Конспект занятия по развитию речи "Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка – детский сад «Теремок»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по речевому развитию для детей подготовительной группы
(6-7 лет)
Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»
г. Мамоново
Тема: Составление сравнительного рассказа по теме «Звери холодных и жарких стран»
Цель: Развитие связной речи при составлении рассказа по опорным сигналам.
Задачи:
- расширение и активизация словаря по теме «Звери холодных и жарких стран»;
- образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже;
- образование сложных прилагательных;
- закрепление умения составлять сложносочиненное предложение с союзом А с опорой на зрительные символы;
- понимание и объяснение значений крылатых выражений;
- развитие зрительного и фонематического восприятия;
- развитие слухового внимания, воображения и мышления.
Демонстрационный материал:
- схема для составления сложноподчиненного предложения с союзом А;
- схема для составления рассказа-сравнения о животных холодных и жарких стран;
- предметные картинки с изображением животных;
- мольберт.
Раздаточный материал:
- перфоконверты для определения животных жарких и холодных стран;
- иллюстрации с изображением животных с чужими частями тела;
- цветные и простые карандаши;
- заготовки для изготовления мнемосхем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационная часть
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать несколько загадок для того, чтобы дети догадались, о ком ( или, о чем) пойдет речь на занятии. После правильного ответа воспитатель выставляет картинку с изображением животного .
Загадки:
Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
Мой брат в лесу глухом,
Он сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мед.
Живу, где север, снег и стужа.
(Белый медведь)
В природе все его бояться,
Ведь он царем зверей слывет,
Но вам не может повстречаться
Он только в Африке живет.
(Лев)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет.
Очень важный господин
Семенит сюда … (пингвин)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев.
(Жираф)
Воспитатель хвалит детей за смекалку и сообразительность и объявляет тему занятия: «Звери холодных и жарких стран». Предлагает детям занять места за столами.
Основная часть
- Работа с перфоконвертами.
Воспитатель раздает детям перфоконверты, и предлагает детям разделить животных по месту обитания. Для этого дети вспоминают символические обозначения: жаркие страны – рисуют солнышко, холодные страны – снежинка. Работа проводится самостоятельно и, лишь после ее завершения дети объясняют свой выбор символа.
(Для обозначения льва я нарисовал солнышко, потому что лев живет в жарких странах.)
- Образование сложных прилагательных. Игра «Какой? Какие?»
Воспитатель оставляет на мольберте две картинки с животными, по которым впоследствии дети будут составлять рассказ-сравнение.
Предлагает составить одно слово из двух. (Обязательно дает речевой образец.)
У белого медведя толстые лапы. Какой белый медведь? - Толстолапый.
У белого медведя черный нос. Какой белый медведь? – Черноносый.
У белого медведя короткие уши. Какой белый медведь? – Короткоухий.
У белого медведя длинная шерсть. Какой белый медведь? – Длинношерстый.
У белого медведя когтистые лапы? Какой белый медведь? – Когтистолапый.
У слона большие уши? Какой слон? – Большеухий.
У слона толстая кожа? Какой слон? – Толстокожый.
У слона сильные ноги? Какой слон? – Сильноногий.
У слона длинный хобот? Какой слон? – Длиннохоботный.
У слона длинный хвост? Какой слон? – Длиннохвостый.
3. Составление рассказа-сравнения «Белый медведь и слон».
Составление происходит по мнемосхеме, с использованием схемы сложносочиненного предложения.
Мнемосхема.
Домик и лес – домашнее или дикое животное.
Солнышко и снежинка – страны обитания.
Цветовые пятна – окрас животного.
Символические обозначения растения и мяса – чем питается животное.
Изображены отдельные части тела – части тела данного животного.
Фигуры разной величины – размер животного.
Соска-пустышка – название детенышей.
Знак вопроса и восклицательный знак - интересный факт из жизни животного.
Схема сложносочиненного предложения.
Два прямоугольника, после первого стоит запятая и буква А, выделена красным цветом.
