Проект по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект проводился для создания условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx | 62.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района
Проект опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропинке»
Составила:
Воспитатель Мурыгина С.П.
Педагогический стаж – 22 лет
Квалификационная категория-1
2019 г.
Проект в старшей логопедической группе
«Путешествие по экологической тропинке».
Паспорт проекта.
Вид проекта: Исследовательский, познавательно-информационный.
Продолжительность: Краткосрочный (с 05. 06. по 15.06).
Участники: Дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Актуальность: Необходимость формировать экологически-грамотное отношение к природе с раннего детства.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
Задачи проекта:
-Развивать познавательный интерес.
-Закрепить и обобщить имеющиеся знания об окружающем мире.
-Расширять представления о растениях, насекомых и деревьях.
-Формировать умения и навыки по уходу за растениями.
-Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю.
Предполагаемый результат:
-Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
-Повышение уровня экологической культуры
Предварительная работа:
Наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.
Работа с родителями:
Беседы, консультация.
Продукт проектной деятельности:
-Путешествие с детьми по экологической тропинке.
- Создание картотек дидактических и подвижных игр, картотек экспериментов и дидактического материала.
- Выставка рисунков и поделок из различного материала родителей с детьми.
- Презентация проекта.
Этапы проекта:
1этап - подготовительный:
-Актуализация темы для родителей и детей.
-Подготовка природного материала для деятельности детей.
-Подбор художественной литературы.
-Подбор дидактических и подвижных игр.
-Создание маршрута экологической тропы.
2 этап – основной:
1. Проведение экскурсии по маршруту экологической тропы с остановками:
- На лугу
(Знакомились с луговыми и лекарственными травами, которые растут на территории нашего участка: пырей, одуванчик, ромашка, подорожник, клевер розовый, зверобой продырявленный. Знакомились с насекомыми и прочими обитателями, которые встречались на пути следования по экологической тропе: шмель, пчелы, бабочки, муравьи, улитки).
- Муравейник (Рассматривали муравейник, наблюдали за муравьями).
- Клумбы (Сажали цветы на клумбы, ухаживали за ними).
- В гости к березке (Рассматривание березки, наблюдение за птичкой, живущей в скворечнике на березе).
-Деревья лиственные и хвойные. (Рассматривание и сравнивание лиственных и хвойных деревьев-долгожителей нашего участка).
2. Изготовление поделок из различного материала..
3.Рисование березки, изготовление поделок.
- этап- заключительный:
1.Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
2.Экологическая викторина.
Вывод:
В результате реализации проекта:
-дети познакомились с окружающей природой, не покидая территории детского сада, научились бережно к ней относиться, учить и ценить ее красоту и помогать ей.
-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей.
Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)
Образовательная область | Содержание | Задачи |
Познавательное развитие | -Дидактические игры: «Летает-не летает», «Кто живет на лугу», «Один-много», «Пищевые цепочки на лугу» «Собери картинку», «Аптека Айболита», «Чего не стало?», «Где спрятался жук?», «Найди в букете такое же растение». -Наблюдения за насекомыми, растениями и деревьями, растущими на участке. -Экспериментирование с насекомыми, растениями и листьями деревьев. | -Уточнить и закрепить знания детей о насекомых и растениях, растущих на участке. -Формировать представления о значимости насекомых и растений, их взаимосвязях с окружающей средой. -Вызвать интерес к проведению экспериментов с насекомыми и растениями. |
Речевое развитие | - Беседа «Кто такие насекомые?» - Беседа «Луг» -Беседа «Деревья» -Чтение стихов о насекомых: «На лугу трещит кузнечик» В.Леонова, «Мир насекомых» Б.Цветков, «В траве» Е.Грищенко. -Чтение стихов о деревьях: «Плакучая ива» Е.Серова, «Откуда стол пришел?» С.Маршак, «Деревце» Г.Лебедева, стихи И.Токмаковой о деревьях. -Чтение стихов о луговых травах: «Возле речки на лугу» Л.Ищенко, «Цветок» В.Викторов, «Одуванчик» С.Шушкевич. -Чтение сказок: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И Крылов «Стрекоза и муравей», А Плешаков «Бабочка», К.Ушинский «Спор деревьев», Л.Толстой «Как ходят деревья» | -Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. -Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение. -Знакомить с различными художественными произведениями о насекомых и растениях. |
Художественно-эстетическое развитие | -Рисование березки. -Поделки из природного материала и пластилина на тему «Насекомые» -Поделки из бумаги «Ромашка» | - Закреплять представление детей о деревьях, насекомых и луговых травах. -Воспитывать интерес к художественно-эстетической деятельности; -Развивать детское творчество и воображение. |
Физическое развитие | -Подвижные игры: «С кочки на кочку», «С какого дерева листок?», «Добеги до растения , которое назову», «Поймай комара», «Жук», «Бабочки», «Бабочки и птицы», «Медведь и пчелы» | -Формировать интерес к природе -Воспитывать бережное отношение к растениям и насекомым |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Подборка произведений художественной литературы.
Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки.
Различные материалы и оборудование для проведения опытов.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Подготовительный | Обозначение, определение цели проекта и его мотивация. | 20.05.2019-05.06.2019 |
Практический | 1. Работа с детьми: - Беседы ; -Экспериментирование с растениями и насекомыми; -Игровая деятельность -Наблюдения. 2. Работа с семьёй: - Консультация для родителей «Экспериментируйте вместе ». | 05.06.2019 – 15.06.2019 |
Презентационный | Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, и её оформление (в виде презентации). Оформление выставки поделок и рисунков. | 13.06.2019- 15.06.2019 |
Аналитический | Подведение итогов, анализ результатов реализации проекта | 15.06.2019 |
Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Название | Сроки |
Беседы, чтение художественной литературы
| - Беседа «Кто такие насекомые?» - Беседа «Луг» -Беседа «Деревья» -Чтение стихов о насекомых: «На лугу трещит кузнечик» В.Леонова, «Мир насекомых» Б.Цветков, «В траве» Е.Грищенко. -Чтение стихов о деревьях: «Плакучая ива» Е.Серова, «Откуда стол пришел?» С.Маршак, «Деревце» Г.Лебедева, стихи И.Токмаковой о деревьях. -Чтение стихов о луговых травах: «Возле речки на лугу» Л.Ищенко, «Цветок» В.Викторов, «Одуванчик» С.Шушкевич. -Чтение сказок: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И Крылов «Стрекоза и муравей», А Плешаков «Бабочка», К.Ушинский «Спор деревьев», Л.Толстой «Как ходят деревья». | На протяжении всего проекта |
Экскурсии по экотропе | «На луг» «Клумбы» «В гости к березке» «Деревья хвойные и лиственные» | 06.06.2019 08.06.2019 10.06.2019 11.06.2019
|
Трудовая деятельность | Посадка и уход за цветами на клумбе. | На протяжении всего проекта |
Наблюдения | Наблюдения за насекомыми, растениями, деревьями. | На протяжении всего проекта |
Экспериментирование | Экспериментирование с насекомыми и растениями. | На протяжении всего проекта |
Работа с родителями | Консультация «Экспериментируйте вместе», Создание выставки поделок и рисунков. | На протяжении всего проекта С 13.06.2019 По 15.06.2019 |
Формы презентации проекта: Показ презентации.
Результаты реализации проекта:
- У детей закрепились и расширились знания о насекомых, растениях и деревьях.
- При работе над проектом развились навыки коллективного труда, сформировались нравственные качества личности: самостоятельность, уважение к труду;
- Обогатился игровой опыт детей;
- Дети использовали различные техники в художественно-эстетической деятельности, развились творческие способности;
- У родителей расширились возможности сотрудничества со своими детьми. Родители осознали себя более компетентными в организации совместной деятельности с детьми.
Приложение №1
Беседа: «Кто такие насекомые?»
Цель:
Расширить представления о насекомых, их многообразии и жизни.
Задачи: Обучающие:
-уточнить представления о насекомых, их пользе, многообразии,
условиях обитания;
-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-учить согласовывать числительные с существительными.
Развивающие:
-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам;
-развивать интерес к жизни насекомых;
-развивать сообразительность, формировать образное мышление.
Воспитательные:
-воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых.
Ход беседы:
Восп.: Ребята, а вы знаете, что рядом с нами, куда ни посмотришь, везде живут маленькие незаметные соседи. Их можно встретить повсюду: в лесу, в поле, на речке, возле своего дома, а иногда они могут проникать даже в жилище человека. Кто же это такие? Это насекомые. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. А как вы думаете, где живут насекомые? Только на земле? (ответы детей) Нет конечно! Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и под землей, и в воде, и в воздухе. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы. Даже в пустыне, где один только песок да иногда попадаются небольшие кустики, можно хорошо приглядевшись, увидеть в этих кустиках насекомых – это жуки-златки с твердым, как орех, панцирем. Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах, где всегда снег и лед. А как вы думаете, в океане могут жить насекомые? Ведь там такие штормы, которые поднимают целые горы воды и швыряют их друг на друга. Разве там может уцелеть какая-то букашка! Представьте себе, может! Как только океан успокоится, по его поверхности начинают скользить маленькие клопы-водомерки.
