конспект на тему " Живая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Эсмира Юнусовна Михралиева

«Живая природа»

Программное содержание: Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно - следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Читаю стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

- Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.

- Первая остановка – лес. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие животные живут в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

Чем питаются животные?

Как называются животные, которые едят только растения?

Как называются животные, которые едят только мясо?

Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

Как готовится к зиме заяц?

Как готовится к зиме медведь?

Как готовятся к зиме белка?

Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?

- Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

- Давайте пойдем дальше и подойдем к макету водоема (озера).

- Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

Кто живет в воде?

Какие рыбы живут в реке?

Какие рыбы и животные живут в море?

Какое животное самое большое на земле?

Что нужно обитателям воды для жизни?

- Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

- Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

Есть ли жизнь в воздухе?

Кто живет в воздухе?

Чем отличаются птицы от животных?

Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Почему птицы улетают?

Чем питаются птицы?

- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» - используем «Кольца Луллия». (вызываю к столу по одному 5-6- человек).

- А теперь скажите, кто как передвигается?

Человек – ходит, птица -…, рыба -…, змея-…, кузнечик-…

- Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь -…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…

- Кто как есть?

Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…

Молодцы, ребята, наше занятие окончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_ekologii_2.docx68.61 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительные свойства воды

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

- учить пользоваться пипеткой.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

6. Наблюдениеза водой на прогулке.

Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.

Ход занятия.

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

1.Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

        ( водопад)

2. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.

        (облака)

3. Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

        (дождь)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

        (роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?

( Дети садятся за столы)

Часть 2

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?( ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На фланелераф выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

На фланелеграф выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? ( добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

 

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.  

Физкультминутка « Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети-Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками ( капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Часть 3

Игра-эксперимент « Цветное молоко»

Налейте молоко в тарелку.

Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Часть 4

Итог занятия

Подвести  детей к выставке детских работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить, чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?  

                                            Путешествие в лес за грибами


Цель. Знакомство с лесом, с миром грибов, воспитывать бережное отношение к природе, расширение кругозора детей.
Задачи:
Образовательные: Уточнять имеющиеся представления детей о лесе, и расширить представления детей о мире грибов.
Познакомить с правилами безопасного и бережного поведения в лесу при сборе грибов.
Развивающее: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, любознательность, любовь к природе, умению видеть прекрасное.
Методическое обеспечение: интерактивная доска; подбор видеоизображений («Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешанный лес» «Съедобные и несъедобные грибы»); шишки ели, сосны, кедра и можжевельника; засушенные листья клёна, березы, дуба, калины, рябины, осины; муляжи грибов.


Ход занятия:


(Воспитатель подводит детей к окну.)
Воспитатель: - Какое у нас сейчас время года? Какая она осень?(ответы детей: холодная, разноцветная, дождливая...) Что нам осень подарила?
(Ответы детей: овощи, ягоды, грибы…) А давайте мы с вами отправимся путешествие в лес за грибами! На чем мы можем поехать с вами в лес?
(Ответы детей: на поезде, на автобусе, на машине.)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться автобусе! Нам нужен водитель.
(Дети выбирают водителя, садятся на стульчики и отправляются в лес.
Музыкальная игра «Вот мы в автобусе сидим»
Цель: Учить детей внимательно слушать текст и выполнять движения согласно тексту.

Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд-
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт, не везёт?
Колёса закружились -
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт -
Вот так вот, вот так вот,
Мы едем-едем всё вперёд.
Вот так вот! Вот мы и приехали в лес.

На интерактивной доске появляется изображение хвойного леса.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите налево. Мы приехали в лес. А какой это лес?

(Ответы детей.)

Воспитатель: как вы думаете, почему он называется хвойный? Какие деревья растут в хвойном лесу? А что особенного в деревьях хвойного леса?

(Ответы детей.)

Давайте поиграем в игру и посмотрим, как вы различаете деревья по шишкам! Игра «Угадай, откуда шишка»

Воспитатель: Ну а нам пора двигаться дальше!

Дети садятся на стульчики и отправляются дальше. На заднем фоне играет музыка ("Мы едем, едем, едем...", автор С. Михалкова). На интерактивной доске появляется изображение лиственного леса.

Воспитатель: Взгляните направо! А в каком лесу мы оказались? Как называются деревья? (На доске меняются изображения с лиственными деревьями). Почему лес называют лиственным? Чем лиственный лес отличается от хвойного? Как меняются лиственные деревья в разные времена года?

(Ответы детей.)

Игра «Узнай дерево по листочку»

Воспитатель: Замечательно! Но мы с вами еще не приехали в грибное место. И нам пора в путь!Дети садятся на стульчики и отправляются дальше. На заднем фоне играет музыка ("Мы едем, едем, едем...", автор С. Михалкова). На интерактивной доске появляется изображение смешанного леса.

Воспитатель: - Вот мы с вами и приехали? Какой это лес? Тут и сосны и березы и кустарники…

(Ответы детей.)

Воспитатель: ребята, посмотрите кто это там ? да это же Лесовичек.

Лесовичек: Здравствуйте, ребята! Я, Лесовичек! Хранитель леса. Что вы делаете в моих владениях?

