Конспект занятия для старшей группы "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия познавательного развития с элементами экспериментирования на тему "Волшебное электричество" для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_elektrichestvo.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
На тему: «Волшебное электричество»
с элементами экспериментирования
(для старшего дошкольного возраста)
Автор:
Тлишева Александра Михайловна
Воспитатель ГБДОУ №86
Приморского района
Санкт-Петербург
2023
Цель: познакомить со статическим электричеством, причинной его возникновения, создать условия для формирования интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: обобщать и расширять знания детей об электричестве, его пользе и опасности; закрепить знания об электрических приборах и их значении, о правилах безопасного поведения при обращении с электроприборами в быту; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов (ПР); продолжать формировать умение строить полные предложения, отвечать развернуто на вопрос (РР); формировать умение находить связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, делать выводы (ПР); активизировать и обогащать активный словарь (венчик, веер, статическое электричество, электростанция) (РР).
Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность, внимание, логическое мышление; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности (ПР); способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами (ПР); развивать общую моторику (ФР); развивать связную речь (РР).
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, самостоятельность (СКР).
Материалы и оборудование: посылка, письмо от Фиксиков, аудиозапись песни «Тыдыщ», «Помогатор» и мультфильма «Фиксики», конверты с заданиями, мяч, картинки с изображениием электроприборов, картинки для Д/И «Что было, что стало», картинка с изображением ТЭС и домов, маркер, силуэтное изображение красной и желтой лампочки на каждого, воздушные шарики на каждого, расчески на каждого, полоска бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики, именные сертификаты от Фиксиков.
Предварительная работа: беседы об электроприборах, рассматривание наглядно-дидактического материала, прослушивание отрывков из мультфильма «Фиксики», Д/И «Мой дом».
Ход занятия:
Организационная часть:
Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом по кругу, пожать руку и улыбнуться.
Педагог включает отрывок аудиозаписи из М/Ф «Фиксики» «Тыдыщ»
Педагог: Кто это поет тут песни? (Фиксики) Вы знаете, кто это?
Это маленькие человечки, которые живут внутри машин и приборов. Фиксики ухаживают за техникой изнутри, чистят её, смазывают, устраняют мелкие поломки. Они — умелые и добросовестные мастера. Фиксики привыкли скрываться от людей, но есть они повсюду.
Педагог, предлагает поискать Фиксиков, может они где-то спрятались?
Дети находят посылку.
Педагог: Ребята, Фиксики оставили для нас посылку, давайте вместе посмотрим, что там.
Педагог достает и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Мы Фиксики, нас еще называют «Специалистами по бытовым приборам», потому что ни кто лучше не знает, как они устроены. Но, ребята, приборов очень-очень много, и поэтому мы ищем друзей-помощников, которые могли бы например в случае чего сообщить о неисправности какого – либо прибора. А для того, чтобы вы стали настоящими знатоками электроприборов и нашими помощниками, мы приготовили для вас задания".
Педагог: Хотите вы стать помощниками Фиксиков? Тогда давайте посмотрим, какие задания они для нас приготовили!
Основная часть:
Воспитатель достает несколько пронумерованных конвертов, предлагает открывать их по порядку.
1 конверт: изображения электроприборов и записка: «Мы хотели бы узнать, какие электроприборы вы знаете, и как их применяют».
Д/И с мячом «Электроприборы и их польза»: дети встают в круг, педагог начинает игру - называет электроприбор и передает мяч, следующий сначала называет пользу (применение) электроприбора, а затем, называя следующий электроприбор, передает мяч дальше.
Педагог: Нас окружают множество электроприборов, они наши помощники. Они делают нашу жизнь удобней, без них нам было бы трудно.
2 конверт: загадка и картинки с изображением ТЭС и дома
Педагог: Что надо сделать, чтоб все эти приборы заработали? (включить в розетку)
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (электрический ток)
Педагог: А вы знаете, как электрический ток попадает в дома?
Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам городам
Приходит он по проводам.
Педагог: Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Затем, электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко под землей или очень высоко над землей, приходит в наши дома, попадая в розетки и выключатели. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам. (рассказ сопровождается демонстрацией схемы на доске)
Педагог: Ребята, а у нас в группе есть электричество? Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
3 конверт: картинки для Д/И «Что было, что стало»
Педагог: Сейчас электричество есть в каждом доме. А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку. Представьте, что сейчас отключили электричество и подберите каждому электрическому прибору пару – замену.