И хотя насекомые очень маленькие, некоторые из них обладают огромной силой! Ребята, а вы знаете, кто самый сильный на Земле? (ответы детей)
Это муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз тяжелее чем он сам. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в этом муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравьи очень полезные насекомые. Они хоть и сильные, но очень маленькие и поэтому нельзя их обижать, разрушать их дома-муравейники.
А бывают и огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан. Он едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.
В мире существует огромное множество насекомых и все они очень разные.
А вы знаете чем питаются насекомые? У каждого насекомого – свой корм. Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений, кузнечики питаются травой, пчелы и шмели- нектаром цветов и т.д. Но есть и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.
Да и сами насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.
От насекомых есть и польза (шмели, пчелы и бабочки опыляют растения, термиты и муравьи разрыхляют почву, божьи коровки уничтожают тлю-вредителей растений, насекомые являются пищей для птиц, которых в свою очередь поедают животные), есть и вред (некоторые бабочки, жуки, тля и саранча уничтожают растения, которые необходимы человеку, а некоторые, такие как комары, клопы, москиты, клещи являются переносчиками болезней и микробов).
О жизни насекомых можно рассказать много интересного. Например, вы знаете сколько крыльев у насекомых? (ответы детей)
У стрекозы, бабочек, пчел, ос - по две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.
А какие удивительные у насекомых глаза! У стрекозы - два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и видит все, что находится в воздухе. А вот у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Как вы думаете, как они находят
пищу? (ответы детей) А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.
Насекомые умеют принюхиваться усиками, и так находят себе пищу. Кузнечики и сверчки умеют слушать ногами. А у многих ночных бабочек уши - на животе.
Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.
- Кто из вас видел на листьях кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается настоящая божья коровка.
А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку, а потом вдруг вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.
Ученые постоянно изучают насекомых, но все равно остается еще много неизвестного! А что н6ового сегодня узнали вы? (ответы детей)
Приложение 2
Беседа «Луг»
Цель:
Сформировать у детей представление о том, что такое луг.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление, что луг это сообщество травянистых растений. 2. Учить называть и различать травянистые растения луга: ромашка, подорожник, клевер, зверобой, полынь, примула(барашки), одуванчик. 3. Формировать представление о том, что на лугу среди травянистых растений живут насекомые.
4. Обогащать словарь детей за счет названий новых растений.
Развивающие:
1.Развивать наблюдательность.
2. Формировать умение правильно вести себя: не шуметь, не ловить насекомых, не рвать много цветов.
3.Развивать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
Воспитательные: 1.Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом. 2. Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить и беречь красоту природы.
Ход беседы:
Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку на луг. А что такое луг? Кто знает? (ответы детей) Луг это участок земли, где растут только травянистые растения.
Что такое луг?
Ковер травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд.
Посмотрите, как красиво, как много вокруг трав и цветов. Давайте закроем глазки и вдохнем поглубже. Какой запах вы почувствовали? (запах цветов). А какие звуки вы слышите? (поют птички, жужжат пчелки, стрекочут кузнечики). А вы знаете, что луг-это не только красивое место, где приятно погулять и отдохнуть? Это еще и огромная аптека, где разные растения помогают от различных заболеваний. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Знания о лекарственных травах помогают издревле человеку бороться с болезнями.
А теперь давайте прогуляемся по лугу и посмотрим какие травы и цветы растут на нашем лугу и есть ли среди них лекарственные. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете находить отгадку на нашем лугу.
У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи. (Ромашка)(Дети ищут ромашку и рассматривают ее)
У ромашки желтая серединка и белые лепестки. Ромашка является лекарственным растением. Ее применяют в медицине, делают чай.
А вот еще загадка:
Молодой и золотой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу я в карманчик
Бывший (Одуванчик) (Дети ищут одуванчик , рассматривают его)
Цветок одуванчика сначала желтого цвета, потом он превращается в белый пушистый шар. А когда дует ветер, шар разлетается маленькими парашютиками по всему лугу. Так одуванчик сеет свои семена. Одуванчик является полезным и лекарственным растением. Его применяют в медицине, варят одуванчиковый мед, делают маски для лица.
Угадайте ,что это за растение?
Что встречаем повсеместно
Вдоль дорог, на пустырях,
На опушках, в огородах,
На лугах и на полях?
Что за сорное растенье
Применяли все врачи
В Древней Греции и в Риме,
И в Китае, и в Керчи?
