Конспект занятия для старшей группы "Волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тлишева Александра Михайловна

Конспект занятия познавательного развития с элементами экспериментирования на тему "Волшебное электричество" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_elektrichestvo.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

На тему: «Волшебное электричество»

с элементами экспериментирования

 (для старшего дошкольного возраста)

Автор:

Тлишева Александра Михайловна

Воспитатель ГБДОУ №86

Приморского района

Санкт-Петербург

2023

Цель: познакомить со статическим электричеством, причинной его возникновения, создать условия для формирования интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: обобщать и расширять знания детей об электричестве, его пользе и опасности; закрепить знания об электрических приборах и их значении, о правилах безопасного поведения при обращении с электроприборами в быту; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов (ПР); продолжать формировать умение строить полные предложения, отвечать развернуто на вопрос (РР); формировать умение находить связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, делать выводы (ПР); активизировать и обогащать активный словарь (венчик, веер, статическое электричество, электростанция) (РР).

Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность, внимание, логическое мышление; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности (ПР); способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами (ПР); развивать общую моторику (ФР); развивать связную речь (РР).

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, самостоятельность (СКР).

Материалы и оборудование: посылка, письмо от Фиксиков, аудиозапись песни «Тыдыщ», «Помогатор» и мультфильма «Фиксики», конверты с заданиями, мяч, картинки с изображениием электроприборов, картинки для Д/И «Что было, что стало», картинка с изображением ТЭС и домов, маркер, силуэтное изображение красной и желтой лампочки на каждого, воздушные шарики на каждого, расчески на каждого, полоска бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики, именные сертификаты от Фиксиков.

Предварительная работа: беседы об электроприборах, рассматривание наглядно-дидактического материала, прослушивание отрывков из мультфильма «Фиксики», Д/И «Мой дом».

Ход занятия:

Организационная часть:

Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом по кругу, пожать руку и улыбнуться.

Педагог включает отрывок аудиозаписи из М/Ф «Фиксики» «Тыдыщ»

Педагог:  Кто это поет тут песни? (Фиксики) Вы знаете, кто это?

Это маленькие человечки, которые живут внутри машин и приборов. Фиксики ухаживают за техникой изнутри, чистят её, смазывают, устраняют мелкие поломки. Они — умелые и добросовестные мастера. Фиксики привыкли скрываться от людей, но есть они повсюду.

Педагог, предлагает поискать Фиксиков, может они где-то спрятались?

Дети находят посылку.

Педагог: Ребята, Фиксики оставили для нас посылку, давайте вместе посмотрим, что там.

 Педагог достает и читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Мы Фиксики, нас еще называют «Специалистами по бытовым приборам», потому что ни кто лучше не знает, как они устроены. Но, ребята, приборов очень-очень много, и поэтому мы ищем друзей-помощников, которые могли бы например в случае чего сообщить о неисправности какого – либо прибора. А для того, чтобы вы стали настоящими знатоками электроприборов и нашими помощниками, мы приготовили для вас задания".

Педагог: Хотите вы стать помощниками Фиксиков? Тогда давайте посмотрим, какие задания они для нас приготовили!

Основная часть:

Воспитатель достает несколько пронумерованных конвертов, предлагает открывать их по порядку.

1 конверт: изображения электроприборов и записка:  «Мы хотели бы узнать, какие электроприборы вы знаете, и как их применяют».

Д/И с мячом «Электроприборы и их польза»: дети встают в круг, педагог начинает игру - называет электроприбор и передает мяч, следующий  сначала называет пользу (применение) электроприбора, а затем, называя следующий электроприбор, передает мяч дальше.

 Педагог: Нас окружают множество электроприборов, они наши помощники. Они делают нашу жизнь удобней, без них нам было бы трудно.

2 конверт: загадка и картинки с изображением ТЭС и дома

Педагог: Что надо сделать, чтоб все эти приборы заработали? (включить в розетку)

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?        

Как на свет он появился?

И в розетке поселился?   (электрический ток)

Педагог:  А вы знаете, как электрический ток попадает в дома?

Он всем несет тепло и свет,

Щедрей его на свете нет.

К поселкам, селам городам

Приходит он по проводам.

Педагог:  Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Затем, электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко под землей или очень высоко над землей, приходит в наши дома, попадая в розетки и выключатели. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам. (рассказ сопровождается демонстрацией схемы на доске)

Педагог:  Ребята, а у нас в группе есть электричество? Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

3 конверт: картинки для Д/И «Что было, что стало»

Педагог: Сейчас электричество есть в каждом доме. А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку. Представьте, что сейчас отключили электричество и подберите каждому электрическому прибору пару – замену.