Воспитатель: а мы путешествуем по лесам, хотим посмотреть, какие деревья растут в лесу.

Лесовичек:  в лесу растут не только деревья, сейчас я вам все расскажу.

Я пришел в зеленый лес

В нем полно - полно чудес!

(Дети шагают.)

Вот грибок, а здесь другой

Соберу грибы домой

(Наклоняются.)

На полянке красота

(Разводят руки в стороны и делают вдох.)

Вот какие чудеса

(Опускают руки и делают выдох.)

Лесовичек  находит гриб и показывает его детям. На интерактивной доске изображение с грибами.

Воспитатель: давайте рассмотрим повнимательнее гриб. Из чего же он состоит?

Дети описывают грибы. Педагог обобщает их ответы.

Лесовичек: Гриб – особый живой организм, не образует цветков, семян. Очень многие растения размножаются семенами, а грибы спорами. А для чего нужны грибы? Кто, кроме людей, употребляет грибы в еду?

(Ответы детей.)

Воспитатель: - Какие грибы относятся к съедобным грибам?

Как мы различаем грибы друг от друга?

Почему, как вы думаете, белый гриб называется белым?

Мы с вами знаем, что есть съедобные…и какие еще грибы?

Какие грибы относятся к ядовитым грибам?

Назовите ядовитые грибы?

(Ответы детей.)

Лесовичек: Взгляните на полянку, сколько много тут грибов! Давайте поиграем. Я раздам вам корзинки, а вы называете гриб, и складываете его в корзинку. Но мы собираем только какие грибы? Правильно, съедобные!

Игра «В лес за грибами я пошёл» (3 раза по двое детей.)

Лесовичек: - Вы отлично справились с заданием! Помните! И к съедобным и ядовитым грибам нужно относится бережно, так как они разлагают мертвые останки, превращая их в перегной, а соседство с определенным помогает друг другу выжить: исчезнут грибы могут погибнуть и растения, их спутники.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?(ответы детей) Спасибо Лесовичку за  интересную прогулку и за грибы. А теперь пора с полными корзинками отправляться обратно в детский сад (прощание с лесовичком и возвращение в детский сад).

«В гости к леснику»

занятие по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе  (открытое  занятие  для  родителей ).

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.

Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений в живой природе в весенний период.

Развивать познавательные способности детей (память, мышление, внимание, словарный запас) с помощью специально организованных игр и упражнений. Развивать умение анализировать и синтезировать названия весенних месяцев. Развивать умение делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы. Расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах, первоцветах, обогащать знания детей о профессиях (знакомство с профессией лесника). Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Воспитывать любовь к родной природе, формировать умение ценить ее красоту и разнообразие.

 

НОД

 В.  -Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро.  Воздух прозрачный, светлый и чистый.  Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Хорошее, веселое и радостное).

В.: Да, сегодня солнечный и радостный день. А вы знаете, почему у нас в группе поселилась радость?

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Радость разбудила всех детей,

Радость пригласила к нам гостей.

- Какое у нас сейчас время года ?

- Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …)

- Закройте, пожалуйста , глаза и послушайте весну.  Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру . Протяните руки вперёд и почувствуйте как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.

         ( звучит музыка)

-  Назовите весенние месяцы.

 - Март в народе называют «протальник», почему?

-  Апрель – «снегогон», почему?

-  Май – «травень», почему?

   

   -   Дети, а вы хорошо знаете приметы весны? (да). Мы сейчас поиграем в      дскажи словечко».

              Ой беда, беда, беда!

              Тает снег, кругом вода

              Не обуешь валенки

            На снегу (проталинки)     (1 слайд)

                 Рад весне братишка Саша

             И собачка рада Жулька

            На припёке с крыши нашей

            Утром свесилась (сосулька).   (2 слайд)

           

             Снег в лесу, сугробов много

             Но слышна синицы трель

             С крыши прямо на дорогу

              Звонко капает (капель)       ( 2 слайд)

              На реке и треск и гром

              Это значит ледолом

              На реке лёд идёт

              Это значит (ледоход). (3 слайд)

              Самый первый день весны

              Самый, самый первый

              На опушке у сосны

               Распустилась (верба) ( 4 слайд)

- А какое солнышко весной? (теплое , ласковое). ( 5 слайд)

       

Проводится  игра  «Сравни  и  назови»,  в  ходе  которой  воспитатель,  бросая  ребенку   мяч,  начинает  фразу,  а  ребенок  должен  её  закончить.

Солнце  желтое,  как…  одуванчик,  цыпленок,  лимон  и т.д.)

Солнце  круглое,  как… (мячик, апельсин,  колобок и т.д.)

Солнце  ласковое,  как… (бабушка,  мама, ветерок, теплое  море и т. д.)

Солнце  веселое,  как … (песенка,  клоун  и т. д.)

Солнце  яркое,  как… (лампочка,  фонарь,  звезда  и  т.д.)

Солнце  жаркое,  как… (огонь,  костер  и  т. д.)

 

Физкультминутка «Солнышко».  

-  Какие птицы появляются первыми ? ( грачи )   ( слайд 6 )

- Чем они питаются ?