От болезней кто помощник,
Подскажите?(Подорожник)(Дети ищут подорожник , рассматривают его). Это растение с широкими зелеными листьями из пучка которых растут колоски с мелкими незаметными цветочками, которые затем превращаются в семена. Подорожник назвали так потому, что растет он возле дорог. Это тоже лекарственное растение.
Следующая загадка:
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? (Зверобой) (Дети ищут зверобой, рассматривают его).Это трава в виде небольших кустиков с мелкими листочками и мелкими светло-желтыми цветочками. Трава эта лекарственная.
А теперь найдем эту травку:
Спешила Весна, проходила ручей,
Случайно посеяла связку ключей.
Они проросли золотыми цветками
С съедобными листьями и лепестками.(Это барашки или примула) (Дети ищут барашки, рассматривают). Это растение –первоцвет, т.е. расцветает одним из первых. У него мощные зеленые листья с пучками желтых мелких цветочков, похожих на связку ключей. У него и листья и цветы можно использовать в пищу. Растение полезное и лекарственное.
А вот еще загадка:
Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.(Полынь) (Дети ищут полынь, рассматривают)
Полынь- высокое растение с мелкими желтыми похожими на шарики цветочками, лекарственное, имеет горький вкус.
А это что за растение?
Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил (Клевер) (Дети ищут клевер, рассматривают его)
Листики у этой травы собраны по трое, образуя трилистник. Цветки клевера имеют красный или белый цвет, по форме отдельный цветочек напоминает тонкую трубочку, и все цветочки-трубочки у растения собраны в пышную шапочку. Клевер является хорошим кормом для животных, а также используется в медицине. Шмелиной кашкой его называют потому, что нектар из клевера добывают шмели, так как пчелы не могут его достать из глубоких венчиков. А гнезда шмели строят прямо на лугу в земле, в небольших углублениях.
Красота цветущего луга привлекает ароматами своих цветов множество насекомых. Здесь жужжат труженицы - пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи – журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями. Это свечки, кузнечики, кобылки. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой. А это значит луг полезен не только для нас своими лекарственными травами, для насекомых луг является домом. Поэтому луг нужно беречь.
На лугу растет много разнообразных лекарственных трав. Сегодня мы с вами познакомились только с некоторыми из них. С какими? ( дети называют растения и описывают их). А зачем нужно беречь эти растения?(ответы детей)
Приложение № 3
Беседа «Деревья»
Цель:
Расширить представления о деревьях .
Задачи: Обучающие:
-уточнить представления о деревьях, их пользе.
-учить сравнивать деревья по внешним признакам.
Развивающие:
-развивать связную речь, расширять словарный запас.
-развивать сообразительность, формировать образное мышление.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, краю, к малой родине.
Ход беседы:
Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости к деревьям. Посмотрите внимательно, какие деревья растут на нашем участке? (Ответы детей).Сейчас я вам загадаю загадки, а вы покажите мне где растет это дерево.
Разбежались по лужайке Беззаботной легкой стайкой, Словно девочки- подростки, Белоствольные …(березки).
К речке дерево склонилось. А склонившись , удивилось: Как же я красива! Называюсь…(ива).
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Ее всегда в лесу найдешь. Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая ,как еж, Зимою в платье летнем.(ель)
(Дети отгадывают загадки и находят данное дерево научастке.) Воспитатель - Ребята, чем похожи деревья между собой? Дети - У них есть ствол, ветви, листья, корни. Воспитатель - А у всех деревьев есть листья? Дети - Нет. У ели иголки. Воспитатель - Эти иголки называются хвоя, а деревья, у которых вместо листьев хвоя, называются хвойными. А как вы думаете, как тогда называются деревья, у которых листья? Дети - Лиственные. Воспитатель – Правильно, а листочки у деревьев тоже все разные, вот посмотрите. (Воспитатель с детьми рассматривают листья разных деревьев и сравнивают их.)
Воспитатель- Давайте поиграем в игру. Я вам буду называть какое -либо дерево, а вы будете отвечать, к каким деревьям (лесным или садовым) оно относится.
Воспитатель - Ребята, как выдумаете, деревья живые ? Дети - Да. Потому, что они растут, дышат и питаются. Воспитатель - Как питаются деревья? Дети - Корнями. Воспитатель - А как деревья дышат? Дети - Листьями. Воспитатель - Деревья вдыхают загрязненный воздух, который выделяют машины, заводы. А отдают чистый воздух- кислород, который необходим всем живым существам . Без кислорода все живое на земле погибнет. Воспитатель- Дети, а зачем деревьям кора? Дети- Она защищает дерево от мороза, от солнца, от ветра. Воспитатель –Кора на березе какая? Дети- Березовая.
