Проект «Мир вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
Проект
«Мир вокруг нас»
Группа №5 (5-6 лет)
Воспитатель: Гизатулина В.В.
п. Рефтинский
2021
Паспорт проекта
Срок реализации: Май 2021 г.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: педагог, дети группы (5-6 лет), родители.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Актуальность проекта:
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Любовь и уважение к родной природе, родному поселку является важнейшей составляющей в воспитании детей. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.
Цель проекта: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи проекта:
- Стимулировать интерес воспитанников к исследовательской и проектной деятельности;
- Способствовать развитию навыков способности формулировать собственное мнение и умения защищать результаты своей исследовательской и проектной работы;
- Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и расширению интеллектуального кругозора воспитанников;
- Создать условия для поддержки одаренных детей.
Содержание работы над проектом по этапам.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | |
| Педагога с детьми | Педагога с родителями |
I ЭТАП | - подбор иллюстративного материала по теме проекта; -Подбор художественной литературы; - Подбор дидактических игр по теме проекта; - Оформление уголка «Мир природы» в группе. | -Консультация для родителей «Растения п. Рефтинского»; -«Экологическое воспитание в семье»; - Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления); - Побуждение к выполнению совместной работы с детьми рисунков «Мир вокруг нас». |
II ЭТАП | Понедельник Беседы с детьми по темам: «Деревья нашего края», «Если бы не было растений».
Вторник
«Наблюдение за деревьями»
Среда
Четверг
Пятница Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы
| Информационные стенды для родителей
Рисование: «Растения нашего поселка»
Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».
|
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Понедельник
Беседы с детьми по темам:
«Деревья нашего края»
Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории детского сада. Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.
«Если бы не было растений»
Беседа включает в себя разделы:
- познавательная деятельность (Экология, ознакомление с окружающим);
- речевое развитие
- художественно- эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие)
Задачи:
Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Вторник
- Физкультминутка
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Наблюдение на прогулке:
«Наблюдение за деревьями»
Цель: Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.
- наблюдение за деревьями на прогулке.
- просмотр: энциклопедии, картинки с описанием.
Ход прогулки:
Послушайте загадку: Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. ( дерево )
На территории детского сада много деревьев. Зачем они нужны? (защищают от ветра и солнца )
Деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый и выхлопные газы, ведь наш детский сад находится рядом с автомобильной дорогой, поэтому без деревьев мы задохнулись бы от пыли, дыма, угарного газа.
Давайте мы с вами подойдём поближе к деревьям.
1. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
А что такое красные кораллы? Это плоды рябины. «Платье потерялось, ягодки остались».
Рябина – невысокое дерево, высотой 4-5 м. Ягоды созревают в сентябре. Ими питаются зимующие птицы. Ягоды горькие, но когда наступят холода, приобретают сладкий вкус.
2. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной,
А когда наступит осень
Он красавец молодой
Весь зальётся солнцем
И станет покорять своею красотой. (Клен).
Клён – желанный гость всех улиц и парков города. Чем отличается клён от других деревьев? ( Каждая веточка раздваивается вилкой, почти напротив друг друга )
- Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт?
Снег же тот не тает
В воздухе летает? (Тополь).
Тополь – очень высокое дерево, хорошо очищает воздух, поэтому его сажают вдоль дорог.
- Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена. (Берёза).
Народ с любовью её называет берёзонькой белоствольной, кудрявой.
Много о ней сложено песен, стихов. Берёзовый лес красив во все времена года. Чем отличается берёза от других деревьев?
Давайте вспомним части дерева: ствол, ветки, корень, листья.
Теперь подойдите к кустарнику, посмотрите есть ли ствол? ( нет ) В этом отличие кустарника от дерева.
Ствол дерева покрыт корой. Для чего нужна кора? (защищает от ветра, холода, дождя) Как зимует растение? Деревья сбросили с себя листья, стоят голые, все в снегу. Зимой они не питаются, не растут, а как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растению.
Почки зимой закрыты, а весной, с наступлением тепла, почки набухают и раскрываются.
Давайте срежем несколько веточек сирени и принесём их в группу для наблюдения.
