Конспект НОД по составление сравнительных рассказов о весенних цветах «Чем отличается гиацинт от нарцисса» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект направлен на расширение представлений детей о весенних цветах: гиацинте и нарциссе. Чтобы дети научились сравнивать нарциссы и гиацинты по форме цветов и листьев, по цвету, по запаху. А также развивать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать любовь к цветам и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tolkacheva_t._yu.giatsint_nartsiss.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по составление сравнительных рассказов о весенних цветах «Чем отличается гиацинт от нарцисса»
Подготовительная группа
Выполнила: воспитатель Толкачева Т.Ю.
Санкт-Петербург
Май 2023 год
Цель: Расширение представлений детей о весенних цветах: гиацинте и нарциссе.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления о цветущих растениях;
- познакомить с особенностями строения гиацинта и нарцисса (найти у растения стебель, листья, цветки);
- учить сравнивать нарциссы и гиацинты по форме цветов и листьев, по цвету, по запаху;
- обогащать словарный запас;
Развивающие:
- развивать интерес к наблюдениям за объектами живой природы;
- развивать речь;
- развивать мышление, внимание, память;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к цветам, бережное отношение к природе
Материал и оборудование: фотографии цветов-первоцветов: подснежник, гиацинт, тюльпан, нарцисс; посылка, обруч с цветами, диск с записью Чайковского «Вальс цветов», книга-презентация.
Ход НОД
Дети входят в группу, рассаживаются полукругом.
Воспитатель читает стихотворение "Краски весны" (Б. Асаналиса)
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.
Воспитатель: Ребята, какие же цветы появляются весной первыми?
Ответы детей
Воспитатель: Как их еще можно назвать?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем сегодня беседовать:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Воспитатель: Правильно ребята, весна. Весна – прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Давайте с вами послушаем замечательное произведение записью Чайковского «Вальс цветов»
Дети: Прослушивание музыкального произведения.
Воспитатель: Музыка, как бы рисует нам картину весны, ее пробуждение. С приходом весны – меняется наша жизнь, меняемся мы. Даже воздух пахнет травой и цветами. Люди чаще гуляют по весенним улицам, любуясь природой и наслаждаясь воздухом, подставляя лицо лучам яркого весеннего солнышка. Травка пробивается сквозь тугую землю, ее тоненькие стебельки тянутся к теплым лучам солнца. Распускаются бутоны разных цветов. Затем эти бутоны превращаются в яркие цветы. Какие же признаки весны вы можете назвать?
Ответы детей: (солнце греет сильнее, тает снег, прилетают птицы, просыпаются насекомые, звери, появляются первые цветы и т.д.)
Воспитатель: Дети, как называется первый месяц весны?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, март- первый месяц весны в народе его называют «Утром весны», «утром года», «солнечником».
Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают в марте и какой самый традиционный подарок дарят в этот день?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, в этот день поздравляют мам, бабушек, девушек, маленьких девочек и дарят букеты цветов.
Воспитатель: А какие традиционные цветы дарят?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, мимозы, гиацинты, тюльпаны, нарциссы.
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам об одном необыкновенном цветке. Вы спросите: «А почему о необыкновенном?» Он необыкновенен во всем, начиная от аромата и заканчивая легендой о его появлении.
(Демонстрация картинки цветущего гиацинта)
Воспитатель:
Весной, как только начинают
Дожди лить тёплые с небес,
Свои он кудри распускает
И чудный запах льёт окрест. (Цветова Т. И.)
Воспитатель: Это загадка о прекрасном цветке гиацинте.
Гиацинт – луковичное растение. Как вы думаете, почему оно так называется?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, гиацинт прорастает из луковицы. А какие еще луковичные растения вы знаете?
Ответы детей
(Воспитатель показывает детям луковицу гиацинта, дети рассматривают)
Воспитатель:
Среди роз, и белых, и багровых,
Гордых лилий, пёстрых георгин
Незаметен маленький, лиловый,
Нежный и неяркий гиацинт.
Листья гиацинта длинные, сочно-зеленые, гладкие, блестящие или матовые. А цветки- колокольчиковидные или воронковидные - бывают белыми, голубыми, розовыми, фиолетовыми, желтыми; простыми или махровыми. И такие душистые! Запах одновременно сильный и нежный, его не спутаешь ни с каким другим. Если гиацинт будет находиться в помещении при закрытых окнах, его ароматом наполнится все кругом!
Воспитатель: Посмотрите, как растет и цветет гиацинт.(Демонстрация картинки процесс роста и цветения гиацинта)
Физминутка:
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад!
Рвать не буду я цветы (выпрямиться, повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки в стороны)
Воспитатель: Название цветка «Гиацинт» в переводе с греческого означает «цветок дождей», но греки называли еще его и «цветком печали», «цветком памяти». По древней легенде любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли крови Гиацинта в прекрасные цветы, чтобы память о Гиацинте вечно жила среди людей.