- Где строят свои гнёзда ? ( слайд 7)

- Послушайте , как они кричат ( запись )

-За грачами прилетают скворцы.  ( слайд 8)

 Как  ещё называют скворца ?  (егорка)

- Какая есть особенность у этих птиц ?

( послушайте пение скворца)

- Главная забота прилетевших птиц – жильё. Мы можем им помочь. Как?

( слайд 9).

Пальчиковая гимнастика

Я Весне построю дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены . Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

- Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.

- Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).

- А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).

 - Правильно. Посмотрите.  (  10 , 11 , 12 слайд)

- Первоцветов не так много. Если люди их будут рвать, их вообще не останется. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу, т. е. охраняются законом.

-  Давайте подышим ароматом подснежников.

Дыхательная гимнастика. .

 Вдох носом, на выдох слова : «Ах, как чудно пахнет цветок».

В.  - Ребята, а есть замечательная профессия – природу охранять.

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек,

В гости ждёт лесных зверушек.

Воспитатель: О ком идёт речь в этом стихотворении?

Дети: О леснике.

Воспитатель: А, что делает лесник в лесу и о ком он заботится?

Рассматривание таблицы

( слайд )

Воспитатель: А, что произойдёт, если человек не будет беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу?

Дети: Лес может погибнуть.

Воспитатель: Ребята, а где воздух чище в лесу или городе?

Дети: В лесу.

Воспитатель: В лесу нет машин, заводов, фабрик, а деревья очищают воздух от пыли и грязи, растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Что нам надо делать, чтобы воздух стал чище?

Дети: Сажать деревья, оберегать леса от пожара, не мусорить.

Вот и мы сегодня тоже посеем семена ели . Прежде вспомним , что необходимо растениям для роста .   ( Слайд  14)

 Возьмите семечко и стаканчик с землей. Внимательно рассмотрите семечко. Сделайте в земле пальчиком углубление, положите туда семечко и присыпьте землей.

Проговариваем заранее выученное стихотворение:

«Ты расти на радость людям,

 Мы дружить с тобою будем,

 Добрый лес, могучий лес,

Полный  сказок и чудес!»

- Что нужно сделать теперь? - (полить) .

 Итог занятия. О чем мы говорили на занятии?  Что нового узнали?

  Что понравилось больше всего?  Спасибо. Молодцы!

                                                           Путешествие в Африку

Задачи
1.Расширить и углубить знания детей о животных жарких стран об умении приспосабливаться к среде обитания.
2.Формировать умение выделять существенные признаки животных. Систематизировать знания при помощи моделирования.
3.Развивать психические процессы: творческое воображение (используя элементы психогимнастики), речь (упражняя детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, подборе определений)
4.Побуждать к поисковой деятельности, используя предварительно полученные знания.
5. Воспитывать доброту, заботливость, ласку к разным животным.

Ход занятия:


Психогимнастика.
Ребята, представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг то желтые, мелкие , нежные, как пудра пески, то серые выветренные камни .Знойное, мглистое небо дышит жарой- ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.
Мы с вами идем по пустыни, как нам жарко . Хочется пить . А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно . Слышится рык хищников и визг обезьян . Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка!

Сегодня нам пришла телеграмма! А откуда догадайтесь сами!
Мнемотаблица
- А теперь послушайте, что в ней написано.
« Дорогие ребята, приглашаю Вас на мой день рождения» Львенок. Африка.
- Ну, что мы принимаем приглашение?
Наше путешествие в Африку!
Где спелые бананы, озорные обезьяны,
Где львы и крокодилы, гуляют, где хотят,
Где зреют ананасы, а может ананасы,
Где пальмы и кокосы и много обезьян.

- Африка жаркая или холодная страна? А Россия?
- Ребята, а что мы должны взять с собой в путешествие?
- Вы не забыли , что мы идем на день рождения? Что должны взять еще с собой? Я вам открою секрет. Львенок любит получать много игрушек, но чтобы все они были чем- то похожи на него.
- Как вы думаете, что ему можно подарить?
- А теперь давайте отправимся путешествие. Присядьте на ковер. Закройте глаза и расслабьтесь. ( включается музыка) 
- Ребята, посмотрите, какая красивая птица сидит. Покажите, как вы удивились!
Правда - это удивительный край. Мы с вами попали в Африку, где каждый может стать волшебником.
(стеклянные баночки с крышкой , на которой наклеена окрашенная губка)
-Ты водица белая , ты вода студеная, стань как небо африканское.
Небо какое в Африке? (высокое, знойное, голубое, жаркое, мглистое)
Песок - мелкий, нежный, горячий, желтый
Джунгли - большие, непроходимые, зеленые, дремучие
- Ребята, а каких животных жаркой страны вы знаете?
-Да , природа Африки разнообразна! А, как вы думаете , о чем говорят животные, Давайте послушаем.
-Вы, догадались, какие животные спорили? Кто из них прав?
Почему у животных окраска разного цвета? Для чего?
Модели к животным.
- Давайте поиграем в игру « А кто еще живет в Африке?»
( коллаж)
- Ну вот пока мы с вами отвлеклись , животных кто-то испугал и они убежали, оставили нам только письма, кто здесь был.( Чтение слайда)
1) полосатые, хищные …тигры
2) большие, толстокожие…бегемоты
3 )зеленые, опасные…крокодилы
4) выносливые, двугорбые…верблюды
5) огромные, сильные…слоны
6) медлительные, коротконогие …черепахи
7) быстрые, длинноногие, короткокрылые…страусы
8 )красивые, пестрые, болтливые…попугаи
9) ползающие, ядовитые, коварные…змеи
- Ой, как жарко! А вам? Давайте попьем воды. Пока мы отдыхаем, я хочу, чтобы вы вспомнили, как вести себя в природе?
ЗВУЧИТ ПЛЕСК ВОДОЕМА.
- Кого мы с вами видели? Слон-это самое большое животное.
- А кого мы не заметили?- А почему мы его не заметили сразу? Для чего ему такая окраска?
- Ребята, животные просят о помощи.
Крокодил хочет поплавать, но не знает соленая  вода или нет.
( опыт с яйцом)
Посмотрите, как жарко! И слон хочет облиться водой, но вода очень грязная. – Как мы ему поможем? (опыт).
- Мы помогли животным, и подошли к жилищу льва.
- Как называются жилища белки, медведя, лисицы?
- А вот и львенок. Давайте поздравим его.
Львенок приготовил угощение. Что в корзине? Как можно назвать другим словом?
Подведение итогов и оценка.

