Составление сравнительного рассказа - описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем
материал по логопедии на тему
Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 669.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление сравнительного рассказа - описания о временах года (Лето-Осень) с использованием схем.
Цели: Формировать навык составление описательного рассказа на тему с опорой на схемы. Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Оборудование: Наглядно - дидактический материал « Времена года», схемы для составления описательного рассказа.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед просит детей внимательно послушать загадки и решить о каких временах года мы будем говорить.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю,
«Купайтесь», - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я ... (лето).
Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаясь елочек и сосен. Я ... (осень).
Основная часть
Логопед показывает детям сюжетную картину с изображением Лета.
Вопросы:
-Какое время изображено на картинке?
-Какое бывает лето?
-Кто изображен на картине?
-Во что одеты дети?
-Чем занимаются дети?
Затем логопед выставляет сюжетную картину с изображением Осени.
Вопросы:
-Какое время изображено на этой картинке?
-Какая бывает осень?
-Кто изображен на картине?
-Во что одеты дети?
-Чем занимаются дети?
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»:
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов-признаков, слов-действий.
Небо осенью (какое?) – хмурое, унылое, серое. А летом ( какое?)- светлое, ясное, голубое.
Солнце осенью (какое?) - …А летом ( какое?)-…
Ветер осенью (какой?) - …А летом ( какой?)-…
Листья осенью (какие?) - …А летом( какие?)-…
Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Летом солнце ( что делает?)- светит, греет…
Осенью солнце (что делает?) - …
Осенью дождь (что делает?) - …
Летом цветы ( что делают?)- цветут, пахнут, растут….
Осенью птицы (что делают?) - …
Упражнение «Угадай, когда бывает». Определить, что бывает осенью, а что летом.
Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду.
Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
Цветут цветы, летают бабочки.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Дикие животные не делают запасы корма.
Упражнение «Скажи наоборот». Закончить предложения.
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а …
Летом день длинный, а …
Летом тучки ходят высоко, а …
Летом птицы учат птенцов летать, а …
Летом люди одеваются легко, а …
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …
Летом люди растят урожай, а …
Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а …
Игра - физкультминутка» Здравствуй, осень!»
Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят:
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки. Дети: Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки. Каша будет в печке.
Принесла вам овощей. И для каши, и для щей.
Рады ли вы грушам? Мы их впрок насушим.
А уж яблоки, что мёд! На варенье, на компот.
Принесла и мёду полную колоду!
Дети: Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Выбегает дождик и говорит:
-Кто под дождик попадёт, тот сейчас водить пойдёт. (Дети разбегаются, дождик их ловит)
7. Составление сравнительного рассказа-описания.
Логопед просит внимательно посмотреть на схему и составить сравнительный рассказ об осени и лете.
Дети составляют рассказ-описание по схеме.
Солнце
Небо
Земля
Деревья
Одежда людей
Изменения в жизни зверей
Изменения в жизни птиц
Занятия детей
8. Составление рассказов детьми.
а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально
Образец рассказа: Когда наступает лето, ярко светит солнце. Небо ясное, голубое, лишь иногда по небу проплывают облака. Земля прогревается и становится зеленой от травы. Деревья стоят в зелени. Люди надевают легкую одежду - платья, шорты. Животные питаются свежими и сочными листьями, ягодами. Птицы питаются насекомыми и червячками. Дети купаются, загорают, поливают грядки на огородах. Но вот наступает осень. Солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Земля покрывается старой листвой. Листья на деревьях становятся разноцветными и к концу осени опадают. Люди одеваются все теплее - надевают куртки, сапоги, берут с собой зонты. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дети помогают собирать урожай в садах и огородах, собирают грибы, делают кормушки на зиму для птиц.
Итог занятия. Анализ работы детей.
Логопед оценивает рассказы детей, говорит, что рассказы получились полными, последовательными, использовались длинные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127505-1350643623.jpg)
Приложение. Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников. Карточки – схемы для составления сравнительных рассказов-описаний.
В приложении представлены карточки для составления рассказов по разным лексическим темам....
Рассказы о временах года. Лето, Осень, Зима, Весна
Рассказы о временах года. Лето, Осень, Зима, Весна...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/10/picture-927161-1683701550.jpg)
Рассказы о временах года. Лето, Осень, Зима, Весна. 5-7 лет
Большое место в посо6иях отведено развитию грамматического строя речи _ тетради насыщены заданиями на словоизменение, словоо6разование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с ...
Составление описательного рассказа о животном жарких стран с опорой на план-схему
Фронтальное логопедическое занятие по теме "Животные жарких стран". ОО "Речевое развитие"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-692913-1445443394.jpg)
Занятие по развитию речи "Составление сравнительного рассказа о диких животных
Занятие содержит составление описательного рассказа о животных лисе и зайце. затем дети сравнивают внешний вид и повадки этих животных. в занятии используются чистоговорки по теме "Дикие животные...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696725-1445887459.jpg)
Конспект НОД по составление сравнительных рассказов о весенних цветах «Чем отличается гиацинт от нарцисса» Подготовительная группа
Конспект направлен на расширение представлений детей о весенних цветах: гиацинте и нарциссе. Чтобы дети научились сравнивать нарциссы и гиацинты по форме цветов и листьев, по цвету, п...