Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Немного о космосе»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Данная программа ориентирована на формирование у детей представлений о Солнечной системе, понятий «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; знакомит с историей освоения космоса; расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подводит к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; позволяет воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Малыш» г. Мичуринска Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Немного о космосе» |
3. Ф.И.О., должность автора | Кицан Анжела Ильинична, воспитатель |
4. Сведения о программе: | Данная программа ориентирована на формирование у детей представлений о Солнечной системе, понятий «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; знакомит с историей освоения космоса; расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подводит к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; позволяет воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. |
4.1. Нормативная база: |
|
4.2. Вид | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
4.3. Образовательная направленность | социально-педагогическая |
4.4. Цель программы: | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. |
4.5. Задачи программы: | Обучающие: -сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». − ознакомить с точкой зрения древних людей о мироздании. − ввести понятия «звезды», «созвездия», «планеты», «кометы», «спутники», «метеоры», «метеориты», «астероид», «солнечная система». − объяснить, что представляет собой Солнечная система, ознакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы. − познакомить с Землей, планетой на которой мы живем. − познакомить с историей освоения космоса, с яркими сведениями из биографии К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина. − научить находить на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду. - формировать у ребят познавательный интерес к окружающему миру. Развивающие: - развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы). -развить познавательные умения, - привить практические умения и навыки в рамках предмета, - развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу. - развить речь, обогатить словарный запас, ввести специальную терминологию, - развить мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором) Воспитательные: - привить навыки коллективной и индивидуальной работы. - привить умение оценивать результаты своего труда. - привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение, удивляться ее чудесам и восхищаться ими. |
4.6.Уровень освоения программы | ознакомительный |
4.7. Область применения | дополнительное образование |
4.8. Продолжительность обучения | 1 год |
4.9. Год разработки программы | 2023 |
5.0. Возрастная категория обучающихся | 6-7 лет |
Раздел №1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.
Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо
развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Возникает проблема:
как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об
окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к
великому подвигу нашего русского героя – Космонавта, который первый в мире облетел
земной шар и открыл человечеству «окно» в космос. В результате возникла
необходимость работы программы «Немного о космосе».
Актуальность. Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая
представления детей о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные
способности, активизируются восприятие, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.
Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что игровой метод проведения занятий придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Задачи каждого раздела программы тесно переплетаются в каждом занятии и комплексно решают цели и задачи всей программы.
Направленность программы. Программа «Немного о космосе» имеет познавательную направленность.
Практическая ценность: планируемые мероприятия могут использоваться как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Ожидаемый результат: У дошкольников будут сформированы знания, представления об устройстве солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса.
Расширится словарный запас детей, дети смогут активно использовать новые слова в речи. Появится желание добывать новые знания, воспитывать в себе новые качества характера
Итоги реализации дополнительной общеразвивающей программы предоставляются на
открытых занятиях и мероприятиях, творческой самореализации детей, в конкурсах и викторинах.
Адресат программы. Программа адресована детям дошкольного возраста (6-7 лет)
Условия набора учащихся. Программа обусловлена возрастом воспитанников и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Количество учащихся. В группе – 10-15 человек.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе – 1 год,
Объем обучения по программе составляет – 36 часов.
Формы и режим занятий. Форма обучения по программе – очная. Продолжительность занятий для детей не более 30 мин.
Формы организации деятельности детей на занятиях: беседы, игры, теоретические занятия, викторины, экспериментальная деятельность.
Содержание и организация образовательного процесса
Условия реализации программы:
Программа реализуется по следующим принципам: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности. Работа с детьми делится на три модуля, каждый модуль имеет цель и направления работы:
Первый модуль «Вселенная», цель: развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, об устройстве Солнечной системы и основных
космических телах и явлениях.
Второй модуль «История космонавтики», цель: знакомство с историей зарождения и развития космонавтики, первыми русскими космонавтами.
Третий модуль: «Космическая техника и технология», цель: формирование знаний о космических аппаратах, космодромах, современных телескопах.