- Беседа «Мы - друзья природы»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать знания детей о растениях и деревьях;
-активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие особенности деревьев и растений;
-выявить качество и свойство дерева с помощью опытно-экспериментальной деятельностью.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
-развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
- Чтение произведений художественной литературы по теме:
«Золотой луг» М. Пришвин.
СРЕДА
- Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.
Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях кустарника сирени, учить видеть красоту ярких красок весны.
Задачи:
Образовательные: познакомить со строением сирени, чтение стихотворений о сирени;
изучить форму и цвет листьев и цветов у сирени, среду, где растет;
устанавливать причинно-следственные связи, пополнять словарный запас детей;
учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением сирени, чтение стихотворений, разгадывание загадок, разучивание словесных игр.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Дети, сегодня на прогулке мы будем знакомиться с очень красивым кустарником, сейчас он цветет. Послушайте загадку и отгадайте, о каком кустарнике идет речь?
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний
Пахуч и нежен цвет
Красавицы …(сирени)
Воспитатель: правильно, ребята это сирень. Вдохните аромат сирени. Почувствуйте, какой волшебный запах она издает!
Воспитатель: Какая она? (душистая).
Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова. Листочки пышные, ярко-зеленые с прожилками и похожи на сердечки. Листочки кустарника остаются зелеными до поздней осени.
Дети, подойдем ближе к кустику. Сирень – это кустарник. Ребята, кустарник отличается от дерева. У кустарника нет ствола, а у дерева есть ствол.
Кусты сирени встречаются в парках, садах, вдоль дорог. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны, кажется, что весна окунулась в их душистое море.
Послушайте красивую легенду о сирени. Давным-давно могущественные божественные силы прогневались на людей. Дожди лились дни и ночи, не останавливаясь даже на миг. Озёра вышли из берегов, переполнились реки, начался страшный потоп, он все смывал на своем пути.
Перепуганные люди бросились в горы, они надеялись спастись на вершинах. Вода поднималась всё выше и выше, вот уже самая высокая гора скроется под водой. Чтобы спасти народ, молодой пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. Он кинулся в воду с мольбой о сострадании. Бог сжалился, перестал литься дождь, вода спала, люди были спасены. Бог и смелого пастуха оставил в живых. На земле вокруг появились заросли зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями лилового и белого цвета. Это и была сирень.
Воспитатель: обратите внимание, кустики сирени просто усыпаны цветами. Цветочки бывают розовые, белые, сиреневые. Они похожи на кисти или на гроздья. На одной кисти расположено много-много маленьких цветочков, которые напоминают миниатюрные колокольчики. Эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия.
Она кустиком растёт
И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает,
Белым цветом расцветает.
Её цветки душистые
И четырёхлучистые.
Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка, но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более.
В народе считается, что, если найдешь цветок с пятью лучиками, значит, будешь счастливой. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой сирени они встречаются гораздо реже.
Существовал обычай, кто находил такой цветок, засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье.
Воспитатель: Давайте попробуем найти цветочек с пятью лепестками и загадаем желание.
Ребята, кто из вас вспомнит стихотворение о сирени.
Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат,
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же прекрасна сирень!
Рефлексия:
Какие деревья и кустарники произрастают на нашем участке?
Чем отличается кустарник от дерева?
С каким кустарником сегодня познакомились?
Какого цвета бывают цветочки у сирени?
- Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
- Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова.
ЧЕТВЕРГ
- Дендротерапия.
Дендротерапия – это метод лечения и профилактики различных заболеваний с использованием полезных свойств деревьев, которые обладают широким спектром лечебного действия: благоприятно воздействуют на психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, способны успокаивать головную боль и нейтрализовать вред стрессовых факторов.
Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепить духовные и физические силы ребенка, помогать восстановить энергию.
- Чтение: «Березка» А. Прокофьев.
- Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»
Цель: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе).
- Консультация (буклеты) для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»
Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- бросать горящие спички и окурки;
- употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
- оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
- оставлять бутылки или осколки стекла;
- разводить костры в местах с сухой травой;
- выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
ПЯТНИЦА
Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы «Растительный мир нашего поселка».
Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции. Расширение знаний о живой природе, развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе. Дать элементарные навыки работы с микроскопом.