Д/И «Что есть, что было»: необходимо составить пары.

- стиральная машина – таз;

- пылесос – веник;

- швейная машина – игла;

- лампочка – свеча;

- миксер – венчик;

- плойка – бигуди;

- плита – русская печка;

- вентилятор – веер;

4 конверт: силуэтное изображение красной и желтой лампочки, список действий с приборами.

Педагог:  Ребята, а электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? Следующее наше задание – это повторить правила обращения с электроприборами и электричеством.

Д/И «Можно – нельзя»

Педагог называет действие с приборами, показывает соответствующие картинки, а дети поднимают зеленую лампочку, если так делать можно и красную, если нельзя.

  1. Пользоваться электроприборами только в присутствии взрослых.

2)  Мокрыми руками трогать электроприборы.

 Ты запомни, юный друг:

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать!

3) Вставлять в розетку пальцы и предметы.

Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять!

Электричество опасно!

Это каждый должен знать.

4) Использовать электроприборы с поврежденной изоляцией.

Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком –

Замыкание, как вспышка!

5)  Уходя из дома, выключать электроприборы и свет.

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя, тушите свет

И приборы тоже!

Педагог:  При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. Я надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила.

5 конверт: Опыты с добрым электричеством

Педагог:  Есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе, называется статическое электричество. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я предлагаю вам поиграть с Волшебными предметами, хотите, научу вас? Но сначала давайте разомнемся.

Музыкальная физминутка  -  «Помогатор».

Педагог  просит детей закрыть глаза и проговорить слова «1,2,3,4,5, с волшебными предметами хотим поиграть». Пока дети проговаривают, педагог вешает воздушный шарик на стену.

Педагог:  Посмотрите, на стене висит шарик и у меня есть для вас шарики. А давайте их тоже повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).  Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)  Наверно, он волшебный.

Опыт 1 «Волшебные шарики»

Педагог:  А давайте остальные шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими?

Педагог:  В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он наэлектризовался, поэтому притянулся к стене.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Опыт 2 «Волшебные расческа»

Педагог:  А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными. Порвите полоску бумаги на маленькие кусочки. (Дети выполняют)

Поднесите расческу к бумаге.

С бумагой что-то происходит? (нет).

Как заставить бумагу притянутся к расческе?

Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах).

Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).

- Ловите электричество (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).

Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная).

- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах).

- Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Опыт 3 «Послушный кораблик» 

Педагог: Я предлагаю вам стать капитанами, которые управляют маленькими корабликами.

На столе таз с водой, бумажные кораблики и шарик. Педагог предлагает подумать, каким способом можно привести в движение бумажные парусники. Дети выдвигают различные гипотезы. Затем проверяют предположения. В результате выясняем, что кораблик можно заставить двигаться при помощи статического электричества. Дети трут воздушные шарики о волосы, подносят их к корабликам, те начинают двигаться за шариком.

Вывод: Воздушный шарик как магнит притягивает кораблик. Так бумажный кораблик и двигается вслед за шариком.

Педагог:  При помощи чего мы делали предметы волшебными?

 Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Это неподвижное электричество, которое окружает нас в быту повсюду.  Оно безопасное, возникает от трения предметов. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.

Заключительная часть:

- Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями от Фиксиков и даже поиграли с добрым электричеством. За это Фиксики передали вам сертификаты.

- Вам понравились задания от Фиксиков? Что вам больше всего понравилось? Узнали и вы что-то новое для себя?

-Вам понравился играть с добрым электричеством?

- Как оно называется?

- Как мы ловили это электричество?

- Это электричество опасно? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по теме "Что такое электричество?"

Данный конспект может быть использован воспитателями ДОУ, родителями. В нем собраны опыты и эксперименты с электричеством,  прослеживаются метапредметные связи познания с историей, с безопасность...

Конспект занятия в старшей группе "Волшебное электричество"

дать представление о том где «живет» электричество;познакомить с причиной появления статического электричества; закреплять правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами;развивать стре...

Конспект занятия в старшей группе «Удивительное электричество»

Познавательное занятие в форме экспериментальных действий в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»

Конспект занятия в старшей группе «Что такое электричество?»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15818455","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width"...

Конспект занятия для старшей группы "Волшебное электричество".

Цель: Расширить представления детей о правилах обращения с электроприборами.Задачи:1. Образовательные:1.1. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;1.2. Познакомить детей с причиной возник...