Взаимодействие с родителями. Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому работа строится в непосредственном и тесном контакте с родителями. В работе используются новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомит родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывается практическую помощь семье. Так же используются такие формы работы как: стендовая информация, персональный сайт педагога, страничка группы на официальном сайте ДОУ, папки-передвижки. Активность родителей в организации выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Названия раздела/темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
2. | Модуль «Вселенная» | 18 | 15 | 3 | |
2.1. | «Этот удивительный космос» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.2. | «Что такое астрономия?» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.3. | «Планеты и звёзды» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.4. | «Легенда о Млечном пути» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.5 | «Большая медведица» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.6. | Эксперимент «Почему звёзды мерцают» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.7. | «Солнечная система» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.8 | «Звезда по имени Солнце» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
2.9. | Эксперимент «Затмение Солнца» | 1 | - | 1 | Устный опрос |
3.0. | «Планета Земля» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.1. | «Солнце-источник света и тепла» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.2. | «Лето – зима» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.3. | «Спутник Земли» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.4 | Эксперимент «День - ночь» | 1 | - | 1 | Устный опрос |
3.5. | Эксперимент «Почему луна превращается в месяц». | 1 | - | 1 | Устный опрос |
3.6. | «Зачем Солнце на Земле?» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.7 | «Жизнь вне Земли» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.8. | КВН «Загадки на астрономические темы» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3. | Модуль «История космонавтики» | 11 | 9 | 2 | Устный опрос |
3.1. | «Начало космической эры» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.2. | «Зачем человеку космос?» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.3. | «История Солнечной Вселенной: Коперник и Бруно» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.4. | «Первые попытки покорения космоса» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.5. | «Первый человек в космосе» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.6. | Эксперимент «Как летит ракета» | 1 | - | 1 | Устный опрос |
3.7. | «Женщина в космосе» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.8. | Досуг: «Что значит быть космонавтом?» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
3.9 | «Далекие миры — неизвестные планеты» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.0. | «Пришельцы из космоса» | 1 | - | 1 | Устный опрос |
4.1. | Деловая игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4. | Модуль «Космическая техника и технология» | 6 | 5 | 1 | Устный опрос |
4.1. | Основоположники российской космонавтики: Циолковский К.Э., Королев С.П. | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.2. | «Космодром» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.3. | «О чем рассказал телескоп» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.4. | «Из истории возникновения ракеты» | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.5. | «Космос в жизни современного человека | 1 | 1 | - | Устный опрос |
4.6. | Викторина «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» | 1 | - | 1 | Устный опрос |
Содержание учебного плана
№ | Тема занятия | Форма проведения | Ожидаемый результат | Сроки проведения |