Д/И «Что есть, что было»: необходимо составить пары.
- стиральная машина – таз;
- пылесос – веник;
- швейная машина – игла;
- лампочка – свеча;
- миксер – венчик;
- плойка – бигуди;
- плита – русская печка;
- вентилятор – веер;
4 конверт: силуэтное изображение красной и желтой лампочки, список действий с приборами.
Педагог: Ребята, а электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? Следующее наше задание – это повторить правила обращения с электроприборами и электричеством.
Д/И «Можно – нельзя»
Педагог называет действие с приборами, показывает соответствующие картинки, а дети поднимают зеленую лампочку, если так делать можно и красную, если нельзя.
- Пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых.
2) Мокрыми руками трогать электроприборы.
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
3) Вставлять в розетку пальцы и предметы.
Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять!
Электричество опасно!
Это каждый должен знать.
4) Использовать электроприборы с поврежденной изоляцией.
Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
5) Уходя из дома, выключать электроприборы и свет.
Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
Педагог: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. Я надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила.
5 конверт: Опыты с добрым электричеством
Педагог: Есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе, называется статическое электричество. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я предлагаю вам поиграть с Волшебными предметами, хотите, научу вас? Но сначала давайте разомнемся.
Музыкальная физминутка - «Помогатор».
Педагог просит детей закрыть глаза и проговорить слова «1,2,3,4,5, с волшебными предметами хотим поиграть». Пока дети проговаривают, педагог вешает воздушный шарик на стену.
Педагог: Посмотрите, на стене висит шарик и у меня есть для вас шарики. А давайте их тоже повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену). Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей) Наверно, он волшебный.
Опыт 1 «Волшебные шарики»
Педагог: А давайте остальные шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими?
Педагог: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он наэлектризовался, поэтому притянулся к стене.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт 2 «Волшебные расческа»
Педагог: А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными. Порвите полоску бумаги на маленькие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
С бумагой что-то происходит? (нет).
Как заставить бумагу притянутся к расческе?
Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).
Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).
- Ловите электричество (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3 «Послушный кораблик»
Педагог: Я предлагаю вам стать капитанами, которые управляют маленькими корабликами.
На столе таз с водой, бумажные кораблики и шарик. Педагог предлагает подумать, каким способом можно привести в движение бумажные парусники. Дети выдвигают различные гипотезы. Затем проверяют предположения. В результате выясняем, что кораблик можно заставить двигаться при помощи статического электричества. Дети трут воздушные шарики о волосы, подносят их к корабликам, те начинают двигаться за шариком.
Вывод: Воздушный шарик как магнит притягивает кораблик. Так бумажный кораблик и двигается вслед за шариком.
Педагог: При помощи чего мы делали предметы волшебными?
Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество, которое окружает нас в быту повсюду. Оно безопасное, возникает от трения предметов. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.
Заключительная часть:
- Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями от Фиксиков и даже поиграли с добрым электричеством. За это Фиксики передали вам сертификаты.
- Вам понравились задания от Фиксиков? Что вам больше всего понравилось? Узнали и вы что-то новое для себя?
-Вам понравился играть с добрым электричеством?
- Как оно называется?
- Как мы ловили это электричество?
- Это электричество опасно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....
Конспект занятия в старшей группе по теме "Что такое электричество?"
Данный конспект может быть использован воспитателями ДОУ, родителями. В нем собраны опыты и эксперименты с электричеством, прослеживаются метапредметные связи познания с историей, с безопасность...
Конспект занятия в старшей группе "Волшебное электричество"
дать представление о том где «живет» электричество;познакомить с причиной появления статического электричества; закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами;развивать стре...
Конспект занятия в старшей группе «Удивительное электричество»
Познавательное занятие в форме экспериментальных действий в старшей группе ДОУ...
Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»
Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15818455","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width"...
Конспект занятия для старшей группы "Волшебное электричество".
Цель: Расширить представления детей о правилах обращения с электроприборами.Задачи:1. Образовательные:1.1. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;1.2. Познакомить детей с причиной возник...