Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ Тема: «В стране маленьких человечков» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.
Программные задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.
Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа)
Ерофей Павлович
(группы дошкольного образования)
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ
Тема: «В стране маленьких человечков»
Старшая группа
Воспитатель: Плетнева И.С.
Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.
Программные задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.
Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Наглядность и материалы: Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами; аудиозапись загадочной музыки, смеха Снежной Королевы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие.
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека, просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Организационный момент
Педагог: Ребята, посмотрите к, нам сегодня пришли гости, они посмотрят, как мы свами будем играть, давайте дружно поприветствуем их.
Педагог: Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем.
Ребятам от жителей страны маленьких человечков.
Дорогие ребята!
В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!
Мы вас очень ждем!
Педагог: Поможем нашим друзьям?
- Основная часть:
Педагог: Ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?
А всегда ли вода= это хорошо?
Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода».
Что хорошего в воде?
Что плохого в воде?
Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут. И, чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков.Ребята путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.
Педагог: Ребята, а какие человечки там живут?
Дети: Твердые, жидкие, газообразные.
Педагог: Чтобы попасть в страну маленьких человечков и помочь им, вам нужно показать этих человечков.
Мальчики показывают твердых человечков.
Почему вы так встали?
Дети: Человечки дружные и крепко держатся за руки.
Педагог: Девочки покажут нам жидких человечков.
-Почему вы так встали?
Дети: Человечки дружные, но за руки не держатся.
Педагог: Все вместе покажите газообразных человечков.
-Почему вы двигаетесь?
Дети: Потому, что человечки не дружные и все время в движении
Дети показывают этих человечков: жидких- девочки, твердых-мальчики и все вместе –газообразных.
Педагог: Молодцы.
Дети под веселую музыку шагают по тропинке.
Педагог: А вот и первое препятствие.
Дидактическая игра: «Раз, два, три – в свой домик беги»
В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.
Педагог: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги!
Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.
Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.
Педагог: А вот и второе препятствие.
Игра «Маленькие человечки»(моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).
Давайте разделимся на три команды (по 4 чел) .Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –
1 - команда | 2- команда | 3- команда |
1.Стакан с водой Т+Ж 2.Дерево с отломанной веткой Т-Т 3.Чашка с горячим чаем Т+Ж-Г | 1.Воздушный шарик Т+Г 2.Лейка без воды Т+Ж 3.Бутылка с лимонадом Т+Ж+Г | 1.Камни в воде Т+Ж 2.Чайник кипит Т+Г 3.Хлеб и отрезанный кусок Т-Т |
Кто составил схему, прочитайте ее объясните, почему так составили
Дети составляют схему и «читают» ее.
Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.
Звучит музыка, появляется Снежная Королева.
Снежная Королева: Не думала я, что вы со всеми моими препятствиями справитесь! У меня есть еще один вопрос для вас справитесь и с ним - отдам воду. Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (комок снега, мороженное, сливочное масло, шоколад)
Дети: Лед.
Снежная Королева: Правильно! Что делать - отдам вам воду!
(Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит).
Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите, разве это вода?
Дети: Нет, лед!
Педагог: А лед - это разве не вода?
Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.
Педагог: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно в воду?
Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.
Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.
Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось. Лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.
Педагог:
Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание:
Чудо чудное явись,
И ребятам покажись,
Дверь волшебную открой,
Возвращаемся домой!
- Итог:
Ну вот, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович
Технологическая карта НОД
в старшей группе с использованием ТРИЗ – технологии
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «В стране маленьких человечков».
Воспитатель: Плетнева Ирина Сергеевна
п.г.т. Ерофей Павлович
2016 год.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое,
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Цель: Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры.
Задачи:
Образовательные: формировать умение выстраивать логические цепочки; учить правильно выделять свойства веществ, находить общее и различное, определять состояние вещества, закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
Развивающие: продолжать развивать умение работать с моделями, развивать внимание, образную и зрительную память, развивать связную речь, творческое воображение.
Воспитывающие: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Методы:
- Словестный
- Наглядно-демонстративный
- Игровой
- Метод контроля
- Проблемно-поисковый
Технологии:
- Деятельностный подход
- Игровые технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология проблемного обучения
Предварительная работа: Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), наблюдение с детьми за разными агрегатными состояниями воды, рассматривание моделей состояний вещества, состоящих из маленьких человечков, беседы о значении воды в жизни человека, просмотр мультимедийной презентации «Круговорот воды в природе».
Оборудование: Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами; аудиозапись загадочной музыки, смеха Снежной Королевы.
Приложения № 1, №2.
