Проект в младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Проект в младшей группе
«Путешествие по экологической тропинке»
Воспитатель:
С.А.Загайнова
ст. Кирпильская 2022г.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Вид проекта: исследовательский.
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (1 неделя)
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап - основной (1 месяц)
Вид деятельности
| Формы организации детской деятельности |
Игровая деятельность | Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор». Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». |
Коммуникативная деятельность | Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево». Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». |
Познавательно- исследовательская деятельность
| Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.). Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов. Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев). Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями); «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями). |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»). Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»). Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»). |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду. Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо. |
Конструирование
| «Деревья в нашем городе» (оригами). «Экологические знаки» (совместно с родителями). |
Изобразительная деятельность | Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща». Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка каштана». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями). Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф). |
Музыкальная деятельность | Слушание: Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина». «В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана. |
Двигательная деятельность | Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле». Пальчиковая гимнастика: «Елка». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло». |
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (1 неделя)
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
- Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
- Выставка творческих работ.
- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
Итоговое мероприятие
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Дидактический материал «Почемучка-1».
- Демонстрационный материал «Уроки экологии».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Проект в младшей группе
«Путешествие по экологической тропинке»
Воспитатель:
С.А.Загайнова
ст. Кирпильская 2022г.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Вид проекта: исследовательский.
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (1 неделя)
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап - основной (1 месяц)
Вид деятельности
| Формы организации детской деятельности |
Игровая деятельность | Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор». Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». |
Коммуникативная деятельность | Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево». Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». |
Познавательно- исследовательская деятельность
| Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.). Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов. Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев). Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями); «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями). |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»). Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»). Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»). |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду. Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо. |
Конструирование
| «Деревья в нашем городе» (оригами). «Экологические знаки» (совместно с родителями). |
Изобразительная деятельность | Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща». Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка каштана». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями). Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф). |
Музыкальная деятельность | Слушание: Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина». «В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана. |
Двигательная деятельность | Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле». Пальчиковая гимнастика: «Елка». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло». |
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (1 неделя)
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
- Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
- Выставка творческих работ.
- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
Итоговое мероприятие
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Дидактический материал «Почемучка-1».
- Демонстрационный материал «Уроки экологии».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Проект в младшей группе
«Путешествие по экологической тропинке»
Воспитатель:
С.А.Загайнова
ст. Кирпильская 2022г.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Вид проекта: исследовательский.
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (1 неделя)
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап - основной (1 месяц)
Вид деятельности
| Формы организации детской деятельности |
Игровая деятельность | Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор». Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». |
Коммуникативная деятельность | Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево». Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». |
Познавательно- исследовательская деятельность
| Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.). Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов. Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев). Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями); «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями). |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»). Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»). Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»). |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду. Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо. |
Конструирование
| «Деревья в нашем городе» (оригами). «Экологические знаки» (совместно с родителями). |
Изобразительная деятельность | Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща». Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка каштана». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями). Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф). |
Музыкальная деятельность | Слушание: Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина». «В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана. |
Двигательная деятельность | Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле». Пальчиковая гимнастика: «Елка». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло». |
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
- Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (1 неделя)
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
- Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
- Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
- Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
- Выставка творческих работ.
- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
Итоговое мероприятие
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
- Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Дидактический материал «Почемучка-1».
- Демонстрационный материал «Уроки экологии».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропе детского сада»
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.Продолжительность: среднесрочный (с 01. 06. по 31. 08. 2014г).Участники: воспитатели, дети второй младше...
Проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Паспорт проекта...
Конспект наблюдения по экологии в средней группе "Путешествие по экологической тропе"
В игровой форме знакомство с объектами экологической тропы...
Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»
Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать объекты экологической тропы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...
Проект по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"
Проект проводился для создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков....
Презентация проекта по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"
Презентация проекта по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"...