1. | Вводное занятие «Этот удивительный космос» «Планеты и звёзды» «Зачем человеку космос?» | Теория. Беседа с детьми о космосе, просмотр презентаций на тему «Космос» Загадки. Практика: Д/игры: «Добавь слово», Мини – игра «Собери картинку» Теория: Презентация по теме «Космос», чтение познавательных рассказов из энциклопедии дошкольника «Я познаю мир» Практика: Д/игры: « Полетаем по орбите», «Найди тень» «Найди пару» Теория: Загадки, беседа «Космос, звезды, вселенная» Практика: Д/игры «Созвездия», «Разложи планеты на орбитах», «Планеты бывают разные» Графическое упражнение «Соедини точки» Пластилинография «В далеком космосе» Теория: Рассматривание иллюстраций по теме: «Космические дали» Просмотр видеофильма «Вселенная» Практика: Д/игры: «Космическое лото», «Хорошо – плохо», «Найди лишнее» «Сюжетно – ролевая игра: «Космонавты» | Познакомить детей с понятием «космос», развивать любознательность, умственную пытливость Уточнение и расширение представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе. Вызвать познавательный интерес к космосу. Формирование и систематизирование знаний детей о космических объекта, закрепление знаний детей о планетах, звездах, Солнечной системе. создание объёмной рельефной картины Расширение представлений детей о многообразии космоса, о роли человека в изучении космического пространства. | сентябрь |
2. | «Что такое астрономия?» «История Солнечной Вселенной: Коперник и Бруно» Эксперимент «Почему звёзды мерцают» «Легенда о Млечном пути» | Теория: Презентация: «Загадочная астрономия» подбор фото, иллюстраций на тему «Космос» Практика: Ребусы «Занимательная астрономия» Д/игра: «Собираемся в полет» Подвижные игры «Космонавты», «Невесомость» Рисование «По космическим дорожкам» Теория: Научный фильм «Первый шаги в космос» Беседа: «А нельзя ли было сразу? Пифагор и Клавдий Птолемей». Практика: Д/игра «В гости к звездам», «Юный астроном» Теория: Презентация «Из чего сделаны звезды?» Практика: Д/игра «Форма звёзд» Эксперимент «Почему звёзды мерцают» Теория: Беседа «Дорога под названием Млечный путь» Презентация «У берегов Атлантики» Практика: Д/игра: «Подбери словечко» Рисование «Моя планета» Под/игры «Изобрази в движении созвездия», «Кто больше соберёт звёзд» | Развитие у детей интереса к астрономии, расширение представления детей о многообразии космоса. Создание условия для формирования роли и месте человека во Вселенной по освоению космоса. Развитие у детей навыка экспериментирования. Создание условий для применения полученных знаний показать, что звезды светят постоянно. Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, знакомство с легендой возникновения Млечного пути, о первых людях - селутрах. | октябрь |
3. | «Солнечная система» «Начало космической эры» «Звезда по имени Солнце» «Большая медведица» | Теория: Иллюстрации о космосе, солнечной системе; модель « Солнечная система»; Презентация, рассказ о Солнце с помощью символов. Практика: Д/ игры: «Четвертый лишний» Викторина: «Планеты нашей системы» Теория: Рассматривание иллюстраций и фотографий о космосе и космонавтах. Мультимедиа об освоении космоса Практика Д/игры: Ручной труд «Этот космос» Выставка творческих работ «Начало космической эры» Теория: Презентация «Солнце» Чтение сказки «Звезда - по имени Солнце» Беседа: Как человек использует солнечную энергию? Практика: Д/игра «Солнце» Д/задание «Земля, Огонь, Вода, Воздух» Теория: Беседа «Звезды в «Большой медведице» Видеофильм А. Рыбников Тайна третьей планеты" Практика: Отгадывание загадок. Д/игры: «Черные игры», «Космический хоровод» Подвижная игра «Космонавты» | Формирование у детей представлений о планетах Солнечной системы, расположения планет по мере их удаления от солнца; способствовать развитию познавательного интереса детей. Создание условия для обогащения детей знаниями о космосе, расширять у детей представления о космическом пространстве, о космосе и космических полетах. Закрепление представление детей о том, что Солнце является источником тепла и света; причиной смены дня и ночи. Знакомство с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными материалами. Закрепление и обобщение представления детей о созвездиях северного полушария. Знакомство с названиями звезд созвездия "Большая медведица". | ноябрь |
