие условия необходимы ему для этого?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, гиацинту, как и другим растениям, необходимы свет, тепло и вода. Я хочу уточнить, что это растение нужно поливать аккуратно, чтобы вода не попадала на луковицу, иначе гиацинт «заболеет», и мы не сможем полюбоваться красотой его цветов и вдохнуть нежный аромат.

Воспитатель: Ребята, чуть позже в наших садах и оранжереях  зацветут еще и нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Кто может рассказать об этих первоцветах?

Ответы детей: 

(Демонстрация картинки с видами разных нарциссов)

Воспитатель: Да, нарциссы - любимые цветы людей. У нарциссов ароматные крупные белые или жёлтые цветы, распложены по одному или нескольку в кистях.

Цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке с длинными узкими листьями.

В дикой природе (объяснить, нарциссы растут в южных районах нашей страны. Но с древних времён нарциссы выращиваются как декоративные растения, т. е. на клумбах. По своей популярности эти растения ничем не уступают другим цветам. Посмотрите какого цвета лепесточки у нарциссов? Ответы детей: Конечно, они бывают белые, жёлтые, оранжевые, розоватые. Существуют простые и махровые нарциссы. Особенно цветы красивы с трубкой.

Воспитатель: А какие у них листья?

Ответы детей: Да, они зелёные, продолговатые.

Воспитатель: Нарциссы вырастают из луковицы и растут много лет.

 Существует очень много сортов этих растений, которые отличаются между собой размерами, формой, краской, сроками цветения.

Известна древняя легенда о происхождения названия этого растения.

Нарцисс – имя юноши, который, увидев в воде своё отражение, был настолько поражён своей красотой, что никак не мог оторваться от этого отражения. Так и погиб он, склонившись над водой. А в том месте, где он умер, вырос белоснежный, прекрасный цветок – нарцисс.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем отличаются гиацинт от нарцисса?

Ответы детей:

1.У гиацинта стебель толстый и короткий, а у нарцисса-длинный и тонкий.

2.У нарцисса один крупный цветок на макушке стебля, а у гиацинта много мелких цветочков вдоль всего стебля.

3. Гиацинты бывают самого разного цвета, даже фиолетового, а нарциссы только –белые, желтые и кремовые.

4. Листья у гиацинта сочные-зеленые, а у нарцисса-тонкие и длинные.

Воспитатель: Дети, а чем же похожи между собой эти цветы?

Ответы детей:

1. Гиоцинты и нарциссы размножаются луковицами.

2. Эти цветы обладают резким и нежным запахом.

3. Цветы зацветают ранней весной и считаются первоцветами.

Итог:

Воспитатель:

1. Какие изменения происходят с нарциссами весной?

Ответы детей: появляются листочки, цветы, корни

Воспитатель: Чем нарциссы отличаются друг от друга? (формой листочков, цветов, окраской цветов, запахом).

Ответы детей: формой листочков, цветов, окраской цветов, запахом

Воспитатель: Как же мы можем узнать о внешнем виде цветка?

Ответы детей: потрогать его, рассмотреть

Воспитатель: Как мы чувствуем запах цветов?

Ответы детей: можем их понюхать

Воспитатель: Для чего нужны цветы?

Ответы детей: чтобы ими любоваться, цветы приносят радость

Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы бы подарили своей маме на женский день?

Ответы детей

Оценка: Ребята, вы молодцы! Рассказали много интересного о цветах, нашли много сходства и различий между гиацинтом и нарциссом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»

Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему;  закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа в подготовительной группе на тему: "Мой будущий дом".

Я строю, строю новый дом:Кладу кирпич за кирпичом.Стена все выше, выше,А это будет крыша.Вот здесь окно,А здесь порог-Ступеньки посчитай:Один, два, три, четыре, пятьИ двери открывай......

Составление описательного рассказа на тему"Цветы"

Конспект-занятие на тему"Цветы" Составление описательного рассказа на тему"Цветы"...

Составление сравнительного рассказа - описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем

Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания....

Занятие по развитию речи "Составление сравнительного рассказа о диких животных

Занятие содержит составление описательного рассказа о животных лисе и зайце. затем дети сравнивают внешний вид и повадки этих животных. в занятии используются чистоговорки по теме "Дикие животные...