Задачи:
-познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом.
-организовать детское экспериментирование с микроскопом;
- закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
- обогащать детей новыми, интересными знаниями;
- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
- познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале.
Материал: картинки с изображением растений, растущих в поселке Рефтинском, мелодии леса, гербарий – листья деревьев, семена разных растений, микроскоп.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Рады приветствовать Вас на нашей викторине. Тема игры – «Растительный мир нашего поселка». Сегодня соревнуются команды – «Ягодка» и «Берёзка». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.
Хочу представить наше жюри : самый главный друг природы – доктор Айболит и его помощники, Зайчик и Мишка. Также поприветствуем наших гостей!
1. Приветствие команд
2. Разминка (вопросы задаются командам поочерёдно)
Назови одним словом:
Яблоня, липа, дуб, берёза – это… (деревья)
Сирень, смородина, шиповник, черника, - это (кустарник)
Подорожник, одуванчик, шалфей, лопух – это … (травы)
Тюльпан, пион, ромашка, ландыш – это (цветы)
Ель, берёза, шиповник, роза, астра, мята - это …. (растения)
Подорожник, пижма, ирис, дуб – это … (растения)
3. Конкурс команд
Каждой команде выдаётся поднос с листьями разных деревьев. Дети должны правильно назвать деревья. И рассмотреть строение листьев в микроскоп. Зарисовать на бумаге строение листа.
4. Конкурс загадок
Команды загадывают друг другу загадки о природе. Правильный ответ – балл.
5. Конкурс «Вопрос - ответ»
-Назови любые лиственные деревья. (яблоня, груша, слива)
- Какие лечебные травы вы знаете? (подорожник, череда, мята, шалфей)
- Назовите плодовые деревья. (яблоня, груша, вишня)
- Назовите хвойные деревья. (ель, сосна, пихта)
- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель или ствол, листья, цветы и плоды)
- Какая часть растения выделяет кислород? (листья)
- Какое лекарственное растение любит расти у дорог? (подорожник)
- Как по внешнему виду дерева определить время года?
- Растения – живая или неживая природа? Почему?
6. Физминутка для всех «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.»
6. Конкурс команд «Четвертый лишний»
Командам даются карточки с изображение различных растений. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.
-клён, рябина, ель, тюльпан.
-смородина, шиповник, сирень, тополь.
7. Последний конкурс на знание правил поведения на природе.
Каждый правильный ответ – балл.
Например: не шуметь. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не разорять птичьи гнёзда, муравейники. Не мусорить и т. д.
Подведение итогов.
Рефлексия
- Какие хвойные деревья растут в нашем краю?
Елка, сосна, кедр. (Никита Караулььных.),
- Какие лиственные деревья растут в нашем краю?
Береза (Люда.), Осинка (Вероника Е.),
Рябинка (Ксюша.)
Осинка (Полина Б)
- Что такое лес?
Где животные живут (Вероника В.)
Это такая красота (Саша К.)
Какую пользу приносят деревья людям? Зверям и птицам?
Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух (Каролина)
Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. (Никита Куприянов.) Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда. (Данил Ч.)
А Айболита мы обязательно пригласим к нам еще в гости. А пока всем до свидания, до новых встреч!
Выводы:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Поселок Рефтинский красивое место , с разнообразным растительным миром.
Природа поселка Рефтинского удивительно разнообразна и не перестаёт удивлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_05.2021.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
Проект
«Мир вокруг нас»
Группа №5 (5-6 лет)
Воспитатель: Гизатулина В.В.
п. Рефтинский
2021
Паспорт проекта
Срок реализации: Май 2021 г.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: педагог, дети группы (5-6 лет), родители.
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Актуальность проекта:
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Любовь и уважение к родной природе, родному поселку является важнейшей составляющей в воспитании детей. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения.
Цель проекта: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи проекта:
- Стимулировать интерес воспитанников к исследовательской и проектной деятельности;
- Способствовать развитию навыков способности формулировать собственное мнение и умения защищать результаты своей исследовательской и проектной работы;
- Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и расширению интеллектуального кругозора воспитанников;
- Создать условия для поддержки одаренных детей.
