Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Природа вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Королёва Светлана Николаевна

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda2.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Венгеровский детский сад№3

       Конспект НОД по экологическому воспитанию

дошкольников в подготовительной группе

«Природа вокруг нас»

Воспитатель Королёва СН

Тема: Викторина «Природа вокруг нас»
Цель: формировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:
1.Систематизировать знания детей по экологии.
2.Формировать у воспитанников целостное представление о живой и неживой природе.

Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к миру природы.

2. Развивать логическое мышление, воображение детей.

Воспитательные:

1.Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы.

2. Закрепить умение работать в команде.


Материалы и оборудование: аудиозапись с голосами птиц, набор букв для каждой команды, картинки с изображением птиц, деревьев, животных, плакат «Правила поведения в лесу», фишки, медали для участников команд.

Предварительная работа: наблюдения за объектами живой и неживой природы, беседы на тему: «Обитатели леса», «Царство растений», «Зимующие и перелетные птицы», слушание аудиозаписей «Звуки живой природы», «Погодные явления»,  рассматривание иллюстраций с изображением объектов живой и неживой природы, дидактические игры: «Угадай, чей голосок», «Кто и что?», «Кто, где живет?», «Береги живое», «Что, где растет?».

1-я часть: вводная

Дети стоят полукругом возле воспитателя

Воспитатель:   (поздоровались с гостями). Теперь все внимание на меня, хочу увидеть  ваши лучистые глаза. Ребята, скажите, что такое природа? Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружает природа, ее красота, загадки и таинства. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Ребята, я надеюсь, что вы являетесь друзьями природы? Заботитесь о природе, оберегаете ее? Сейчас посмотрим, хотите принять участие в увлекательной викторине, которая называется «Природа вокруг нас»

- Да!

- Вам нужно разделиться на две команды: одна команда мальчиков, другая девочек. Предлагаю команду мальчиков назвать «Умники», а команду девочек «Умницы». Вы согласны? 

- Да!

- Отлично. Занимайте свои места.  (дети рассаживаются за столы)

Послушайте правила викторины, которые необходимо соблюдать и не нарушать: (как один из вариантов можно предложить детям подумать и назвать обязательные правила любой игры)

- нужно быть очень внимательным и терпеливым;

- выслушать вопрос, задание до конца, не перебивая и не отвечая раньше времени;

- если одна команда  не знает ответа на вопрос или отвечает неправильно, то отвечает другая команда.

- нельзя подсказывать команде соперников во время игры.

 Каждый правильный ответ будет оцениваться фишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя игры. Итак, вы готовы? Тогда мы начинаем

2-я часть основная:

-Начнем викторину с разминки команд.
Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву в слове, которое вы отгадаете, мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово, которое объединяет все живое на земле.

1. На ветках –

Плотные комочки

В них дремлют

Клейкие листочки (Почки)

2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)

3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)

4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются
(Река)

5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик) .

6. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (
Дождь)

7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (
Аист)

Итак, какое же слово объединяет все живое  и неживое на земле? (ключевое слово получается – ПРИРОДА). Молодцы!
Задание 1.Называется «Назови быстро». Каждой команде я буду быстро задавать вопросы, ваша задача дать незамедлительный ответ на него, желательно правильный. Готовы? Итак, команда Умников

  1. Новогоднее дерево. (Елка)
  2. Белобокая птица. (Сорока)
  3. Время года, когда природа спит. (Зима)
  4. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
  5. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик) 

Молодцы, «Умники»! Посмотрим, как справится команда «Умниц» с этим заданием. Начали:

  1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
  2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
  3. Красногрудая птица. (Снегирь)
  4. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
  5. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер) 

За каждый правильный ответ команда получает фишку

Задание 2.  Сейчас, я предлагаю вам отправится в царство птиц. Попробуйте узнать птицу по ее пению (голосу), Воспитатель включает фонограмму сначала для одной команды, потом для другой. Дети слушают и отгадывают голоса знакомых птиц: карканье вороны, воркование голубя, пение кукушки, чириканье воробья, стрекот сороки, пение соловья.

Задание 3. «Назови лишнее ».  Вашему вниманию я представлю картинки с изображением объектов природы, ваша задача хорошо подумать и выбрать из этих картинок лишнею и объяснить, почему вы так решили.

«Умницы»

  1. Дуб, береза, ель , рябина.
  2. Белка, медвежонок, лиса, волчица.
  3. Стрекоза, муха, щука, кузнечик.

«Умники»

  1. Рябина, сосна, тюльпан, черемуха.
  2. Акула, грач, камбала, скумбрия.
  3. Лиса, корова, заяц, волк.

Задание 4. «Составь из букв» Следующее задание на скорость. Каждой команде я даю одинаковый набор букв. Я буду зачитывать загадки. Ваша задача выложить ответ из букв на столе быстрее команды соперников и поднять руки вверх.

1 Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной. (Еж)

2 Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

Зимой и летом одним цветом (Елка)

Кто зимой холодной

По лесу бродит злой, голодный (Волк)

Набор букв для каждой из команд Е, Ж, Л, Д, А, К, В, О.

А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

У нас славная осанка
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся

Задание 5. «Лесные заморочки» Я вам словами буду описывать то или иное животное, дерево, растение, а вы должны подумать и дать ответ, что или кого я описываю.

«Умники»

1. Это большой и сильный зверь, он ходит на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся. Он хорошо лазает по деревьям, умеет ловить рыбу. Зимой впадает в спячку. (Медведь) 

2. Его все называют лесным доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки (Дятел)

«Умницы»

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он быстро бегает и прыгает. (Заяц)

Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы дерево крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны и некоторые птицы. (Дуб.)

Задание 6. «Отгадай-ка» Каждой команде я предлагаю картинки, которые наполовину закрыты. Ваша задача посмотреть на ту половину которая открыта и угадать кто или что изображено на картинке.  (лиса, белка, дуб, рябина, синица, снегирь)

Молодцы ребята!

Задание 7. Следующее задание потребует от вас наибольшего внимания и сосредоточенности. Подумайте, вспомните, как нужно вести себя в лесу, чего делать нельзя?

НЕЛЬЗЯ:

- кричать;

- мусорить;

- жечь костры;

- вытаптывать растения, ломать кустарники;

- разорять гнезда птиц;

- не обижать животных, насекомых и т.д.

На этом наша викторина подошла к концу. Пришло время назвать победителя (подсчет фишек, награждение команд медалями)

3-я часть: заключительная

Послушайте, ребята, замечательное представление о природе, которое называется: «Живой Букварь».

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Обучаться нужно

Нас деревья всех пород.

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

(Владимир Орлов)

Ребята,  сейчас можно немного отдохнуть, а чуть позже мы с вами разучим новую игру, которая называется «Земля, вода, воздух». В процессе игры мы с вами уточним и закрепим знания о том, кто и в какой среде обитает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе "Берегите природу".

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это в...

Экологическое воспитание дошкольников в подготовительной группе

Экологическое воспитание дошкольников в подготовительной группе...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СБЕРЕЖЕМ  ПРИРОДУ»....

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».

Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...