Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет («Путешествие по реке времени»)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Представлена непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии Н.А. Коротковой «Река времени» по теме "От древности до наших дней" для детей старшей группы комбинированной направленности. Целью является актуализация знаний об истории возникновения письменности, возникновения книги, упорядочение временных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_istoriya_knigi_2023.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
с использованием инновационных педагогических технологий
для детей 5 – 6 лет
(«Путешествие по реке времени»)
Тема: От древности до наших дней: рождение книги.
Культурная практика: познавательно – исследовательская деятельность.
Культурно-смысловой контекст: заполнение панно «река времени».
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: создание в воображении детей представлений об истории возникновения книги от прошлого к настоящему посредством образов исторических эпох, используя «метки» - символы материальной цивилизации в познавательной деятельности.
Задачи: узнать об истории появления печатных книг через «остановки»: «древность» - «старина» - «наше время» и материале, из которого их делали; анализировать и закреплять иллюстрации на панно «река времени»; координировать речь с движениями;
внимательно слушать и выполнять задания в работе с иллюстрациями; проявлять интерес к работе с таблицей «река времени», умение дополнять ответы товарищей при необходимости, умение работать в группах.
Формы образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность.
Предполагаемый результат: дети могут, используя исторические метки, заполнить панно «река времени», узнать историю появления печатных книг.
Оборудование: презентация «История возникновения книги» (или картинки слайдов), панно «река времени, иллюстрации книг разных временных этапов для заполнения панно, надписи: «древность», «старина», «настоящее», «будущее», клей.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Вводная часть Мотивационный этап. Организационный, сюрпризный момент. | Приглашение к деятельности. -Это наша замечательная корзина! Что в ней? Отгадайте: В них живут рассказы, сказки, Загадки, стихи, раскраски. Все девчонки и мальчишки Любят их. Ведь это... (книги). - Для чего нам нужны книги? - Из чего книга сделана, из каких частей состоит книга? Словесная игра «Добавь словечко». Есть у книжицы одёжка, Называется - …. (обложка). Наши книги – не просты, По порядку в них …. (листы). Чтобы никому не сбиться, Нумерованы…. (страницы). Все они наперечёт, Их скрепляет…. (переплёт). Книги есть в саду и дома Из бумаги и ….(картона). Книга – это мудрый труд, Дети книги….(берегут). - Вы знаете, всегда ли книги были красочными, яркими? - Предлагаю отправиться в путешествие на очень много лет назад, но прежде предстоит выполнить следующее задание. | Коммуникативная Познавательная. Коммуникативная. Познавательная. Игровая. | Обнаруживают корзину, внимательно слушают загадку, рассуждают, отвечают на вопросы. Проявляют интерес с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента. Рассматривают книгу. Уточняют материал, из которого изготовлена книга. По смыслу в рифму называют слова, из каких частей состоит. Вступают в диалог. |
Постановка детской цели. | В корзине также листы с надписями: «древность», «старина», «наше время» - Распределите данные надписи на панно «река времени». С помощью вопросов выясняется у детей, что предстоит сделать. - Интересно, ребята, а на чем мы с вами отправимся в прошлое? | Коммуникативная. | Дети читают надписи, рассуждают, высказывают предположения. Формулируют ответы, отвечая полным предложением; погружаются в проблемную ситуацию. Понимают цель занятия: узнать историю книги. |
2. Основной этап Актуализация знаний Сортировка и закрепление мелких картинок с различными книгами на панно «река времени». Вывешивание таблицы на стене группового помещения. | - Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в древность. «Раз, два, три, машина времени лети, в древность нас всех отвези!». Слайд 2. Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита. Слайд 3. Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, свои приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу. И они рисовали на камнях, в пещерах. Так выглядела первая книга? А была она КАМЕННОЙ. -Отправляемся дальше. «Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!». Слайд 4. Эта остановка «Старина» Слайд 5. Люди стали писать на глиняных дощечках. Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буквы, значки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Появилась ГЛИНЯНАЯ книга. Такие книги дошли и до наших дней. Слайд 6. Позже появились книги из ПАПИРУСА. Папирус – речной тростник с высоким, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. Слайд 7. В Греции появилась книга из ПЕРГАМЕНТА – пергаментная книга, она уже была похожа на нашу с вами современную книгу. На одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. Писали её от руки несколько лет. Были они очень дорогие. Слайд 8. На Руси писали на БЕРЕСТЕ. Что такое береста? БЕРЕСТЯНАЯ книга. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Слайд 9. Считается, что изобрёл бумагу китайский ученый. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили почти пять столетий. Слайд 10. Позднее появились бумажные книги, и они были рукописными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Слайд 11. В начале в Германии, а затем в Москве была построена первая книгопечатня, а первым печатником стал Иван Фёдоров. -Продолжаем путешествие. «Раз, два, три, машина времени лети, в наше время нас всех отвези!». Слайд 12. Эта остановка «Наше время» Слайд 13. Вот мы и попали в настоящий мир, в наше время: здесь современные книги, аудиокниги и электронная книга. Вот какой долгий путь проделала наша книга. Физминутка. Открывай скорее книжку! В книжке мошка, мышка, мишка, В книжке мячик круглый бок: вверх-вниз, прыг-скок.! Киска в книжке близко-близко. На цветной картинке киску Долго глажу я рукой – Ведь у киски мех такой! - Почему книгу называют источником знаний? Какие пословицы о значении книг в жизни человека вы знаете? Книга – дорога в мир знаний. Кто много читает, тот много и знает. Хорошая книга – лучший друг. С книгой поведешься – ума наберешься. Золото добывают из земли, а знания — из книги. Книга лучший подарок. Будешь книги читать — будешь все знать. Одна книга тысячу людей учит. Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает. - Задание: расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», иллюстрации книг, соответствующие определенному историческому времени. Дети рассматривают и выбирают иллюстрации. Задание по подгруппам. - Вот какой сложный путь прошла книга, чтобы мы её увидели такой, как сейчас. И нам надо беречь книги, аккуратно читать и ремонтировать по необходимости. Вспомним книги из разных временных этапов: Книга на камне – каменная книга, Книга на глине – Книга на пергаменте – Книга на бересте – Книга бумаге – Книга на картоне - | Коммуникативная. Познавательная. . Двигательная. Познавательная. Коммуникативная. Коммуникативная. Познавательная Коммуникативная. Познавательная. | Проговаривают слова. Просматривают слайды презентации, слушают, проявляют интерес. Отвечают на вопросы. Проговаривают слова. Произносят слова для путешествия. Выполняют движения соответственно текста. Отвечают на вопросы, доказывают значение книги. Называют пословицы. Выбирают иллюстрацию книги, поясняя его характеристики. Определяют, к какому историческому времени относится. Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей. Работают по подгруппам. Рассказывают о распределении книг на панно. Закрепляют полученные знания. Образовывают слова, прилагательные. |
3. Заключительный этап. Осмысление. (рефлексия) Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. | - Что вы делали? Для чего вы это делали? Какое задание вам больше всего понравилось? - У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Это время называется – будущее. Предлагаю вам самим дома подумать и создать свою книгу будущего, которую мы потом расположим на нашем историческом панно. | Коммуникативная. | Радуются проделанной работой. Рассуждают, объясняют свой ответ. Дома самостоятельно создают книгу будущего. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОРОТКОВОЙ Н.А. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Представлено ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ КОРОТКОВОЙ Н.А. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»для старшей и п...
Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)
Технологическая карта НОД по развитию речи составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии использов...
Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий (мнемотехника) в подготовительной группе комбинированной направленности.
Заучивание стихотворения «В лесу» Н. Саконской с использованием мнемотаблицы....
Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет (игровые технологии). Тема: "Дикие животные зимой"
Тема: Дикие животные зимой.Культурная практика: познавательная деятельность. Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формиро...
Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.
Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....
Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет ( технология активных методов обучения В.В. Давыдова)
Тема: Геометрические фигуры. ЗакреплениеКультурная практика: познавательная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие.Цель: соверш...