Капелька и снежинка в гостях у ребят

(занятие с детьми старшей группы)


Программное содержание:
– помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха;
– учить способам распознающего наблюдения;
– закрепить знания о свойствах снега, используя метод «маленьких человечков»;
– активизировать речь за счёт слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья»;
– развивать у детей творческое воображение;
– учить анализировать.
Материалы: фигурки волшебных персонажей: «Капелька» и «Снежинка»; стакан со снегом; медальоны с фигурками человечков: «Капельки» и «Льдинки», изображающих агрегатное состояние жидкости (по количеству детей); рисунки – эскизы снежинок; пустые стаканы и стаканы с мутной водой (по количеству детей); бумажные салфетки (по количеству детей).

Ход занятия.


Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель (показывает фигурку волшебного персонажа – «Капельки»): Ребята, сегодня к нам в гости пришла «Капелька воды», и она хочет вам загадать несколько загадок:
Я очень добродушна,                           Выгляну в оконце,
Я мягкая послушная,                            Лежит белое суконце.
Но когда я захочу,                                Всю зиму лежит,
Даже камень источу!                             А весной убежит.
(Вода)                                              (Снег)
Вился, вился белый рой
Сел на землю – стал горой.
(Снег)
Воспитатель:
– Ребята, «Капелька» сказала мне, что у неё для вас есть подарок. (Педагог достаёт стаканчик со снегом.)
– Как вы думаете, что находится в стакане? (Ответы детей.)
– Вы догадались о чём «Капелька» хочет с вами сегодня побеседовать?   (Ответы детей.)
– Давайте вспомним и расскажем «Капельке» всё, что вы уже знаете о снеге. (Ответы детей. Например: выпадает зимой, покрывает всю землю «белой простыней», тает весной и т.д.)
– Как можно красиво сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей. Например: белый, пушистый, искристый.)
– Какой снег бывает в морозную погоду? (Ответы детей. Например: сухой, из него плохо лепить.)
– А когда снег бывает мокрым? (Ответы детей. Например: в оттепель, из него хорошо делать снеговика, крепость.)
– Какие вы знаете разновидности снегопадов? (Ответы детей. Например: снежная крупа – очень мелкий сухой снег, снежные хлопья.)
– Какая должна быть температура воздуха, чтобы пошёл снег? (Ответы детей. (Ниже 0 0С.))
– Ребята, наша «Капелька» совсем запуталась какой же снег: твёрдый или жидкий?  (Педагог изображает на магнитной доске разные состояния воды в виде картинок с маленькими человечками. Ответы детей.))
– Ребята, вы очень помогли нашей «Капельке» своим ответом, и она вспомнила, что у неё есть сестра. Как зовут сестру «Капельки» вы отгадаете сами. (Воспитатель загадывает детям загадку.)
С неба звезды падают,
Лягут на поля,
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло!

Звёздочки холодные,

А земле тепло!

(Снежинки)

– Вот и сестру «Капельки» зовут «Снежинка».

– «Снежинка» предлагает вам рассмотреть рисунки, на которых изображены её подружки – снежинки. (Воспитатель прикрепляет к магнитной доске рисунки с изображением разных снежинок.)

– Каждая из них по-своему красива, но у всех шесть концов (граней).

– Ребята, как вы думаете, на что похожи снежинки? (Ответы детей.)

– От своих подружек наша «Снежинка» услышала очень интересную историю: однажды девочка Леночка долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать и детей с воспитателем – поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинок на рукавичке оказалась капелька воды. Где снежинки? Ребята, как вы думаете, куда делись снежинки? (Ответы детей.)

– Ребята, вы, наверное, немного устали, и поэтому «Снежинка» вместе с «Капелькой» предлагают вам встать и выполнить физкультминутку. (Воспитатель читает детям стихотворение, показывает движения, а дети повторяют их за ним.)

Капли раз, капли два Прыжки на месте.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Руки поднимаются вверх, изображая купол зонтика.

От дождя себя укрыли.