Воспитатель- А на иве? Клене? Еле?
(ответы детей) Воспитатель –А отличается кора деревьев?
Воспитатель – Ребята, а вы знаете что многие люди весной ходят в лес за березовым соком? Для этого они делают надрез на дереве , и оттуда струйкой бежит сок. Конечно, березовый сок очень полезен, в нем много витаминов. Но березам это наносит большой вред, потому, что люди оставляют раны на стволах, часто забывают их замазать глиной или землей .А кто знает, во что превращается еловый и сосновый сок? Дети – В смолу. Воспитатель – Правильно, со временем смола каменеет и превращается в янтарь, из которого делают украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. А какую пользу еще деревья приносят людям? Дети – Из дерева делают бумагу, карандаши, игрушки, украшения, спички, мебель, строят дома. Воспитатель – Правильно. Но самое главное- деревья очищают воздух. Все мы вдыхаем кислород- это полезный газ. А выдыхаем? Углекислый газ – вредный газ. А кто же помогает очищать воздух от углекислого газа?
Дети: деревья- забирают углекислый газ, а отдают кислород, собирают пыль.
Воспитатель- Вот видите, сколько пользы для человека от деревьев. Что же мы с вами должны делать, чтобы сберечь такое богатство? Дети – Не ломать деревья, ветки, не рвать листья, вешать кормушки и скворечники для птиц, потому, что птицы защищают деревья от вредителей, осенью укрывать корни деревьев листьями, а зимой снегом, поливать деревья в засушливую погоду. Воспитатель- А сейчас мы с вами вернемся в группу и нарисуем свое любимое дерево.
Приложение 4
Экологическая викторина
«Лучшие знатоки природы».
Цель: Закрепить полученные в ходе экологического проекта знания.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить представления о насекомых, деревьях, луговых растениях и их пользе;
-расширять представления о взаимосвязи растительного мира и мира насекомых.
Развивающие:
- продолжать развивать связную речь, расширять словарный запас - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, краю, к малой родине.
Ход:
Ребята, недавно мы свами путешествовали по нашей экологической тропинке, узнали много нового и интересного о насекомых, луговых растениях и деревьях. И сегодня мы собрались на нашем лугу, чтобы провести викторину «Лучшие знатоки природы». Давайте разделимся на 2 команды. А так как мы с вами находимся на лугу, 1команда будет называться «одуванчики», а 2- «ромашки». Чья команда даст больше правильных ответов, та будет называться «Лучшие знатоки природы».
Вопросы:
1.Что такое луг?
2.Какие растения растут на лугу?
3.Какие луговые травы и цветы называются лекарственными?
4.Почему подорожник так назвали?
5.Почему клевер называют шмелиной кашкой?
6.Где живут насекомые?
7.А вы знаете почему божья коровка имеет яркую окраску?
8.Кто самый сильный на Земле?
9.У какого дерева весной можно брать сладкий сок?
10. Во что превращается еловый сок?
11.Какую пользу деревья приносят людям?
12.Почему деревья сбрасывают листья на зиму?
Ребята, вы молодцы! Победила дружба!
Всех вас можно назвать лучшими знатоками природы и всех вас ждет награда.
Приложение 5
Подвижные игры
по теме
«НАСЕКОМЫЕ»
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина можно прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
«Бабочки»
Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании. Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут.
«Бабочки и птицы»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
«Жук»
В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.
Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:
- По дороге жук – жук, по дороге черный
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него, вот какой проворный.
(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят, если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)
- Он на спинку упал, лапками задвигал (выполняют движения),
Крылышками замахал (встают, делают махи руками)
Весело запрыгал (прыгают на месте),
Крылышками замахал, весело запрыгал (повторяют движения по тексту)
По дороге жук, жук, по дороге черный,
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)
- Птичка!(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).
«Медведь и пчёлы»
Цель: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге
Приложение 6
Картотека опытно-экспериментальной деятельности
Эксперименты с растениями
«Лабиринт»
Установить, как растение ищет свет.
Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
В коробку помещаем клубень, закрывают её, ставят в тёплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открываем коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматриваем, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжаем в течении недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков. Дети объясняют результат (много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо).
«Что нужно для питания растениям?»
Установить, как растение ищет свет.
Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.
Взрослый предлагает детям письмо – загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
«Что выделяет растение?»
Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в тёплое, светлое место (если растение даёт кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 – 2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).
«Во всех ли листьях есть питание?»
Установить наличие в листьях питания для растений.
Кипяток, листья бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Взрослый предлагает выяснить, ест ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску. Делают вывод, что питание в листе есть.
«С водой и без воды»
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.) результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.
«На свету и в темноте»
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
«В погоне за светом»
Установить, как растение ищет свет.
Два одинаковых растения (бальзамин, колеус).
Взрослый обращает внимание детей на то, что листья растений повернуты в одном направлении. Устанавливают растение к окну, помечая сторону горшка символом. Обращают внимание на направление поверхности листьев (во все стороны). Через три дня обращают внимание, что все листья потянулись к свету. Поворачивают растение на 180 градусов. Отмечают направление листьев. Продолжают наблюдение еще дня три, отмечают изменение направление листьев (они опять повернулись к свету). Результаты зарисовывают.
«Кому лучше?»
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее).
«Как быстрее?»
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.
Взрослый предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно – поливать обычной водой, другое – водой с удобрениями. Дети помечают емкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет).
«Где лучше расти?»
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2 – 3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растению хорошо). Пересаживают черенок из песчано-глинистой смеси с черноземом. Через две недели отмечают результат опыта (у растений отмечается хороший рост), оформляют его в виде дневника и модели зависимости растения от почвы.
«Почему цветы осенью вянут?»
Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.
Горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (вода теплая), полить оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охлаждают воду с помощью снега, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много (корешки не переносят холодной воды).
«Как по стебелькам »
Показать процесс прохождения воды по стеблям.
Трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.
Дети рассматривают трубочку. Выясняют, есть ли внутри воздух, погружая ее в воду. Предполагают, что трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стебельках. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуют легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.
«По-разному »
Определить, что разные стебли проводят воду по-разному.
Деревянные бруски одного размера разных пород деревьев (например, дуб и осина) неокрашенные, плоская емкость с водой, лупа, большая емкость с водой.
Дети рассматривают через лупу бруски и выясняют, будут ли они впитывать воду (в брусках есть отверстия; они отличаются по размеру). Определяют, одинаково или по-разному бруски будут впитывать воду и почему (бруски с большими отверстиями быстрее наберут воду, в них больше воздуха, а вода его вытолкнет). Доказывают, погружая бруски полностью в воду и наблюдая за количеством воздушных пузырьков. Проверяют выводы, ставя бруски поперечным срезом в воду, наблюдают за намоканием брусков.
«Запасливые стебли»
Выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять её долгое время.
Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие ёмкости с водой, глубокая ёмкость с водой.
Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Где цветы?»
Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят её ватным шариком. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Взрослый предлагает детям придумать символы для обозначения цветов березы, ивы, осины (сережки – тоже цветы). Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение).
«Зачем им крылышки?»
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Плоды – крылатки, ягоды; вентилятор.
Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния).
«Зачем одуванчику «парашютики»?»
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Семена одуванчика, лупа, вентилятор.
Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полетом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
«Зачем репейнику колючки?»
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Дети выясняют, кто поможет репейнику разбросать свои семена. Разламывают плоды, находят семена, рассматривают их через лупу. Дети уточняют, сможет ли им помочь ветер (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет). Определяют, захотят ли их есть животные (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая). Называют, что есть у этих плодов (цепкие колючки-крючки). Используя кусочки меха и ткани, взрослый вместе с детьми демонстрирует, как это происходит (плоды колючками цепляются за мех, ткань).
«Где цветы лучше растут?»
Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
На участке рассада цветов, предметы ухода за ними.
Взрослый предлагает посадить рассаду цветов и овощей в разную почву – подготовленную осенью (с листвой) и сделанную весной. Дети наблюдают развитие растений на разных грядках, зарисовывают в дневнике наблюдений, делают вывод, какая почва богаче ( та, что подготовлена осенью). При объяснении используют модель взаимозависимости в природе.
Картотека экспериментов с насекомыми
Эксперимент с бабочками
Оборудование:
- Небольшой стеклянный аквариум (3-х литровая банка)
- Мелкая сетка или стекло, чтобы закрыть аквариум (банку) сверху
- Лупа
- Сачок для бабочек
- Стеклянная баночка с крышкой
- Пластилин
- Деревянный брусок
- Спелый банан
- Сахарный песок
1. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Аккуратно
достань бабочку из сачка, взяв ее пальцами за сложенные крылышки.
2. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив
при помощи пластилина.
3. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на
верхушку бруска.
4. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой.
5. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна.
6. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом.