Содержание работы над проектом по этапам.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | |
Педагога с детьми | Педагога с родителями | |
I ЭТАП | - подбор иллюстративного материала по теме проекта; -Подбор художественной литературы; - Подбор дидактических игр по теме проекта; - Оформление уголка «Мир природы» в группе. | -Консультация для родителей «Растения п. Рефтинского»; -«Экологическое воспитание в семье»; - Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления); - Побуждение к выполнению совместной работы с детьми рисунков «Мир вокруг нас». |
II ЭТАП | Понедельник Беседы с детьми по темам: «Деревья нашего края», «Если бы не было растений». Вторник
«Наблюдение за деревьями»
Среда
Четверг
Пятница Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы | Информационные стенды для родителей Рисование: «Растения нашего поселка» Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа». |
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Понедельник
Беседы с детьми по темам:
«Деревья нашего края»
Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории детского сада. Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.
«Если бы не было растений»
Беседа включает в себя разделы:
- познавательная деятельность (Экология, ознакомление с окружающим);
- речевое развитие
- художественно- эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие)
Задачи:
Расширять представления детей о природе родного края. Учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы. Развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Вторник
- Физкультминутка
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Наблюдение на прогулке:
«Наблюдение за деревьями»
Цель: Развивать умение детей замечать изменения в жизни деревьев: лопаются почки, появляются листочки, береза цветет. Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Активизировать словарь: почки, сережки, листочки нежные, молодые.
- наблюдение за деревьями на прогулке.
- просмотр: энциклопедии, картинки с описанием.
Ход прогулки:
Послушайте загадку: Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. ( дерево )
На территории детского сада много деревьев. Зачем они нужны? (защищают от ветра и солнца )
Деревья выделяют кислород, а поглощают углекислый и выхлопные газы, ведь наш детский сад находится рядом с автомобильной дорогой, поэтому без деревьев мы задохнулись бы от пыли, дыма, угарного газа.
Давайте мы с вами подойдём поближе к деревьям.
1. Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
А что такое красные кораллы? Это плоды рябины. «Платье потерялось, ягодки остались».
Рябина – невысокое дерево, высотой 4-5 м. Ягоды созревают в сентябре. Ими питаются зимующие птицы. Ягоды горькие, но когда наступят холода, приобретают сладкий вкус.
2. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной,
А когда наступит осень
Он красавец молодой
Весь зальётся солнцем
И станет покорять своею красотой. (Клен).
Клён – желанный гость всех улиц и парков города. Чем отличается клён от других деревьев? ( Каждая веточка раздваивается вилкой, почти напротив друг друга )
- Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт?
Снег же тот не тает
В воздухе летает? (Тополь).
Тополь – очень высокое дерево, хорошо очищает воздух, поэтому его сажают вдоль дорог.
- Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена. (Берёза).
Народ с любовью её называет берёзонькой белоствольной, кудрявой.
Много о ней сложено песен, стихов. Берёзовый лес красив во все времена года. Чем отличается берёза от других деревьев?
Давайте вспомним части дерева: ствол, ветки, корень, листья.
Теперь подойдите к кустарнику, посмотрите есть ли ствол? ( нет ) В этом отличие кустарника от дерева.
Ствол дерева покрыт корой. Для чего нужна кора? (защищает от ветра, холода, дождя) Как зимует растение? Деревья сбросили с себя листья, стоят голые, все в снегу. Зимой они не питаются, не растут, а как бы погружаются в глубокий сон. Почему? Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растению.
Почки зимой закрыты, а весной, с наступлением тепла, почки набухают и раскрываются.
Давайте срежем несколько веточек сирени и принесём их в группу для наблюдения.
- Беседа «Мы - друзья природы»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать знания детей о растениях и деревьях;
-активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие особенности деревьев и растений;
-выявить качество и свойство дерева с помощью опытно-экспериментальной деятельностью.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
-развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, физкультминутка, музыкальное сопровождение.
- Чтение произведений художественной литературы по теме:
«Золотой луг» М. Пришвин.
СРЕДА
- Наблюдение за цветущими кустарниками сирени.
Цель: формирование у детей знаний об отличительных особенностях кустарника сирени, учить видеть красоту ярких красок весны.
