Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Это занятия посвящено Красной книге Карелии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе
«КРАСНАЯ КНИГА КАРЕЛИИ»
Цель: Познакомить детей с дикими животными Карелии, занесенными в Красную книгу.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям представление о Красной книге. Познакомить с дикими животными Карелии, занесенными в Красную книгу.
2. Закрепить понятия «дикие животные», «грызуны», «травоядные», «хищники», «всеядные животные».
3. Закрепить умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: - ёнок-, - онок-, - ят-.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
2. Развивать наблюдательность, мышление, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание их охранять и оказывать им посильную помощь.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: картинки животных.
Ход занятия На картины посмотрели, все магниты разглядели
Даже книга здесь лежит.
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный (музей)
Что такое музей?
Дети: Музей собирает, изучает, хранит и показывает предметы (истории и
культуры).
Воспитатель: Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т. д. Большое количество каких- то определенных предметов называется коллекцией. Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др. Коллекций находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. Люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Такие помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, стали называть музей.
- Мы живем в богатой стране, среди красивой природы. Сможем ли мы, люди, жить без природы? Человек – часть этой природы, наиболее разумная ее часть. Человек может уничтожить или сберечь свой дом – природу.
В. – Путешествие предстоит далёкое, интересное, поэтому возьму с собой дружных,
сообразительных находчивых. Есть среди вас такие?
В. – Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, за правильный ответ вы получите
билет-пропуск.
У какого дерева ствол белый? (берёза)
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
Кто мама гусёнка? (гусыня)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Какое животное всё время проводит под землёй? (крот)
Какой гриб носит название лесного животного? (лисичка)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Почему под снегом зелёная трава не замерзает? (потому что снег является одеялом
для растений и не пропускает холод)
Сколько ног у паука? (8)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Какая ягода самая большая? (арбуз)
Сколько дней в неделе? (7)
В. – Молодцы! Те у кого в руках билеты, к паровозику.
В. –Поехали!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Красной книге. Может кто-то слышал о Красной книге, и может нам рассказать?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: В ней рассказывается о разных животных и растениях, известных и даже не известных нам. Красный – цвет опасности, угрозы, и значит, эти растения и животные нуждаются в охране, в бережном к ним отношении.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какой республике мы живём?
Дети: В республике Карелия.
Воспитатель: Правильно, в республике Карелия. У нас в Карелии есть своя Красная книга, которая так и называется «Красная книга Республики Карелия». Все животные и растения, которые внесены в Красную книгу, являются редкими и должны находиться под особой охраной.
Показываю картинку – Красная книга Республики Карелия.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в небольшое и удивительное путешествие в карельский лес и познакомимся с животными, которые занесены в Красную книгу. Воспитатель: (демонстрируя книгу) –В. - Почему книга называется Красная?
Дети: потому, что красный цвет предупреждает нас - стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно.
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
Вся наша планета Земля является большим домом для всех живущих на ней обитателей. В течение многих лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях: животных истребляли ради красивого меха, кожи или вкусного мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Стали высыхать озера и реки,вместо лесов появляться пустыни. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло много разных видов животных и растений, а другие находятся на грани вымирания.
Человек стал понимать, что природа требует его помощи. Поэтому редкие животные и растения в нашей стране и во всех странах стали охраняться законом. А позже учёные создали первую Красную книгу. Красной книга называется потому, что красный цвет – это всегда сигнал опасности. Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда». В неё были занесены все растения, птицы, рыбы и животные, которые сейчас стали редкими, исчезающими или исчезли совсем. Самая первая Красная книга была оформлена необычным образом – её страницы были разноцветными. Красная книга появилась и у нас в России.
Итак, наше путешествие начинается.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на первую полянку.
Слушайте загадку про первого животного:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, остроглазый
По деревьям любит лазать.
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно, это белка.
Ребята, у нас в Карелии живет белочка, которая называется белка-летяга.
Показываю картинку – белка-летяга.
Воспитатель: Как вы думаете похожа ли она на обычную белку? А чем она отличается, раз называется «летяга»?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Белка-летяга – удивительное животное, она имеет кожистые перепонки между передними и задними лапками, «как крылья». Когда она просто сидит на ветке, ее действительно можно спутать с обычной белкой.
Как вы думаете, чем питается белка – летяга?
Дети: Питается почками, семенами деревьев, ягодами, грибами.