Результат:
Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть.
Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, ты увидишь, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.
Эксперимент с почвенными насекомыми.
Оборудование:
-Плотная бумага
- Кусок сетки с не очень мелкими дырочками
- Клейкая лента
- Большая стеклянная банка
- Жидкость для мытья посуды
- Столовая ложка
- Настольная лампа (фонарик)
- Лопатка
- Ведерко
-Проба почвы
-Воронка
1. Вырежи из плотной бумаги развертку воронки, как показано на рисунке, и
скрепи концы клейкой лентой.
2. Отрежь такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой.
3. Налей в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды.
4. Помести воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо.
5. Собери лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьми из-под больших
деревьев и кустов.
6. Насыпь почву в воронку.
7. Направь лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы.
8. Оставь свет включенным до следующей прогулки (3-4 часа).
Результат:
Ты увидишь в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие
почвенные насекомые живут у тебя в саду (участке).
Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться,
закапываются глубже и проваливаются через сетку.
Эксперимент «Строение насекомого»
Оборудование:
-Лупа
-Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой)
-Листы бумаги и карандаши
-Модели насекомых (игрушки)
- Плакат «Строение насекомого»
Рассмотри внимательно на плакате какие части тела есть у насекомых.
Найди эти части тела у игрушечных насекомых. Чем похожи между собой все насекомые? Поймай и помести нескольких насекомых в банку.
С помощью лупы понаблюдай за ними.
Нарисуй любое насекомое, только не забудь про все части тела.
Результат: Основные части тела насекомого: голова, грудь, брюшко, лапки, усики. Не у всех насекомых есть крылья., но у всех - 6 лапок.
Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё
название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница
относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков.
Эксперимент «Жизненный цикл насекомых»
Оборудование:
-Лупа
-Стеклянная банка (пластиковый контейнер с лупой)
-Листы бумаги и карандаши
- Плакат «Жизненный цикл насекомых»
Рассмотри внимательно на плакате как изменяются насекомые в течение
жизни. Попробуй найти на своем участке яйца или личинки насекомых.
С помощью лупы понаблюдай за ними. Нарисуй то, что удалось найти.
Результат:
Насекомое, как волшебник меняет свой облик. Сначала – это яйца, потом –
личинка, куколка и взрослое насекомое (ученые его называют «имаго»). Но не все насекомые такие искусные. Например, кузнечики не умеют превращаться в куколку.
Ученые разделили всех живых существ на группы и дали каждой группе своё
название. У каждой группы животных есть общий признак. У насекомых – это количество лапок. Паук это не насекомое, т.к. у него 8 лап. А гусеница относится в насекомым, т.к. это одна из стадий развития бабочек и мотыльков.
Эксперимент «Маленькие волшебники»
Оборудование:
- Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага
- Белый лист бумаги
- Ручка или маркер
- Наручные часы
- Линейка
- Большая доска
- Мед
Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой.
Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по
краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.
Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой.
Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.
Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы.
Через 10 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится. Сними первую схему и открой вторую. Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги самого «не популярного" цвета.
Снова в течение 10 минут отмечай насекомых.
Сравни две заполненные схемы.
Результат:
Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых - бабочек,
мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы-сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах.
Насекомые предпочитают те цвета, которые напоминают им о любимом нектаре. Но любимые цвета зависят и от условий жизни насекомого. Например, если убрать привлекающий множество пчел ярко-желтый цветок кабачка, пчелы сначала будут искать желтый цвет, но потом переключатся на розовый клевер. Теперь их будут больше привлекать розовый или фиолетовый цвета. Мед на зеленом листе бумаге заставляет насекомых забыть о цветах и ориентироваться по запаху, поскольку запах явно означает еду.
Эксперимент «Любимый цвет насекомых»
Оборудование:
-Неглубокая картонная коробка с крышкой
- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку
- Белая краска и кисточка
- Клейкая лента
- Ножницы
- Садовая лопатка или тяпка
- Банка с крышкой
- Садовые перчатки
- Блюдце
- Кусок банана
- Сахарный песок
Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.
Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку
ровно пополам.
Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой
немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.
Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи
небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки
недалеко от угла.
Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.
Результат:
Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.
Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.
Эксперимент «Муравьиная дорожка»
Оборудование:
-Фломастеры
-Листы бумаги
-Лупа
Выбери подходящую паутину. Рассмотри её, только паука не трогай. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы.
Нарисуй на листе бумаги паутинку. Понаблюдай за пауком. Можно ли его назвать насекомым?
За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука.