4. | Эксперимент «Затмение Солнца» «Первые попытки покорения космоса» «Зачем Солнце на Земле?» Основоположники российской космонавтики: Циолковский К.Э., Королев С.П. | Теория: Беседа «Путешествие к солнцу» Практика: Д/игры: «Красная планета», «Солнечные зайчики» Эксперимент «Затмение Солнца» Теория: Презентация: «Пионеры космоса» Чтение: А. Томилин «Как люди открывали свою землю» Практика: Д/игры: «Куда летят ракеты», «Найди тень», «Подбери созвездие». Рельеф «Солнечная система» Теория: Иллюстрационный материал «Зачем Солнце на Земле?» Беседа «Какое оно, Солнце?» Видеофильм «Астрономия для самых маленьких» Практика: Д/игры: «Наша солнечная система», «Составь ракету» Сюжетно-ролевая игра : «Космическое путешествие», Теория: Демонстрационный материал «Космос» Чтение Е. П. Левитан «Звёздные сказки» Практика. Д/игра: Разложи планеты на орбитах», «Солнечная система», Рисование «Звездная фантазия» | Формирование понятий опытным путем, почему бывает затмение солнца Развитие творческого воображения и словесно-логическое мышления детей. Систематизация знаний об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Формирование представления детей о Солнце. Формирование представления о значимости Солнца на Земле. Знакомство детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. Воспитание у детей любви к Родине, чувство гордости за родную страну, которая стала первая в освоении космоса. | декабрь |
5. | «Планета Земля» «Спутник Земли» «Солнце-источник света и тепла» КВН «Загадки на астрономические темы» | Теория: Учебное видео «Голубая планета» Чтение Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах» Практика: Д/игры: «Ночной звездопад», «Планеты» С/р игра «Однажды в космосе»; Игра-лото «Угадай созвездие» Теория: Беседа «Луна — спутник Земли» Презентация: «Полет человека на Луну» Практика: Д/игры: «Собери Луну», «Что лишнее?» Конструирование «Собери космический корабль из геометрических фигур» Теория: Беседы «Что такое солнце?» Презентация «Звезда дающая жизнь» Практика: Д/игры: «Прогулка по Луне» Подвижная игра «Солнце и Луна» Теория: Беседы и рассказы о космосе Практика: Д/игры: «Космическая ракета», «Телескоп» настольная игра «Космическое путешествие» КВН «Загадки на астрономические темы» | Изучение строения планеты «Земля», воспитание бережного отношения к окружающей природе. Формирование элементарных представлений о Луне, расширение знаний о неживой природе, небесных светилах и желание познать её тайны. Расширение представления, что Солнце является источником света и тепла, о роли солнца в жизни растений, животных, человека; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. Расширение и углубление знаний дошкольников о космосе, расширение кругозора детей и развитие их воображения, вызывать положительный эмоциональный настрой. | январь |
6. | Эксперимент «День - ночь» «Далекие миры — неизвестные планеты» Досуг: «Что значит быть космонавтом?» «Космос в жизни современного человека» | Теория: Беседа «Почему день сменяет ночь?» Презентация: Смена дня и ночи» Практика: Подвижная игра «Солнце и Луна» «Планеты Солнечной системы» Теория: Рассматривание иллюстраций о космосе, космической техники, фотографии планет Солнечной системы, чтение художественной литературы, Презентация “Человек и космос” Практика: Д/игра «Звездные тела» Рисование: «Неизвестные планеты». Теория: Презентация «Школа космонавта» Практика: Д./игра «Собери космический корабль» Подвижная игра «Передай другому», «Лунатики» Досуг: «Что значит быть космонавтом?» Теория: Беседа:«Каким должен быть космонавт?» «Бесстрашные герои или как человек полетел в космос» Практика: Д/игры: «Конструктор», «Волшебная астрономия» | Знакомство с зависимостью наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепление представления детей о строении Солнечной системы. Формирование представлений о небесных телах, планетах, солнце. Формирование познавательного интереса к изучению вселенной. Повышение у детей интереса к профессии – космонавт. воспитание уважения к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувства патриотизма, гордости за свою страну. Выявление знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики, умения делать простейшее умозаключения и обосновывать своё решение. | Февраль |
7. | Эксперимент «Как летит ракета»