Дети садятся на свои места. Занятие продолжается.

Воспитатель:

– «Снежинка» предлагает нам посмотреть на наш  снег в стакане – он тоже тает, только медленнее, чем одна снежинка. А когда он весь у нас растает, что же случится с нашими веселыми человечками? Они превратятся в капельки, в стаканчике у нас будет вода.

– Давайте и мы с вами сейчас изобразим стаканчик со снегом. (Дошкольникам раздаются медальоны, на которых с одной стороны изображён кусочек льда, а на другой – капелька воды.)

– А сейчас мы с вами встанем в круг и возьмёмся за руки – стаканчик из стекла твёрдый, внутри снег – твёрдый, крепко держимся за руки, на медальончике изображён кусочек льда. Но вот мы внесли стаканчик в группу. У нас тепло, снег тает, и в стаканчике остаётся вода. (Дети переворачивают медальоны – на них изображены капельки.)

– Ребята, представьте, что мы вынесли наш стаканчик на мороз, на улицу. Что случится с водой? (Ответы детей. Например: она превратится в лед; вода замёрзнет.)

( Дети переворачивают медальоны – опять у всех «твёрдые человечки».)

– Какой лёд? Расскажите мне о нём. (Ответы детей.)

– Ребята, «Снежинка» хочет узнать, где ещё можно получить лёд, если на улице тепло? (Ответы детей.)

– А что случится с кусочком льда, если он будет находиться в тепле?

(Ответы детей.)

– Вот наш  снег в стаканчике тоже растаял. (Педагог показывает детям стаканчик, в котором раньше был снег.)

– Ребята, какая в стаканчике вода? (Ответы детей. Например: мутная, грязноватая и т.д.)

– Она такая потому, что снег бывает не всегда чистый. Эту воду пить нельзя без специальной очистки.

– Ребята, давайте попробуем очистить воду. Для этого каждый из вас должен взять свой стул и сесть за стол.

– Так, как находящейся в стакане воды на всех не хватит, «Капелька» просит вас очистить воду, которую она заранее приготовила. (На столе, рядом с каждым ребенком стоят два стакана: один пустой, второй – с мутной водой и лежит салфетка.)

– Возьмите салфетку и попробуйте свернуть её так, чтобы получилась воронка. Держите получившуюся воронку над пустым стаканом, аккуратно вылейте в неё воду из другого стакана.

– Какая теперь стала вода в стакане? (Она стала чище.)

– А сейчас посмотрите на салфетку, из которой была сделана воронка. Какая стала салфетка? (Грязная.)

– Ребята, мы с вами очистили воду от крупных частиц грязи, но её всё равно нельзя пить потому, что она ещё требует специальной очистки, которую мы самостоятельно сделать не сможем.

– «Капелька» и «Снежинка» очень вам благодарны за помощь, оказанную им. Они сказали мне, что все дети сегодня им помогали, хорошо отвечали, и в награду они хотят загадать вам еще несколько загадок:

Бел, да не сахар,                               Он пушистый, серебристый,

Ног нет, да идет.                                   Но рукой его не тронь.

(Снег)                                 Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь.

(Снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло!

(Лёд)

– Наше с вами занятие подходит к концу, «Капелька» и «Снежинка» хотят с вами попрощаться.

 