Технологическая карта НОД
№
| Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент, введение в проблему, (мотивация). | Воспитатель переключение внимания воспитанников на письмо. (Воспитатель обращается к детям) Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте его прочитаем. Проблемная ситуация: Поможем нашим друзьям? | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, проявляют сочувствие друзьям, соглашаются им помочь. | 1 мин. |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации. Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность.
| Воспитатель обращается к детям: - ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды? А всегда ли вода= это хорошо? Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода». Что хорошего в воде? Что плохого в воде? Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут. И, чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков. Ребята путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева. Воспитатель обращается к детям: - Ребята, а какие человечки там живут? Дети: Твердые, жидкие, газообразные. Воспитатель: Чтобы попасть в страну маленьких человечков и помочь им, вам нужно показать этих человечков. Мальчики показывают твердых человечков. Почему вы так встали? Дети: Человечки дружные и крепко держатся за руки. Воспитатель: Девочки покажут нам жидких человечков. -Почему вы так встали? Дети: Человечки дружные, но за руки не держатся. Воспитатель: Все вместе покажите газообразных человечков. - Почему вы двигаетесь? Дети: Потому, что человечки не дружные и все время в движении Воспитатель: Молодцы. Дети под веселую музыку шагают по тропинке. Воспитатель: А вот и первое препятствие. Дидактическая игра: «Раз, два, три – в свой домик беги» Воспитатель: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги! Игра проводится два-три раза. Воспитатель: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше. Приложение №2 Воспитатель обращается к детям: - ребята а вот и второе препятствие. Игра «Маленькие человечки» (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки). Давайте разделимся на три команды (по 4 чел). Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –Кто составил схему, прочитайте ее объясните, почему так составили Воспитатель: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков. Приложение №3 Звучит музыка, появляется Снежная Королева. Снежная Королева: Не думала я, что вы со всеми моими препятствиями справитесь! У меня есть еще один вопрос для вас справитесь и с ним - отдам воду. Что умеет превращаться из твердого в жидкое? (комок снега, мороженное, сливочное масло, шоколад) Дети: Лед. Снежная Королева: Правильно! Что делать - отдам вам воду! (Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит). Воспитатель: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите, разве это вода? Дети: Нет, лед! Воспитатель: А лед - это разве не вода? Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды. Воспитатель: А что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно в воду? Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него. Воспитатель: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода. Сюрпризный момент. Воспитатель: Ну вот, у нас с вами все получилось. Лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков. Воспитатель: Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание: Чудо чудное явись, И ребятам покажись, Дверь волшебную открой, Возвращаемся домой! | Дети выполняют игровые действия «садятся в сани, едут в лес». Дети отвечают на вопросы педагога Дети показывают этих человечков: жидких - девочки, твердых-мальчики и все вместе –газообразных. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ. (В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества.) Дети занимаю свой домик. Дети составляют схему и «читают» ее. Дети отвечают на вопросы Снежной Королевы Отвечают на вопросы воспитателя Дети берут лед и согревают в руках, лед тает в тарелочку. Имитирующими движениями согласно словам в тексте. | 22 мин. |
3. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия Итог занятия. Систематизация знаний. | Воспитатель: Ну вот, наше путешествие закончилось. Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть и помочь маленьким человечкам (педагог раздает детям конфеты).
| Отвечают на вопросы воспитателя | 2 мин. |
Приложение №1
Письмо от жителей страны маленьких человечков.
Ребятам от жителей страны маленьких человечков.
Дорогие ребята!
В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала всю воду. Помогите нам, пожалуйста!
Мы вас очень ждем!
Приложение №2
Приложение №3
1 - команда | 2- команда | 3- команда |
1.Стакан с водой Т+Ж 2.Дерево с отломанной веткой Т-Т 3.Чашка с горячим чаем Т+Ж-Г | 1.Воздушный шарик Т+Г 2.Лейка без воды Т+Ж 3.Бутылка с лимонадом Т+Ж+Г | 1.Камни в воде Т+Ж 2.Чайник кипит Т+Г 3.Хлеб и отрезанный кусок Т-Т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»
Конспект непосредственно -образовательной деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....
Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ Тема: «Где живут маленькие человечки» Средняя группа
Цель: Закрепить знание элементов ТРИЗ (метод маленьких человечков) и формировать представления о свойствах различных предметов и веществ. Задачи:1....
Конспект открытой НОД по освоению ОО "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему: "Удивительные пузыри" для детей старшей группы
Материал может быть полезен работникам ДО...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами здоровьесберегающих технологии на тему: «Волшебная страна – Здоровье» в старшей группе
Данный конспект разработан для работы с воспитанниками старшей группы с элементами здоровьесберегающих технологии (су - джок терапия, дыхательная гимнастика, массаж ушек, релаксация)...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Осень»
Конспект занятияпо познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗТема: «Осень»...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами технологий ТРИЗ-ОТСМ РТВ «Не идет ли к нам весна» во средней группе.
Содержательное занятие в средней группе...