(Демонстрация картинки- разнообразие гиацинтов)
Воспитатель: В нашем уголке природы появился новый жилец – гиацинт. Давайте вместе будем наблюдать за ростом и цветением гиацинта. Как вы думаете, какие условия необходимы ему для этого?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, гиацинту, как и другим растениям, необходимы свет, тепло и вода. Я хочу уточнить, что это растение нужно поливать аккуратно, чтобы вода не попадала на луковицу, иначе гиацинт «заболеет», и мы не сможем полюбоваться красотой его цветов и вдохнуть нежный аромат.
Воспитатель: Ребята, чуть позже в наших садах и оранжереях зацветут еще и нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Кто может рассказать об этих первоцветах?
Ответы детей:
(Демонстрация картинки с видами разных нарциссов)
Воспитатель: Да, нарциссы - любимые цветы людей. У нарциссов ароматные крупные белые или жёлтые цветы, распложены по одному или нескольку в кистях.
Цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке с длинными узкими листьями.
В дикой природе (объяснить, нарциссы растут в южных районах нашей страны. Но с древних времён нарциссы выращиваются как декоративные растения, т. е. на клумбах. По своей популярности эти растения ничем не уступают другим цветам. Посмотрите какого цвета лепесточки у нарциссов? Ответы детей: Конечно, они бывают белые, жёлтые, оранжевые, розоватые. Существуют простые и махровые нарциссы. Особенно цветы красивы с трубкой.
Воспитатель: А какие у них листья?
Ответы детей: Да, они зелёные, продолговатые.
Воспитатель: Нарциссы вырастают из луковицы и растут много лет.
Существует очень много сортов этих растений, которые отличаются между собой размерами, формой, краской, сроками цветения.
Известна древняя легенда о происхождения названия этого растения.
Нарцисс – имя юноши, который, увидев в воде своё отражение, был настолько поражён своей красотой, что никак не мог оторваться от этого отражения. Так и погиб он, склонившись над водой. А в том месте, где он умер, вырос белоснежный, прекрасный цветок – нарцисс.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем отличаются гиацинт от нарцисса?
Ответы детей:
1.У гиацинта стебель толстый и короткий, а у нарцисса-длинный и тонкий.
2.У нарцисса один крупный цветок на макушке стебля, а у гиацинта много мелких цветочков вдоль всего стебля.
3. Гиацинты бывают самого разного цвета, даже фиолетового, а нарциссы только –белые, желтые и кремовые.
4. Листья у гиацинта сочные-зеленые, а у нарцисса-тонкие и длинные.
Воспитатель: Дети, а чем же похожи между собой эти цветы?
Ответы детей:
1. Гиоцинты и нарциссы размножаются луковицами.
2. Эти цветы обладают резким и нежным запахом.
3. Цветы зацветают ранней весной и считаются первоцветами.
Итог:
Воспитатель:
1. Какие изменения происходят с нарциссами весной?
Ответы детей: появляются листочки, цветы, корни
Воспитатель: Чем нарциссы отличаются друг от друга? (формой листочков, цветов, окраской цветов, запахом).
Ответы детей: формой листочков, цветов, окраской цветов, запахом
Воспитатель: Как же мы можем узнать о внешнем виде цветка?
Ответы детей: потрогать его, рассмотреть
Воспитатель: Как мы чувствуем запах цветов?
Ответы детей: можем их понюхать
Воспитатель: Для чего нужны цветы?
Ответы детей: чтобы ими любоваться, цветы приносят радость
Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы бы подарили своей маме на женский день?
Ответы детей
Оценка: Ребята, вы молодцы! Рассказали много интересного о цветах, нашли много сходства и различий между гиацинтом и нарциссом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.
В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам....
Конспект нод по составлению описательных рассказов с использованием модельных схем в старшей группе «Ателье мод»
Материал способствует умению правильно составлять описательный рассказ об одежде, опираясь на схему; закреплению названий профессий людей, изготавливающих одежду (модельер, художник по тканям, з...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа в подготовительной группе на тему: "Мой будущий дом".
Я строю, строю новый дом:Кладу кирпич за кирпичом.Стена все выше, выше,А это будет крыша.Вот здесь окно,А здесь порог-Ступеньки посчитай:Один, два, три, четыре, пятьИ двери открывай......
Составление описательного рассказа на тему"Цветы"
Конспект-занятие на тему"Цветы" Составление описательного рассказа на тему"Цветы"...
Составление сравнительного рассказа - описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем
Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания....
Занятие по развитию речи "Составление сравнительного рассказа о диких животных
Занятие содержит составление описательного рассказа о животных лисе и зайце. затем дети сравнивают внешний вид и повадки этих животных. в занятии используются чистоговорки по теме "Дикие животные...