Юные защитники природы

Цель: Прививать любовь к Родине, желание беречь и охранять её, развивать познавательную активность у детей.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать; формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека;
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе; развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие;
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе; воспитывать любовь к художественной литературе, музыке; прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Оборудование и материал:
Торфяные горшочки, земля, лейки с водой, саженцы сосны, салфетки, фартуки для детей и воспитателя, нарукавники для детей, клеёнка на столы, перчатки для воспитателя.
Наглядно – демонстрационный материал:
Мультимедийные презентации: «Правила поведения в лесу», «Матушка Земля», медали «Юные защитники природы».
Аппаратное и программное обеспечение: телевизор (проектор), ноутбук (MS Power Point), звуки природы.
Методические приёмы: Художественное слово, игровая мотивация, беседа, отгадывание загадки, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, трудовая деятельность, использование ИКТ.
Словарная работа:
Правила поведения, питомник, саженцы.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций «Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе», «Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Ход:
Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)
Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок ,(Касаются средние пальцы)
Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)
Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки открываются).
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем? (В Мордовии). Да, ребята, наша Мордовия богата природой, скажите, что относится к природе? ( леса и поля, реки и озёра и др.) А можно назвать человека частью природы? Как вы думаете?(Да) Почему? Хотите послушать сказку? Предлагает детям сесть на стульчики (Показ презентации «Матушка Земля»)
Воспитатель сопровождает показ словами: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была матушка, и звали ее Земля.
Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо, чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать.
Мудрая матушка Земля так щедро расплескала воду, чтобы все живое могло пить ее и получить свободу. На каменный покров тонким слоем землю наложила, чтоб для большинства ее детей кормилицей Земля была и уютным домом стала. Мудрая матушка Земля Человека сотворила, чтоб помощником он верным был, защитником и другом для природы.
Воспитатель: Я - дочь матушки Земли, посланник леса и реки. Пришла к вам за помощью. Я пришла к вам не случайно, потому что только вы, можете помочь природе и детей ее спасти. Готовы ли вы помочь? Я превращаю вас в помощников природы. Теперь вы, не Тани и Вани, а капельки, тучки, цветочки, листочки. Я приглашаю вас на прогулку.
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли (шагают вместе с воспитателем),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И несколько не устали!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ой, что это? Посмотрите, что здесь произошло? Текла река по берегам волнистая, игристая да такая чистая!
Но случилась вдруг беда, и откуда, и когда? Вырос будто из земли на другом конце реки огромный завод, много труб - один отвод. Начал речку загрязнять. Что же люди теперь, не помогут бедной ей?
Но человек стал забывать, что богатства природы не бесконечны, и зачастую он берет от природы больше, чем сможет отдать ей. Книга природы открывает для нас всё, но ее могут читать только те, кто бережёт ее. Каждый по-своему любит и по-разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек. Что мы можем сделать для того, чтобы помочь реке? (выслушиваются все предложения детей)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
Игра «Огонь-друг, огонь-враг»
Воспитатель: Огонь - друг человеку, когда? Как вы думаете? (дети перечисляют). Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! А что может произойти? (пожар) Можно разводить костёр около деревьев? (Ответы детей) Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, видите, что может случиться с природой по вине человека? (Пожар) При пожаре погибнет всё: и деревья, и животные, и цветы, и насекомые, и птицы. Языки пламени уничтожат всё на своём пути. Очень трудно бороться с такими сильными пожарами, даже людям такой профессии как показано здесь, как называется эта профессия? Деревья не могут уже расти, они обгорели. С помощью техники распиливают больные деревья, расчищают место после пожара, подготавливают землю, чтобы посадить новый лес. Человек всегда может исправить свои ошибки, задуматься над своим жестоким поведением к природе. Есть такое место, где выращивают новые деревья. Это место называется питомник (воспитатель проводит словарную работу).
Совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю посадить саженцы, взамен сгоревшим деревьям. (Словарная работа) Их привезли из питомника, согласны? Давайте повяжем фартуки и наденем нарукавники. У нас есть горшочки с землёй, перемешанной с песком и саженцы. (Рассматривают саженцы).Как вы думаете, какое дерево вырастет?(Сосна) А почему вы так думаете?(Называют характерные особенности сосны) Я посажу саженцы в землю. Делаем с помощью совка углубление в горшочке. Какую часть мы помещаем в землю? (Корень) А какие ещё части дерева вы знаете? (Ствол, ветви, листья, плоды). Углубляем корень в землю, присыпаем землёй, прижимаем землю у ствола. Для чего мы это делаем? (Чтобы дерево не наклонилось, прямо росло). (По ходу посадки следующих саженцев воспитатель рассказывает детям о пользе сосны для человека). Вот и всё?! Теперь будут расти у нас саженцы, правильно, ребята? (Нет, нужно их полить, без воды деревца не будут расти). Воспитатель хвалит детей за находчивость. Правильно, вода с питательными веществами поднимается от корня к стволу, от ствола к веткам, листьям, плодам. Хотите сами полить саженцы, помочь мне? (Дети поливают саженцы в горшочках из леек). Я думаю, вы вместе с воспитателями, будете заботиться о саженцах, а когда они окрепнут, посадите их на участках детского сада или с родителями возле дома.
Воспитатель: Друзья природы составили и придумали «Правила поведения в лесу», правила о том, как человеку нужно вести себя. Мы с вами говорили, что нельзя разводить костры около деревьев. Обратите ваше внимание на экран, давайте вспомним правила (дети называют правила поведения в природе). Что случится, если люди не будут выполнять эти правила? (высказывания и рассуждения детей: Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери. Лес будет унылым, некрасивым).
Воспитатель подводит итог чтением четверостишия:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные защитники природы». Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу Землю-матушку, она вас благодарить за это будет.
Нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова:1,2,3-обернись и в детишек превратись.
Подведение итогов (дети перечисляют, что они делали на протяжении совместной деятельности с воспитателем)
Воспитатель читает стихотворение (встают в круг, держась за руки):
Давайте будем -
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как рыба – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
В конце занятия воспитатель вручает детям горшочки с саженцами.

Литература:
Кондратьева Л.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс», 2001.
Николаева С.Н. Юный эколог . «Мозаика-синтез», 1999.
Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: Илекса, 2000.

Для чего нам нужна чистая вода?

Программное содержание: Расширить знания о свойствах воды, различных её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом); о значении для всего живого. Познакомить с понятием «круговорот воды в природе», источниками питьевой воды. Прививать бережное отношение к воде. Формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её. Активизировать, обогащать словарь детей; развивать связную речь; формировать навыки составления предложений; развивать логическое мышление, познавательный интерес.
Оборудование: 2 подноса, 1 стеклянная банка, 10 стаканов, фильтрующая бумага, 2 разрезные картинки водоёма, схема круговорота воды в природе, 2 ведёрка, «комки» снега (смятая бумага), глобус, чайник, зеркальце.
Ход занятия.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель (В.). Кто это к нам стучится?
Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера — Русалки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он погибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели...
В. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой). Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному. Для этого будем использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага).
Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода стала чистой, прозрачной. Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки станут здоровыми, прилетят птицы.
Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро, собрав разные картинки (2 подгруппы детей собирают разрезные картинки озера). Раздаётся шум воды из крана.
В. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (Из рек, озёр, из-под земли.)
Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом.
Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? - Как река пополняет свои запасы?
Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар.