Задачи:
Образовательные: познакомить со строением сирени, чтение стихотворений о сирени;
изучить форму и цвет листьев и цветов у сирени, среду, где растет;
устанавливать причинно-следственные связи, пополнять словарный запас детей;
учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением сирени, чтение стихотворений, разгадывание загадок, разучивание словесных игр.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Дети, сегодня на прогулке мы будем знакомиться с очень красивым кустарником, сейчас он цветет. Послушайте загадку и отгадайте, о каком кустарнике идет речь?
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний
Пахуч и нежен цвет
Красавицы …(сирени)
Воспитатель: правильно, ребята это сирень. Вдохните аромат сирени. Почувствуйте, какой волшебный запах она издает!
Воспитатель: Какая она? (душистая).
Долго вдыхать запах сирени нельзя, потому что может заболеть голова. Листочки пышные, ярко-зеленые с прожилками и похожи на сердечки. Листочки кустарника остаются зелеными до поздней осени.
Дети, подойдем ближе к кустику. Сирень – это кустарник. Ребята, кустарник отличается от дерева. У кустарника нет ствола, а у дерева есть ствол.
Кусты сирени встречаются в парках, садах, вдоль дорог. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны, кажется, что весна окунулась в их душистое море.
Послушайте красивую легенду о сирени. Давным-давно могущественные божественные силы прогневались на людей. Дожди лились дни и ночи, не останавливаясь даже на миг. Озёра вышли из берегов, переполнились реки, начался страшный потоп, он все смывал на своем пути.
Перепуганные люди бросились в горы, они надеялись спастись на вершинах. Вода поднималась всё выше и выше, вот уже самая высокая гора скроется под водой. Чтобы спасти народ, молодой пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. Он кинулся в воду с мольбой о сострадании. Бог сжалился, перестал литься дождь, вода спала, люди были спасены. Бог и смелого пастуха оставил в живых. На земле вокруг появились заросли зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями лилового и белого цвета. Это и была сирень.
Воспитатель: обратите внимание, кустики сирени просто усыпаны цветами. Цветочки бывают розовые, белые, сиреневые. Они похожи на кисти или на гроздья. На одной кисти расположено много-много маленьких цветочков, которые напоминают миниатюрные колокольчики. Эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия.
Она кустиком растёт
И сиренево цветёт,
Правда, иногда бывает,
Белым цветом расцветает.
Её цветки душистые
И четырёхлучистые.
Отдельный маленький цветочек сирени обычно имеет четыре лепестка, но некоторые цветочки имеют пять лепестков, а иногда и более.
В народе считается, что, если найдешь цветок с пятью лучиками, значит, будешь счастливой. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой сирени они встречаются гораздо реже.
Существовал обычай, кто находил такой цветок, засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье.
Воспитатель: Давайте попробуем найти цветочек с пятью лепестками и загадаем желание.
Ребята, кто из вас вспомнит стихотворение о сирени.
Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат,
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же прекрасна сирень!
Рефлексия:
Какие деревья и кустарники произрастают на нашем участке?
Чем отличается кустарник от дерева?
С каким кустарником сегодня познакомились?
Какого цвета бывают цветочки у сирени?
- Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
- Чтение: «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова.
ЧЕТВЕРГ
- Дендротерапия.
Дендротерапия – это метод лечения и профилактики различных заболеваний с использованием полезных свойств деревьев, которые обладают широким спектром лечебного действия: благоприятно воздействуют на психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, способны успокаивать головную боль и нейтрализовать вред стрессовых факторов.
Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепить духовные и физические силы ребенка, помогать восстановить энергию.
- Чтение: «Березка» А. Прокофьев.
- Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»
Цель: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному, литературе).
- Консультация (буклеты) для детей других групп: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ!»
Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- бросать горящие спички и окурки;
- употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
- оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
- оставлять бутылки или осколки стекла;
- разводить костры в местах с сухой травой;
- выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
ПЯТНИЦА
Опытно- экспериментальная викторина по экологии для старшей группы «Растительный мир нашего поселка».
Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции. Расширение знаний о живой природе, развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе. Дать элементарные навыки работы с микроскопом.
Задачи:
-познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом.