Паутина очень устойчива, очень долговечна и очень прочна. Она прочнее шелка, прочнее любого синтетического волокна и прочнее стальной проволоки. Если из паутины паука-крестовика спрясть веревочку толщиной в карандашный грифель, то чтобы ее порвать, потребуется груз около 250 килограммов, то есть на такой веревочке можно подвесить небольшую корову. На шелковой веревочке такой же толщины можно подвесить только 35 килограммов, на нейлоновой - около 50-60, и чуть больше на стальной проволоке.
Картотека экспериментов с листьями
Дыхание листьев
Оборудование:
-Миска с водой
-Листья
- Налейте в миску теплую воду. Лучше, чтобы миска была прозрачной. Сорвите с дерева листок (не подбирайте с земли!). Поместите лист в миску и придавите его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем поместите миску на солнце. Теперь самое сложное для ребенка - подождать несколько часов. Поэтому начните его перед прогулкой, а завершите после нее. Заглянув в миску через несколько часов, вы сможете увидеть небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Внимание, вопрос детям: что произойдет, если они нырнут под воду и начнут дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит нечто подобное. В процессе фотосинтеза лист выделяет кислород, который можно увидеть в виде пузырьков в воде.
Рисование по листьям
Оборудование:
-Пергамент/ вощеная бумага
-Калька
-Алюминиевая фольга
-Мелки
-Масляная пастель
-Цветные карандаши
-Несколько крупных листьев
Творчество заключается в том, чтобы подложить лист под разные типы бумаги – фольгу, вощеную, кальку – и заштриховать сверху, проявляя узор листа. Вощеная бумага имеет глянцевую поверхность, и масляная пастель на ней выглядит очень эффектно, немного акварельно, по-осеннему. С калькой нужно быть аккуратнее, тщательно регулировать нажим карандаша. А на фольге получается объемный рисунок. В общем, для маленького ребенка такое занятие – целый ворох открытий!
«Посадим дерево»
Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Емкости с песком, глиной, палочки.
Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом – в ёмкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).
Осень на ощупь
Сенсорные коробки и игры – актуальны в любом возрасте,а идей по их наполнению и не сосчитать. Соберите на прогулке желуди, сосновые шишки, яблоки, разные листья, добавьте к ним домашние вещи, перемешайте и положите в мешок.
Наденьте ребенку повязку на глаза и попросите его угадать предмет на ощупь. Пусть сравнит потом свой вариант с оригиналом.
Занимательная хроматография
Оборудование:
-Смена цвета листьев осенью – волшебство не только для детей, но часто и для взрослых. С помощью простой активности, вы с ребенком сможете разложить каждый найденный осенний лис по цветам.
-Банки (столько, сколько листьев)
-Ступки и пестик (или ложка) для растирания листьев
-Медицинский спирт
-Фильтры от кофе (идеальная для впитывания поверхность)
-Листья
Возьмите несколько листьев, которые уже поменяли цвет, и несколько еще зеленых листьев. Начните с зеленого. Разорвите листок и положите его в ступку. Растирайте, пока не выдавится сок. Затем переместите месиво в банку. Повторите со всеми листьями всех цветов. Не забудьте надписать банки, чтобы не забыть, в какой из них находится тот или иной лист. Теперь самая пахнущая часть эксперимента! Возьмите пару медицинского спирта и налейте в каждую банку с листьями. Потом надо аккуратно нагреть спирт с помощью водяной бани. Можно и не нагревать, но тогда нужно будет подождать ночь или даже сутки. Если вы нагрели спирт, то уже через 30 минут увидите, как пигменты листа окрашивают спирт. Нарежьте полоски фильтра и поместите один его конец в банку, а другой свесьте через край. Через час-два вы уже увидите, как пигменты впитались в фильтр. Разглядывать их – особое удовольствие. Например, если у вас был разноцветный лист, то пигменты расслоятся на фильтре, как радуга. Кстати, очень интересно, что пигменты разных цветов впитываются с разной скоростью. Так, зеленый пигмент оказался менее растворим, чем желтовато-зеленый, поэтому он впитывался и двигался по бумаге м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ " ПУТИШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ"
Конспект занятия на тему: " Путшествие по экологической тропе"...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице)....
Презентация проекта по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"
Презентация проекта по окружающему миру в старшей логопедической группе "Путешествие по экологической тропинке"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Экологическая тропа»
Рассматривание и описание деревьев: берёзы, рябины, клумбы с цветами бархоток....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»
Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...
Занятие по окружающему миру в средней группе "Прогулка по экологической тропе"э
экологическая тропа...