Воспитатель: Правильно, питается она тем же, чем и обычная белка.
Рассказ: На зиму в спячку не впадает, но когда зимой очень холодно, сильный мороз скрывается в дупле, используя запасы, сделанные летом.
Встретить белку-летягу можно только ночью, когда она выходит на охоту и прогулку, поэтому ночью ее можно спутать с летучей мышью.
Опишу примерное путешествие белки-летяги: Для начала залезает на верхушку дерева, отталкивается, и расправив лапки, словно крылья, парит вниз, перед посадкой на ветку выставляет все четыре лапки вперед и сев быстро прячется от хищников, затем снова поднимается наверх и так далее.
Это животное занесено в Красную книгу.
Воспитатель: Следующее животное, с которым я вас хочу познакомить – бурозубка.
Переворачиваю картинку – бурозубка.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, на кого она похожа?
Рассказ: Внешне бурозубка похожа на мышь, однако по своему строению она ближе всего к кротам и ежикам. У нее острая мордочка, уши спрятаны в густой шерсти, хвостик длинный. А еще у нее острые и крепкие зубки, которыми она разгрызает панцири насекомых. В день она может съесть их больше, чем весит сама.
Воспитатель: С какими животными вы познакомились? Перечислите их.
Дети: Белка-летяга, бурозубка.
Воспитатель: Какие это животные, как их назвать одним словом?
Дети: Грызуны.
Воспитатель: Объясните, каких животных называют грызунами?
Дети: Это животные, которые имеют крепкие зубы, постоянно грызут травку, кору, семена.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.
Физминутка «Путешествие»
Мы идем лугами и полями (обычная ходьба друг за другом)
И букеты листьев соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)
Воспитатель: Мы с вами пришли на вторую полянку. Первое животное, с которым я вас хочу познакомить – енотовидная собака.
Разворачиваю картинку – енотовидная собака.
Воспитатель: Енотовидная собака – животное величиной с маленькую собачку, а похоже на кого?
Дети: На енота.
Воспитатель: Правильно. По окраске мордочки похожа на енота, только хвост без полосок.
Рассказ: Енотовидная собака охотится в основном ночью. Летом питается - грызунами, птицами и их яйцами, лягушками, жуками, осенью — зерном овса, ягодами, опавшими плодами, корневищами. (Во время рассказа выкладываю на мольберт картинки).
Воспитатель: ребята, если енотовидная собака питается и мелкими птицами, и грызунами, и ягодами, и насекомыми. Если она все ест. Как можно сказать о таком животном?
Дети: Это животное всеядное.
Воспитатель: К зиме енотовидные собаки откармливаются и залегают в спячку. Если зима теплая, то может и не спать, прячется в норе только в сильные морозы.
Енотовидная собака в случае опасности, если может, предпочитает не драться, а притворяется мёртвой, что часто ее выручает.
Воспитатель: Следующее животное - росомаха.
Разворачиваю картинку – росомаха.
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное животное. Кого то вам напоминает?
Рассказ: Росомаха внешне напоминает медведя. Голова большая, морда удлинённая. Хвост недлинный, очень пушистый. Мех густой и длинный. Когти большие, крючковатые.
Благодаря мощным лапам, длинным когтям и хвосту, играющему роль балансира, росомаха легко лазит по деревьям. У нее очень хорошее зрение, слух. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье.
Росомаха всеядна. Охотится на зайцев, рябчиков, грызунов, молодых телят. Летом поедает птичьи яйца, ягоды и мёд, ловит рыбу. Является санитаром, уничтожая слабых и больных животных. Может напасть на человека, если загнана в угол.
Воспитатель: Кто запомнил, каких животных мы встретили на второй полянке?
Дети: Енотовидную собаку и росомаху.
Воспитатель: Молодцы! Как можно назвать одним словом этих животных? Вспоминайте, чем они питаются?
Дети: Хищники.
Воспитатель: Хищники, это какие животные? Объясните.
Дети: Это животные, которые питаются другими животными, их мясом.
Воспитатель: Молодцы.
Я хотела вам напомнить еще об одном животном, которое живет в нашем карельском лесу и занесено в Красную книгу. Все вы прекрасно знаете этого хищника. Слушайте загадку:
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)
Дети: Рысь.
Показываю картинку – рысь.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, почему страшен в гневе этот зверь?