-организовать детское экспериментирование с микроскопом;
- закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
- обогащать детей новыми, интересными знаниями;
- развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
- познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале.
Материал: картинки с изображением растений, растущих в поселке Рефтинском, мелодии леса, гербарий – листья деревьев, семена разных растений, микроскоп.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Рады приветствовать Вас на нашей викторине. Тема игры – «Растительный мир нашего поселка». Сегодня соревнуются команды – «Ягодка» и «Берёзка». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы.
Хочу представить наше жюри : самый главный друг природы – доктор Айболит и его помощники, Зайчик и Мишка. Также поприветствуем наших гостей!
1. Приветствие команд
2. Разминка (вопросы задаются командам поочерёдно)
Назови одним словом:
Яблоня, липа, дуб, берёза – это… (деревья)
Сирень, смородина, шиповник, черника, - это (кустарник)
Подорожник, одуванчик, шалфей, лопух – это … (травы)
Тюльпан, пион, ромашка, ландыш – это (цветы)
Ель, берёза, шиповник, роза, астра, мята - это …. (растения)
Подорожник, пижма, ирис, дуб – это … (растения)
3. Конкурс команд
Каждой команде выдаётся поднос с листьями разных деревьев. Дети должны правильно назвать деревья. И рассмотреть строение листьев в микроскоп. Зарисовать на бумаге строение листа.
4. Конкурс загадок
Команды загадывают друг другу загадки о природе. Правильный ответ – балл.
5. Конкурс «Вопрос - ответ»
-Назови любые лиственные деревья. (яблоня, груша, слива)
- Какие лечебные травы вы знаете? (подорожник, череда, мята, шалфей)
- Назовите плодовые деревья. (яблоня, груша, вишня)
- Назовите хвойные деревья. (ель, сосна, пихта)
- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель или ствол, листья, цветы и плоды)
- Какая часть растения выделяет кислород? (листья)
- Какое лекарственное растение любит расти у дорог? (подорожник)
- Как по внешнему виду дерева определить время года?
- Растения – живая или неживая природа? Почему?
6. Физминутка для всех «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.»
6. Конкурс команд «Четвертый лишний»
Командам даются карточки с изображение различных растений. Нужно определить лишнее, объяснить свой ответ.
-клён, рябина, ель, тюльпан.
-смородина, шиповник, сирень, тополь.
7. Последний конкурс на знание правил поведения на природе.
Каждый правильный ответ – балл.
Например: не шуметь. Не ломать ветки, не рвать цветы. Не разорять птичьи гнёзда, муравейники. Не мусорить и т. д.
Подведение итогов.
Рефлексия
- Какие хвойные деревья растут в нашем краю?
Елка, сосна, кедр. (Никита Караулььных.),
- Какие лиственные деревья растут в нашем краю?
Береза (Люда.), Осинка (Вероника Е.),
Рябинка (Ксюша.)
Осинка (Полина Б)
- Что такое лес?
Где животные живут (Вероника В.)
Это такая красота (Саша К.)
Какую пользу приносят деревья людям? Зверям и птицам?
Людям – шишки, листочки для работ, дарят нам свежий воздух (Каролина)
Зверям - дают им корм, дом, в дупле живет белка. (Никита Куприянов.) Птицам – отдыхают на деревьях, собирают червячков, вьют гнезда. (Данил Ч.)
А Айболита мы обязательно пригласим к нам еще в гости. А пока всем до свидания, до новых встреч!
Выводы:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Поселок Рефтинский красивое место , с разнообразным растительным миром.
Природа поселка Рефтинского удивительно разнообразна и не перестаёт удивлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.
В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...
Проект "Мир вокруг ребенка"
Проект...
Мероприятия по осуществлению проекта "Воздух вокруг нас".
Воздух вокруг нас...
Экологический проект " Мир вокруг нас". Авторы проекта: Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.
С помощью этого проекта хотелось познакомить детей с удивительным миром природы! Углубить и расширить их знания о растениях, птицах, насекомых и тд. Дать представления о некоторых природных явлениях....
Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»
ПроектТема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп...
Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...
Проект «Физика вокруг нас» Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Актуальным методом познавательного развития дошкольников является эксп...