Первый прямоугольник обозначает первую часть предложения, второй окончание его.
Примерный рассказ детей.
Слон и белый медведь – дикие животные. Белый медведь живет на Севере , а слон обитает в жарких странах. Тело медведя покрыто белой шерстью, а кожа слона - серая. Слон больше медведя. У медведя на лапах крепкие когти, а у слона когтей нет. У слона есть длинный хобот, а у медведя маленький нос. Уши медведя – короткие, а уши слона большие и широкие. У слона есть бивни, а у медведя острые клыки. Хвост слона длинный , а у медведя хвост короткий.
Медведь питается рыбой и мясом, а слон травоядное животное. Он ест траву, плоды, листья деревьев.
У слона детеныши называются слонята, а у медведя – медвежата.
Медведь растит медвежат в снежной берлоге.
Слоны могут выкапывать в песке глубокие ямы и добывать себе воду.
Физминутка
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору. (прыжки по кругу друг за другом)
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки. (наклоны влево,вправо)
А затем пустились в пляс -
Проплясали целый час. (приседание)
- Образование притяжательных прилагательных и употребление их в родительном падеже. Игра «Чего не бывает в природе?»
Воспитатель раздает детям иллюстрации животных с чужими частями тела.
Предлагает найти ошибки художника и объяснить, какие части тела не принадлежат этому животному.
(Дается речевой образец)
Например:
У медведя – оленьи рога. В природе у медведя не бывает оленьих рогов.
У жирафа – верблюжья голова. В при роде у жирафа не бывает верблюжьей головы.
4. Объяснение крылатых выражений. Игра «Ассоциации»
Воспитатель объясняет детям, что людей довольно часто сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими людьми.
Зачитывает определения и предлагает детям объяснить, какому человеку может подходить то или иное определение.
«Львиная грива». Про какого человека можно так сказать. (О человеке, у которого на голове пышная прическа, густые волосы или волосы спутанные, нечесаные.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой. Человек при ходьбе гулко стучит пятками по полу.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться. Гримасничает)
«Черепаший шаг». (Человек, который медленно ходит, выполняет работу.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
- Создание мнемосхем . Работа в подгруппах. (закрепление материала)
Воспитатель делит детей на маленькие подгруппы. Для каждой подгруппы расчерчена таблица на шесть окошек, которую дети заполняют самостоятельно. Раздает картинки с изображением животного. Дети совместно решают, что можно рассказать об этом животном, заполняя при этом таблицу символами и знаками. После заполнения можно предложить детям коротко рассказать про животное, используя свою схему.
Например, подгруппа создает таблицу для составления рассказа о верблюде.
Дерево и домик – верблюд дикое животное, но существуют и домашние верблюды.
Солнышко – верблюд живет в жарких странах.
Цветные пятна – шерсть верблюда светло-коричневого цвета.
Кустики - верблюды питаются растениями.
Горб, ноги – перечисляются части тела верблюда.
Соска-пустышка – детеныш верблюда называется верблюжонок.
Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, о ком они говорили на занятии?
О каких животных составляли рассказ-сравнение?
В какие игры играли?
Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»
Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...
Конспект занятия по развитию речи.Составление рассказа на тему"Осень".
Задачи:Учить детей составлять рассказ об осени при помощи мнемотаблицы. Развивать связную речь, умение аргументировать.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для старшего дошкольного возраста "Животные жарких стран"...
Конспект занятий по развитию речи составление рассказов на тему "Осень наступила"
Задачи:Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;продолжать учить детей отвечать на во...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Животные холодных и жарких стран"
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Животные холодных и жарких стран». Цель: систематизирование знаний детей о животных холодных и ж...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Путешествие в сказочную Весеннюю страну» образовательная область «Речевое развитие»
Конспект занятия по развитию речи старшая группа...
Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами здоровьесберегающих технологий в старшей группе по теме: «В Холодной и Жаркой стране».
Задачи. -учить детей чувствовать и понимать взаимозависимость человека и окружающего мира...