(В группу вносят только что закипевший электрический чайник, из носика которого идёт пар. Воспитатель подставляет к носику сухое чистое стекло, и на нём образуются капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло, опять превращается в воду.)
В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
В. А сейчас мы с вами поиграем. (Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвует Печкин.)
В. Наш круг, как и вода, может менять свою форму — вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас — частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода — жидкая, пар — газообразный, лёд — твёрдый.)
Дети загадывают загадки Печкину.
В. Вода появляется не только из крана. Как можно использовать дождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды.) Как можно использовать снег? (Вывозить на поля — он будет согревать ростки растений, а весной превратится в воду, которая пополнит реки и озёра.)
Игра «Кто быстрее?»
Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше и быстрее соберёт (у игроков завязаны глаза). Печкин предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение».
— Вода нам нужна, чтобы… (высказывания детей). И т.д.
В. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходовали воды жильцы квартиры? (Счётчики.)
Много израсходовали — много заплатили.
Мало израсходовали — мало заплатили, сэкономили деньги.
В. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете? (Дети рассказывают пословицы и загадывают загадки.)
1. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
3. Бережливость — вот лучшее богатство.
И т.д.
Печкин благодарит детей и уходит.


«Почему исчезают животные?»

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, чёрный аист, морские коровы, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4)

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?

Чтение рассказа «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.

Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

Рассказ педагога о чёрном аисте.

Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек. Каким ещё животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?

Подведение итогов

«Живая природа»

Программное содержание: Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно - следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Читаю стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете? (Солнце, воздух вода, растения, животные, птицы и т.д.)

- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

- Молодцы! Я приглашаю вас сейчас в путешествие в мир живой природы. А отправимся мы с вами в мир фауны. Ребята, слово фауна означает всё, что связано с животными. Ну что, пойдем?

Пройти по кабинету. Подойти к макету лес.

- Первая остановка – лес. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие животные живут в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

Чем питаются животные?

Как называются животные, которые едят только растения?

Как называются животные, которые едят только мясо?

Давайте вспомнить, как звери готовятся к зиме.

Как готовится к зиме заяц?

Как готовится к зиме медведь?

Как готовятся к зиме белка?

Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?

Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев?

- Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.

- Давайте пойдем дальше и подойдем к макету водоема (озера).

- Вот вторая наша остановка – озеро. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

Кто живет в воде?

Какие рыбы живут в реке?

Какие рыбы и животные живут в море?

Какое животное самое большое на земле?

Что нужно обитателям воды для жизни?

- Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

- Ну а сейчас, мы «поднимемся высоко в небо».

Подумайте и скажите:

Есть ли жизнь в воздухе?

Кто живет в воздухе?

Чем отличаются птицы от животных?

Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).

Почему птицы улетают?

Чем питаются птицы?

- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать?

А сейчас поиграем в игру «Кто где живет?» - используем «Кольца Луллия». (вызываю к столу по одному 5-6- человек).

- А теперь скажите, кто как передвигается?

Человек – ходит, птица -…, рыба -…, змея-…, кузнечик-…

- Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь -…, коза-…, свинья-…, собака-…, кошка-…, змея-…, курица-…, лягушка-…, комар-…, жук-…, кукушка-…, ворона-…

- Кто как есть?

Собака кость грызет, кошка молоко…, коза траву…., курица зерно…, корова сено…, белка орешки…

Молодцы, ребята, наше занятие окончено.


"Экологическая пирамида"

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

ВОСПИТАТЕЛЬ:
« Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала»

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

ДЕТИ: О весне.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

ДЕТИ: Дошла. Апрель.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

ДЕТИ: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синем, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

ДЕТИ: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

ДЕТИ: Не хватает солнца, воды, тепла.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

ДЕТИ: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим птиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: АК если мы перестанем это делать? Что произойдет?

ДЕТИ: Все завянет и погибнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?

ДЕТИ: Лес.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы так решили?

ДЕТИ: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

ДЕТИ: Тепло, свет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?

ДЕТИ: Солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

ДЕТИ: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

ДЕТИ: Насекомых.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

ДЕТИ: Птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

ДЕТИ: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать насекомых?

ДЕТИ: Некому будет опылять растения.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать растения?

ДЕТИ: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотим мы этого?

ДЕТИ: Нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету»


«Зимние гости»

Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелётные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас весёлым щебетанием, всё равно это прекрасно (показывает детям фото или картинку с изображением снегиря). Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? Дед Знай прислал нам рассказ о снегире. Послушайте.
«У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири-мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули – и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках …»

А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь – птица … (зерноядная). Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдёте под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

Воспитатель (показывая фото или картинку с изображением свиристели). Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения она не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию): птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Кто из вас сравнит внешний вид свиристели и снегиря? Вспомните, где вы видели этих птиц? Подумайте, и ответьте, почему их так называют снегирь и свиристель? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста (фото). Вот что рассказывает о нём дед Знай.
«Клёст – большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держаться стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? (воспитатель вместе с детьми рассматривают фото, обращая их внимание на клюв, и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу). Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки после того, как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой».

Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им «трепать» шишки? Что особенного в поведении птиц зимой? А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая – семенами, и обосновать своё мнение.

В конце занятия дети вместе с воспитателем формулируют правила отношения к птицам. Нельзя разорять гнёзда. Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них. Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

Конспект НОД «Происшествие в зимнем лесу»

    Программные задачи: формировать у детей представление о лесе, как о доме для всех его обитателей, сообществе живой и неживой природы, в котором все нужны друг другу. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, от которых зависит жизнеспособность и красота природы. Продолжать воспитывать интерес к жизни лесных обитателей, сезонным изменениям в природе. Уметь передавать в лепке характерные особенности строения и характера животных, закрепить технические навыки.

    Оборудование: макет «Зимний лес» -тестопластика, материал для лепки.

     -Ход-

-Здравствуйте ребята, я- бабушка Ульяна. Мы уже встречались. Сегодня я хочу загадать вам загадки:

1. Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик,

Серебристая пушинка,

Шестигранная…

2. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой,

И теперь под Новый год

На реке мы видим…

3. Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц,

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья…

Молодцы!

В какое время года мы можем встретить все эти отгадки? А сейчас что? Расскажите о зиме. Что вы о ней знаете?

   Правильно, зимой выпадает снег, становится холодно, совсем нет насекомых, многие птицы улетели на юг, животные утеплили шубки, а некоторые впали в зимнюю спячку и тд.

      А вы любите зиму? Давайте поднимем всем настроение, поиграв в весёлую игру…

                          Физминутка «Зимние забавы»

А теперь я приглашаю вас прогуляться… подходят к макету.

-Вот здесь у нас уголок зимнего леса. Посмотрите внимательно, что вы видите? (снег, деревья, сугробы) А что вы видите на снегу? (следы)

Посмотрите, а ведь сугроб к которому ведут вот эти следы необыкновенный. Что это за углубление в нем? Кто живет в этой норе? А как лиса делает свой дом?

Посмотрите здесь ещё какие-то следы. (Птичьи)

Каких птиц мы можем встретить в лесу зимой? Чем они питаются? А почему нет стрижей, трясогузок и др.?

А что это за чешуйки под деревом? кто шелушил шишки? (Клест, дятел)

А кто из животных мог разгрызть эти шишки? Чем ещё питается белка зимой?

Здесь следы чуть крупнее лисьих. Чьи они? Сделал ли волк запасы на зиму? Что делает волк зимой?

Смотрите под корягой большой сугроб, а отверстие совсем маленькое и следы к нему не идут. Кто же там? Как называется жилище медведя? Как он его делает? Как называется отверстие вверху берлоги? А почему нет следов?

     А это чьи интересные следы? (заячьи)

 Куда ведут его следы? (заяц запутал след)

 

-Ребята, а где же все звери и птицы? В лесу совсем пусто…

                  Звучит тревожная музыка с усилением громкости

                     Появляется Снежная Королева

-Я уверена что вы меня узнали. Да я С.К. Хотитите знать зачем я прилетела к вам? Мне стало тесно в своём царстве, я хочу увеличить свои владения…А сколько здесь места, какой простор, но здесь растет лес, кому он нужен! Я заморожу лес уничтожу его! Здесь будут мои владения! Снежная пустыня! Только снега и холодные северные ветры!  Всех птиц и зверей я уже прогнала! Теперь только деревья мешают…

   -Почему вы так испуганно смотрите на меня? Кто сказал что нельзя этого делать? Почему? Ну что такого случиться, даже если все леса уничтожить? (ответы детей)

-Вот значит как! Если не будет леса, то не станет кислорода… Значит не только звери и птицы но и я без леса жить не смогу!? А может лес прожить без птиц и животных? Почему?

 Что же я наделала?! Всех зверей прогнала. Хорошо, что вы меня вовремя остановили. Я хочу исправить свою ошибку. В моём волшебном зеркале я видела, что вы из пластилина творите чудеса, не хуже чем я.

 Давайте сделаем много птиц и животных и заселим этот лес.

2 часть.

Подумайте кого будете лепить. Вспомните как.

                       Звучит спокойная музыка

                                       Дети лепят

Готовые работы ставят на макет леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент рабочей программы воспитателя подготовительной группы по реализации темы «Живая природа. Птицы»

Целью данной работы является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,  обеспечивающих  социальн...

конспект НОД "Тайны живой природы"

занятие направление на умение устанавливать причинно-следственные связи в природе...

Диагностическая карта по теме «Живая природа нашего края» для детей старшего дошкольного возраста.

карта предназначена для проверки знаний детей подготовительной к школе группы....

Рекомендации родителям по теме «Живая природа»

Цель: закреплять знания о деревьях, животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....

НОД конспект по теме "Живая и "неживая" природа".

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Живая и неживая природа»Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.Задачи:Образова...

Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая природа, растения как живые организмы»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи:1) Формировать представления детей о том, что в природе...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Живая природа Таврического района» в подготовительной группе

Цель: систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края....