Дети: Ответы.
Воспитатель:
Как правило, эти большие кошки не нападают на людей без причины. Даже столкнувшись с охотником, рысь предпочитает скрыться, а не обороняться. Но если хищник все-таки нападает, вонзает свои когти, чаще всего раны оказываются смертельными.
Все животные, которых мы с вами встретили на второй полянке также занесены в Красную книгу нашей республики Карелия. А теперь давайте устроим привал и поиграем. Игра называется «Дикие и домашние животные».
Воспитатель: Скажите, почему животных называют дикими и домашними?
Дети: Дикие живут в лесу, сами добывают себе корм, строят жилье и т. д. А домашние – живут рядом с человеком, нуждаются в заботе, уходе, человек их кормит.
Воспитатель: Хорошо. Сейчас я буду называть разных животных. Если это дикие животные – хлопаете в ладоши, если домашние – показываете над головой домик. Будьте внимательны! Готовы?
Медведь, корова, еж, заяц, лиса, волк.
Белка, лисица, кошка, собака.
Лось, заяц, волк, олень.
Лошадь, волк, свинья, кабан.
Рысь, бобер, бурозубка, белка-летяга.
Сова, сорока, белка, ворона. (что не так?)
Воспитатель: Молодцы! Хотела вас обхитрить, не получилось! Хотите еще поиграть?
Сейчас мы с вами превратимся в животных и пойдем на водопой. Я буду читать стишок, а вы будете подсказывать детенышей и показывать движения.
Физкультминутка «На водопой»
Жарким днем лесной тропой.Звери шли на водопой. Дети идут по кругу друг за другом.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок, Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки.
За мамой-зайчихой – косые зайчата, Скачут, сделав «ушки».
Волчица вела за собою волчат Идут, изображая волка.
Все мамы и дети напиться хотят. Останавливаются.
Воспитатель: Вот мы добрались до третьей полянки.
Воспитатель: Первое животное, с которым я вас хочу познакомить и которое занесено в Красную книгу – Лесной северный олень.
Разворачиваю картинку – северный олень.
Воспитатель:
Рассказ: Северный олень имеет длинное туловище и шею, но короткие ноги. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей, у которых самки безроги. Летом олени кормятся травой, листьями ив, отыскивают грибы. После того как выпадет снег переходят на питание ягелем, но так как у оленя хорошо развито обоняние, они очень точно находят под снегом и раскапывают не только ягель, но и другие растения, ягодные кустарники и грибы.
Воспитатель: Следующее животное – косуля.
Разворачиваю картинку – косуля.
Воспитатель: Посмотрите на эти две картинки, чем похожи и чем отличаются северный олень и косуля.
Дети: Сравнивают животных.
Подвожу итог и добавляю: Косуля – это некрупный изящный олень со сравнительно коротким туловищем. Ноги тонкие и длинные.
У взрослых животных – окраска одного цвета.
У новорожденных косулят пятнистая окраска, благодаря чему они легко маскируются среди летней растительности и листвы. В возрасте 2-3 месяцев окраска детенышей темнеет, становится буровато-рыжей. Пятнышки по мере отрастания рыжего меха бледнеют и постепенно исчезают.
Воспитатель: Каких животных мы встретили на третьей полянке?
Дети: Северного оленя и косулю.
Воспитатель: Как назвать одним словом этих животных?
Дети: Травоядные.
Воспитатель: Кто такие травоядные животные?
Дети: Это животные, которые питаются только растительной пищей – листьями, травой, овощами, ягодами, ветками деревьев.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с животными, которые занесены в Красную книгу Карелии. Давайте вспомним, какие животные занесены в Красную книгу?
Дети: Называют.
Воспитатель: Не все дикие животные занесены в Красную книгу, а только те, которых осталось мало. Давайте вспомним, каких животных нашего карельского леса вы знаете?
Дети: Называют.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Умеете играть, загадки отгадывать, знаете животных нашего карельского леса. Но путешествие наше подошло к концу. В следующий раз мы с вами отправимся в новое путешествие и еще узнаем много интересного о животных Красной книги Карелии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"
Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"
познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Земля – живая планета».
Уточнить представление детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли,пояснить, какие растения и животные обитают в разных уголках нашей планеты....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Посадка комнатного растения -Очиток"
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Посадка комнатного растения -Очиток"...