«Пришельцы из космоса» «Лето – зима» «Жизнь на Земле» | Теория: Беседа: «На Востоке к звездам» Загадки Практика: Д/игры: «Звездопад», «Парад планет» Тамграм «Ракета» Эксперимент «Как летит ракета» Теория: Беседа «Жизнь на других планетах» Учебное видео занятие «Удивительное рядом» Практика: Д/игра «Расшифруй слово» Логическая игра «Пульт управления» Теория: Видеосюжет «Движение Земли вокруг Солнца» Беседа путешествие по временам года. Иллюстрации «Времена года» Практика: Д/игры: «Времена года» Настольная игра «Круглый год». Теория: Беседа: «Как зародилась жизнь» Видеофильм «Моя планета», «Миллионы лет назад» Практика: Д/игра «Найди свою группу» Д/упражнения «Четыре стихии» | Формирование и расширение знания детей о космосе и о космических полётах. Воспитание уважения к героям космоса, желание быть похожими на них, развитие познавательные интереса у детей. Расширение и систематизация представления детей о космосе. Развитие воображения, фантазии. Ознакомление детей с зависимостью смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца, используя деятельность поискового характера. Развитие логического мышление, умения рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Уточнение знаний о зарождении жизни на земле, подвести к пониманию разнообразного растительного и животного мира, дать представление о простейшей пищевой цепочке. | март |
8. | «Первый человек в космосе» Деловая игра «Что? Где? Когда?» «Женщина в космосе» «Космодром» | Теория: Беседа «Путешествие вокруг Земли» Видеофильм «Первый космонавт» Чтение "Звездолетчики" по В. Бороздину. Практика: Д/ игра «Небо и звезды» Аппликация «Встреча в космосе» Теория: Презентация «Космическое пространство» Практика: Деловая игра «Что? Где? Когда?» Теория: Презентация: «Женщины в космосе» Практика: Д/игры «Что возьмем с собою в космос», «Скажи наоборот» Подвижная игра «В отряде космонавтов» С/ролевая игра «Полет на Востоке -6» Теория Беседа: «Космодром», Просмотр фильма «Первый полёт в космос» Практика: Д/ игра «Расположи планеты», «Земля - Солнце» Ручной труд «Космическая ракета» Опыт: «Запуск ракеты» | Закрепление представления о космических полётах, о профессии космонавта, знания, что первым космонавтом был гражданин России Ю.А. Гагарин. Воспитание гордости за свою страну. Закрепление знания детей о космосе, космическом пространстве; пополнение знания о первооткрывателях космоса, ученых, имеющих отношение к космическим открытиям. Закрепление знаний о космосе и космонавтике, расширять знания о первой женщине космонавте-Валентине Терешковой, воспитание чувства патриотизма и интереса к истории нашей страны. Обобщение знания об истории космонавтики в России; знакомство детей с космодромом, как территорией, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос; расширение опыта творческого конструирования. | апрель |
9. | Эксперимент «Почему луна превращается в месяц» «Космический корабль» «О чем рассказал телескоп» Викторина «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» | Теория: Беседа «Луна – естественный спутник Земли» Видеоролик «Превращения Луны» Практика: Д/игра: «На ракете», «Когда так бывает?» Опыт «Фазы Луны» Опыт «Солнечные и лунные затмения» Опыт «Что бы произошло со спутником, если бы планета его не притягивала» Теория: Беседа «Покорение космоса» Практика: Д/игры «Вокруг Земли», «Стальной корабль» Игра-викторина «Угадай-ка» Оригами “ракета” Теория: Презентация «Новые галактики» Беседа "Наблюдения - основа астрономии. Телескопы." Практика: Д/игры «Звездочет», «Кометы и метеориты», «Угадай созвездие» Теория: Беседа «Космонавты растут среди нас» Практика: Д/ игры «Что возьмем с собой в космос», «В космос всем открыта дверь. Ну-ка сам себя проверь!», «Космический словарь» Викторина «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» | Закрепление представления о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне, развитие познавательного интереса, любознательности, наблюдательности. Расширение знания детей о создании ракеты, о полёте первого космонавта Ю. А. Гагарина, закрепление знания детей о космическом аппарате и его создателях. Развитие представления об обсерваториях. Усвоение особенностей телескопов различных видов. Выявление полученных знаний, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. | май |
Ожидаемый результат: дети проявят интерес к изучению космоса, Солнца, планет; будут иметь первичные представления о строении солнечной системы. Научатся рассказывать о первых полетах в космос человека. Проявят интерес к настольно – печатным, сюжетно-ролевым, строительным играм на космическую тему.
Блок №2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Количество учебных дней – 36.
Учебный период – с 1 сентября по 31 мая.
Время проведения занятия 1 раз в неделю: с 17.30 по 18.00 (не более 30 минут).
Место проведения - групповая комната.
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий. Методическое обеспечение программы включает в себя:
- дополнительную общеобразовательную программу;
- календарно-тематическое планирование занятий по программе;
- сборник тестов и заданий для диагностики результативности обучения учащихся;
- дидактические материалы (печатные пособия - таблицы, плакаты, фотографии; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства);
- разработки занятий в рамках программы;
- комплекс физминуток;
- методическую и учебную литература;
- Интернет-ресурсы.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Кадровое обеспечение. Организовывает и проводит занятия с детьми 5-7 лет педагог, имеющий высшее педагогическое образование и прошедший курсовую подготовку по теме «Содержание и методика воспитания детей в системе дополнительного образования».
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл.5, ст.48) педагоги
·осуществляют свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивают в полном объеме реализацию программы;
·соблюдают правовые, нравственные и этические нормы, следуют требованиям профессиональной этики;
·уважают честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
·развивают у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
·формируют гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
·применяют педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
·учитывают особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
2.3. Формы аттестации
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
1.входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у воспитанников имеющихся знаний, умений и навыков;
2. промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
3. итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
2.4. Оценочные материалы
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой создание проблемно-поисковых ситуаций организуемых педагогом, дидактических игр и упражнений, наблюдение за активностью ребенка в игровой деятельности, НОД, анализ продуктов детской деятельности и использование индивидуальных бесед.
Отслеживание результатов проводится по следующим направлениям и показателям компетентности:
интеллектуальная компетентность:
– способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений;
– умеет обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта;
– способен понимать значение слов на темы космоса; речевая компетентность:
– умеет составлять рассказы, используя модели, схемы;
– свободно и самостоятельно использовать терминологию освоенного содержания эстетическая компетентность:
– умеет замечать необычное в обыденном;
– проявляет умение выделять признаки красоты и гармоничности в явлениях окружающего мира;
– способен выразить субъективно оценочное отношение в продуктах деятельности.
Баллы | Диапазон | Критерии оценки |
3 | 2, 6 – 3,0 | Знания и представления ребёнка четкие, содержательные, системные; умения и навыки выполняет самостоятельно |
2 | 1,8 – 2,5 | Знания и представления нечеткие, отрывочные; умения и навыки выполняет с помощью взрослого |
1 | 1 – 1,7 | Знания и представления отрывочные, фрагментарные или не оформлены; умения и навыки выполняет в общей с взрослыми деятельности или не выполняет |
2.5. Методическое обеспечение программы
Программа «Немного о космосе» может быть реализована при взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий. Методическое обеспечение включает:
- дополнительную общеобразовательную программу;
- календарно методическое планирование занятий;
- дидактические материалы;
- разработки занятий по программе;
- задания и тесты по диагностике;
- комплекс физкультминуток;
- методическая литература;
2.6. Список литературы
1.Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004
2.Карл Саган «Космос», С-Петербург, ЗАО ТИД Амфора, 2004
3.Бердышев С., «Законы космоса», М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002
4.Я.И. Перельман «Занимательная астрономия», - Д., ВАП, 1994
5.А. Шимбалов. Атлас созвездий. Москва. 2005
6.Н. Д. Козлова. Я иду на урок астрономии. Москва. 2001
7.Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
8.Программы для общеобразовательных учреждений. автор Е.П. Левитан. Физика. Астрономия. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
9. Учебник астрономии, автор-Е.П. Левитан
10.Методика преподавания астрономии в школе. Под редакцией Л. Мордовцева. Москва. 1973
11.Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. – 6-е изд., перераб. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.
12.Школьный астрономический календарь на 20011/2012 учебный год.
13.Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Интернет-ресурсы.
- http://www.shvedun.ru/nebo.htm
- http://www.astronet.ru
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29075/
- https://nsportal.ru/
- https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....